Смотреть что такое Кюи, Цезарь Антонович» в других словарях. Кюи, цезарь антонович»

Кюи, Цезарь Антонович

КЮИ, Цезарь Антоновичъ, инж.-ген., заслуженный проф. фортификаціи Ник. инж. ак-міи (съ 1891 г.), чл. конф-ціи Ник. инж. ак-міи (съ 1900 г.), почет. членъ конф-ціи Мих. арт-ской (съ 1899 г.) и Имп. Ник. военной ак-мій (съ 1905 г.), извѣст. композиторъ и музыкал. критикъ, род. въ 1836 г.; спеціально-инженер. образованіе получилъ въ гл. (нынѣ Ник.) инж. уч-щѣ и въ Ник. инж. ак-міи, по окончаніи коей (1857 г.) оставленъ при ней репетиторомъ по топографіи, а съ 1859 г. по форт-ціи. Позднѣе К. б. приглашенъ преподавать форт-цію въ Мих. арт. ак-мію и въ ак-мію ген. штаба. Съ этой поры и до нашихъ дней ген. К. плодотворно работаетъ въ теченіе болѣе полувѣка въ этой отрасли воен. наукъ, создавъ въ ак-міяхъ незамѣнимый и нынѣ курсъ «Исторіи форт-ціи» и вложивъ въ воен. лит-ру много капитал. научныхъ трудовъ. Въ 1904 г. онъ произв. въ чинъ инж.-ген-ла. Въ настоящее время ген. К. уже прекратилъ чтеніе лекцій въ ак-міяхъ, но продолжаетъ работать, участвуя, какъ авторитетъ по вопросамъ форт-ціи, въ разсмотрѣніи важн. крѣп. вопросовъ въ инж. ком-тѣ гл. инж. упр-нія и фортификаціон. проектовъ оф-ровъ, обучающихся въ инж. ак-міи, гдѣ онъ является старѣйш. членомъ фортификац. каѳедры. Какъ проф-ръ и препод-ль форт-ціи и какъ авторъ выдающихся трудовъ по этому предмету, ген. К. давно уже пріобрѣлъ большую и почетную извѣс-ть. Это послужило основаніемъ къ приглашенію его для чтенія лекцій по форт-ціи Насл-ку, нынѣ Имп-ру Николаю II, а также Вел. Князьямъ: Сергѣю и Павлу Александровичу, Николаю, Михаилу, Георгію и Сергѣю Михаиловичамъ, Петру Николаевичу и герц. Г. М. и М. М. Мекленбургъ-Стрѣлицкимъ. Среди академич. учениковъ ген. К. многіе занимали и занимаютъ высшія должности въ арміи. Его лекціи и публичныя чтенія, отличавшіяся большой глубиной мысли вмѣстѣ съ простотой и ясностью изложенія, слушались съ больш. вниманіемъ не по обяз-ти: онъ увлекалъ своихъ слушателей. Со многими изъ нихъ К. сохранилъ впослѣдствіи добрыя отношенія и продолжалъ давать имъ совѣты по разн. вопросамъ форт-ціи. Такъ, будучи командированъ въ 1877 г. на театръ воен. дѣйствій, ген. К., по просьбѣ бывш. своего уч-ка Скобелева, участвовалъ въ укр-ніи нашихъ позицій подъ Константинополемъ, а передъ отпр-ніемъ Скобелева въ Ахалъ-Текин. эксп-цію далъ ему рядъ совѣтовъ по устр-ву коммуникац. линіи и этапн. пунктовъ. Возвратившись изъ этого похода, Скобелевъ писалъ ген. К. 2 фвр. 1881 г.: «Артамоновъ вѣрно передалъ Вамъ чувство симпатіи и уваженія, заставляющее меня жаждать Васъ видѣть. Я не забылъ давнопрошедшее, когда былъ плохимъ Вашимъ ученикомъ, не забылъ позицій подъ Константинополемъ, наконецъ, главное, не забылъ тѣхъ цѣн. совѣтовъ, к-рыми въ значит. степени достигнуты наши послѣд. успѣхи подъ Геокъ-Тепе». Большія познанія ген. К. въ области форт-ціи составили ему больш. извѣс-ть также и въ иностран. воен. кругахъ. Извѣст. бельг. инженеръ ген. Бріальмонъ въ теченіе мног. лѣтъ велъ съ ген. К. дѣят. переписку, совмѣстно обсуждая всевозможные теоретич. вопросы форт-каціи и госуд. обороны. 50 такихъ писемъ ген. Бріальмона переданы ген. К. въ библіотеку Ник. инж. ак-міи. Можетъ быть, подъ вліяніемъ близк. знакомства съ Бріальмономъ, ген. К. первый среди рус. инж-ровъ предложилъ примѣненіе бронебашен. установокъ въ нашихъ сухоп. кр-стяхъ. Но наиб. крупной заслугой ген. К. въ воен. наукѣ является принадлежащій ему первый въ Россіи опытъ составленія исторіи рус. форт-ціи, к-рая и б. имъ включена въ программу ак-міи. Изъ другихъ его в.-литер. трудовъ надлежитъ отмѣтить: 1) «Краткій истор. очеркъ долговр. форт-ціи», изд. 1889, 93 и 97 гг.; 2) «Краткій учебникъ полев. форт-ціи» (8 изд. съ 1874 по 1899 г.); 3) «Учебникъ форт-ціи для пѣх. юнкер. уч-щъ», 1892 г.; 4) «Фортификац. оборона гос-твъ и вліяніе мѣс-ти на расположеніе и атаку кр-стей» (курсъ Ник. инж. ак.), литографир. изд. 1883 г. Главнѣйшія статьи въ «Инж. Журн.»: 1) «Путев. замѣтки инж. оф-ра на театрѣ воен. дѣйствій въ Европ. Турціи», 1878; 2) «Бельгія, Антверпенъ и Бріальмонъ», 1881; 3) «Опытъ раціонал. опредѣленія величины г-зоновъ кр-стей», 1884 (удостоена 3-ей преміи «Инж. Журн.»); 4) «Нѣск. словъ по поводу соврем. фортификац. броженія», 1892 (удостоена почетн. отзыва «Инж. Журн.»). Какъ композиторъ и музыкал. критикъ, Ц. А. К. занимаетъ въ рус. музыкѣ видное мѣсто. Установкой своихъ художественныхъ взглядовъ онъ обязанъ, гл. обр., М. А. Балакиреву, объединившему лучшія музыкал. силы въ кружокъ, извѣстный подъ именемъ «новой русской школы» (т. наз. «могучей кучки»). Выступивъ впервые въ концертахъ Русск. музык. общ-ва въ 1859 г. со своимъ скерцо f-dur, онъ написалъ одиннадцать оперъ, — 6 большихъ и 5 одноактныхъ: «Кавказскій Плѣнникъ» (переработанъ и поставленъ на Маріин. сценѣ въ 1893 г.), «Сынъ Мандарина» (поставленъ въ Клубѣ художниковъ въ 1878 г., а впослѣдствіи на Имп. сценѣ въ Москвѣ), «Вильямъ Ратклифъ» (въ Маріин. театрѣ въ 1869 г.), «Анжело» (тамъ же въ 1876 г.), «La Flibbustier» (въ Парижской Opéra Comique въ 1894 г.), «Сарацинъ» (въ Маріинск. театрѣ въ 1900 г.), «Матео Фальконе», «Пиръ во время чумы» (на Имп. сценѣ въ Москвѣ), «Mademoiselle Fifi», «Снѣжный Богатырь» и «Капитанская Дочка» (Маріин. театръ въ 1910 г.). Изъ инструментал. произведеній укажемъ на четыре сюиты, 5 скерцо, тарантеллу и торжеств. маршъ — для оркестра; 2 квартета — для струн. инстр-товъ; ок. 50 скрипич. пьесъ и не менѣе фортепіанныхъ. Роскошнѣе всего творч-во К. проявилось въ области камерной вокал. музыки, гдѣ мы имѣемъ болѣе 50 произведеній для хора и болѣе 300 романсовъ на рус., франц., нѣм. и польск. слова. Критич. дѣят-сть К. играетъ большую роль въ музыкал. развитіи рус. общ-ва. Статьи его появлялись сначала въ «Спб. Вѣд.» (1864—75), затѣмъ въ «Голосѣ», «Недѣлѣ», «Музыкал. Обозрѣніи», «Новостяхъ» и мн. друг. рус. и иностр. изданіяхъ, пролагая дорогу молодому рус. искусству. Книга «La Musique en Russie» (Paris, 1880), въ сжатомъ видѣ излагающая эстетич. credo автора, немало содѣйствовала распространенію рус. музыки на Западѣ. Кромѣ этой книги, имѣются отдѣл. брошюры: «Кольцо Нибелунговъ» (отчетъ о первомъ представленіи въ Байрейтѣ), «Рус. романсъ», «Лекціи Рубинштейна о фортепіан. лит-рѣ». Ц. А. К. состоитъ членомъ Рус. Имп. музык. общ-ва, Бельг. корол. ак-міи, «The Manuscript Society» въ Нью-Іоркѣ, корреспондентомъ франц. ак-міи изящн. иск-въ и другихъ ученыхъ и артистическ. кружковъ. (В. В. Стасовъ, Ц. А. Кюи, біограф. очеркъ; П. П. Веймарнъ, Цезарь Кюи, какъ вокальн. композиторъ, Спб., 1896; Н. Финдейзенъ, Библіогр. указ. музык. произведеній и критич. статей Ц. А. Кюи, «Артистъ», № 34 и 35; С. В. (Camille Bellaigue), Notice sur César Cui, — приложеніе въ выше назв. книгѣ «La Musique en Russie, «Артистъ», 1884 г., кн. 2; C-tesse de Mercy Argenteau, Gésar Cui, esquisse critique, Paris, 1888).

Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И.Д. Сытина . Под ред. В.Ф. Новицкого и др. . 1911—1915 .

Смотреть что такое «Кюи, Цезарь Антонович» в других словарях:

Кюи, Цезарь Антонович — Цезарь Кюи César Cui Основная информация … Википедия

Читать еще:  Как выбрать женские брюки. Как выбрать мужские брюки. Общие полезные правила для стройности

Кюи, Цезарь Антонович — военный инженер, генерал майор, заслуженный профессор фортификации в академиях Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Генерального штаба, композитор и музыкальный критик; род. в 1835 г.; ученик Монюшко. Впервые выступил в качестве … Большая биографическая энциклопедия

Кюи Цезарь Антонович — Кюи, Цезарь Антонович инженер генерал, замечательный русский композитор. Родился 6 января 1835 г. в городе Вильне; сын француза, оставшегося в России после похода 1812 г., и литвинки Юлии Гуцевич. Пятилетним ребенком Кюи уже воспроизводил на… … Биографический словарь

Кюи Цезарь Антонович — (1835 1918), российский композитор, член «Могучей кучки», музыкальный критик; учёный в области фортификации, инженер генерал. Оперы «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклиф» (1868) и др., романсы. * * * КЮИ Цезарь Антонович КЮИ Цезарь Антонович… … Энциклопедический словарь

Кюи Цезарь Антонович — (1835 1918), рус. композитор и муз. критик. Творчество Л. было особенно близко К. 22 романса на стихи Л. составляют важную часть творческого наследия К., образуя своеобразную вокальную «лермонтовскую сюиту» (создавалась композитором на протяжении … Лермонтовская энциклопедия

Кюи Цезарь Антонович — (1835—1918), композитор, музыкальный критик, специалист в области фортификации, инженер генетик (1904). С 1850 жил в Петербурге. Учился в главном инженерном училище; в 1857 окончил Военно инженерную академию, с 1858 адъюнкт профессор, с 1891 … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

КЮИ Цезарь Антонович — (1835 1918) российский композитор, член Могучей кучки , музыкальный критик, ученый в области фортификации, инженер генерал. Пропагандист творчества М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, современных ему русских композиторов. Оперы Сын мандарина… … Большой Энциклопедический словарь

Кюи Цезарь Антонович — (1835 1918), композитор, музыкальный критик, специалист в области фортификации, инженер генетик (1904). С 1850 жил в Петербурге. Учился в главном инженерном училище; в 1857 окончил Военно инженерную академию, с 1858 адъюнкт профессор, с… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Кюи Цезарь Антонович — Цезарь Антонович Кюи (6 (18) января 1835, Вильнюс 13 марта 1918, Петроград) русский профессор военной фортификации; композитор и музыкальный критик, член Могучей кучки и Беляевского кружка. Содержание 1 Биография … Википедия

КЮИ Цезарь Антонович — ( 18 I 1835, Вильно 26 III 1918, Петроград) В свете романтического универсализма с его культурой чувства понятен не только весь ранний мелос Кюи с его тематикой и поэтикой романса и оперы; понятно и увлечение молодых друзей Кюи (в том числе и… … Музыкальный словарь

Кюи, Цезарь

Це́зарь Анто́нович Кюи́ (6 (18) января 1835, Вильнюс — 13 марта 1918, Петроград) — русский профессор военной фортификации; композитор и музыкальный критик, член Могучей кучки и Беляевского кружка.

Содержание

Окончил Николаевскую инженерную академию (1857), был оставлен при ней преподавателем (с 1878 адъюнкт-профессором, с 1880 профессор, с 1891 заслуженный профессор). Некоторое время занимался теорией композиции у С.Монюшко. В формировании Кюи-музыканта большую роль сыграло знакомство с А.С.Даргомыжским, М.А.Балакиревым, В.В.Стасовым. Цезарь Кюи участвовал в Беляевском кружке.

После Октябрьской революции 1917 перешёл на сторону Советской власти.

Старший брат учёного, Александр Кюи (1824—1909), был известным архитектором [1] .

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

  • 1867 — 1868 — доходный дом Синебрюховой — Гагаринская набережная, 16, кв. 11
  • 1891 — 26.03.1918 года — доходный дом Степанова — набережная реки Фонтанки, 38.

Особенности музыкального творчества

Кюи был одним из членов «Могучей кучки». С 1864 выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчество М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и молодых представителей «Новой русской музыкальной школы», а также передовые новаторские течения зарубежной музыки. В роли критика он часто публиковал разгромные статьи на творчество Чайковского. Опера Кюи «Вильям Ратклифф» (по Г.Гейне, 1869, Мариинский театр, Петербург) отразила прогрессивные эстетические установки «Могучей кучки». Вместе с тем ей присущи романтическая условность, ходульность образов, свойственные творчеству Кюи и в дальнейшем. Обширно творческое наследие композитора: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Анджело» (по В.Гюго, 1875), «Сарацин» (по А.Дюма-отцу, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепьяно., скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли. Наибольший интерес представляют романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др. Систематическая музыкально-критическая деятельность Кюи продолжалась до начала 1900-х гг., но уже со 2-й половины 70-х гг. 19 в. во взглядах Кюи наметились черты ограниченности и консерватизма.

Труды по фортификации

Кюи — автор капитальных научных трудов по фортификации, создал курс фортификации, который читал в Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской академиях и в Академии Генштаба. Первым среди русских военных инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях.

(За исключением Флибустьера, все оперы Кюи впервые были сочинены на русском языке.)

  • Кавказский пленник (по Пушкину)
  • Сын мандарина
  • Млада (1-й акт; остальное сочинили Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, и Минкус)
  • Вильям Ратклиф (по трагедии Гейне)
  • Анджело (по драме Виктора Гюго)
  • Le Flibustier = Флибустье (У моря) (по комедии Ж. Ришпена)
  • Сарацин (по драме Дюма-отца)
  • Пир во время чумы (по Пушкину)
  • Мадмуазель Фифи (по Мопассану и Метенье)
  • Снежный богатырь
  • Матео Фальконе (по Мериме и Жуковскому)
  • Капитанская дочка (по Пушкину)
  • Красная шапочка (по Перро)
  • Кот в сапогах (по Перро)
  • Иванушка-дурачок

Кюи закончил две оперы других композиторов:

Литературные произведения Кюи

(Полного собрания литературных произведениях Кюи нет.)

(Чтобы читать большинство музыкально-критических статей Кюи, надо их найти в газетах и в журналах, в которых они впервые напечатались.)

  • Избранные статьи. Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1952. (На с. 624—660 этого тома находится «Библиографический указатель статей Ц. А. Кюи, 1864—1918».)
  • Избранные статьи об исполнителях. Москва: Гос. муз. изд-во, 1957.
  • Музыкально-критические статьи. Т.1. Со портретом автора и предисловием А. Н. Римского-Корсакова. Петроград: Музыкальный современник, 1918.

Монографии

  • История литературы фортепианной музыки. Курс А. Г. Рубинштейна. 1888—1889. 2-е изд. Спб: И. Юргенсон, 1911. (Статьи впервые напечатались в 1889 г. (1) в Недели под загл. Сеансы А. Г. Рубинштейна. Курс истории литературы фортепианной музыки; в L’Art, revue bimensuelle illustree под загл. Cours de litterature musicale des oeuvres pour le piano au Conservatoire de Saint Petersbourg.)
  • Кольцо Нибелунгов, тетралогия Рихарда Вагнера: Музыкально-критический очерк. 2-е изд. Москва: П. Юргенсон, 1909. (1-й монографическое изд. 1889. Статьи впервые напечатались в 1876 г. в СПб ведомостях под загл. Байрейтское музыкальное торжество.)
  • La musique en Russie. Paris: G. Fischbacher, 1880; rpt. Leipzig: Zentralantiquariat der Deutschen Demokratischen Republik, 1974. (Статьи впервые напечатались в 1880 г. в Revue et Gazette Musicale de Paris.)
  • Русский романс: очерк его развития. Спб: Н. Ф. Финдейзен, 1896. (Статьи впервые напечатались в 1895 г. в Артисте и в Недели.)
  • «A Historical Sketch of Music in Russia» [«Исторический очерк музыки в России» (на английском языке)], The Century Library of Music. Ed. by Ignace Jan Paderewski. Vol. 7. New York: The Century Co., 1901, pp. 197–219.

По фортификации

  • «Атака и оборона современных крепостей (Разработка этого вопроса в Прусии)». Спб: Тип. Деп. уделов, 1881. (Из Военного сборника за 1881, No. 7)
  • «Бельгия, Антверпен и Бриальмон». Спб: Тип Деп. уделов, 1882. (Из Инженерного журнала, 1881, No. 11)
  • Долговременная фортификация: исторический очерк. Курс Михайловской арт. акад.. Спб.: 187-?.
  • Записки фортификации младшего юнкерского класса Николаевского инженерного училища. Спб.: 186-?
  • Краткий исторический очерк долговременной фортификации. 3., доп. изд. Спб.: Тип. Императорской Академии наук, 1897. (1-й изд. 1877.)
  • Краткий учебник полевой фортификации. 9-е просм. изд. Спб.: В Березовский, 1903. (1-й изд.: Записки полевой фортификации. Курс младшего класса Николаевск. инж. и Михайловск. артил. училища, 1873; 2-й изд.: Полевая фортификация. Курс Николаевск.-инж., Михайловск.-артил. и Николаевск.-кавалерийск. училищ, 1877.)
  • Опыт рационального определения величины гарнизонов крепостей. Спб: типо-лит. А. Е. Ландау, 1899.
  • «Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в европейской Турции» , Спб.: Тип. Деп. уделов, 1878. (Из Инженерного журнала, 1878, Nos. 8, 9.)
  • «Рост крепостей и изменение их формы в зависимости от увеличения численности армий». Спб: 1901. (Овщество ревнителей военных знаний, No. 37, 24 янв. 1901 г.)
  • Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ. Изд. 2-е, просм. и доп. Спб.: Воен. тип., 1899. (1-й изд. 1892)
  • Избранные письма. Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1955. (На с. 624—660 этого тома находится «Библиографический указатель статей Ц. А. Кюи, 1864—1918».)
  • Аири Муселак,[Франсцское происхошдение русского композитора Џезара Аитоновича Кюи]. Советская Музђіка. 1979 n°10
Читать еще:  Состояние транса человека. Зачем это нужно? Словарь медицинских терминов

Примечания

  1. С 1854 г. Александр Антонович жил в Воронеже, где в 1858—1859 гг. руководил работами по сооружению монумента Петру I (архитектор Д. И. Гримм /замысел/ и скульптор А. Е. Шварц /реализация/; памятник утрачен в годы Великой Отечественной войны – см. о его реконструкции в статье о скульпторе Г. А. Шульце). В июле 1870 г. он был назначен губернским архитектором и прослужил в этой должности 36 лет. А. А. Кюи был активным общественным деятелем, в 80-90-е гг. XIX в. он неоднократно был вице-директором Воронежского отделения Русского музыкального общества. (Акиньшин А. Зодчие Воронежа// Подъем.- 1988.- N 4.- С.125). [1]
  • Бернандт, Г. Б. Словарь опер впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР, 1736—1959. Москва: Советский композитор, 1962.
  • Mercy-Argenteau,(La Comtesse de), César Cui: esquisse critique. Paris: Fischbacher, 1888.
  • Edward Wrocki, Cezary Cui. Życie i działalność. 1835-1918. Warszawa 1925.Nakład Rytmu.
  • Назаров, А. Ф. Цезарь Антонович Кюи. Moskva: Muzyka, 1989.
  • Neef, Sigrid. Handbuch der russischen und sowjetischen Oper. 1. Aufl. Kassel: Bärenreiter, 1989, c1985.
  • _______. Die Russischen Fünf: Balakirew, Borodin, Cui, Mussorgski, Rimski-Korsakow. Berlin: E. Kuhn, 1992.
  • Norris, Geoffrey and Neff, Lyle. «Cui, César [Kyui, Tsezar’ Antonovich], » Grove Music Online. Ed. L. Macy. (Accessed 26 November 2005), (Subscription required)
  • Стасов, В. В. «Цезарь Антонович Кюи: биографический очерк» Артист, no. 34 (1894); Перепеч. и ред. в Избранные сочинение: живопись, скульптура, музыка. В трех томах. Т. 3. Москва: Искусство, 1952, с. 387—408.
  • Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке у Российской национальной библиотеки.
  • Кюи: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Кавказский пленник • Сын мандарина • Млада • Вильям Ратклиф • Анджело

Флибустьер • Сарацин • Пир во время чумы • Мадмуазель Фифи • Снежный богатырь

Матео Фальконе • Капитанская дочка • Красная шапочка • Кот в сапогах • Иванушка-дурачок

Ц. А. Кюи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Кюи, Цезарь» в других словарях:

Кюи, Цезарь Антонович — Цезарь Кюи César Cui Основная информация … Википедия

Кюи, Цезарь Антонович — военный инженер, генерал майор, заслуженный профессор фортификации в академиях Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Генерального штаба, композитор и музыкальный критик; род. в 1835 г.; ученик Монюшко. Впервые выступил в качестве … Большая биографическая энциклопедия

Кюи Цезарь Антонович — Кюи, Цезарь Антонович инженер генерал, замечательный русский композитор. Родился 6 января 1835 г. в городе Вильне; сын француза, оставшегося в России после похода 1812 г., и литвинки Юлии Гуцевич. Пятилетним ребенком Кюи уже воспроизводил на… … Биографический словарь

Кюи Цезарь Антонович — (1835 1918), российский композитор, член «Могучей кучки», музыкальный критик; учёный в области фортификации, инженер генерал. Оперы «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклиф» (1868) и др., романсы. * * * КЮИ Цезарь Антонович КЮИ Цезарь Антонович… … Энциклопедический словарь

Кюи, Цезарь Антонович — КЮИ, Цезарь Антоновичъ, инж. ген., заслуженный проф. фортификаціи Ник. инж. ак міи (съ 1891 г.), чл. конф ціи Ник. инж. ак міи (съ 1900 г.), почет. членъ конф ціи Мих. арт ской (съ 1899 г.) и Имп. Ник. военной ак мій (съ 1905 г.), извѣст.… … Военная энциклопедия

Кюи Цезарь Ант. — КЮИ Цезарь Ант. (1835 1918) рус. композитор, муз. критик, инж. фортификатор, ген. майор. Сын учителя француза, жившего в России. Закончил в 1857 Петерб. воен. инж. уч ще (Николаевская академия), где и был оставлен в качестве преподавателя (с 1878 … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Кюи Цезарь Антонович — (1835—1918), композитор, музыкальный критик, специалист в области фортификации, инженер генетик (1904). С 1850 жил в Петербурге. Учился в главном инженерном училище; в 1857 окончил Военно инженерную академию, с 1858 адъюнкт профессор, с 1891 … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Кюи Цезарь Антонович — (1835 1918), рус. композитор и муз. критик. Творчество Л. было особенно близко К. 22 романса на стихи Л. составляют важную часть творческого наследия К., образуя своеобразную вокальную «лермонтовскую сюиту» (создавалась композитором на протяжении … Лермонтовская энциклопедия

КЮИ Цезарь Антонович — (1835 1918) российский композитор, член Могучей кучки , музыкальный критик, ученый в области фортификации, инженер генерал. Пропагандист творчества М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, современных ему русских композиторов. Оперы Сын мандарина… … Большой Энциклопедический словарь

Кюи Цезарь Антонович — (1835 1918), композитор, музыкальный критик, специалист в области фортификации, инженер генетик (1904). С 1850 жил в Петербурге. Учился в главном инженерном училище; в 1857 окончил Военно инженерную академию, с 1858 адъюнкт профессор, с… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

КЮИ Цезарь Антонович

В свете романтического универсализма с его «культурой чувства» понятен не только весь ранний мелос Кюи с его тематикой и поэтикой романса и оперы; понятно и увлечение молодых друзей Кюи (в том числе и Римского-Корсакова) действительно пламенным лиризмом «Ратклифа».

Ц. Кюи — русский композитор, член балакиревского содружества, музыкальный критик, активный пропагандист идей и творчества «Могучей кучки», крупный ученый в области фортификации, инженер-генерал. Во всех сферах своей деятельности достиг значительных успехов, внес весомый вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и военной науки. Музыкальное наследие Кюи чрезвычайно обширно и разнообразно: 14 опер (из них 4 детских), несколько сот романсов, оркестровые, хоровые, ансамблевые произведения, сочинения для фортепиано. Он — автор свыше 700 музыкально-критических работ.

Кюи родился в литовском городе Вильно в семье учителя местной гимназии, выходца из Франции. У мальчика рано проявился интерес к музыке. Первые уроки игры на фортепиано он получил у своей старшей сестры, затем некоторое время занимался с частными педагогами. В 14 лет он сочинил свое первое сочинение — мазурку, затем последовали ноктюрны, песни, мазурки, романсы без слов и даже «Увертюра или нечто в этом роде». Несовершенные и по-детски наивные, эти первые опусы все же заинтересовали одного из учителей Кюи, который показал их С. Монюшко, жившему в то время в Вильно. Выдающийся польский композитор сразу оценил дарование мальчика и, зная незавидное материальное положение семьи Кюи, стал бесплатно с ним заниматься по теории музыки, контрапункту к композиции. Всего 7 месяцев проучился Кюи у Монюшко, однако уроки большого художника, сама его личность запомнились на всю жизнь. Эти занятия, как и учеба в гимназии, были прерваны из-за отъезда в Петербург для поступления в военно-учебное заведение.

Читать еще:  Фенечки из бисера: плетение на станке, схемы и простые браслеты. Как плести фенечки из бисера на станке. Фенечки из бисера и булавок

В 1851-55 гг. Кюи учился в Главном инженерном училище. О систематических занятиях музыкой не могло быть и речи, но музыкальных впечатлений, прежде всего от еженедельных посещений оперы, было много, и они впоследствии дали богатую пищу для формирования Кюи как композитора и критика. В 1856 г. состоялось знакомство Кюи с М. Балакиревым, положившее начало Новой русской музыкальной школе. Немного позднее он сблизился с А. Даргомыжским и ненадолго с А. Серовым. Продолжая в 1855-57 гг. свое образование в Николаевской военно-инженерной академии, Кюи под воздействием Балакирева все больше времени и сил отдавал музыкальному творчеству. Окончив академию, Кюи был оставлен при училище репетитором по топографии с производством «по экзамену за отличные успехи в науках в поручики». Началась многотрудная педагогическая и научная деятельность Кюи, требовавшая от него огромного труда и усилий и продолжавшаяся почти до конца жизни. За первые 20 лет службы Кюи прошел путь от прапорщика до полковника (1875), однако его преподавательская работа ограничивалась лишь младшими классами училища. Это было связано с тем, что военное начальство не могло примириться с мыслью о возможности для офицера с одинаковым успехом совмещать научно-педагогическую, композиторскую и критическую деятельность. Однако публикацией в Инженерном журнале (1878) блестящей статьи «Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий о европейской Турции» Кюи выдвинулся в число наиболее видных специалистов в области фортификации. Вскоре он стал профессором академии и был произведен в генерал-майоры. Кюи — автор целого ряда значительных работ по фортификации, учебников, по которым училось едва ли не большинство офицеров русской армии. В дальнейшем он дошел до чина инженер-генерала (соответствует современному воинскому званию генерал-полковника), занимался педагогической работой также в Михайловской артиллерийской академии и академии Генерального штаба. В 1858 г. увидели свет 3 романса Кюи ор. 3 (на ст. В. Крылова), тогда же он завершил в первой редакции оперу «Кавказский пленник». В 1859 г. Кюи написал комическую оперу «Сын мандарина», предназначенную для домашнего спектакля. На премьере в роли мандарина выступил М. Мусоргский, аккомпанировал на фортепиано автор, причем увертюра была исполнена Кюи и Балакиревым в 4 руки. Пройдет много лет, и эти произведения станут наиболее репертуарными операми Кюи.

В 60-е гг. Кюи работал над оперой «Вильям Ратклиф» (пост. в 1869 г. на сцене Мариинского театра), в основу которой была положена одноименная поэма Г. Гейне. «Остановился я на этом сюжете потому, что мне нравилась его фантастичность, неопределенный, но страстный, подверженный роковым влияниям характер самого героя, увлекал меня талант Гейне и прекрасный перевод А. Плещеева (красивый стих всегда меня прельщал и имел несомненное влияние на мою музыку)». Сочинение оперы превратилось в своеобразную творческую лабораторию, в которой идейно-художественные установки балакиревцев проходили проверку живой композиторской практикой, а сами они на опыте Кюи учились оперному сочинительству. Мусоргский писал: «Ну да хорошие вещи всегда заставляют себя искать и ждать, а «Ратклиф» более чем хорошая вещь. «Ратклиф» не только Ваш, но и наш. Он выползал из Вашего художнического чрева на наших глазах и ни разу не изменил нашим ожиданиям. . Вот что странно: «Ратклиф» Гейне ходуля, «Ратклиф» Ваш — тип бешеной страсти и до того живой, что из-за Вашей музыки ходули не видно — ослепляет». Характерной особенностью оперы является причудливое сплетение в характерах героев реалистических и романтических черт, что уже было предопределено литературным первоисточником.

Романтические тенденции проявляются не только в выборе сюжета, но и в использовании оркестра, гармонии. Музыка многих эпизодов отличается красотой, мелодической и гармонической выразительностью. Речитативы, которыми пронизан «Ратклиф», тематически насыщены и разнообразны по колориту. Одной из важных особенностей оперы является хорошо разработанная мелодическая декламация. К недостаткам оперы следует отнести отсутствие широкого музыкально-тематического развития, некоторую калейдоскопичность тонких по художественной отделке деталей. Не всегда композитору удается объединить зачастую прекрасный музыкальный материал в единое целое. В 1876 г. в Мариинском театре состоялась премьера новой работы Кюи — оперы «Анджело» на сюжет драмы В. Гюго (действие происходит в XVI в. в Италии). К ее созданию Кюи приступил будучи уже зрелым художником. Его композиторское дарование развилось и окрепло, значительно возросло техническое мастерство. Музыка «Анджело» отмечена большим вдохновением и страстностью. Созданы характеры сильные, яркие, запоминающиеся. Кюи умело построил музыкальную драматургию оперы, постепенно от действия к действию усиливая разнообразными художественными средствами напряжение происходящего на сцене. Он мастерски применяет речитативы, насыщенные экспрессией и богатые по тематическому развитию.

В жанре оперы Кюи создал много замечательной музыки, высшими достижениями стали «Вильям Ратклиф» и «Анджело». Однако именно здесь, несмотря на великолепные находки и озарения, проявились и определенные негативные тенденции, прежде всего расхождение между масштабностью поставленных задач и их практической реализацией.

Замечательный лирик, способный воплощать в музыке самые возвышенные и глубокие чувства, он как художник наиболее раскрылся в миниатюре и прежде всего в романсе. В этом жанре Кюи достиг классической стройности и гармонии. Истинной поэзией и вдохновением отмечены такие романсы и вокальные циклы, как «Эоловы арфы, Мениск, Сожженное письмо, Истомленная горем», 13 музыкальных картинок, 20 поэм Ришпена, 4 сонета Мицкевича, 25 стихотворений Пушкина, 21 стихотворение Некрасова, 18 стихотворений А. К. Толстого и др.

Ряд значительных произведений создал Кюи в области инструментальной музыки, в частности сюиту для фортепиано «В Аржанто» (посвященную Л. Мерси-Аржанто — популяризатору русской музыки за границей, автору монографии о творчестве Кюи), 25 фортепианных прелюдий, скрипичную сюиту «Калейдоскоп» и др. С 1864 г. и почти до самой смерти продолжалась музыкально-критическая деятельность Кюи. Темы его газетных выступлений чрезвычайно разнообразны. Он с завидным постоянством рецензировал петербургские концерты и оперные спектакли, создавая своеобразную музыкальную летопись Петербурга, анализировал творчество русских и зарубежных композиторов, искусство исполнителей. Статьи и рецензии Кюи (особенно в 60-е гг.) в значительной степени выражали идейную платформу балакиревского кружка.

Одним из первых русских критиков Кюи стал регулярно пропагандировать русскую музыку в зарубежной прессе. В книге «Музыка в России», вышедшей в Париже на французском языке, Кюи утверждал всемирное значение творчества Глинки — одного «из величайших музыкальных гениев всех стран и всех времен». С годами Кюи как критик стал более терпимым к художественным направлениям, не связанным с «Могучей кучкой», что было связано с определенными изменениями в его мировосприятии, с большей, чем прежде, независимостью критических суждений. Так, в 1888 г. он писал Балакиреву: . «мне уже 53 года, и со всяким годом чувствую, как я отрешаюсь мало-помалу от всяких влияний и личных симпатий. Это отрадное чувство нравственной полной свободы. Я могу ошибаться в своих музыкальных суждениях, и это меня мало смущает, лишь бы моя искренность не поддавалась никаким посторонним влияниям, ничего общего с музыкой не имеющим».

За свою долгую жизнь Кюи прожил как бы несколько жизней, сделав исключительно много на всех избранных поприщах. Причем композиторской, критической, военно-педагогической, научной и общественной деятельностью он занимался одновременно! Поразительная работоспособность, помноженная на выдающееся дарование, глубокая убежденность в правоте идеалов, сформировавшихся еще в молодости, — бесспорные свидетельства большой и незаурядной личности Кюи.

Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка . 1990 .

Источники:

http://ve.academic2.ru/3619/%D0%9A%D1%8E%D0%B8,_%D0%A6%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/997238
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_music/368/%D0%9A%D0%AE%D0%98

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector