Составление рассказов — описаний по схемам. Составление рассказов по иллюстрациям

Использование опорных схем при составлении описательных рассказов

Валентина Акпашева
Использование опорных схем при составлении описательных рассказов

К этой теме меня привели следующие проблемы:

1. Качество описательного текста т. е. отсутствие полноты характеристики:

• Внутренних качеств объекта описания,

• логики описания (соблюдения структуры описания, последовательности,

• его связностью (правильность согласованности слов в предложениях; использование различных способов межфразовой связи (местоименной к примеру «Это яблоко», «оно сочное», «этот фрукт очень полезный», «я его люблю есть», синонимической (плод, фрукт, яблоко, повтор).

Другими словами нарушения всех составных частей языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.

2. Затруднения при составлении описательного рассказа. Детям трудно:

Самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки.

Установить последовательность изложения выявленных признаков.

Удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — описания.

Вследствие чего мы получаем: бедное описание образов, нарушение грамматического строя речи, схематичные, примитивные не последовательный, бессвязный, с пропуском смысловых звеньев, с длительными паузами описательные рассказы. Бывает и такое: описательный рассказ превращается в диалог между воспитателем и ребенком, вследствие задаваемых вопросов — подсказок воспитателя ребенку.

Что бы помочь детям преодолеть трудности в составлении описательных рассказов,

я поставила цель: Создание условий для совершенствования умений составлять описательные рассказы.

1. Способствовать составлению описательных рассказов по опорным схемам.

2. Научить понимать язык символов.

3. Побуждать к созданию собственных символов, схем.

Для реализации задач использовала опорные схемы, модели, картинки — подсказки, предложенные Т. Ткаченко, В. К. Воробьёвой. Приняв за основу их рекомендации несколько изменив символику, разработала свои опорные схемы, таблицы, значки-символы.

Использовала следующие методы: наглядный, словесный, практический, игровые методы и приемы, метод обследования, экспериментирования, метод одномоментности (восприятие одновременное произведений различных видов искусств). Построила занятие в игровой форме. Это игра — занятие, игра — сказка, игра — путешествие.

1. Обогащение словарного запаса.

2. Правильность речи.

3. Связность речи.

Этому способствуют словарные, грамматические, лексические, словесно-дидактические упражнения, речевые игры, предназначенные для обогащения словаря названиями признаков, синонимами, антонимами (Приложение № 3) эпитетами образными средствами языка: а так же на устранении недостатков в лексико-грамматичеком оформлении речи, особо отмечу чтение художественной литературы. Ни какая экранизация произведения не заменит чтения. Ребенок слышит, чувствует все прелести, описательные речи, полную эпитетов, сравнений, образных выражений. Слышит, чувствует, запоминает, конструирует в своей речи.

В работе с детьми я использую следующие типы опорных схем:

5. Человек, животное

Дети наглядно видят, на какие признаки, свойства надо обратить внимание при описании предмета. Дети учатся составлять описательный рассказ по наглядному плану, предложенному самим воспитателем.

Затем дети экспериментируют, изменяют предложенный наглядный план воспитателя, т. е. меняют местами символы. И составляют по ним рассказ- описание. После чего сравниваем последовательность описания в первом и в последующих вариантах. Дети благодаря наглядному плану, замечают изменения: смысловое, драматическое. Последовательность, связность. Понимают важность — последовательного плана описания. С появлением опыта дети сами создают свои собственные символы, составляют по ним описательные рассказы. Работают с индивидуальными карточками (приложение № 1, в которых отражают ассоциативные признаки, качества, свойства предмета — описания.

Сенсорно-графическая схема (приложение № 2) помогла детям увидеть наглядно, понять с помощью каких анализаторов, ощущений, можно узнать о признаках. Свойствах качестве предметов описания, проследить конструкцию сложных, распространенных предложений; межфразовую связь.

Итог. Описание достижений: Анализируя результаты проведения работы (диагностика речевого развития приложение № 7) можно сделать вывод, что использование опорных схем значительно активизирует детей, привлекают их внимание к объяснению воспитателя. Наличие зрительного плана сделали рассказы детей более четкими, связными. Позволили детям последовательно излагать мысль, употребляя в речи сложноподчиненные предложения. Улучшилось качество описания текста. Полученный опыт дает возможность детям составлять описательный рассказ, даже без опоры на схемы. Дети научились понимать язык символов, охотно создают собственные символы. С удовольствием используют описательный рассказ в дидактических играх, речевых играх, пример, «Отгадай загадку по описанию«; в играх — перевоплощениях «Я — мячик»; в сюжетно-ролевых играх «Магазин — при условии: ребенок — покупатель описывает предмет и только тогда этот предмет считается проданным. Заметно улучшился грамматический строй речи, но оставляет желать лучшего. Определение проблем и перспектив в работе.

Читать еще:  Нравлюсь ли я коллеге. Как он воспринимает ваш разговор? Напоследок - необычная методика

Речевая среда в которой растет ребёнок чаще оставляет желание лучшего.

Недостаточное чтение художественной литературы вне детского сада. Предпочтение экранизации произведений.

Рекомендую использовать опорные схемы педагогам дошкольного образования и учителям начальной школы.

Закончить свое выступление хочу словами русского писателя М. Шолохова «Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».

Как не сложится судьба ребенка, будет ли красноречие нужно ему профессионально или нет, хороший рассказчик, собеседник всегда ценится в обществе. Приятен в общении.

Тема моего Мастер — класса

«Использование опорных схем при составлении описательных рассказов. «

Качество описательного текста определяются полнотой характеристики:

• Внутренних качеств объекта описания.

• Логикой описания (соблюдение структуры описания, последовательности)

• Его связностью (правильность согласованности слов в предложениях; использовании различных способов межфразовой связи (местоимённой — оно яблоко, его ; синонимической — плод, фрукт, яблоко; повтор.)

С некоторыми приёмами, которые использую в своей работе, я вас сейчас познакомлю.

Участниками имитационной игры становятся отвечающие на вопросы ведущей в игре под номером 1.

Я приглашаю совершить поход в супермаркет, но прежде мы должны выполнить задание.

1. Распространение предложений.

Я начну предложение, а вы продолжите:

— «Я иду в супермаркет (когда? зачем? для чего).

— Листья падают (Когда? куда? почему)

— Дети идут … (куда? Зачем)

— Садовник поливает (что? где? когда? зачем)

Пчела летит… (Когда? Зачем? Для чего)».

• Это речевое упражнение активизирует внимание детей. Способствует употреблению в речи распространенных предложений.

Задание выполнили. Идем в супермаркет.

2. Путь лежит через сквер (парк).

В парке растут: береза, ель, дуб — одним словом… (деревья). Участники изображают деревья.

• Это упражнение учит детей использовать в своей речи слова — обобщения, обобщать слова.

3. Подбор эпитетов к предмету.

Какая береза встретилась нам на пути? (Подняли руки — веточки). Предполагаемые ответы игроков:

Белоствольная, кудрявая, зеленая, стройная и т. д.

• Это речевое упражнение обогащает словарный запас ребенка словами — синонимами. Учит подбирать синонимы.

4. Встреча с собакой Приложение № 4

Материал: опорная схема, мяч, указка.

По пути, нам встретилась собака (Показ схем). Условие. Тот кто держит мяч отвечает на вопрос, называет признак, свойства, качество и т. д. Затем передает мяч следующему. Последний запоминает ответ каждого (т. е. перечисленные признаки, свойства и т. д.). И описывает собак, опираясь на опорную схему — подсказку и на ответы — признаки каждого участника.

Вопросы по схемам: (Каждый вопрос соответствует определенной схеме)

1. Кого вы встретили в парке?

2. Собака вам встретилась большая или маленькая?

3. Длинная или короткая шерстка у нее?

4. Какого цвета шерстка у собаки?

5. Что вы можете сказать об ушах, хвосте собаки?

6. Какое настроение у собаки?

7. Что она делает?

8. Как вы относитесь к ней т. е. ваше отношение к ней?

9. Какое чувство вызвало у вас по отношению к ней и т. д. ?

• Это домашнее задание развивает память, воображение. Учит понимать смысл, значение символов. Учит последовательному описанию предмета, опираясь на последовательный план — описания. Учит обращать внимание на характерные признаки, свойства, качества предмета описания.

5. В супермаркете Приложение № 5

Материал: фартук, пилотка,

этикетки-схемы подсказки прикреплены

к предметам расположенные на витрине.

Вот мы и в супермаркете! Нас встречает продавец (надеваю фартук, пилотку). Условие. Предмет покупки будет считаться проданным, если продавец услышит от покупателя связной, последовательной, подробный описательный рассказ о выбранном вами предмете — покупки. Этикетка — подсказка вам поможет описать выбранный вами предмет.

• Опираясь на знание символов, образец-план описания ребенок обращает внимания на характерные признаки предмета. Способствует последовательному, подробному, связному описанию.

Читать еще:  Дрожание в области сердца. Восточные ритмы Как трясутся груди

Администрация супермаркета поощряет вас за произведенные вами покупки в виде утешительного приза. Раздаю конфеты каждому участнику имитационной игры. Спасибо за покупки! Пора возвращаться домой. Участницы на свои места.

Закончить свое выступление хочу словами русского писателя М. Шолохова

» Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. «

Как не сложится судьба ребенка, будет ли красноречие нужно ему профессионально или нет, хороший рассказчик, собеседник всегда ценится в обществе, приятен в общении.

Использование схем и опорных символов в речевом развитии детей на этапах «Звук и буква» Цель: повышение качества организации педагогического процесса и профессиональной компетенции учителей-логопедов по вопросам использования.

Составление описательных и творческих рассказов по картине «Зимний день» с детьми старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино Белгородской области» Конспект образовательной деятельности в старшей.

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательных рассказов об игрушках» Конспект занятия по развитию речи. Тема: Составление описательных рассказов об игрушках. Цель: учить детей в составлении описательных рассказов.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Профессии. Составление описательных рассказов с использованием схем» Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы на тему:«Профессии. Составление описательных рассказов о профессиях.

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе «Составление описательных рассказов по набору игрушек» Составление описательных рассказов о насекомых (по набору игрушек) Задачи. Связная речь: учить детей составлять описательные рассказы.

Мнемотаблицы при заучивании стихотворений и составлении рассказов МНЕМОТАБЛИЦЫ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ И СОСТАВЛЕНИИ РАССКАЗОВ. Дети любят стихи, рассказы, сказки, слушают их с большим удовольствием,.

Развитие связной речи посредством составления описательных рассказов с использованием гендерного подхода «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» В настоящее время проблемы, связанные с процессом.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Составление описательных рассказов по плану-схеме Конспект фронтального занятия по развитию речи для детей Тема: оставление описательного рассказа по плану-схеме «Овощи – фрукты» Выполнила:.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • АПТЕКА (66)
  • Аптечные зарисовки (58)
  • Здоровьесберегающие технологии. (6)
  • Прививки (3)
  • Беременность (1)
  • ВОСПИТАТЕЛЯМ , УЧИТЕЛЯМ , РОДИТЕЛЯМ. (491)
  • Адаптация ребёнка к. (6)
  • Воспитателям. (157)
  • Грамоты,дипломы,портфолио (9)
  • Помощь психолога (136)
  • Советы родителям (255)
  • Сценарии к праздникам (27)
  • Учителям. (51)
  • Физминутки (3)
  • ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ (25)
  • Готовим деткам (14)
  • Диета для детей) (10)
  • Оформление блюд (1)
  • ДОШКОЛЬНИКИ (1124)
  • Артикуляционная гимнастика (16)
  • Время и часы. Календарь. (65)
  • Графические диктанты (14)
  • лево-право (3)
  • Математические раскраски (7)
  • Обучающие мультфильмы и видео. (26)
  • Окружающий мир (217)
  • подготовительная группа (2)
  • Подготовка к школе. (35)
  • Подготовка руки к письму. (97)
  • Развиваем внимание , память. (84)
  • Развиваем логику,мышление. (97)
  • Раскраски. Цвет. Учимся рисовать (277)
  • старшая группа (2)
  • Тесты. Готов ли ребёнок к школе? (35)
  • Учимся считать.Цифры и числа. (173)
  • Учимся читать.Алфавит. (142)
  • физическое развитие (2)
  • Форма , величина. (47)
  • Я воспитанный ребёнок. (24)
  • ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ (59)
  • Актёры (14)
  • Женщины (5)
  • Изобретатели (4)
  • Мужчины (4)
  • Певцы (2)
  • Персонажи (7)
  • Поэты,писатели. (20)
  • Путешественники (1)
  • Художники (5)
  • ИГРЫ (289)
  • Детские игрушки (4)
  • Дидактические игры (28)
  • Игры — пазлы (17)
  • Игры на улице (5)
  • Игры с карандашом (2)
  • Игры с прищепками (5)
  • Игры- лото (59)
  • Куклы из бумаги (3)
  • Настольные игры (3)
  • Пальчиковые игры (27)
  • Развивающие игры (139)
  • Экологические игры (1)
  • ИДЕИ ДЛЯ ДЕТСКОЙ (5)
  • Декор детской (3)
  • Мебель (2)
  • ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ (10)
  • Английский (10)
  • ИНТЕРЕСНОСТИ (350)
  • Иллюстрации детские (90)
  • Интересные детские сайты (46)
  • Интересные дневники (7)
  • Историческое (12)
  • История одной песни (1)
  • Открытия (1)
  • Памятники. (6)
  • Старые советские мультфильмы (7)
  • Фото животные (17)
  • Это интересно (152)
  • Юмор (14)
  • ИСТОРИЧЕСКОЕ (6)
  • Легенды (6)
  • МАТЕМАТИКА.НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. (82)
  • Математика 1 класс (32)
  • Математика 2 класс (24)
  • Математика 3 класс (8)
  • Математика 4 класс (5)
  • Развитие матем способностей. (36)
  • МЕТОДИКИ. (8)
  • Методика Монтессори (8)
  • ОБЖ и ПДД (27)
  • Обж (18)
  • Пдд (13)
  • ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ (84)
  • Изучаем звуки ,буквы. (84)
  • ОПЫТЫ. (10)
  • Первоклашки (19)
  • ПОДЕЛКИНО (509)
  • Детские ладошки. (6)
  • Игрушки из бумаги (28)
  • Из ткани (6)
  • Книжки- самоделки (4)
  • Мастерилки для детей и с детьми. (130)
  • Мастерилки для папы))) (10)
  • Папье-маше (1)
  • Поделки из ненужных вещей (32)
  • Поделки из бумаги (265)
  • Поделки из крупы и макарон (5)
  • Поделки из пластилина (32)
  • Поделки из природного материала (19)
  • Поделки из солёного теста (5)
  • ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДА (71)
  • Логопедическое лото (15)
  • Помощь логопеда (64)
  • ПОЧЕМУЧКА (1)
  • О животном мире (1)
  • ПРАЗДНИКИ (24)
  • 8 марта (1)
  • Вербное Воскресенье (1)
  • День Победы (5)
  • день рождения (1)
  • Масленица (2)
  • Пасха (10)
  • Троица (4)
  • РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА (599)
  • Развитие детей от 2 до 3 лет (118)
  • Развитие детей от 3 до 4 лет (225)
  • Развитие детей от 4 до 5 лет (260)
  • Развитие детей от 5 до 6 лет (320)
  • Развитие детей от 6 до 7 лет (209)
  • Развитие детей старше 7 лет (42)
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ (248)
  • Говорим правильно (12)
  • История выражений и слов. (7)
  • Откуда пошли слова? (8)
  • Правила в стихах (25)
  • Развитие речи (185)
  • Составляем рассказ (25)
  • Роспись (15)
  • РУССКИЙ ЯЗЫК. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (67)
  • Профилактика ошибок при письме. (18)
  • Русский язык 1 класс (27)
  • Русский язык 2 класс (9)
  • Русский язык 3 класс. (7)
  • Русский язык 4 класс (7)
  • Русский язык. Проверялочки. (9)
  • Чистописание (4)
  • СЕРИИ КНИГ (270)
  • Весна — дизайн (15)
  • Воробышек (26)
  • Здравствуй,школа! (12)
  • Земцова. Умные книжки 2 -3 (22)
  • Земцова. Умные книжки 3 — 4 (10)
  • Земцова. Умные книжки 4 — 5 (10)
  • Земцова. Умные книжки 5 — 6 (10)
  • Карапуз (44)
  • Классические прописи. (4)
  • Кораблик (31)
  • Начальная школа (4)
  • Программа «Детство» (1)
  • Смекалочка (12)
  • Солнечные ступеньки (12)
  • Стрекоза (3)
  • Узорова О.В., Нефедова Е.А. (15)
  • Умники и умницы.Хоодова. (1)
  • Умный малыш (5)
  • Учимся вместе (1)
  • Школа будущих первоклашек (3)
  • Школа семи гномов (11)
  • Это может ваш малыш (14)
  • Я дизайнер (4)
  • СКАЗКИ (8)
  • О звуках (8)
  • Скрапбукинг (6)
  • Технология. Нач. классы (35)
  • ФАКТЫ (2)
  • ХУД.ЛИТ-РА. (142)
  • Аудио- сказки (1)
  • Басни (1)
  • Загадки (24)
  • Иллюстрации к худ. лит-ре. (23)
  • Потешки (2)
  • Сказки (26)
  • Скороговорки и чистоговорки (6)
  • Стихи (66)
  • Энциклопедии (14)
Читать еще:  Зеленое яблоко туалетная вода. Мои наливные яблочки от Dkny

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Составление рассказов — описаний по схемам

Составление рассказов — описаний по схемам

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.

Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы.

Составить рассказ по схеме «Птицы»:

Составить рассказ — описание по схеме «Насекомые»

Составить рассказ — описание по теме «Фрукты»:

Составить рассказ — описание по теме «Животные»:

Составить рассказ — описание по теме «Домашние птицы»:

Составить рассказ — описание по теме «Дикие животные»:

Составить рассказ — описание по теме «Деревья»:

Составить рассказ — описание по теме «Цветы»:

Составить рассказ — описание по теме «Здания»

Составить рассказ — описание по теме: «Мебель»

Составить рассказ — описание по теме «Бытовые приборы»:

Составить рассказ — описание по теме «Посуда»:

Схемы для составления рассказов

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы.

Составить рассказ по схеме «Птицы»:

Составить рассказ — описание по схеме «Насекомые»

Составить рассказ — описание по теме «Фрукты»:

Составить рассказ — описание по теме «Животные»:

Составить рассказ — описание по теме «Домашние птицы»:

Составить рассказ — описание по теме «Дикие животные»:

Составить рассказ — описание по теме «Деревья»:

Составить рассказ — описание по теме «Цветы»:

Составить рассказ — описание по теме «Здания»

Составить рассказ — описание по теме: «Мебель»

Составить рассказ — описание по теме «Бытовые приборы»:

Составить рассказ — описание по теме «Посуда»:

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-opornyh-shem-pri-sostavleni-opisatelnyh-raskazov.html
http://www.liveinternet.ru/users/5117382/post266462455
http://sad5narovlia.schools.by/pages/shemy-dlja-sostavlenija-rasskazov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector