Смольный институт благородных девиц год. Школа фрейлин. Интересные факты о Смольном институте благородных девиц. Смольный институт. Преподаватели

Содержание

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • 7 трюков google, которые изменят твою жизнь (1)
  • 9 способов искать информацию в «Яндексе», о которы (1)
  • DEPOSITFILES (2)
  • POINT-TO-POINT (157)
  • браслеты (8)
  • АВТОМОБИЛИСТУ (1)
  • АНИМАЦИИ (8)
  • АНТИВИРУСНЫЕ ПРГРАММЫ (1)
  • АСТРОЛОГИЯ, НУМЕРОЛОГИЯ (2)
  • БИЖУТЕРИЯ (14)
  • БРОДИЛКА ПО САЙТАМ (2)
  • ВИРТУАЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ (7)
  • ВИТРАЖИ (4)
  • Все о Li.Ru (42)
  • ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА (30)
  • бусы из бумаги (6)
  • ваза из картона (1)
  • ВЯЗАНИЕ (37)
  • вяжем пальцами (1)
  • вязание с мехом (5)
  • ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (188)
  • ВАНЕССА МОНТОРО. ШЕДЕВРЫ. (41)
  • джемпер (7)
  • накидки (8)
  • пальто (17)
  • платья (28)
  • покрывала, пледы (3)
  • соединение мотивов (4)
  • СУМКИ ИЗ ТРИКОТАЖНОЙ ПРЯЖИ (23)
  • схемы и узоры (21)
  • туника (1)
  • фриформ (9)
  • шляпы (6)
  • юбки (3)
  • ВЯЗАНИЕ НА СПИЦАХ (18)
  • закрытие петель планок (1)
  • схемы и узоры (7)
  • японские тапочки (2)
  • ВЯЗАНЫЕ ИГРУШКИ КРЮЧКОМ (17)
  • ГАДАНИЕ (9)
  • гороскопы (1)
  • ДЕКУПАЖ (362)
  • УРОКИ (159)
  • ДЕТИ ПОСТАВИЛИ СПЕКТАКЛЬ (0)
  • ДЖУТ, ШПАГАТ (7)
  • ДОБРЫЕ СОВЕТЫ (5)
  • ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО (4)
  • Вениамин Вайсман — великий махинатор. (1)
  • Жизнь в СССР после войны. (1)
  • КГБ — вчера, сегодня, завтра. (1)
  • Тайны пациентов Кремля. (1)
  • ЖУРНАЛЫ (9)
  • вязание (4)
  • ЗАГОВОРЫ (1)
  • ЗАЧЕПИЛОВКА — МОЯ РОДИНА. (4)
  • ЗДОРОВЬЕ (83)
  • гимнастика (6)
  • диеты (18)
  • лекарственные растения (5)
  • маски (9)
  • сон (1)
  • уход за губами (1)
  • уход за ногами (6)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ (11)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ САЙТЫ (22)
  • КАК УВИДЕТЬ ПАРОЛЬ ВМЕСТО ЗВЕЗДОЧКИ. (1)
  • КАРТА ЖЕЛАНИЙ (1)
  • КИНО (6)
  • кинусайга (2)
  • КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ (1)
  • компютер (21)
  • косметика — все о ней (6)
  • КУЛИНАРИЯ (66)
  • вторые блюда (11)
  • выпечка (7)
  • ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ (30)
  • закуски (2)
  • пироги (3)
  • салаты (3)
  • специи и прянности (2)
  • супы (2)
  • КУМИХИМО (6)
  • ЛЕПКА, ПОЛИМЕРНАЯ ГЛИНА, СОЛЕНОЕ ТЕСТО И НЕ ТОЛЬКО (662)
  • МАГАЗИНЫ (1)
  • МАГИЯ (1)
  • МЕБЕЛЬ (7)
  • МЕДНАЯ ПРОВОЛОКА (90)
  • МК ПО ВЯЗАНИЮ (3)
  • МОЧИЛА (11)
  • МУЛЬТИКИ (4)
  • открытки (1)
  • ПАПЬЕ-МАШЕ (49)
  • ПЛЕТЕНИЕ (1)
  • ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ГАЗЕТ (437)
  • ПЛЕТЕНИЕ НА ДИСКЕ КУМИХИМО (1)
  • Полезные кнопки и кнопочки (1)
  • ПСИХОЛОГИЯ (3)
  • ОТНОШЕНИЯ М+Ж (1)
  • сонник (2)
  • РАССЛАБОН (3)
  • РЕГЛАН СВЕРХУ (1)
  • РЕМОНТ КВАРТИРЫ (14)
  • РУКОДЕЛИЕ (11)
  • САМОГОН (5)
  • СУМКИ (138)
  • ручки для сумки (8)
  • фермуар (1)
  • СЪЕМНЫЙ МЕХОВОЙ ВОРОТНИК С ПЛАТКОМ — ОТЛИЧНАЯ ИДЕЯ (1)
  • УРОКИ ДЛЯ БЛОГОВ (9)
  • фен-шуй (9)
  • ФИЛЬТР ДЛЯ ВОДЫ (1)
  • ФОКУСЫ (1)
  • фотомастерство (7)
  • ФОТОШОП (36)
  • сайты по работе с фотографиями (6)
  • создание 3D куба (1)
  • ЭЗОТЕРИКА (11)
  • ЮМОР (8)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Школа фрейлин. Интересные факты о Смольном институте благородных девиц

Школа фрейлин. Интересные факты о Смольном институте благородных девиц

24 апреля (5 мая) 1764 года указом Екатерины II в Петербурге был учрежден Смольный институт благородных девиц.

Смольный институт благородных девиц стал первым женским образовательным учреждением в России, а его открытие положило начало эпохе реформ в области просвещения. Не последнюю роль в этом сыграл Иван Бецкой – президент Академии художеств, попечитель Смольного института и Московского воспитательного дома, руководитель Сухопутного Шляхетного корпуса. Именно по его проекту в 1764 году было создано Воспитательное общество благородных девиц, а затем по Российской Империи был разослан указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре». К указу был приложен устав и штат «сего Воспитательного Общества».

От кофейного до белого

Во многом Смольный институт был похож на современные школы. Девочек из дворянских семей принимали туда с шести лет, а обучение длилось 12 лет и было разделено на четыре «возраста» по три года. В зависимости от возраста воспитанницы- «смолянки» должны были носить форменные платья: младшие – кофейного цвета, от 9 до 12 лет – синего, от 12 до 15 лет – голубого и от 15 до 18 лет – белого цвета. Шесть лучших выпускниц удостаивались отличительного знака – золотого вензеля с инициалами императрицы.

Одновременно в институте проходили обучение около 200 девочек. В 1765 году при Смольном институте открылось учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостных), где можно было получить общеобразовательную подготовку по упрощенной программе и изучить азы домоводства.

Читать еще:  Уволиться с выходом на пенсию. Как происходит увольнение по собственному желанию в связи с выходом на пенсию работающего пенсионера? Образец оформления заявления

Девицы из благородных семей по окончании института получали службу при дворе, некоторые становились фрейлинами. На это была направлена и образовательная программа заведения, составленная при участии Ивана Бецкого. Здесь изучали Закон божий, три иностранных языка, арифметику, рисование, историю, географию, словесность, обучались танцам, музыке, светским манерам, рукоделию и домоводству. Особый упор делался на иностранные языки и Закон божий, а выпускницы обязаны были знать «правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости». В штатное расписание института входили 29 учителей: русского языка, иностранных языков, рисования, вокальной и инструментальной музыки, истории, географии, геральдики и архитектуры, два танцмейстера.

Устав института был строг – девушки жили по четкому распорядку дня, а видеться с родными могли только по выходным и праздникам и только в присутствии начальницы. Покинуть заведение до 18-летия по своему желанию или по требованию семьи девочка не имела права.

Институт располагался в монастыре до начала XIX века, пока рядом не было построено специальное здание.
Многие выпускницы оставались в институте и работали классными дамами – для них в награду за многолетний труд были предусмотрены почетные знаки: оранжевый бант «За труды» и серебренный с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Императрицы Марии Федоровны». Девушки, которые воспитывались в мещанском отделении института, впоследствии могли рассчитывать на должность гувернанток.

Столичный Петербург. Здесь заседали царские министры и советские наркомы Перемены в уставе института начались после смерти Екатерины. Павел I поручил своей супруге Марии Федоровне руководство всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Она впоследствии управляла институтом 32 года и многое изменила. При Марии Федоровне появилось почасовое расписание преподавания каждого предмета, а весь курс обучения сократился с 12 до 9 лет. «Возрастов» осталось только три, и каждый был разделен на три параллельных группы: для отличниц, «середнячков» и неуспевающих. Каждый урок в институте длился два часа. Дважды в год «смолянки» сдавали промежуточные экзамены, а в конце года им предстоял итоговый экзамен.

Девочек стали принимать в институт с более позднего возраста – в 8-9 лет, а мещанок принимали и вовсе с 11-12, поскольку их программа ограничивалась шестью годами обучения. С приходом Марии Федоровны девочек стали готовить скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери». Практически все нововведения Марии Федоровны просуществовали в институте вплоть до его закрытия в 1917 году.

Образование, безусловно, было не единственной целью Смольного института. Учреждая это заведение, Екатерина позаботилась о том, чтобы в уставе были прописаны не только профессиональные требования к преподавателям и самим «смолянкам», но и правила поведения, обращения друг с другом. Телесные наказания в институте были категорически запрещены, а все служащие заведения обязаны были не только передавать знания воспитанницам, но и подавать им пример для подражания.

На знаменитых портретах Левицкого «смолянки» скромны и веселы — как и положено по уставу института.

«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности, — писала Зинаида Мордвинова в 1914 году в своем историческом очерке «Смольный институт в эпоху Екатерины II». — Что касается системы воспитания, то в уставе дается наставление самим воспитательницам, начиная с начальницы. В обращении с детьми требуются: «кротость, благопристойность, учтивость, благоразумие, справедливость и также непритворная веселость и отсутствие лишней важности в обращении».

Средством исправления провинившихся служило пристыжение перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков». Но применялась эта мера лишь в очень важных случаях, к которым относились малейшее нарушение благочиния во время молитвы или при церковном богослужении.«Очевидно, тут идет вопрос не только о светских манерах, но о выработке того культурного типа, который осуществлял бы ее государственную задачу: создать новую породу людей», — пишет Мордвинова.

За 153 года существования Смольного института через него прошли 85 выпусков. Разумеется, среди сотен благородных выпускниц были и те, чьи имена остались в истории. Одной из последних в институт благородных девиц в 1914 году поступила баронесса Мария Будберг – возлюбленная Максима Горького и героиня книги Нины Берберовой «Железная женщина». В 1911 году институт окончила Нина Комарова — будущая поэтесса Нина Хабиас, ученица Алексея Крученых и одна из первых футуристок.

Карл Булла в 1917 году сфотографировал последних воспитанниц Смольного института.

В 1900 году одной из выпускниц стала Мария Добролюбова — педагог, сестра милосердия, революционер и сестра поэта Александра Добролюбова. В 26 лет она покончила с собой, не найдя в себе сил совершить теракт, организованный эсерами. В 1895 году выпускницей Смольного была Ксения Эрдели – арфистка, композитор, педагог, народная артистка СССР и основоположница советской школы исполнительства на арфе. В 1891 году институт окончила Дочь короля Николы I Черногорского и его жены Милены Вукотич принцесса Елена Черногорская, которая в браке с Виктором Эммануилом III стала королевой Италии и Албании, императрицей Эфиопии. Здесь же учились ее сестры, великие княгини Милица Николаевна, Зорка Николаевна и Анастасия Николаевна.

Читать еще:  Энергетическое поле человека и энергия чакр. Что поднимает и усиливает энергетику. Энергетическое поле и его ученые прятки

В 1848 году институт окончила Елена Бурман (в замужестве – Молоховец) – автор книги «Подарок молодым хозяйкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» (1861) и классик русской кулинарной литературы. Еще раньше здесь училась Елена Полтавцева – будущая жена генерала Дмитрия Скобелева и мать генерала Михаила Скобелева, начальница лазаретов во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Выпускницей Смольного была и Екатерина Керн – дочь Анны Керн, возлюбленная композитора Михаила Глинки и мать академика Юлия Шокальского.

9 фактов о том, как на самом деле жили барышни в институтах благородных девиц

В 1764 году по указу Екатерины II в Санкт-Петербурге было создано первое в России женское учебное заведение — Смольный институт благородных девиц. Именно с него началась революционная история женских институтов, которые стали открывать по всей стране. Екатерина II мечтала дать государству «образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества», однако выпускниц этих заведений называли белоручками, кисейными барышнями, совершено инфантильными и оторванными от мира, впечатлительными и наивными. Слово «институтка» стало синонимом экзальтированности, слабости и ограниченности.

Но если узнать, как строилась система образования в таких заведениях, то такой результат не покажется странным. Нас в AdMe.ru очень заинтересовало, что же происходило за дверями закрытых пансионов, и мы изучили, что об этом рассказывают историки и вспоминают в мемуарах сами воспитанницы.

1. Ученицы делились на «плохих» и «хороших»

Последние выпускницы Смольного института, Санкт-Петербург, 1917 год.

То, что девушки попадали в институт, не означало, что у них тут же автоматически изменится характер. Не всем подходили жесткие условия, и, конечно, барышни начинали протестовать. Таких «бунтовщиц», пусть даже их бунт заключался всего лишь в выбившейся из прически пряди или громком разговоре, называли мовешками (от французского слова mauvaise — «дурной»). Тех же воспитанниц, которые вели себя правильно, держали идеальную осанку, были вежливыми, называли парфетками (parfaite — «совершенный»).

Имело значение, как ученица зарекомендовала себя сразу, поэтому даже в дурные поступки парфеток верили не сразу, а вот от мовешек всегда подсознательно ожидали плохого и следили за ними более пристально.

2. Преподавателями были незамужние женщины и непривлекательные мужчины

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев.

Чтобы попасть на работу в институт благородных девиц, женщина должна была быть незамужней. Однако этот статус негативно отражался на характере классных дам, ведь в то время одинокая женщина считалась неуспешной и порицалась обществом. Поэтому воспитанницам часто приходилось несладко, так как наказания следовали за малейшие проступки.

Экзаменационная комиссия в Московском Екатерининском институте благородных девиц, 1900-е годы.

А вот мужчин в подобные заведения брали на работу неохотно. Чтобы не вводить в искушение молодых девиц, учитель должен был обязательно быть женатым, пожилым и лучше с каким-либо физическим недостатком или дефектом внешности. Однако это не мешало ученицам обожать их, что было связано со сложившейся институтской традицией обязательно иметь объект поклонения.

3. Потребность в любви и дружбе часто принимала гипертрофированные формы

Внешний мир был закрыт от воспитанниц, развлечений у них было мало, поэтому чтобы пережить яркие эмоции, нужно было обязательно кого-нибудь обожать. Предметом любви могла стать старшая ученица, учитель (только классных дам не особо жаловали, чтобы не быть заподозренными в подхалимаже), священник. Главное, чтобы обожаемый был хоть немного выше в школьной иерархии. Ему дарили подарки, молились за его здоровье, оказывали мелкие услуги. Но добавляли и драмы: «страдая за любовь», могли выпить уксусной воды или съесть мыло, нацарапать инициалы на руке, чтобы быть достойной «высокой личности». При этом любовь была платонической: например, если учитель объявлял, что женится, то ученицы начинали заочно любить и его невесту.

Когда же дело касалось высокопоставленных чиновников, царских особ, иногда посещавших институты, а тем более императора, который приезжал в Смольный, истерия обожания обострялась максимально. Кусочки еды со стола царя собирались, засушивались и хранились как талисман. Если же удавалось раздобыть царский платок, то его разрезали на крошечные лоскутки, чтобы хватило всем, и носили на груди.

4. Физические наказания не применялись, но меры воздействия были унизительными

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на обеде в столовой.

Телесные наказания не применялись к воспитанницам, но провинившаяся должна была почувствовать себя максимально некомфортно. Например, за неряшливость во внешнем виде к платью прикалывали рваный чулок, за сквернословие вешали на шею огромный картонный язык. Еды не лишали открыто, как в мужских заведениях. Однако могли заставить стоять во время обеда. Теоретически можно было поесть и стоя, но редкая ученица могла сделать это и навлечь на себя еще больший гнев. Еда стоя считалась уделом падших женщин, и порядочная девушка вряд ли смогла бы потом «отмолить» свой проступок.

Позором считалось и носить тиковый передник (из грубой матрасной ткани) — его надевали ученицам за крупные провинности.

5. Условия жизни были строгими, а список развлечений ограничен

В реальности «неженкам-институткам» приходилось терпеть совсем нетепличные условия. Температура воздуха в спальнях часто составляла 12–16 °С, и выспаться под тонкими одеялами было очень сложно. Подъем в 6 утра, умывание ледяной водой, молитва, скудный завтрак, уроки, выход в церковь.

Читать еще:  Характеристика жилина и костылина из рассказа

Гулять разрешалось строго по расписанию на территории институтов. Воспитанниц Смольного иногда выводили на прогулку в Таврический сад, предварительно закрыв его для других посетителей. Зимой двор института застилался досками, и ходить позволялось только по этим настилам, чтобы не промочить ноги и не принести грязь в помещение. Пронести снег в руке считалось среди учениц смелым поступком, за который вполне можно было получить тиковый передник.

Воспитанницы вели беседы и дневники, а вот интересное чтение было недоступно. Книги только по программе, да и из них удалялись целые куски, которые «могли смутить юные умы». Такие вырезанные фрагменты собирались в отдельную книгу, которую девушки могли купить по окончании института, и мечты о ней не раз становились предметом разговоров. Если же какое-либо запрещенное издание чудом удавалось достать, его прятали как настоящее сокровище.

6. Встречи с родными считались вредными

Встреча воспитанниц с семьями в большом зале института.

Переписка с родными и поездки к ним в разных институтах регламентировались по-своему. Часто воспитанницы не могли отлучаться домой, разрешалось только принимать родственников в стенах института под надзором воспитателей. Все письма проходили строгую цензуру, и обойти ее можно было, только подружившись с горничной и заплатив ей. Считалось, что контроль поможет оградить девушек от вредного влияния внешнего мира. В договорах некоторых институтов было прописано, что родители не могут прервать обучение и забрать ребенка домой без очень веских причин.

Тоска по дому, разговоры о нем и прошлой жизни, друзьях и домашних высмеивались преподавателями и старшими воспитанницами, поэтому сначала новенькие учились скрывать чувства, а потом институт становился их единственной реальностью.

7. Обучение соответствовало уровню не института, а средней школы

В первые годы после создания в институтах была более сильная программа, хотя все равно обучение в них соответствовало программе женской гимназии. Внимание уделялось иностранным языкам и арифметике, истории и географии, физике, архитектуре. Позже программы сместились в сторону «декоративных» умений — пения, танцев, упал уровень преподавания основных дисциплин. От воспитанниц требовали больше соблюдения приличий, чем успеваемости, а чтобы родители не возмущались по поводу того, что зря заплатили деньги, аттестаты выдавали всем.

Ограничению мышления способствовало и то, что в библиотеках часто не было необходимых книг, а учителя строго запрещали задавать вопросы и вступать с ними в какие-либо дискуссии, отстаивать свое мнение.

10 фактов из истории Института благородных девиц

16 мая 1764 года в Петербурге было основано «Императорское воспитательное общество благородных девиц». В честь 255-летия Смольного института телеканал «Санкт-Петербург» подготовил список фактов о первом в России женском учебном заведении.

Целью «Императорского воспитательного сообщества благородных девиц», по задумке императрицы Екатерины II, было «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Закончив институт, девушки из «благородных» могли получить службу при дворе, а некоторые становились фрейлинами.

Спустя год после открытия при институте благородных девиц появилось отделение для «мещанских девиц» — девушек недворянских сословий. Исключались только крепостные крестьяне.

В зависимости от возраста воспитанницы должны были носить форменные платья: от 6 до 9 лет – кофейного цвета, от 9 до 12 лет – синего, от 12 до 15 лет – голубого, а от 15 до 18 лет – белого.

Шесть лучших выпускниц удостаивались отличительного знака. Им вручали белый бант с золотыми полосками, украшенный золотого вензеля с инициалами императрицы.

Воспитанницы жили по строгому распорядку. Видеться с родными могли только по выходным и праздникам и только в присутствии начальницы. Покинуть заведение до 18-летия было невозможно.

Воспитанниц младших классов институтки из-за цвета платьев называли «кофушками» или «кофульками», а классных дам звали «синявками». Своих сокурсниц воспитанницы называли «душечка» или «милочка». Исходя из этого, бранились они, называя подруг «бессовестная душечка» или «душечка поганая».

В институте присутствовала определенная иерархия. Она была обусловлена социальным статусом и способностями девушек, но особенной была иерархия по красоте.

По выражению историка искусства Александра Бенуа, «казенные затворницы» делились на «парфеток» (от французского слова parfaite — «совершенная») и «мовешек» (mauvaise — «дурная»).

Самым распространенным наказанием в Институте было публичное унижение. Нарушительницу заставляли вместо обычного передника носить постыдный — тиковый — и переводили за «черный стол», за которым было принято обедать стоя.

Единственным видом физических упражнений в Смольном институте благородных девиц долгое время были лишь танцы. Императрица Мария Федоровна считала, что они помогают «от всех господствующих болезней».

Условия для проживания в Институте были не слишком хорошими. Температура воздуха в помещениях редко поднималась выше плюс 16 градусов, а питание не отличалось разнообразием. Ссоры между девушками порой возникали даже из-за корки хлеба, которую они называли «закорявочкой». Институтки уповали на гостинцы от родственников, которые покупались в обход правил заведения.

В октябре 1917 года Смольный институт переехал в Новочеркасск, где в феврале 1919 года состоялся последний российский выпуск.

Начиная с 1919 года женское образовательное учреждение продолжило свою работу в Сербии.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Источники:

http://www.liveinternet.ru/users/5702136/post395616911/
http://www.adme.ru/svoboda-kultura/9-faktov-o-tom-kak-na-samom-dele-zhili-baryshni-v-institutah-blagorodnyh-devic-2113265/
http://topspb.tv/news/2019/05/16/10-faktov-iz-istorii-instituta-blagorodnyh-devic/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector