Скоро осенние деды — праздник древних славян

Славянский праздник Деды

Осенние Деды — один из славянских праздников. Издревле на Руси славяне славились своим отношением к предкам. Не случайно ученые говорят о существовании Культа предков. Множество праздников славян так или иначе были связаны с почитанием предков. Сегодня речь пойдет о славянском празднике Осенние Деды. Или Дзяды как говорят белорусы. К слову, Осенние Деды сегодня наиболее известны именно в Белоруссии. Данный праздник там считается государственным и отмечается 2 ноября. Как, собственно, и должно быть. Так как Осенние Деды издревле праздновались в начале ноября.

Этот праздник считается семейным и отмечается дома. То есть славяне в этот день не посещали кладбище. Для этого существовали другие праздники. Например, Радуница. В Осенние Деды же предки приходили посмотреть как живут их потомки. Все ли у них хорошо.

С раннего утра славяне наводили порядок в доме. Женщины готовили пищу для вечернего празднования. Мужчины топили баню. До вечера все члены семьи должны были помыться. После чего в бане оставляли ведро с чистой водой и новый банный веник. Считалось, что души предков придут и омоются перед празднованием Осенних Дедов.

Вечером накрывался праздничный стол. Количество блюд везде было различно. Где-то считалось, что на столе должно быть четное количество блюд, а где-то — нечетное. В доме открывались все двери и окна. Хозяин семейства зажигал свечу. После чего читалась молитва. Предки приглашались на празднование Осенних Дедов. Затем вся семья начинала ужинать. На столе обязательно присутствовала чарка и миска для предков. Во время ужина каждый член семьи должен был отложить в миску часть того блюда, которое ел. Считалось, что тем самым человек делился со своими дедами.

Главной особенностью праздничного вечера являлось то, что единственной темой общения были предки. Во время ужина славяне рассказывали о всех своих умерших родственниках. Обсуждали кем были деды, чем занимались. И ни в коем случае не вспоминали о плохих сторонах своих предков. В день Осенних Дедов было принято вспоминать только хорошее. К слову, до сих пор сохранилась традиция говорить об умершем либо хорошо, либо ничего. Начинали говорить о самых старых предках, постепенно доходя до более молодых. Поэтому ужин всегда длился до позднего вечера.

Осенние Деды как праздник поминания предков позволял тем самым новому поколению побольше узнать о своих корнях. Ежегодные рассказы о дедах и прадедах в кругу семьи легко запоминались детям, поэтому каждый знал своих родственников до 7 колена и старше. К сожалению, сегодня эти традиции утрачены, поэтому вряд ли найдутся те, кто сможет назвать своих предков дальше третьего или четвертого колена. Но возрождение обычаев наших предков находится в наших руках.

Славянский праздник «Осенние Деды» или Хэллоуин

«Осенние деды» празднуются 1-2 ноября. Это день поминовения своих родных, наших общих славянских предков, пращуров. Деды – души (духи) предков, улетевших в Вырий. Об умершем говорили, что он «пошел до дедов» или «гуляет с дедами». А вот современный американский праздник Хэллоуин (Halloween) — является такой своеобразной христианской смесью чествования злых духов и поклонения всем святым и поэтому кроме временной составляющей ничего общего с древним праздником почитания предков не имеет. Рассмотрим подробнее представление наших пращуров по данной теме.
Вот как описывается смерть и жизнь в «Велесовой книге»:

«Смерти мы не боимся, так как сейчас есть жизнь земная, а есть жизнь высшая, вечная. И ту вечную добыть хотим , так как земная против нее ничто. Мы на земле как искры, и те искры исчезнут во тьме, яко и не было нас никогда…

Так слава наша пойдет к матери Славе и пребудет в ней до конца концов земных и иных жизней. Это у нас с вами по свойски не боятся смерти, потому как мы потомки Славные, и Дажьбог породил нас – корень наш Корова Земун (Дажьбог сын Роси и Перуна, Рось дочь Гвидона-Дона, Гвидон сын Макоши (Даны) и Велеса, а Велес сын Рода -Сварога и Земун, так же в соответствии со славянской астрологией наше Ярило-Солнце входит в созвездие Зимун (Небесная Корова или по современному Малая Медведица)). И вот мы коровичи – и Скифы, Анты, Русы, Борусины и Сурожцы. Так мы с пением идем в небо во Сваргу синию….

…Как умрешь, ко Сварожьим лугам отойдешь и там Перуница (богиня Дива, жена Перуна) речет: « То никто иной – Руш (рус) гордый и не грек, и не варяг, он славянского славного рода, он пришел сюда воспевая матерь Сва ( сва это по древне русски—небесная, одно из имен богини Лады) нашу, до твоих лугов, о великий Сварог!» И Сварог небесный промолвит: «Ты ступай-ка, сын мой, до красоты той вечной! Там увидишь ты деда и бабу. О, как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя! До сего дня лили слезы они, а теперь они могут возрадоваться о твоей вечной жизни до конца концов! Той красе ты ещё не внимал, ибо вои (воины) Ясуни (Света) имеют иные места, нежели греки (здесь скорее всего имеется ввиду грешные). И имеют славу иную и так иди до Ирия нашего и смотри красоту ту прекрасную, и деревья и луга с травами пахучими, и жатву в полях собирай , ячмень , пшено, просо, до закромов Сварожьих, то блага иные , яко на земле вы были во прахе и в болезнях все, и в страданиях, ныне ж будут мирные дни»…..

Читать еще:  Как быстро избавиться от сухих мозолей на ногах. Сухие мозоли на ногах. Ванночки для устранения мозолей

И омытые идем на заре, поднимаемся со славою и там идем, яко то Матерь Сва (богиня Лада часто принимает образ птицы) бьет крылами охватывая всех , и сияет возженным светом до нас всякое перо её – червленое, синее, мореное, желтое, серебренное, златое, белое, и так светит , как только солнце- царь умеет, когда по кругу Суне (солнце) идет. И то сияние до седьмой красы, как завет о богах наших. Так узрим, как мгновенно отсекают жизнь старую нашу от новой, так точно, как рассекают дрова в домах огнищанских….

…..А в ночи Велес ( славянский бог мудрости, встречает души умерших у врат в другие миры) идет в Сварге по молоку небесному (Млечный путь), и идет в чертоги свои , и к заре приводит нас (души умерших) до врат Вырия. И там мы ожидаем, чтобы начинать петь песни и славить Велеса от века до века и хоромы (храм ) его , которые блестят огнями многими и становимся агнцами (огнями) чистыми….

И течет та река времени сын мой, растрачиваясь, и нынче вечны предки наши. И увидим Пращуров своих и матерей которые уже в Сварге, и там стада свои пасут, и жатву свою жнут, и жизнь имеют, и ждут нас. Там нет ни Гунов ни Эллинов. Правь, княжит там, и та Правь есть истина, так как Навь (темная Навь-Пекло) совлечена ниже Яви (не в смысле пространства, а энергетически), и это дано Свентовитом и пребудет так во веки веков…..

…..И так речем славу Богам, которые суть – отцы наши, а мы – сыны их. И будем достойны их чистотой телес и душ наших, — которые никогда не умрут. И не умирают они в час смерти наших тел. И падшему на поле брани Перуница (богиня Дива) давала выпить Воду живую. И выпивший её отправлялся к Сварге на белом коне. И там Перунько его встречал и вел во благие свои чертоги. И там он прибудет то время, пока достанет себе новое тело, и так живет, радуясь и творя славу за нас ныне, и присно, и от века до века…»

Некоторые особенности празднований праздника Осенние Деды

Во всех славяно- арийских землях существуют праздники в честь мертвых. После смерти делались третины , девятины , сорочины и поминки сопровождались пирушками. На праздник Радоницы (гробки) в Саксонии, Лаузице, Богемии, Силезии и Польше шли на кладбище в час рассвета и там приносили жертвы усопшим. Франки тоже совершали подобное торжество, и в память усопших проводили представления и песнопения. Радоницу ещё называют «навий день», так как усопшие уходят согласно Вед славяно-арийцев в мир Нави. В России в Радоницу на кладбище приносят лепешки, пироги, крашеные яйца, вино и поминают с пиршеством покойников. Потом льют на могилку вино из рюмок, и оставив на могиле 2-3 яйца, очищенных на половину, и ещё чего ни будь на долю покойника, уходят. Так как театрализованные представления в старину давались в основном в память усопших отсюда и пошло название С-ко-моро-х (Се Который Морене Хвалит покойника).

Праздник памяти ушедших душ «Осенние деды», проводится 1-2 ноября. У шотландцев и германцев в это время зажигают поминальные огни (засидки) и считают их огнями мира и спокойствия покойников. В Дании и Персии тоже в это время ублажали тени усопших принося на гробницы вино, мед, масло, яйца, плоды и цветы и совершали три-зну ( Познавание третьего бога С-три-бога отвечавшего за мир Нави). На тризне проводились ристалища(бои) , показывались сцены из жизни усопших, как они сражались. В Литве и Беларусии перед наступление поминального или задушного дня для покойников готовится целая пирушка там делают стол с различными блюдами и напитками и вызывают души усопших, зажигая вино и лен и по цвету пламени судят о явлении душ говоря при этом : «Чего потребуешь душечка, чтобы попасть на небо?» Иногда пир устраивают не на кладбище , а дома тогда по окончании его хозяин берет полотенце и укладывает его на открытое окно ставит рюмку с вином или стакан воды и кладет по кусочку всех кушаньев и оставляет на ночь.

Празднование «Осенних дедов» в Беларусии

Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считающихся хранителями рода, может вызвать недовольство и всевозможные беды. «Нельзя не отмечать дедов,— говорили белорусы,— один раз не отметишь — и уже у тебя скотина издохла”.

С христианизацией обряды поминания Предков превратились в родительские субботы (до шести раз в год) и в таком виде существуют до сих пор. Дмитриевская суббота — отмечают на третьей неделе после Покрова. Обряды поминания проводятся несколько раз в год. Для каждого обряда установлен промежуток времени в 10-14 дней, в течение которого его следует провести, но при этом обряд всегда проводится в субботу.

У белорусов Восеньскiя Дзяды до сих пор проводят «без слёз”- это праздник семейный, домашний, обязательным является присутствие в доме всех членов семьи. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу принято навещать умерших на кладбище, а на Дзядов приглашают предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.

Читать еще:  Тематическая неделя в доу животный мир. Тематическая неделя «В мире животных. Художественно – эстетическое развитие

Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда, обязательным считалось на столе присутствие мясных блюд, а также горячих, «чтобы пар шёл”. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы души предков могли беспрепятственно заходить и садиться за стол. Хозяин зажигал свечу и приглашал всех предков на ужин. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Колюще-режущих предметов на столе быть не должно — кушали ложками, которые время от времени оставляли на столе, чтобы Предки могли ими воспользоваться. Каждое блюдо подавалось парно (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.

Поминальный стол начинали обычно с обрядовой каши, а перед тем, как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов, которую обычно размещали на подоконнике.
Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода.
Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.

Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.
На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне.
В 1990-е гг. осенние Деды, приуроченные ко 2 ноябрю, на некоторое время стали официальным нерабочим днем.
Сегодня, несмотря на то, что день 2 ноября снова объявлен рабочим, осенние Деды широко бытуют среди сельских и городских жителей.
Название праздника у других славянских народов.

Украина: Дiдова субота; Белоруссия: Дзяды; Литва: Ilges; Латвия: Velines (обряд в честь богини вечности Веллоны); Дания: Sialuda

Славянский Хэллоуин — Осенние деды

В славянском календаре есть особый праздник, в который происходит чествование и поминовение всех усопших родственников, — Осенние Деды.

По времени он соотносится с распространенным сейчас европейским праздником Хэллоуином. Следуя европейской моде, многие люди нашей страны стали вырезать тыквы и украшать ими свои дома, совершенно забыв и презрев традиции своих предков. Между тем славянский праздник Осенние Деды имеет свою традицию, уходящую в глубокую древность.

Древние славяне верили, что раз в год – на Осенние Деды — их пращуры, перешедшие в мир иной, могут повлиять на весь свой живой род, помочь ему в его делах и поспособствовать гармонизации его жизни. Праздник Осенние Деды приходится на исход осени неспроста. Дело в том, что у славян весь ритм жизни сводился к календарю времен года, и осень у славян была сезоном размышлений и анализа того, как они прожили текущий год. Исправить совершённые ошибки и тем самым защитить и направить своих потомков на верный путь славянам помогали их умершие предки, которые в Осенние Деды были близки к своему роду. Предваряла Осенние Деды подготовительная Навья седмица, завершался же праздник Марьиной ночью, самой страшной и опасной ночью в году.

Праздник Осенние Деды отмечался славянами испокон веков, и только последние два-три столетия его празднование стало особенно истребляться христианской церковью. Церковь всегда отрицала то, что наши предки знали ещё на заре времён — духи предков приходят к своим потомкам в особые дни и творят обереги для своих родов. «Живы родители – почитай, а умерли – поминай» — эта пословица была основой в общении славян с духами тех, кто давно прошёл свой земной Путь и отправился в Ирий – славянский рай, дабы оттуда наблюдать и направлять свой род в соблюдении законов Богов — Поконов Рода Небесного.

Праздник Осенние Деды у славян был очень распространен и имел огромный сакральный смысл, который впоследствии был предан забвению, а в наше время ещё и заменён другим праздником – Хэллоуином, пришедшим к нам из Западной Европы. Жители славянских государств, так же как европейцы, празднуя Хэллоуин, просто отдают дань моде, не понимая или не принимая всей глубины мистерий этого древнего праздника.

Осенние Деды, как никакое другое событие в жизни славян, показывали и укрепляли связь единого рода. А от этой связи зависело, да и поныне зависит очень многое в жизни отдельно взятого человека. То, как Предки рода заботятся о своих потомках, сказывается на развитии всего рода. Это и благополучие рода, и деторождаемость, и здоровье членов рода, да и сама их судьба. Недаром в предшествующей этому празднику Навьей седмице есть день Макоши – великой славянской богини судьбы и плодородия.

НАВЬЯ СЕДМИЦА – ПОДГОТОВКА К ОСЕННИМ ДЕДАМ

Итак, Навья седмица начинается с 25 октября и заканчивается 31 октября Марьиным днём. Во время этой седмицы идёт подготовка к самому празднику, и есть особенные правила этой подготовки. Во время этой недели наводится чистота в доме и на подворье. Готовится сурья – праздничный напиток. Важно успеть сделать всё в доме к Макошиному дню, который приходится на последнюю пятницу октября. В Макошин день все дела по дому прекращаются, и начинается время рукодельниц, так как богиня Макош – великая повелительница судьбы, прядущая нить жизни вместе со своими помощницами Долей и Недолей, является покровительницей всех прях, вышивальщиц, вязальщиц. Раньше любая женщина в роду умела рукодельничать: шить вязать, прясть, вышивать, и очень приятно осознавать, что в наше время стала высоко цениться ручная работа, в которую мастерица вкладывает частичку силы Макоши, созидая оберег для того, кому предназначена сделанная вещь. В этом году Макошин день приходится на 31 октября. В этот день все рукодельницы могут почувствовать присутствие Богини–Матери и принести ей дары, как это делалось в старину, дабы укрепить свой род, привнести в него благополучие и здоровье.

Читать еще:  Болезнь и смерть Александра III. Дипломы, курсовые, рефераты на заказ

В дар Макоши приносились хлеб и молоко, а также на капише Макоши выливалась сурья и выкладывались разного рода изделия или просто мотки пряжи, как просьба вплести нити Доли в родовую нить, дабы укрепить её. Жрицы Макоши умели по нитям предсказывать судьбу рода или отдельного человека. В этот день, да и во все последующие дни, вплоть до Марьиного дня, запрещалось гадание. Только жрицы имели право в эти дни заниматься предсказаниями, а человека, который, не будучи жрецом, провел гадание, ждали болезни, бедность и страдание. Этот запрет имел огромный смысл и был, прежде всего, для того, чтобы уберечь людей от опасности, грозящей человеку в дни, когда духи умерших находились в непосредственной близости.

ЗАЗЫВАНИЕ ДУХОВ ПРЕДКОВ

Во время всей Навьей седмицы происходило зазывании Духов Предков. Старшие мужчина и женщина рода каждый день поутру, выходя во двор либо садясь за обеденный стол, сказывали призыв:

Деды–прадеды, в дом детей своих приходите,

Трапезу с ними вкусите,

Род свой в молитвах помяните.

Мы вас почитаем, с добром поминаем,

Вы же нас берегите,

От злыдень хороните.

Сами приходите и тех, кому идти некуда, с собой приводите.

Таким образом, славяне почитали не только своих предков, но и духов, которые остались в этот день без помина, чтобы они не навредили роду.

На стол при этом ставились горячие блюда, дабы духи предков могли ощутить аромат пищи и вспомнили своё земное существование. В эти дни на столе всегда присутствовала лишняя посуда: ложки и стаканы. Стаканы наполнялись сурьей для духов и накрывались куском хлеба. Этот поминальный обычай жив и поныне.

Сам праздник Осенние Деды отмечался вечером 31 октября после захода солнца и плавно переходил в Марьину ночь. Считалось, что за Навью неделю все духи рода, как бы далеко они ни были, успели прийти в дом своих потомков. В доме зажигались свечи в помин духов, накрывался стол, и начинался поминальный обед с призыва, который произносился в последний раз. После этого первым блюдом была кутья, первая ложка которой откладывалась в отдельную посудину для духов. Все члены рода преламывали хлеб, и даже чадам давали маленький кусочек ржаного хлеба. Перед этим его разжевывали и, замотав в тонкую тряпицу, вставляли в рот в виде соски.

На столе, как и всю неделю, ставилась лишняя посуда и горячие блюда, чтобы духи могли вкусить подношение. На ночь посуда и еда не убирались, и свечи не тушились. Один человек, как правило, это отрок лет 14, должен был не спать всю ночь и следить за тем, чтобы свечи не погасли, иначе роду грозили большие неприятности. Для каждого отрока было делом чести не спать в Марьину ночь, это было своего рода посвящением из отрока в юношу, и после такой ночи отрок считался взрослым то есть юношей. Дело в том, что Марьина ночь считалась самой страшной ночью в году. В эту ночь врата между миром живых Явью и миром мертвых Навью открывались, и все духи умерших переходили из мира Богини смерти Мары в Явь. Они отвечали на призыв своих потомков и являлись в их дома, дабы защитить их от огромной опасности, грозившей людям в Марьину ночь.

Для того чтобы понять весь смысл праздника Осенние Деды, нужно иметь хотя бы малейшее представление о мире Нави. Навь является домом не только для духов умерших, она также является местом, где обитают все человеческие пороки: ложь, гнев, похоть, гордыня и т.д. – именно от этих «злыдней» и просили защиты у духов Рода. В Марьину ночь человеческие пороки в виде сущностей выходят из Нави и проникают в жилища домов, сея раздоры, несчастья и болезни.

1 ноября, в Марьин день, всю пищу, которая пробыла на столе ночь, относили к воде или оставляли в лесу, хлеб крошили на крышу для пролетающих птиц, считая, что в каждой птице в этот день присутствует дух умершего предка.

Этот праздник имел огромное значение в жизни наших предков, он составлял единый круг сакральных праздников славян и отмечался на большей части территории современной России, а также Украины и Белоруссии.

Новость отредактировал LjoljaBastet — 26-10-2016, 10:08

Источники:

http://xn—-ctbjypmbbheq3i7a.xn--p1ai/slavyanskij-prazdnik-dedy
http://ruspravda.info/Slavyanskiy-prazdnik-Osennie-Dedi-ili-Hellouin-30.html
http://4stor.ru/strashno-interesno/97850-slavyanskiy-hellouin-osennie-dedy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector