Сколько девочки начинают сидеть самостоятельно. Нужна ли помощь малышу в попытках сесть? Упражнения для укрепления спины малыша

Содержание

О клинических исследованиях

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

Как их проводят?

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Преимущества и риски для участников. Плюсы

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.

При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:

  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Читать еще:  Измерение концентрации серебра в воде. Применение коллоидного серебра. Как проверить серебро на подлинность в домашних условиях теплом

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно

С самого рождения младенец лежит только на спинке и основная его деятельность — это еда и сон.

Потом малыш проходит следующие этапы развития:

  1. Ребенок учится лежать на животике.
  2. Хватать игрушки.
  3. Переворачиваться.

Каждый раз родители с нетерпением ждут следующего нового навыка своего малыша.

Важным показателем развития является умение сидеть. Когда же ребенок начинает сидеть? У всех этот процесс происходит по-разному. Важно не торопить кроху и специально не присаживать, а только поддерживать и направлять его в новом начинании.

Когда ребенок начинает садиться?

У большинства детей желание подняться и увидеть что-то новое проявляется в возрасте от шести месяцев. Начиная сидеть, малютка видит больше интересного вокруг.

Грудничок может тянуть шею вперед к груди, лежа на спине, как будто хочет сесть. В этот момент родители хотят помочь крохе и берутся присаживать за ручки. Этого делать не следует.

Сначала у ребенка должны окрепнуть мышцы спины и это произойдет не сразу. Грудничок учится переворачиваться, вертеться со спины на живот и обратно, тем самым тренируя свои мышцы и спину.

Потом из положения «лежа на боку» и опираясь на руку, будет стараться поднять корпус. Может произойти и так, что сначала ребенок научится ползать, а уже из положения на четвереньках начнет сидеть.

Не надо торопить малыша и усаживать его, этот процесс может растянуться до девяти месяцев, что считается нормой.

Можно ли присаживать ребенка?

Не следует сажать малыша в подушки, если он не делает попыток приподняться, или легко заваливается на бок. Сидя, у него появляется больше возможностей для игры, но впоследствии может испортиться осанка и возникнет лишняя нагрузка на неподготовленный позвоночник.

Только у людей бывает такая болезнь как сколиоз, от хождения вертикально. Нет необходимости заранее нагружать неокрепший детский организм.

На руках у взрослого ребенка лучше располагать полулежа, без присаживания.

Миф о том, что рано присаживать девочек — опасно и чревато неправильным формированием женской физиологии, был опровергнут медиками. Тем не менее, лучше не рисковать и дождаться пока девочка сядет сама.

Не нужно пытаться присаживать до возраста шести месяцев, если кроха еще не начал переворачиваться. Лучше развивать ручки и укреплять спинку с помощью:

  • специальной гимнастики,
  • правильным ношением на руках, в соответствии с возрастом ребенка,
  • стимулировать нахождение ребенка на животе, завлекая интересными игрушками и разговорами.

Чтобы понять, когда ребенок готов начать сидеть самостоятельно нужно видеть, как он это делает. Рано присаживать малыша, если он заваливается на бок, сильно округляет спину при сидении.

По мнению докторов, чем позже тело примет вертикальное положение, тем лучше для позвоночника.

Какие этапы освоения навыка сидения проходит ребенок?

Одни детки развиваются быстрее своих сверстников, другие чуть позже. Врачи считают что возраст, когда ребенок начинает сидеть, колеблется от 6 до 9 месяцев. За этим умением следуют другие навыки в физическом развитии.

Грудничок учится стоять на коленях, подтягивать тело, держась за опору, стоять и потом ходить. Все эти действия связаны с умением держать равновесие, которое достигается не сразу:

  • В 6 месяцев малютка чаще всего еще не сидит самостоятельно.

Лежа на животе, поднимает грудь. Может держать голову наравне с телом. Без поддержки заваливается на бок, потому что мышцы еще недостаточно крепки.

Читать еще:  Занятия по аппликации в младших группах на разные темы. Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе « Украшение бабочки Аппликация бабочка во второй младшей группе

Его можно подтянуть за ручки ненадолго, в качестве тренировки. Кроха гулит и агукает, подолгу играет с погремушкой.

  • В 7 месяцев грудничок сидит более уверенно.

Может просидеть какое-то время не заваливаясь, играть, поворачиваться в стороны всем телом. Издает фыркающие звуки. Кроха способен сесть самостоятельно из положения лежа, отталкиваясь руками.

  • В 8 месяцев большинство детей сидят самостоятельно.

Крутятся, вертятся с живота на спинку. Легко садятся из положения «лежа на боку». Перекладывают игрушку из руки в руку.

  • В 9 месяцев ребенок прилагает усилие, чтобы дотянуться до нужной ему погремушки, лежащей на расстоянии.

Играет в ладушки, сидит без опоры и пытается встать на четвереньки. Подтягивается из сидячего положения в стоячее. Неотчетливо произносит «мама», «папа». С удовольствием играет в «ку-ку».

Тревоги мам: что делать, если ребенок не хочет сидеть?

Многие мамы начинают переживать, если кроха не выполняет общепринятых норм в физическом развитии и думают, как научить ребенка сидеть самостоятельно. Не следует ли начать присаживать грудничка?

Чаще всего малыш сам учится очередным навыкам и ему просто надо время. Если кроха не начнет сидеть к 11 месяцам, следует обратиться к хорошему педиатру.

До этого времени не стоит беспокоиться, лучше помочь детскому организму окрепнуть. Регулярно заниматься с ребенком гимнастикой, правильно носить на руках, позволяя окрепнуть мышцам спины.

Сидя за столом, и прикармливая ребенка, можно держать его в позе, помогающей тренировке спины. Как правильно это сделать, Вы узнаете из курса по введению прикорма малышу.

Можно чаще выкладывать малыша на живот и выкладывать перед ним игрушки, чтобы он мог до них тянуться.

Родители должны помогать развиваться малышу физически с самого рождения. Часто научиться сидеть ребенку помогает курс общеукрепляющего массажа.

Проводить его лучше специалисту. Результаты будут видны сразу. Такой массаж проводится для необходимого толчка в физическом развитии ребенка.

СОВЕТЫ ОПЫТНЫХ МАМ:

  • не следует присаживать ребенка даже на коленях, лучше держать его полулежа;
  • подушки пригодятся, чтобы обезопасить ребенка от ударов об углы мебели;
  • надо ежедневно проводить массаж и гимнастику, которые помогут в укреплении мышц всего тела и малютка начнет сидеть;
  • одобрять ползанье крохи, разложив вокруг него любимые игрушки, чтобы грудничок пытался до них дотянуться.

Когда все-таки стоит встревожиться?

Иногда причиной, почему ребенок не сидит в 8 месяцев, служит задержка психомоторного развития. Тогда необходимо срочно обращаться к неврологу. Неумение сидеть не является единственным признаком и чаще всего бывает следствием:

  • гипоксии плода;
  • досрочных родов;
  • малокровия во время беременности;
  • недоношенности плода;
  • внутричерепного давления.

Как помочь ребенку научиться сидеть?

Бывает кроха сидит хорошо, но ему тяжело сделать это самостоятельно. Многие родители не знают, как направить ребенка и научить его сидеть. Существует ряд упражнений для укрепления мышц спины.

Проводить гимнастические упражнения следует каждый день, наряду с купанием и массажем:

  1. Подтягивание за ручки на 30 градусов. Надо подать малютке большие пальцы рук, чтобы он за них ухватился. Из положения «лежа» медленно приподнимать, но не присаживать. Таким образом тренируются мышцы пресса и рук.
  2. Из положения «лежа на животе» помочь перевернуться на спинку и обратно. Это упражнение будет легче выполнить, заинтересовав ребенка яркой погремушкой.
  3. Держать кроху на коленях полулежа, чтобы он опирался на ладони взрослого. Так развивается баланс тела и приводятся мышцы в тонус.
  4. Укрепить спинку поможет упражнение «самолетик». Уложив ребенка на животик, следует подложить руки под грудь и под живот. Ножки в это время должны упираться в родителя. Голова при этом поднята, мышцы спинки и попы в напряжении. Продержаться так несколько секунд.

СОВЕТ ОПЫТНЫХ МАМ:

  • Сначала-ползать! Ставьте ребенка на четвереньки и учите передвигаться. Когда он научиться стоять на четвереньках из этого положения и подталкивать садиться.
  • Для того, чтобы научить ползать, можно под грудь поднимать на свернутой вчетверо пеленке, как бы обучая его стоять на четвереньках. И ребенку хорошо — его поддерживают, и маме сильно наклоняться не надо.
  • Не стоит вмешиваться в естественный процесс, ради того, чтобы похвалиться, как рано Ваш ребенок сидит. Учить этому малыша не нужно.

Замечательно укрепляют мышечный скелет грудничка занятия на фитболе. Это мяч для фитнес упражнений. Следует выбирать гладкий фитбол без ушек и выпуклостей, большого диаметра.

Упражнения следует выполнять спустя полчаса после еды:

  1. Покачивания. В положении животом на мяче тихонько покачивать кроху в направлениях вперед назад, придерживая за поясницу. Позже можно положить перед ним на пол игрушку, чтобы он мог к ней тянуться при покачивании.
  2. Покачивания вправо влево, медленно увеличивая наклон.
  3. Попружинить на мяче.
  4. Покачивания по кругу в одном и в другом направлении.
  5. Пружинить спиной к мячу.
  6. Выполнять покачивания спиной к мячу.

При регулярном выполнении массажа с легкими поглаживаниями в сочетании с гимнастикой и водными процедурами малютка научится сидеть самостоятельно.

Не надо подгонять ребенка ведь все дети разные и не вписываются в четкие стандарты. Главная задача родителей быть всегда рядом с малышом и поддерживать его на каждом этапе развития.

Как научить ребенка 6-7 месяцев садиться из положения лежа и сидеть самостоятельно: упражнения и видео-рекомендации

Первый год жизни ребенка весьма насыщен и труден, так как в этот период малыш стремительно и активно развивается. Каждый месяц приносит новые навыки, которые сумел освоить младенец, а любое вновь приобретенное умение вызывает у родителей искреннюю радость и гордость за своего карапуза. Современные технологии позволяют не только запечатлеть на фото первую улыбку или первый зуб, но также снять видео – например, как малыш впервые смог перевернуться со спины на живот.

Способность ребенка сидеть – один из тех навыков, которого с огромным нетерпением ждут все родители. Некоторые особо нетерпеливые мамы стремятся ускорить процесс и начинают присаживать ребенка еще в 3-4 месяца. Другие наоборот перестраховываются и не дают малышу садиться вплоть до 6-7 месячного возраста. Существует ли то идеальное время, когда малыш будет готов сидеть?

Умение сидеть для ребенка – важный переходный этап, позволяющий разнообразить игры и дневную активность

Возраст, когда стоит начинать высаживать ребенка

В настоящее время в мире бытует три основных подхода в вопросе высаживания ребенка:

Читать еще:  Женская энергия как ее развить. Как развить в себе женскую энергию

При американском подходе малыша практически с самого рождения можно высаживать. В этом производители детских товаров хорошо преуспели, так как рынок, ориентированный на американские семьи с маленькими детьми, предоставляет огромный выбор всевозможных кенгуру, автокресел 0+, беби-ситтеров, шезлонгов, ходунков, стульев для кормления и многих других приспособлений, чтобы малыш находился в сидячем положении.

Наиболее популярный подход среди многих психологов и педиатров – естественный. В случае данного подхода ребенка стоит высаживать только после того, как он научится сидеть самостоятельно. Способность малыша садиться самому говорит, что его мышцы уже подготовлены к нагрузке при сидении. Случиться же это может как в 3, так и в 7 месяцев.

От того, на какой именно подход ориентированы родители, зависит и то, когда кроху начнут сажать. Естественно, на процесс влияет сам ребенок и его индивидуальные темпы развития.

Поэтапное развитие способности сидеть

Способность сидеть относится к моторным навыкам. Аналогично им подобный навык развивается последовательно, а не сиюминутно – например, ребенок к полугодовалому возрасту еще не умеет садиться самостоятельно, но легко справляется с этим, если его подтянуть за ручки.

  • В 6 месяцев малыша уже можно ненадолго, как тренировочное упражнение, садить в кроватке или коляске – сидеть он будет неуверенно, опираясь на руки, теряя равновесие и падая на бок.
  • Для 7 месяцев уже характерно более стабильное сидение без опоры (см. также: все о развитии малыша в 7 месяцев). Малыш способен не только удерживать равновесие, но и разворачивать корпус по сторонам. Также в этом возрасте кроха осваивает умение садиться из положения лежа на животе, помогая себе руками.
  • 8 месяцев – возраст, когда практически каждый ребенок, мальчик это или девочка, уверенно сидит (рекомендуем прочитать: чему учить ребенка в 8 месяцев и как понять, что кроха развивается правильно?). Также восьмимесячные дети свободно садятся из любого положения.

Миф и реальность вокруг процесса высаживания

Отсутствие четких временных границ и общих правил привело к тому, что тема высаживания детей окружена огромным количеством мифов. К сожалению, ложные представления оказывают сильное влияние на родителей, внушая страх и окончательно запутывая их в вопросе, связанном с сидением крохи. Наибольшую известность получили:

  1. Миф о том, что обкладывание подушками научит сидеть ребенка быстрее. В действительности последствием такого “бабушкиного” метода становятся дугообразное положение позвоночного столба и уплотнение позвоночных дисков, а постоянное падение на бок из этого положения в будущем приводит к появлению сколиоза у малыша. Кроме того в подушках дети просто не пытаются научиться сидеть самостоятельно, а их мышцы не совершают никакой работы – вряд ли этот способ высаживания ускорит приобретения необходимого навыка.
  2. Миф о необходимости помогать ребенку в его попытках сесть самому. Как бы родителям ни хотелось научить свое чадо сидеть, но разного рода поддерживания и приподнимания только мешают ребенку развиваться естественным путем. Все его старания и попытки перекатиться, приподняться, оттолкнуться и сесть, даже если они неудачные и заканчиваются падением, способствуют укреплению мышц и являются неотъемлемой важной составляющей процесса его собственного обучения.

Самые распространенные заблуждения, связанные с сидением детей

Обеспечить ребенку гармоничное и полноценное физическое развитие – вполне обычное желание родителей, однако такому стремлению могут препятствовать всевозможные противоречивые мнения и заблуждения, среди которых:

  1. Категорический запрет на высаживание ребенка в слишком раннем возрасте. Рекомендуют даже ограничивать и сдерживать его желание сесть, однако все дети с рождения обладают своими особенностями в развитии. Если уже в 4-5 месяцев кроха делает первые попытки посидеть, не мешайте ему – это сигнализирует о том, что организм созрел к новому этапу, а вот вмешательство может вызвать не только протест малыша, но и негативно отразиться на его эмоциональном состоянии.
  2. Общепринятое мнение по поводу раннего высаживания девочек. Многие мамы и врачи считают, что при раннем сидении, по причине гибких тазовых костей, у девочек может сформироваться загиб матки, что впоследствии приведет к трудностям с зачатием, тяжелым родам и беременности. Научных фактов, доказывающих подобное утверждения нет, а многие мамочки с загибом матки легко беременеют, вынашивают и рожают не по одному ребенку. Однако если получается не сажать девочку вплоть до полугода, лучше так и поступить. Мальчикам повезло больше, их разрешается присаживать с пяти месяцев.
  3. Навык сидеть формируется после того, как ребенок научился ползать. В большинстве случаев это утверждение справедливо и даже в школе доктора Комаровского советуют в первую очередь направлять энергию ребенка и родителей на развитие умения ползать. По статистике сначала ребенок начинает ползать, потом сидеть, вставать на ножки и в конце концов ходить (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев маленький ребенок начинает ползать на четвереньках?). Всегда бывают исключения из правил. Например, ребенок может начать сидеть и только потом поползти, либо вообще не ползать, а сразу начать ходить.

Немного о приспособлениях, в которых ребенок может сидеть

В современном мире постоянно появляются новые приспособления для детей, которые весьма упрощают жизнь родителям и делают уход за ребенком более комфортным, – это касается и того, куда посадить кроху. Кенгуру, прыгунки, (рекомендуем прочитать: с какого возраста применяется рюкзак-кенгуру для новорожденных?)ходунки, автокресла – список можно продолжать достаточно долго. Однако неправильное и несвоевременное их использование способно привести к очень плачевным последствиям для малыша.

Прибегать к помощи большинства подобных изделий следует не раньше полугодовалого возраста, даже в шезлонги или автокресла 0+ стоит садить ребенка не раньше трех месяцев. Зачем рисковать, ведь сейчас существуют удобные корзины для новорожденных, которые не хуже справятся с задачей передвижения карапуза.

Если малыш уже ползает, попробуйте подсказать ему, как можно сесть. Ребенок схватит все на лету уже после нескольких демонстраций и упражнений.

В период ожидания присаживания крохи больше внимания и времени уделяйте гимнастическим упражнениям и массажу – это эффективнее способствует развитию малыша и принесет ему только пользу. Начинать делать укрепляющий массаж и упражнения можно практически с самого рождения.

Главный вывод – нельзя сажать ребенка насильно! Придет время, когда мышцы достаточно окрепнут, и он сядет сам, без какой-либо помощи.

Источники:

http://yandex.ru/health/turbo/articles?id=2463
http://uroki4mam.ru/kogda-rebenok-nachinaet-sidet
http://vseprorebenka.ru/razvitie/fizicheskoe/kak-rebenka-nauchit-sidet.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector