Школа в древней греции. Система образования и воспитания в государствах древней греции

Воспитание и школы в Древней Греции

Идеи воспитания Древней Греции (8 в д.н.э.), изложены Гомером в «Илиаде» и «Одиссей». Воспитание детей поручали наставникам — старцам, их учили красноречию, знакомились с деяниями предков, богов, письму, владению музыкальными инструментами, физическому развитию, готовили искусных воинов.

Дальнейшее развитие воспитания в Древней Греции, привело к развитию полисов, в них обучение и воспитание детей берет государство на себя.

Древняя Греция — страна, состоявшая из ряда государств (полисов).

В Древней Греции, образованность считалась необходимым свойством достойного гражданина полиса. Обучение имущих слоев, государство брало на себя. Отсутствие возможности дать своим детям образование, считалось наилучшим из зол.

Школы били небольшими (20-30 учеников), чаще обучали дома, иногда на улице. Занимались дети всех возрастов, учились на протяжении всего дня с большим перерывом на обед. Каникул не было, было мало книг, знания усваивались по рассказам учителя.

Начальное образование продолжалось 6 — 8 лет. Учили чтению, письму, пению. Писали на вощенных дощечках, их скрепляли шнурками в книжечки. Писали палочкой, заостренной на одном конце.

Среди государств полиса, наиболее влиятельным была столица государства Спарта и Аттика со столицей — Афины. Спарта — авторитетное государство, жизнь спартанцев подчинена быть в постоянной военной готовности.

До 7 лет спартанец воспитывался в семье на попечении нянек — кормилец. С 7 лет мальчик воспитывался в государственном учреждении — агеллы. Здесь они учились до 18 лет. Особое знание в воспитании детей придавалось физическому воспитанию. Закаливание — учили переносить холод, голод и жажду, выносить боль, прыгать, бегать, бороться, петь. Музыка, песни и танцы носили боевой характер. Дети приобретали лишь минимальные навыки письма.

Главная цель — беспрекословное послушание, побеждать. Нравственное и политическое воспитание давалось во время специальных бесед руководителей государства с молодежью. Рассказывали о стойкости и мужестве предков. Детей приучали к лаконичной речи — четкости и краткости.

18-20 летних юношей переводили в группу эфебов. Они несли военную службу. Все воины должны быть немногословны, без дурных наклонностей, пьянство не допускалось. Девушек тоже учили быть воинственными, в случае отсутствия воинов.

Афинянине считали идеальным того человека, который прекрасен в физическом и нравственном отношении. Стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания, т.е. стремились к воспитанию всесторонне-развитой личности, но такое воспитывающее право имели только свободные (рабовладельцы, ремесленники).

До 7 лет дети в Афинах, получали домашнее воспитание, но с 7 лет, обучались в школах, а девочки — дома.

Примерно до 14 лет, мальчики обучались в школах грамматиста, фифариста, учились и в той и другой школе. В школе грамматиста обучали читать, писать. В школе фифариста — музыке, пению, декламации.

В 13-14 лет, мальчики переходили в учебные заведения — палестры. На протяжении 2-3 лет, они усваивали систему физических упражнений, которая называется пятиборье (бег, прыжки, метание диска и пр.).

Школы были частые и платные, занятия вели учителя — гидаскалы, дидактика. В школу ребенка сопровождал раб-педагог.

С 18-20 лет, дети поступали в эфебию, где получали образование, учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городах, гарнизонах изучали морское дело, участвовали в театральных представлениях.

Воспитание и образование в Древнем Риме

Ведущую роль играло домашнее обучение. Считалось что семье, покровительствует множество богов. Отец — неограниченный властитель. Семья на протяжении всей римской истории, считалась ответственной за нравственное воспитание граждан, эталоном образованности считалась Греция.

На школьное обучение, оказывали влияния греческие традиции. В Древнем Риме стремились к воспитанию всесторонне развитой личности. В то же время, римская система образования обладала своей самобытностью. Изящные искусства — искусство, пение. Основная цель воспитания — обеспечить карьеру в военном деле или в политике.

В Римской империи сложился свой тип содержания системы и методов образования. Основными считались дошкольные дисциплины (1 в.): грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, астрономия, архитектура.

Читать еще:  Какой выбрать роддом. В ожидании чуда, как правильно выбрать роддом

К 5 веку — музыка и архитектура были исключены из программы, сформировалась программа семи свободных искусств.

Низшим уровнем являлись тривиальные школы (простейшие). Учились не более двух лет. Учились девочки и мальчики примерно с семи лет, изучали грамоту, счет, знакомились с литературой. Широко применялись наказания палкой и плиткой, а также поощрения.

Учреждениями нового типа были грамматические школы. Обучались с 12-16 лет, после домашнего обучения. Обязательными были греческий язык, риторика, грамматика латинского языка, основы римского права.

Обучение было индивидуальное. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях легиона. Появились риторические школы по греческому образцу.

Яркой фигурой Римской философской педагогической мысли являлся Квинтилиан (42-118 г н.э.). Он высказывал мысль о природной доброте человека, чтобы достичь хороших результатов в борьбе с дурными наклонностями, нужно соединить природную доброту с воспитанием.

Он отрицал наказание в воспитании, т.к. считал, что наказание воспитывает рабские качества. Целью воспитания, являлась подготовка молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Вершиной образованности считалось овладение искусством оратора.

149.154.154.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Система образования и воспитания в государствах Древней Греции (Спарта,Афины).

Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Население Спарты делилось на спартиатов — господствующий класс (завоеватели), периэков — граждан имущих, лично свободных, но лишенных политических прав, и илотов — порабощенных людей, лишенных всяких прав, но оставленных завоевателями на их прежней земле, ставшей собственностью всего государства. Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые восстания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое господство. Целью воспитания было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Семилетних мальчиков забирали из семьи и помешали в специальные государственные воспитательные учреждения — агеллы, где они находились до 18 лет. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебии, затем они зачислялись в войско. Лишь с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами. Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13— 14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста. В школе грамматиста учителя, дидаскалы, обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску. В 13—14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев. Для большинства свободного населения — демоса — оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы.

4)Взгляды древнегреческих философов на воспитание и обучение. Демокрит (460 — 370 до н. э.) — один из первых философов Древней Греции, занимавшихся проблемами воспитания; считал, что воспитание ведет к обладанию тремя дарами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать».Педагогические идеи Демокрита можно сформулировать следующим образом: хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей — «микрокосмом»; родителям важно посвятить себя воспитанию детей; процесс воспитания и обучения — тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека; важным в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта; естественно прибегать к принуждению учащихся.Педагогические суждения Сократа: главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование; человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине; счастье — в устранении противоречия между личным и общественным бытием; задача наставника — в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика («повивальное искусство»); самопознание — наиболее верный путь проявления способностей человека. Платон также был учеником Сократа. Содержание школьного образования раскрыто во многих произведениях Платона: в «Протагоре», «Федоне», «Государстве», «Пире», «Федре» рассматривается сущность воспитания;в «Теэтете» излагается теория познания; в «Меноне» высказывается идея о познании как припоминании того,что душа знала до своего земного воплощения;Взгляды Аристотеля:он придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию; допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца, однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников — педо- номов; считал, что мальчиков с 7 лет должно воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда — рисование;предлагал начинать воспитание школьника с «заботы о теле», а затем «заботиться о духе», чтобы «воспитание тела способствовало воспитанию духа.

Читать еще:  Предали родные люди. Как пережить предательство: пути избавления от боли

5)Воспитание и школа в Древнем РимеВедущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В так называемую эпоху царей уже сложились крепкие традиции семьи, дома как ячейки общества и воспитания. Дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. первые попытки создания учебных заведений относятся к 449-му г. до н. э. Занятия проводились частными лицами на форуме — в месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и рабов-педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться на форум. Уже на заре римской истории греческая образованность почиталась как эталон. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

6)Образование и школа в Западной Европе в ср векаРазвитие школьного образования в Западной Европе в XVII в.шло в тесной связи с социальными и экономическими процес-сами, происходившими в обществе. Зарождение индустриаль-ного общества требовало создания новых типов школ, поиска новых подходов к образованию. В начальных школах изучалось письмо, чтение,церковное пение. Профессиональный уровень учителей, работающих в начальной школе, был крайне низок. Как правило, учителями становились случайные люди: солдаты, школяры и др. Средняя школа повышенного типа была представлена гимна-зиями, дворцовыми, грамматическими и латинскими школами.Программы средних школ постепенно усложнялись и обогащались.На развитие начальных и средних школ оказывала большое влияние Церковь, которая фактически являлась духовным и организационным центром школьного образования. Начиная с XVI в. в Германии на базе латинских школ открываются гимназии — средние школы с 8—10-летним курсом обучения, действовавшие на основе классно-урочной системы.

7)Деятельность советских УЗ. 9-16В. Университеты как центры ср вековой культуры,образования и науки. Начиная с XII века, появились первые университеты. Название пошло от латинского слова «универсум», т.е. сообщество. Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить указ о своем создании. дипломы университетов признавались всем католическим миром. Получивший диплом человек мог преподавать и работать в любой католической стране. Обучение начиналось с особого, подготовительного, факультета, где преподавались знаменитые «семь свободных искусств».. Преподавание шло на латинском языке. Основными формами обучения в средневековом университете были лекция и диспут.

Система образования и воспитания в государствах Древней Греции (Спарте и Афинах);

Как и в культуре цивилизаций Древнего Востока, первоначально обучение и воспитание подрастающего поколения в этот период проходило в домашних семейных условиях под руководством опытных наставников.

Одним из первых письменных источников нашего знания о провесе воспитания в этот период считаются произведения Гомера, который описал в своих произведениях воспитания некоторых своих героев (например, Ахилла в «Илиаде» — одного из храбрейших героев, предпринявших поход против Трои. В произведениях Гомера:

определялись нравственные устои и традиции античного общества;

определялось отношение гражданина к обществу, к семье, к почитанию богов,

главной из этнических ценностей воспитания была любовь к свободе, родине.

II. Воспитание в условиях античности

В античный период развития ведущее положение в развитии Греческих земель региона занимали два государства — Спарта и Афины. Системы воспитания, которые существовали в данных государствах, их специфика определялись особенностями их политического устройства, географическим положением, то есть тем, что сегодня именуют геополитическими условиями.

Читать еще:  Можно ли встречаться с троюродной сестрой. Можно ли женится четвероюродным брату и сестре

Общее в воспитательных системах Афин и Спарты:

Древние Спартанцы и Древние Афиняне очень ответственно подходили к вопросам создания семьи и воспитания молодого поколения.

В обоих государственных образованиях считали, что супружество преследует две цели: государственную и семейную.

Государство активно вмешивалось в личную жизнь граждан и требовало от них ответственного отношения к обязанностям гражданина: создать семью и воспитывать детей.

Однако необходимо отметить, что степень участия государства в воспитании молодого поколения в этих странах была различна.

В Афинах социальное устройство имело черты демократизма. Поэтому цель воспитания личности заключалась в воспитании и образовании личностей, которые будут достойно управлять государством.

Поэтому перед государством и педагогами стояла задача всестороннего развития духовных качеств и физических сил ребенка. Афинянин должен был соединять в себе все возможные добродетели внешней и внутренней красоты человека.

Государственный аппарат через законы и пропаганду нравственных устоев жизни создавал атмосферу нетерпимости к людям, безответственно относящимся к своим гражданским и семейным обязанностям. Холостяки, не создавшие семью к 35 годам, были, по сути, изгоями общества.

Детей должны были воспитывать родители и нести ответственность перед обществом за их воспитание. Человек, безответственно относящийся к воспитанию детей, чувствовал себя неуютно. Наоборот, слава ждала родителей, воспитавших достойных граждан.

В Афинах судьбу ребенка определял отец: если отец не признавал ребенка, то его просто выкидывали из дома, что было равносильно смертному приговору.

Воспитывались Древние Афиняне в соответствии со своими культурными традициями: основной упор делали греки на воспитание достойного гражданина своего государства.

Афиняне были воспитаны на произведениях Гомера.

До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4–5 лет они находились под присмотром раба – педагога. (В переводе с греческого «пайс» означает «ребенок», «аго» – «веду за руку». Позднее слово «педагог» приобрело значение «вести человека по жизни» и стало обозначать профессию наставника, учителя).

7 – 16 лет дети поступали в школу 1 ступени: школа грамматиста, в которой обучение письмо, счет, чтение; и школу кефариста: литература, искусства (рисование), музыкальное образование. С 14 лет мальчик одновременно посещал гимнастическую школу — палестра, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья.

Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ. Это, прежде всего гимнасий — для юношей 16–18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. Содержание обучения преследовало цели дальнейшего совершенствования в гимнастических упражнениях и гимнастике ума.

Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии, целью которого была военная подготовка.

Характерной тенденцией афинского образования, сложившейся к VI в. до н. э., стал процесс становления и развития философских школ, которые давали возможность практиковаться в общественно-политических и философских дискуссиях будущим политикам.

Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома – гинекее.

государство также создавало невыносимые условия жизни для не выполнивших свой общественный долг мужчин, то есть не создавших семью в положенное время.

Но в Спарте, в отличие от Афин, государство брало на себя заботу об обучении и воспитании детей, как мальчиков, так и девочек, тоже с 7 лет.

В Спарте участь ребенка определял не отец, а старейшины города.

Ни религия, ни мораль, ни право не осуждало эту жестокую практику детоубийства.

В школах – агеллы (7 – 14 лет): 1. военная подготовка, 2. навыки грамоты и счета, 3. музыка, танцы;

В Афинах молодые люди были переполнены гордость и любовью к родине и сознательно готовы были умереть во имя прекрасной Родины. У

Как свидетельствуют историки: город Спарта никогда не был захвачен врагами, хотя и не имел оборонительной стены. Александр Македонский не рискнул брать штурмом город Спарту. У греков бытовало мнение, что Спарту можно захватить только тогда, когда будут мертвы все свободные граждане государства.

Источники:

http://studopedia.ru/20_93345_vospitanie-i-shkoli-v-drevney-gretsii.html
http://megalektsii.ru/s2446t1.html
http://studopedia.su/18_140906_sistema-obrazovaniya-i-vospitaniya-v-gosudarstvah-drevney-gretsii-sparte-i-afinah.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector