Сказки-шумелки — это интересно!!! Педагогический проект «Музыкальные сказки — шумелки

Творческий проект Сказки-шумелки

Пояснительная записка
Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Игры со звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения.
Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть.
Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.
Проект «Сказки-шумелки» осуществляется как увлекательная игровая музыкальная деятельность, направленная на активизацию речевого общения, постижение мира звуков. Сказки-шумелки – это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей дошкольного возраста. Интегрированный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, ритмический и тембровый слух, творческие способности, навыки общения, эмоциональный мир ребёнка.
Авторами многих сказочек являются Сергей и Евгения Железновы, аудиопособия которых из серии «Музыка с мамой» успели полюбить многие родители.
Паспорт проекта
1 Название проекта Сказки-шумелки2 Разработчик проекта Крюкова Нина Вениаминовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №9»
3 Участники проекта Дети среднего и старшего дошкольного возраста и их родители
4 Цель проекта Озвучить средствами шумового оркестра детские сказки
5 Задачи проекта Создать условия для формирования сказочных представлений и образов в шумах, звуках, ритмах, в игровом сказочном оформлении;
Формировать навыки звукоподражания на шумовых инструментах и голосом;
Содействовать развитию слуховой памяти;
Развивать музыкально-слуховые представления детей об оттенках звучания, громкости, длительности, высоте звуков;
Способствовать развитию творческой фантазии детей и их родителей;
Формировать навыки общения взрослых и детей средствами совместной музыкальной и игровой деятельности
6 Сроки реализации проекта 1 год
7 Тип проекта Творческий
Актуальность проекта
ФГОС ДОО ставят задачу организовать для детей игровую деятельность, способствующую развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. Во главу угла ставятся задачи личностного, художественно-эстетического развития, формирования партнёрских взаимоотношений, в том числе с семьями дошкольников. Предлагаемые сказки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у дошкольников. Проводить занятия с детьми по озвучиванию сказочек можно как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях. Озвучивание любимых сказок становится увлекательным времяпровождением для всей семьи. Дети получают возможность проявить себя в творческой деятельности, они озвучивают сказочки и выступают перед друзьями, гостями. Презентация сказок-шумелок будет интересна и родителям, участникам проекта. Именно родители изготовили шумовые инструменты, проявили свою фантазию в дизайне, показали заинтересованность в творческом и музыкальном развитии своих детей.
Этапы реализации проекта
Подготовительный
Изучение литературы по теме;
Ознакомление с методикой Железновых;
Оформление стенда «Музыка с мамой»;
Консультация для родителей (выступление на родительском собрании) по изготовлению шумовых инструментов;
Уточнение формулировок;
Подбор шумовых инструментов для изготовления;
Конкурс по изготовлению инструментов среди родителей;
Подведение итогов конкурса, оформление выставки;
Работа с текстами сказок, расшифровка аудиоматериалов;
Создание презентации по сказкам;
Создание аудиопособия со сказками для самостоятельной деятельности и занятий дома
Основной Знакомство с шумовыми инструментами, освоение приёмов игры, характеристика звучания;
Прослушивание сказок в записи, беседа по содержанию;
Совместный подбор шумовых инструментов;
Подбор нужного приёма игры;
Поэтапное включение шумовых инструментов при прослушивании сказки;
Для старшего возраста дополнительно:
Рассказывание сказки педагогом совместно с детьми;
Распределение ролей по желанию;
Запоминание текста;
Работа над дикцией, выразительностью речи;
Рассказывание сказки по ролям;
Включение шумовых инструментов;
Просмотр презентации по сказке;
Рассказывание сказки по презентации
Для среднего и старшего возраста:
Работа над своевременностью включения шумового инструмента
Отработка навыка точного начала и окончания игры;
Соединение этапов в целое;
Создание аудиопособий со сказками для самостоятельной деятельности и занятий дома
Заключительный Показ сказки на совместном с родителями мероприятии;
Выступление перед дошкольной аудиторией с показом сказок
Рефлексивно-оценочная деятельность
План реализации проекта
№ Содержание Ожидаемый результат Участники Срок
Подготовительный этап
1 Изучение литературы по теме Расширение знаний по теме проекта Музыкальный руководитель (далее – МР) август
2 Ознакомление с методикой Железновых Анализ репертуара, методов и приёмов работы МР август
3 Оформление стенда «Музыка с мамой» Привлечение родителей к использованию методики в домашнем музицированииМР сентябрь
4 Консультация для родителей Заинтересованность родителей в проекте МР, родители сентябрь
5 Уточнение формулировок цели и задач Разработка плана реализации проекта МР сентябрь
6 Подбор шумовых инструментов для изготовления Создание необходимой базы для проекта МР сентябрь
7 Конкурс по изготовлению инструментов среди родителей Пополнение предметно-пространственной среды, создание условий для реализации проекта МР, родители октябрь
8 Подведение итогов конкурса, оформление выставки Демонстрация результата промежуточного этапа работы МР, воспитатели групп октябрь
9 Работа с текстами сказок, расшифровка аудиоматериалов Создание папки с текстами сказок МР октябрь
10 Создание презентации по сказкам Использование ИКТ в музыкальной деятельности МР, родители октябрь
11 Создание аудиопособия со сказками для самостоятельной деятельности и занятий дома Создание условий для сотрудничества детей и родителей МР Сентябрь — май
Основной этап
1 Знакомство с шумовыми инструментами, освоение приёмов игры, характеристика звучания Заинтересовать детей шумовыми инструментами, способствовать реализации звуковых фантазий детей МР, дети Сентябрь-октябрь
2 Прослушивание сказок в записи, беседа по содержанию Увлечь детей содержанием сказок МР, дети Сентябрь-октябрь
3 Совместный подбор шумовых инструментов Создать проблемно-поисковую ситуацию, подобрать инструменты к сказке МР, дети Сентябрь-октябрь
4 Подбор нужного приёма игры Освоение приёмов игры, развитие творческого воображения МР, дети Сентябрь-октябрь
5 Поэтапное включение шумовых инструментов при прослушивании сказки Озвучивание сказки. Содействовать выработке внимания, памяти, ответственности МР, дети Сентябрь-октябрь
Для старшего возраста дополнительно
6 Рассказывание сказки педагогом совместно с детьми Развитие речи, памяти, внимания, создание атмосферы сотрудничества Воспитатели, МР, дети ноябрь
7 Распределение ролей по желанию Актуализация театральных склонностей детей МР, дети ноябрь
8 Запоминание текста Развитие памяти, внимания МР, дети, родители ноябрь
9 Работа над дикцией, выразительностью речи Содействовать развитию речевых навыков МР, дети ноябрь
10 Рассказывание сказки по ролям Содействовать развитию речевых, личностных, коммуникативных навыков МР, дети Ноябрь-март
11 Включение шумовых инструментов Содействовать музыкальному, творческому и речевому развитию МР, дети Ноябрь-март
12 Просмотр презентации по сказке Усилить впечатление детей, добавить зрительные образы МР, дети март
13 Рассказывание сказки по презентации
Освоение элементов содержания сказки МР, дети март
14 Работа над своевременностью включения шумового инструмента Выработка навыков активного слушания и внимания МР, дети Март-апрель
15 Отработка навыка точного начала и окончания игры Освоение правил игры в ансамбле МР, дети Март-апрель
16 Соединение этапов в целое Уметь рассказать и озвучить сказку целиком МР, дети Март-апрель
Заключительный
1 Показ сказки на совместном с родителями мероприятии Демонстрация результатов проекта (творческий продукт) МР, дети, родители, воспитатели Март-апрель
2 Выступление перед дошкольной аудиторией с показом сказок
Создание творческой атмосферы, демонстрация творческого продукта МР, дети, родители, воспитатели Март-апрель
3 Рефлексивно-оценочная деятельность Оценить творческий продукт и в целом работу в проекте МР, дети, родители, воспитатели апрель
Ожидаемые результаты проекта
Освоение детьми дошкольного возраста различных видов инструментального музицирования;
Развитие творческой активности;
Заинтересованность игровой музыкальной деятельностью;
Речевое развитие:
Обогащение детского словаря , совершенствование диалогической речи;
Осознанное постижение звуковой картины мира;
Формирование коммуникативных навыков;
Реализация принципов партнёрства и сотрудничества с родителями
Условия для реализации проекта
Вид ресурса Реализация ресурса
Кадровый Дети, родители, музыкальный руководитель, воспитатели
Материально-технический
Музыкальный зал
Компьютер
Мультимедиа
Методическая литература
Предметы для изготовления шумовых инструментов: бутылочки, деревянные брусочки, пластмассовые баночки, ключи, пробки, орехи, крупа, мелкие камушки, цветная бумага, ленточки, палочки, клей, ножницы, нож, жидки е гвозди, верёвка, резинка, Родительский Взаимодействие и сотрудничество с семьями:
Консультация
Рекомендации по изготовлению
конкурс
информационный ИКТ
Обмен опытом
Стенд
Методическая литература
Перспектива проекта
Макет проекта можно использовать, обновив содержательную базу, используя другие сказки;
Соединить театрализованную деятельность с музыкальной и речевой посредством кукольного театра: группа детей озвучивает сказки-шумелки, другая группа водит кукол;
Организовать конкурс сказок-шумелок между группами ДОУ и между ДОУ
Итоги проекта
Изготовлено 25 шумовых инструментов;
Озвучено 6 сказок:
« Заяц-трусишка»
«Страшный Пых»
«Про Катеньку и котеньку»
«Мышиная история»
«День рождения»
«Весенняя история»
Все сказки показаны на групповых и общих мероприятиях, 3 выхода в другие ДОУ
Заключение
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка специализированных методов и приемов создания детского музыкального оркестра, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации творческой деятельности. Благодаря использованию современных образовательных технологий в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, творческие способности, воображение и речь.
Особое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворялась потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.

Читать еще:  Делаем настенные часы из картона: декупаж и квиллинг (мастер-класс). Делаем необычно красивые часы в квиллинг технике Квиллинг красивые часы

Список литературы
Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – «Детство-Пресс», 2010;
Гибсон Р., Тайлер Д.: Весёлые игры. «Росмен», 1994 год;
Девятова Т. Н. Звук – волшебник: материалы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М. ЛИНКА –ПРЕСС, 2006
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников — М.: ТЦ Сфера, 2001
Т. Э. Тютюнникова. Доноткино. Часть 1. Заводные макароны. М.: Педагогическое общество России, 2005
Т. Э. Тютюнникова. Доноткино. Часть 2. Квадратный апельсин. М.: Педагогическое общество России, 2005
Ю. А. Бугельский «Игрушки – самоделки в детском саду», М., 1995
Л. Н. Алексеева, Т. Э. Тютюнникова «Музыка», учебно – наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста, М., 1998.

  • 127200-proekt-skazki-shumelki-avtor-nv-kryukova
    Размер файла: 32 kB Загрузок: 7

Методическая копилка «Сказки-шумелки» на музыкальных занятиях

Сказки-шумелки и подражалки – это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях. Данная методическая копилка поможет молодым специалистом реализовать работу с детьми в данном виде занятия

Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка «Сказки-шумелки» на музыкальных занятиях»

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

* Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

* Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

* Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

* Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.

* Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

* Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

* Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

* Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

* Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.

* Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

* Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

* Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

* Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

* Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

* Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

* Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

* Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

* Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.

1. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ


Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)

Читать еще:  Нормы развития 4 месяца. Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

Грызли зёрнышки
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)


Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)

Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца — и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:
— А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно))

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму.
ТРЕЩОТКА

Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.
ЛОЖКИ

И вот с неба стали падать снежинки.
МЕТАЛЛОФОН

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК

Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях.
Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы.
ШУРШАТЬ БУМАГОЙ
У всех было много еды. Белки грызли орешки,
КСИЛОФОН

Мышки грызли зёрнышки
ТОН — БЛОК (рубель)
РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН / (Рубель)

В лесу шумел холодный зимний ветер.
ДУТЬ

Но белочкам было тепло в гнёздах
ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ

И мышкам было хорошо в своих маленьких норках.
ПИЩАТЬ

4. ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА

Бежала лисичка по лесу. Бежит – а на веточке колокольчик висит и звенит.
КОЛОКОЛЬЧИК

Голосок у тебя хороший, а сам ты плохой — сказала лисичка.
Не возьму тебя!
И побежала лисичка дальше.
ЗВЕНЕТЬ КОЛОКОЛЬЧИКОМ

Бежит лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и гудит.
ДУТЬ В БУТЫЛКУ

— Напугать меня хочет! – сказала лисичка.
А я её сейчас утоплю!
Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке.
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

Стала лисичка бутылку топить, а она булькает и тянет лисичку в воду.
ДУТЬ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ В ВОДУ?

Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала.
КАСТАНЬЕТЫ??

Бежит лисичка, бежит и вдруг видит – а на дороге капкан.
— Какую – то железку потеряли! – сказала лисичка.
Посижу — ка я на ней, отдохну.
Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост!
ТАРЕЛКА

Уж лисичка его царапала – царапала,
ПЛАСТИК БАРАБАНА

стучала – стучала…
СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ

Еле вырвалась!
И скорей домой побежала.
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

Мастер-класс для педагогов: «Сказки — шумелки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 79

Детский сад «Садко»

Мастер-класс для педагогов:

Цель: Развивать у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.

Ø Способствовать развитию метроритмического чувства, мелкой моторики рук.

Ø Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.

Ø Способствовать развитию у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.

Ø Знакомить с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них.

Ø Формировать представления о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты.

Ø Способствовать пробуждению интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности.

Ø Воспитывать любовь к музыкальному искусству посредством игры на музыкальных инструментах.

Ø Воспитывать в детях чувство понимания прекрасного через музыкальное искусство.

Формы работы с шумовыми инструментами

§ Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.

§ Импровизация звуковых картин на заданную тему.

§ Звуковая иллюстрация стихов.

Содержание организованной деятельности:

Сегодня мы познакомимся с шумовыми музыкальными инструментами и способах игры на них, так как они наиболее доступны и могут быть изготовлены своими руками из бросового материала.

Так что же такое шум?
Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты — это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит. Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

М. Р.: К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.

Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

Преимущества игры на шумовых инструментах:

1. совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой);

2. совершенствуется навык коллективного исполнительства, чувство ансамбля;

3. развивается способность различать звучание инструментов по тембрам.

Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами — чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.

У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите, пожалуйста, себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать из чего он сделан и как его использовать.

Читать еще:  Пенсия работающим военным пенсионерам. Информация о дополнительных выплатах военным пенсионерам Как повысят военные пенсии в году

«Звучащие ключи».
Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы П и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.

«Звонарики»
Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.

«Звонкие кольца»
Металлические кольца разного диаметра подвешенные на стойку.

«Чудо-кастаньеты»
Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка.

Трещотка «Гармошка»
Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке. Для детей старше 4 лет.
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.

«Шейкер».
Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими предметами.

«Шуршунчик».
Футляр яйцо от «Киндер-сюрприза» с мелкими сыпучими предметами.

«Шуршик».
Пластиковые баночки от напитков обрезаны, сделаны продольные надрезы полосками по длине, шириной 0,5см, взята часть с горлышком.
Цель: Развитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.
Для чего используется: Воспроизведение метрической пульсации и ритмического рисунка. Совершенствовать умение различать звучание детских музыкальных инструментов.

При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

§ Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.

§ Импровизация звуковых картин на заданную тему.

§ Звуковая иллюстрация стихов.

Давайте немного поиграем.

Игра «Звуковой бутерброд».

Выбираем музыкальные инструменты «трех семей» по звучанию — например: деревянные, шумовые и металлические. Запоминаем, что — деревянные инструменты — это хлеб, металлические — масло, шумовые — колбаса. Цель игры: научиться поочередно «включать и выключать звук», то есть:

Я отрезаю хлебзвучат деревянные инструменты
Затем мажу масломзвучат одновременно деревянные и металлические инструм.

А теперь кладу колбасушумовые инструменты
Я съела хлеб и маслозамолкают деревянные и металлические
Осталась колбасатолько шумовые

Съела и колбасушумовые замолкают.

«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.

Игра с раздаточным материалом: «Определи по ритму».

Каждый ребёнок загадывает свой образ: весенняя капель, завывание ветра, гром, самолёт, машина, поезд и т. д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Педагоги отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чья загадка будет разгадана.

Когда дети познакомятся с инструментами можно применить следующие формы работы: запишите звучание 5-7 известных ребёнку шумовых инструментов — это могут маракасы, треугольник, бубен, трещотка, колокольчик. Каждый предмет или инструмент должен звучать не менее 30 секунд, паузы между звуками разных предметов — 10 секунд.

Позже предлагайте выбор из нескольких инструментов.

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать воспитатели без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной — двух фраз детям дается возможность что-либо изобразить шумом.

И все же, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Первое время лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть. Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.

Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры. Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.
Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшое произведение. Но сначала мы сделаем презентацию инструментов: из чего он сделан, для чего нужен и как на нем играть.

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки
,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,

Грызли зёрнышки
РУБЕЛЬ (или расчёска)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
ШУРШИМ МАРАКАСАМИ

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)

Шумел ветер,
ДУДИМ В БУТЫЛКУ

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках
.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)

«Трусливый заяц».
Инструменты для озвучивания: кастаньеты на ручке, пакет, деревянные ложки, рубель, металлофон

Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (1)
Испугался заяц и бежать. (2)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть.

А дятел на сосне как застучит! (3)
Бросился заяц бежать. (4)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (5)
Побежал заяц из леса к речке. (6)
А на берегу речки лягушки сидели. (7)
Увидели они зайца и прыг в воду. (8)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались — и смело поскакал обратно в лес. (9)

1 — шуршим пакетом
2, 4, 6 — быстро встряхиваем кастаньеты («заяц бежит»)
3 — стучим ложками
5 — шлёпаем руками по ногам
7 — проводим палочкой по рубелю
8 — проводим палочкой по металлофону
9 — медленно ударяем кастаньетами по ладони («смелый заяц») или используем барабан

На этой веселой ноте мы заканчиваем занятие. Спасибо за внимание!

Вопросы для рефлексии:

1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?

Источники:

http://schoolfiles.net/3062703
http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/mietodichieskaia_kopilka_skazki_shumielki_na_muzykal_nykh_zaniatiiakh
http://pandia.ru/text/80/344/25980.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector