Сложности африканского воспитания. Особенности африканского воспитания

Воспитание в странах Африки

Коренное население Африки (кроме мусульманских государств и древнейших государств Африки, таких как Эфиопия и др.) вплоть до середины 60-х годов не имела школ в привычном для нас понимании.

Воспитание осуществлялось в рамках семьи или родовой общины, где детям рассказывали сказки и легенды о жизни предков. Основной метод воспитания — личный пример. Девочек воспитывали как будущих матерей и жен, учили готовить пищу, плести циновки и т.д. Дети до 7 лет проживали с матерями, а затем мальчиков направляли в хижину для подростков. Мальчиков обучали стрельбе из лука, пользоваться копьем, учили ритуальным танцам. В возрасте 13-14 лет их подвергали обряду инициации (посвящение в юношей), подвергая тяжелым испытаниям. Так, в Нигерии их жалили дикими пчелами, отправляли в Священный лес, где они должны были провести неделю на деревьях. После этого им вырезали на спине полосы как знак того, что они теперь взрослые воины и могут жениться. На этом воспитание и образование завершалось.

В настоящее время Африка южнее Сахары добилась значительного прогресса с тех пор, как в 2000 году на Всемирном форуме по образованию в Дакаре были приняты цели образования для всех (ОДВ). Однако многие из этих достижений находятся под угрозой из-за глобального экономического кризиса. В связи с этим защита уязвимых групп населения, а также обеспечение дальнейшего продвижения к ОДВ являются главными приоритетами развития. Любое замедление прогресса в достижении целей образования будет иметь негативные последствия долгосрочного характера для экономического роста, сокращения масштабов нищеты и обеспечения охраны здоровья населения.

Воспитание и образование детей младшего возраста является краеугольным камнем ОДВ. Правильное питание, эффективная охрана здоровья и доступ к надлежащим дошкольным учреждениям способны компенсировать социальную обездоленность и улучшить результаты обучения. Тем не менее, работа с детьми младшего возраста по-прежнему страдает от недостатка внимания.

Бедность домохозяйств и низкий уровень образования родителей — это два самых серьезных барьера, препятствующих осуществлению программ воспитания и образования детей младшего возраста. Например, проживание в одном из беднейших домохозяйств в Замбии сокращает шансы на охват программами воспитания и образования детей младшего возраста в 12 раз по сравнению с детьми из наиболее состоятельных домохозяйств. В Уганде этот показатель возрастает до 25 [91]. Эти цифры показывают, в какой степени отсутствие воспитания и образования детей младшего возраста усиливает неравенство, связанное с условиями жизни.

По сравнению с 1990-и годами, в первом десятилетии XXI века наблюдается быстрый прогресс в обеспечении всеобщего начального образования. Число детей, не охваченных школьным образованием, сокращается, а число детей, завершивших обучение в начальной школе, увеличивается.

Нетто-коэффициент охвата — это широко используемый показатель прогресса на пути к достижению всеобщего начального образования. Он определяет долю записанных в школу детей официально установленного младшего школьного возраста. С 1999 г. в странах Африки к югу от Сахары нетто-коэффициенты охвата возросли, по сравнению с 1990-ми годами, в пять раз, соответственно, и достигли 73% в 2007 г. [91]. Коэффициенты охвата растут, однако миллионы детей, поступающих в начальную школу, прекращают учебу до завершения полного начального цикла. В странах Африки к югу от Сахары из школы ежегодно отсеиваются около 28 миллионов учащихся.

Большое число детей, остающихся вне стен школы, по-прежнему является серьезнейшей проблемой для национальных правительств и всего международного сообщества. Лишение детей возможности подняться хотя бы на одну ступень образовательной лестницы ставит их на путь борьбы с трудностями на протяжении всей своей жизни.

Некоторые страны, имевшие в 1999 г. многочисленный контингент не охваченных школьным образованием детей, добились существенных успехов. В качестве примеров можно назвать Эфиопию, Кению, Мозамбик, Объединенную Республику Танзанию и Замбию. В период 1999-2007 гг. Эфиопия и Объединенная Республика Танзания сократили численность таких детей более чем на 3 миллиона человек каждая. Странами, добившимися лишь незначительного прогресса, являются Либерия, Малави и Нигерия [133].

Вероятность остаться вне стен школы в значительной мере определяется уровнем благосостояния родителей.

Читать еще:  10 причин конфликтов между родителями и детьми. Конфликты родителей и детей: варианты разрешения. Самые частые причины конфликтов между родителями и детьми

Основная задача любой системы образования заключается в том, чтобы обучить молодежь навыкам, необходимым для участия в общественной, экономической и политической жизни общества. Охват детей начальным образованием, начиная с самых младших классов, и продолжение обучения в средней школе являются не конечной целью, а лишь способом выработки таких навыков. Успех или неудача образования для всех в значительной мере зависит не только от большей продолжительности школьного обучения в той или иной стране; главным критерием является то, чему дети обучаются и каково качество их образования.

В странах Африки к югу от Сахары правительства сталкиваются с серьезнейшими вызовами реформы технического и профессионального образования. Исследования, проведенные в Буркина-Фасо, Гане и Объединенной Республике Танзании, показали, что меньше всего возможностей воспользоваться программами профессионального образования имеют обездоленные группы. Вместе с тем, появляются некоторые новые позитивные стратегии, в том числе в Камеруне, Руанде и Эфиопии.

Всеобъемлющим приоритетом должно быть повышение уровней охвата, уменьшение отсева и обеспечение перехода учащихся после базового образования на среднюю ступень. Профессиональное образование, однако, могло бы играть гораздо более заметную роль в предоставлении второго шанса обездоленной молодежи. Когда люди уходят из школы, так и не овладев базовыми навыками грамотности и счета, они сталкиваются с опасностью того, что вся их будущая жизнь будет носить печать обездоленности, а их социально-экономические перспективы окажутся ограниченными.

Итак, искоренение неграмотности — одна из самых неотложных задач и проблем развития в XXI веке. Цели, установленные в 2000 г., остаются контрольным показателем для оценки прогресса в обеспечении ОДВ.

Отставание африканских государств южнее Сахары по вопросам образования проявляется по всем основным показателям: доступности образования, расходам на него, уровню грамотности взрослого населения, охвату детей начальной школой и молодежи средним образованием, уровню развития высшего образования.

Анализ статистических данных свидетельствуют о том, что в рассматриваемом регионе происходят определенные позитивные изменения, несмотря на сложные задачи развития, стоящие перед африканскими странами, и целый ряд удручающих показателей, свидетельствующих о не вполне благополучном положении дел. Воспитание в современной Нигерии

В современной Нигерии огромное количество разных культур повлияло на жизнь людей, что в настоящее время практически не сохранилось первоначального, культурного и традиционного образа жизни нигерийцев.

Нигерия — это одна из стран, которая изначально была местом, куда сгоняли рабов для работы из самых разных стран, а также использовали коренных жителей страны в качестве рабочей силы.

Разные культуры и традиции смешивались, вносились новые культуры и религии. Какие бы изменения не происходили в жизни народа Нигерии, нигерийцы смогли сохранить свои национальные традиции и пронести их через все трудности жизни, сохранить и чтить по сегодняшний день.

Считалось, что африканская культура уже потеряла свой первоначальный облик, и находилась на грани полного исчезновения, но оказалось что это не так. В некоторых местах сохранился даже внешний вид рыбачьих сетей и техника рыболовства, также заметны африканские традиции в кулинарии.

Некоторые изделия из дерева, металлические и керамические предметы напоминают по стилю произведения отдельных племен. Все это говорит о том, что сохранены не какие-то отдельные элементы племен, их культуры, а сохранено общее африканское наследие.

В Нигерии сохранились африканские религиозные традиции. В настоящее время многие нигерийцы обратились к исламу, потому что в определенный период времени именно ислам стал практически единственной объединяющей религией в этой стране. Мусульманство принимали нигерийцы раньше только для того, чтобы быть свободными. Многие нигерийские мусульмане строго соблюдают моральные каноны ислама.

Что касается семьи, то для нигерийцев свойственна семейная солидарность. Особенностью характера нигерийцев является то, что безопасность человека, по их мнению, зависит от семьи, а не от материального благополучия.

Если вся семья всегда находится вместе, и родственные узы всегда сохраняются, то каждый человек в семье может рассчитывать на поддержку родственников.

Нигерийцы сейчас все больше стремятся во всем подражать западным культурам и тенденциям. Поэтому национальные традиции постепенно теряют свое значение.

Семейные отношения в Нигерии также претерпели значительные изменения и сохраняются на сегодняшний день только в очень отдаленных сельских районах. Семьи нигерийцев немногочисленны, но более или менее близкие родственники всегда остаются на связи между собой, и семья часто собирается вместе.

К старшему поколению в Нигерии относятся с большим уважением, поэтому зачастую родители довольно долгое время могут проживать вместе со своими детьми. Иногда младшие дети просто остаются в доме своих родителей, для того чтобы оказывать им всяческую поддержку.

Читать еще:  Где мужское начало. Мужское и женское начало. Баланс

В тех семьях, где стараются любыми способами сохранить традиции народа, детям передают все знания и умения, которые родители также переняли у своих предков. Детей воспитывают довольно строго, им стараются привить такие черты характера, как уважение к родителям, любовь к своим предкам и родственникам.

В Нигерии в семьях же где придерживаются современных взглядов на жизнь, дети пользуются большей свободой, хотя и их не особенно балуют. Более строгие отношения в семье между родителями и детьми в мусульманских нигерийских семьях. Здесь дети полностью подчинены воле родителей и должны почитать и уважать своих отцов. Особое внимание здесь уделяется мальчикам, что и следовало ожидать от настоящей мусульманской семьи. Мальчики должны были в дальнейшем стать продолжателями рода и главой семьи, поэтому их воспитанием занимаются только мужчины. Что касается девочек, то в их обязанности входит содержание дома в порядке, они должны следить за хозяйством, помогать матери воспитывать младших детей и просто подчиняться воле родителей. Девочка в семье не имела большого значения, потому что свое время она покинет дом, выйдет замуж, и станет принадлежать уже к другой семье.

Таким образом, в большинстве стран Африки идет сложный процесс экономического, социального и культурного развития, сопряженный с кризисами и конфликтами. Поэтому образование остается пока на низком уровне, воспитание осуществляется в русле национальных архаических традиций. Как заявил генеральный секретарь Международной Ассоциации социальных педагогов Ларс Стейнов, в Центральной Африке социальные педагоги оказывают помощь детям не в решении их межличностных проблем, проблем в саморазвитии, а вопросах снабжения голодных детей водой и пищей [121].

Как воспитывают детей в Африке?

22 апреля 2015 . Раздел Разное

Африка для многих представляется отсталой частичкой от всего цивилизованного мира. И о каком воспитании в их племенах может идти речь? Однако, как бы удивительно это не звучало, именно африканские дети менее капризные и агрессивные. Они редко ссорятся между собой и не позволяют себе повышать голос на старших.

На развитие и воспитание ребенка оказывает влияние не мама с папой, а окружающая внешняя среда. Дети с самого рождения лишены всех тех благ, которые имеются у детей других стран: кроватки, коляски, манежы, погремушки, соски. Они сразу попадают в огромный мир, где их маленькая жизнь очень тесно переплетается с жизнью взрослых людей. Из-за того, что у родителей просто нет возможности организовать отдельное спящее место для своего чадо, ребенок ночной отдых проводит вместе с родителями. И только он сам потом решает, когда ему придет время покинуть это ложе.

Африканские женщины в первые годы жизни своих малышей ни на минуту с ними не расстаются. Они носят их на себе в специальном коконе, и как раньше выполняют все домашние обязанности: готовку, уборку, сбор веток и ягод, стирку. Получается, что малыш целыми сутками чувствует мамино тепло и при этом подсознательно знакомится с делами взрослых. Как только ребенку исполняется год, и он начинает ходить, он сразу вовлекается в бытовой процесс.

У африканских детей хорошо развито чувство опасности и самосохранения. Маленькие дети могут часами бегать по двору с колющими и режущими предметами, при этом не поранить остальных и самим остаться невредимыми. И от родителей, которые становятся свидетелями таких ситуаций, никогда не услышишь запретов и ограничений.

Если речь идет не о племенах, то в африканском обществе новоиспеченной маме предоставляют декретный отпуск только на 4 месяца. Затем ребенка отдают в ясли, которые очень неплохо оборудованы. Там находятся дети разного возраста, их разбивают на группы. Однако, если в одной группе с маленькими детьми их всего лишь 3-4 человека, то их могут соединить с более взрослыми ребятами. Такой подход позволяет деткам быстро учиться у старших всем навыкам и умениям. Они развиваются намного раньше, чем их сверстники в других странах.

В африканской семье, наверное, как нигде, существует четкое разграничение обязанностей между девочками и мальчиками. Юноши с ранних лет приучаются быть добытчиками и защитниками своей семьи и своего племени. Их посвящают во всевозможные обряды и ритуалы, проверяя на выносливость и силу. Девочки же целыми днями находятся возле своих матерей, полностью помогая им по хозяйству. Задача мамы, обучить малышку всему, что должна знать африканская женщина. В воспитании сыновей, мамы, после определенного возраста, совершенно не вмешиваются.

Читать еще:  Составление описательного рассказа

Особенности материнства в Африке: раздельное воспитание и не только

Растить ребенка в жаркой Африке задача не из легких, но это не мешает африканским мамам обожать своих малышей и желать для них самого лучшего, в том виде, как они это понимают.

Безусловно, цивилизация постепенно добирается до самых дальних уголков африканского континента, но при этом местные жители остаются верны традициям предков. Разные страны Африки отличаются условиями жизни, наличием детских садиков и школ, и качеством образования, однако неизменным остается отношение к детям: любовь без гиперопеки.

С мамой надежнее

Культура Африки уходит корнями в глубокую древность, когда ни о каких садиках, а тем более яслях, речь не шла. А если учесть непростой климат и множество опасностей, подстерегающих детей (змеи, скорпионы, прочие ядовитые существа), становится понятно, почему африканские мамы всегда держат малышей при себе – слинги, которые сейчас активно используют на европейском континенте, естественное приспособление для защиты детей.

Кроме того, в африканских семьях, причем как в диких племенах, так и тех, что живут в городах, грудные дети всегда спят с родителями. Возможно поэтому, темнокожие малыши, подрастая, чувствуют себя достаточно уверенно.

Африканские дети практически не капризничают, а вопрос, нужно ли дать младенцу проплакаться вообще не стоит, поскольку мама, которая всегда рядом, на детский плач реагирует мгновенно, но порой, однообразно – дает грудь.

Понятия режим здесь не существуют – дети едят, гуляют и спят, когда им этого хочется, а подросшие малыши большую часть времени проводят на улице со сверстниками.

Воспитание всей семьей

Почти во всех странах Африки сохранилась система кланов, когда все родственники, ближние и дальние, принимают участие в воспитании ребенка. Такое клановое устройство имеет свои плюсы и минусы – ребенок попадает в определенную систему, где он вынужден приспосабливаться к требованиям и особенностям характера разных взрослых. Таким образом, вырабатывается гибкость характера, и перенимаются разные модели поведения.

Культа детей в африканских странах нет, однако, как член клана каждый ребенок оказывается под его защитой, во многих странах до сих пор существует вендетта.

В цивилизованных регионах континента мамы вынуждены работать, причем достаточно тяжело, а государство гарантирует женщине 4 месяца декретного отпуска, а деле, если повезет, малышей отдают в ясли, но многие женщины берут детей с собой на работу либо оставляют под присмотром старших.

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному

Вплоть до 6-7 летнего возраста ребенком полностью занимается мама, но позже с ней остается только дочка, а воспитанием сыновей занимаются мужчины клана. Девочку с раннего возраста приучают к домашнему хозяйству, она знает, что ее будущее это семья, муж и дети. Мальчиков приучаются быть добытчиками и защитниками своей семьи и своего племени.

Африканские дети очень рано становятся самостоятельными, по статистике почти все к двум годам умеют самостоятельно умываться, убирать за собой, мыть посуду, совершать простые покупки и даже помогают ухаживать за грудничками.

Почти во всех Африканских странах на сегодняшний день среднее образование обязательное и бесплатное, однако, школ катастрофически не хватает, да и уровень образования не слишком высок. Тем не менее, дети которые успешно окончили школу и хотят получить высшее образование, как правило, отправляются продолжать обучение в Европу и Америку. А мамы, как в любом уголке мира, делают все возможное, чтобы помочь в этом.

Вот что пишет о детских садиках ЮАР мама-эмигрантка:

Плохо ли это, или хорошо, но в Южной Африке нет рамок — хочешь ходить, ходи, приводи. Не хочешь — пропускай, все очень просто — деньги решают все. Дисциплины нет. Никто не грозит тебя выкинуть из списков. Есть тут конечно общие каникулы, праздники и т. п. Но это вообще не проблема. Придя в любой сад, вы увидите детей, снующих повсюду. Никто не гонит их сидеть обязательно там, ходить именно здесь. Все свободно. Многие из них, даже в холодную погоду бегают босиком. В ЮАР очень многие взрослые ходят прямо по улицам без обуви, даже в городе.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источники:

http://studbooks.net/1271273/pedagogika/vospitanie_stranah_afriki
http://www.kraskizhizni.com/other/4259-kak-vospityvayut-detej-v-afrike
http://www.moirebenok.ua/psihologiya/vospitanie/kak-vospityvayut-detej-v-afrike-pod-maminoj-zashhitoj/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector