Социально бытовая ориентировка — одно из направлений социального воспитания детей с нарушениями интеллекта в рвботе учителя — дефектолога. Программа «Социально-бытовая ориентировка

Доклад на тему: Социально-бытовая ориентировка детей с нарушением интеллекта

ГКС (К)ОУ РМ ««Поводимовская специальная (коррекционная) школа — интернат 8 вида»

В условиях школы-интерната на данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.

Дефицит социального опыта, недостаточная подготовленность их к интеграции в общество оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях после выхода из школы-интерната, где с первых дней выявляются трудности приспособления к новым условиям проживания. Это проявляется в неумении устанавливать личные и деловые контакты со сверстниками и взрослыми, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Очевидна необходимость дополнительной работы по социально-бытовой подготовке воспитанников школ-интернатов.

Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. «Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего — системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности — в семье, дошкольных учреждениях, школе, в трудовых коллективах и пр. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания — целенаправленного формирования личности. Воспитание — ведущее и определяющее начало социализации.

В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля»

Позитивная социализация обеспечивает успешную интеграцию индивида в общество, активное приспособление (адаптацию) его к условиям социальной среды. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей. Оптимальный результат предполагает сформированность самосознания и самоконтроля, овладение ролевым поведением, умением устанавливать адекватные связи с окружающими, приобретать навыки самообслуживания.

Социально-бытовая ориентировка умственно отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к са-мостоятельной жизни.

Направленное формирование социально-бытовой компетентности детей осуществляется в рамках такого учебного предмета, как социально-бытовая ориентировка — СБО.

Курс социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе VIII вида направлен на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к решению различных жизненных задач и учитывает, что большая часть детей не имеет, соответствующей современным социальным нормам модели для подражания, так как многие учащиеся живут в условиях школы — интерната (дети-сироты) или в неблагополучных и малообеспеченных семьях.

Одной из основных целей специального образования умственно отсталых учащихся является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы школы. Один из важнейший элементов этой системы — занятия по СБО, и от того, в какой мере методика и организационные формы занятий соответствуют поставленной цели, зависит успех подготовки учащихся к жизни.

На уроках социально-бытовой ориентировки применяются знания по русскому языку. Это чтение инструкций, справочной литературы, заполнение квитанций, бланков, запись рецептов, составление памяток, текстов телеграмм, заявлений. Без математики невозможно отмерить необходимое количество жидкости, сосчитать стоимость покупки, приготовить блюдо по рецепту, рассчитать бюджет, оплатить коммунальные услуги. Знания, полученные на уроках естествознания, необходимы для определения температуры воды при стирке, при приготовлении ванны, проветривании помещений, при уходе за комнатными растениями, обучении навыкам личной гигиены. Тесная связь и с уроками труда.

Социально-бытовая ориентировка учащихся иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т. п.

Проблемы социального развития умственно отсталых детей обусловили необходимость введения в учебно-воспитательный процесс вспомогательной школы занятий по СБО. В 1980 г. Главное управление школ и Институт дефектологии АПН СССР разработали новые учебные планы всех типов специальных образовательных школ-интернатов (школ) для детей с дефектами физического и умственного развития. Эти документы в марте 1980 г. были одобрены коллегией Министерства просвещения СССР1. Изменения, внесенные в учебный план, позволяли вводить специальные коррекционные занятия по СБО. Институт дефектологии АПН СССР разработал проект программы СБО, в которой были представлены основные разделы, раскрывающие содержание обучения, организационно-педагогические рекомендации, а также приводилась примерная тематика занятий по всем годам обучения. К введению новых типовых учебных планов с внесенными в них коррективами приступили с 1981/82 учебного года. Тогда же началось последовательное введение нового предмета «Социально-бытовая ориентировка» в учебно-воспитательный процесс. В 1986 г. была опубликована программа «Социально-бытовая ориентировка» (автор ) в сборнике «Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа)».

В настоящее время в специальных (коррекционных) школах VIII вида действует программа по СБО, опубликованная в сборнике «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида (5—9 классы)»/Под ред. . (М., 2000).

Содержание программы представлено четырьмя разделами, включающими различные темы занятий по социально-бытовой ориентировке:

Раздел 1. « Я – сам»

Тематика занятий этого раздела предусматривает реализацию следующих задач:

— формировать представления об основных нуждах человека, частях тела и органах человека, их функциях;

— формировать представления о значении и правилах личной гигиены;

— учить детей понимать свои индивидуальные внешние и эмоционально-личностные особенности;

— учить детей рассказывать другим людям о себе.

Раздел 2. «Общение с окружающими»

Тематика занятий этого раздела предусматривает реализацию следующих задач:

— формировать представления и знания о нормах культуры, накопление соответствующего опыта;

— обучать приемам вежливого общения в различных жизненных и поведенческих ситуациях;

— вырабатывать положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;

— формировать элементарные знания о взаимоотношениях мальчиков и девочек, мужчин и женщин, навыков культуры полового поведения;

Раздел 3. «Учреждения, организации, предприятия»

Задачи данного раздела следующие:

— ознакомление с профессиями взрослых, значением труда в жизни;

— формировать культуру поведения в общественных местах и других жизненных ситуациях;

— развивать способность ребенка воспринимать реальный мир города, улицы и ориентироваться в нем;

— учить планировать и организовывать личный досуг;

— учить планировать денежные расходы (в пределах имеющихся счетных навыков);

— воспитывать уважительное отношение к труду людей.

Раздел 4. «Хозяйственно-бытовое окружение (одежда, жилище, питание)».

Работа по формированию большинства социально-бытовых умений и навыков, предусмотренных данным разделом программы, организовывается воспитателем в ежедневной практической деятельности, в процессе режимных моментов, в ходе занятий ОПТ.

— формировать представления об окружающей действительности и знания бытового характера;

— развивать умения и навыки хозяйственно-бытового труда, а так же культурно-гигиенические навыки;

— воспитывать позитивные качества личности.

Учитывая ограниченные возможности умственно отсталых детей к обучению, считается целесообразным, давать небольшой объем знаний, а материал многократно повторять и постоянно закреплять. Этим же обусловлено и дублирование материала программы в последующем обучении детей. Предполагается повторение из года в год разделов программы, но при этом их содержание будет насыщаться новым, более сложным материалом.

Читать еще:  К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено

Опираясь на материалы из методических пособий и рекомендации различных авторов (, , ), желательно использовать разнообразные формы и методы обучения в работе по социально-бытовой подготовке умственно отсталых детей. хотелось бы упомянуть о формах и методах применяемых на занятиях по СБО, которые являются не только основными при социально-бытовой подготовке детей, но и наиболее эффективными в работе с данным контингентом.

Как уже доказано многочисленными исследованиями, развитие умственно-отсталых детей, обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Поэтому при усвоении материала на занятиях по социально-бытовой ориентировке главной опорой детям служат наглядные средства обучения. Одним из ведущих методов является демонстрация и активные действия с демонстрируемым объектом. На занятиях целесообразно использовать различного вида наглядность: натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты); реальные объекты (например, помещения, учреждения); муляжи, игрушки,; изображения (предметные, сюжетные); практический показ действий.

Необходимым условием эффективности демонстрации является целенаправленная организация наблюдения детьми предметов, явлений или процессов педагогом. Сначала внимание детей организуется с помощью словесного указания и показа, а затем – лишь используя (по возможности) основные указания, вопросы. Так же при демонстрации предметов окружающего мира дети не просто должны рассматривать, но и трогать, нюхать, пробовать на вкус (если это возможно) и т. д. Использование данных методов способствует полноценности и прочности формируемых представлений и знаний у детей с нарушением интеллекта.

Большое место в системе методов формирования социально-бытовых знаний и умений отводится экскурсиям. В планировании предусмотрены как вводные экскурсии, так текущие и итоговые. Ознакомительные экскурсии позволяют детям получить представление о назначении учреждения (магазин, почта и т. д.), о действиях работающих там людей и посетителей. Текущие экскурсии направлены на конкретизацию и закрепление изученного материала, а итоговые – проводятся как практическое занятие (например, покупка в магазине, отправление письма на почте). Ценность этого метода заключается в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т. е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт детей.

Так же на практике применяется один из основных методов обучения социально-бытовой ориентировке – моделирование реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование реальных ситуаций используется при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Покупка» и т. д. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.

Метод моделирования реальных ситуаций является не только одним из самых эффективных, но и самым сложным методом обучения детей с нарушением интеллекта. Трудности возникают из-за неумения учащихся выступать в роли актеров, их неуверенности в себе, невозможности детей самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоциональных и поведенческих особенностей. К тому же ребенку с интеллектуальной недостаточностью сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков. Поэтому воспитанников необходимо последовательно обучать участию в моделировании ситуации.

Формирование навыка общественного поведения начинается с показа положительного действия с предварительным и попутным разъяснением его смысла. При этом педагог сам демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей (например, покупатель в магазине). Затем педагог вместе с детьми разыгрывают ситуацию, в ходе которой помощь со стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает. При проигрывании ситуации необходимо руководить детьми и следить, чтобы они верно передавали последовательность действий, правильно произносили фразы.

Проигрывая различные сюжеты, дети тем самым получают определенные представления, знания, практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях и общения с окружающими людьми.

Решая вопросы подготовки детей с проблемами умственного и физического развития к моменту выпуска из школы, мы считаем, что организация их социально-бытовой ориентировки — это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необ — ходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решать, а это невозможно без оснащения их определенным багажом знаний и умений, необходимых для первоначальной успешной интеграции в социум. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что знания и умения, полученные детьми на занятиях по социально-бытовой ориентировке, обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности детей, их повседневной жизни. А для этого необходимо проводить как можно больше целевых прогулок, экскурсий и практических занятий. Только таким путем у детей с нарушением интеллекта будут вырабатываться необходимые нормы поведения и общения, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.

Коррекционная работа по социально-бытовой ориентировке с детьми с умственной отсталостью в условиях дома-интерната

Ветчинкина Галина
Коррекционная работа по социально-бытовой ориентировке с детьми с умственной отсталостью в условиях дома-интерната

Вся организация коррекционно-педагогического процесса в нашем доме-интернате направлена на формирование личности особого ребенка, коррекцию недостатков развития, создание специальных условий для приобретения максимально возможной независимости в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладение доступными умениями и умениями самообслуживания. Такая работа необходима для возникновения предпосылок социальной адаптации умственно отсталых детей в социуме. Социальная адаптация, т. е. активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

Дети с различной степенью умственной отсталости имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие. Поэтому обязательно учитываются индивидуальные особенности детей: многократно повторяется и закрепляются выполняемые детьми задания и навыки. В ходе коррекционно-педагогической работы используются такие приемы, как сопряженные действия с педагогом, сопровождающиеся комментарием каждой операции; действия по подражанию, действия по простейшей схеме (пиктограмме); действия по образцу.

Содержание работы, направленной на формирование социально-бытовых навыков у детей включает в себя следующие направления:

— занятия, направленные на формирование представлений о себе;

— занятия, направленные на формирование представлений о предметах окружающего мира;

— занятия по развитию мелкой моторики рук.

В основе нарушения формирования навыков лежит нарушение программирования и контроля за действием. Для преодоления этого обучение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью предусматривает разделение навыка на отдельные операции и пооперационное овладение его алгоритмом. По мере овладения теми или иными навыками нужно обеспечить формирование привычки использовать их без помощи взрослого. При этом педагог стимулирует любое проявление самостоятельности, и по возможности расширяет область применения педагогического требования.

При формировании социально — бытовых навыков соблюдается постепенность как в плане сокращения оказываемой помощи, так и в плане усложнения самих навыков. Например, при обучении одеванию носков сначала все действия с ними выполняет социальный педагог, затем ребенок учится подтягивать вверх уже натянутый на ступню носок, выполняя действия сначала совместно со взрослым, а потом уже сам. После этого переходят к совместным действиям при натягивании носка на ступню и т. д. Овладение навыками надевания носков затем позволяет перейти к освоению следующего навыка: одевание колгот. Процесс обучения новым навыкам требует большого количества упражнений. На начальных этапах обучения упражнения осуществляются при активном участии взрослого т. к. сам ребенок не умеет еще контролировать свои действия и их результаты (например, проверить смыто ли с рук все мыло, насухо ли вытерты руки и т. д.).

Опыт педагогической работы с детьми с умственной отсталостью показывает, что навык самостоятельности возможно сформировать только в специально организованных условиях воспитания. Подгрупповые занятия педагог проводит в специальном кабинете СБО — кабинете социально-бытовой ориентировки, имеющемся в нашем доме-интернате, где есть различные игровые модули, оборудование, игрушки, необходимые предметы быта. Такая, специально созданная развивающая предметно-пространственная среда (предметы и игрушки с учетом возрастных особенностей детей, например, такие как: сюжетные игрушки (кукла, мишка, зайчик и т. д.); наборы игрушечной мебели, посуды, одежды; игровые модули: кухня, магазин, и др. ; а также реальные предметы быта, которыми пользуется ребенок и т. п., позволяет создавать на каждом занятии тематическую игровую ситуацию и или организовать любую игру: дидактическую, сюжетно-ролевую, театрализованную, игру-манипуляцию с реальными предметами, которые будут направлены на овладение ребенком действий по отношению к самому себе («Приготовим обед», «День рождения», «Водичка-водичка, умой мое личико», «Мыльные перчатки», «Встречаем гостей») и др. Индивидуальные занятия проводятся в группах, где ребенка обучают культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания в совместных действиях с взрослым

Читать еще:  Негативные последствия хоопонопоно. Техника очищения хоопонопоно

Основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию самостоятельности у детей:

• Формирование навыка приема пищи.

• Формирование гигиенических навыков.

• Формирование навыка опрятности.

• Формирование навыка одевания и раздевания.

• Формирование навыка адекватного поведения.

После проведения обучения детей определенным навыкам важно требовать от них самостоятельного выполнения этого умения в процессе режимных моментов в условиях группы и семьи. Практика показывает, что у детей существенно меняется отношение к использованию ложки в процессе еды; к процессу одевания и раздевания; умыванию; у них появляется аккуратность и желание правильно, выполнять определенные действия. Любое стремление ребенка к самостоятельности словесно поощряется: поддерживается похвалой и положительной оценкой в среде сверстников.

Кроме этого в нашем учреждении создана и функционирует тренировочная квартира, организованная с условием максимального погружения подростков в самостоятельные бытовые условия. Она имеет несколько блоков, оборудованных мебелью и бытовой техникой: кухня, спальня, гостиная, санузел. Сначала дети с помощью взрослого учатся готовить, стирать, убирать помещения, ухаживать за мебелью и др. Затем, по мере определенной степени овладения такими навыками, им предоставляется возможность самостоятельно попробовать свои силы. Все это способствует формированию у детей интереса к предметам окружающего быта и домашнего обихода посредством непосредственного участия ребенка такой деятельности, учит детей самостоятельно действовать со знакомыми предметами быта, планировать свои действия.

Хочется отметить, что специально организованное целенаправленное обучение в условиях дома-интерната детей самостоятельности способствует появлению у каждого ребенка положительного отношения к себе, становлению образа «Я», что оказывает влияние на формирование личности ребенка в целом. Дети становятся более спокойными, уверенными в себе, у них реже встречается агрессивность, появляется интерес к самой деятельности и ее результату. Является бесспорным, что овладение самостоятельностью помогает детям с умственной отсталостью обрести независимость от взрослого, создает условия для переживания собственного личного успеха, положительно сказывается на всем психическом развитии детей. Навыки самостоятельности в будущем составят основу овладения детьми трудовыми действиями, что также немаловажно для социализации особых детей.

Таким образом, работа педагогов по формированию у детей с умственной отсталостью социально-бытовых умений и навыков необходима и важна, так как способствует в дальнейшем их социальной адаптации и интеграции в социум.

Доклад «Особенности организации дня рождения воспитанников в условиях детского дома-интерната» «Особенности организации Дня рождения с воспитанниками в условиях детского дома-интерната. » Исследования психологов и педагогов в области.

Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в старшей группе «Зимушка-зима» Цель:повторить основные признаки зимы. Задачи:1. развитие временных представлений 2. ориентировка во времени и в пространстве 3. координация.

Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП в условиях дома-интерната Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как такие.

План-конспект открытого занятия в группе детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью) Интегрированное индивидуальное занятие учителя-дефектолога и педагога-психолога. Образовательная область: познавательное развитие Развитие.

Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью (слайд 1) Тема презентации: «Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью». (слайд 2) Дети с умственной.

Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) программа художественно-эстетической направленности «Я рисую», рассчитана на 136 часов в год. Возраст обучающихся 10-17 лет. Срок реализации.

Рабочая программа учителя-дефектолога по познавательному развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации Программы 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с ОВЗ (с умственной отсталостью) 1 класс СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Общие сведения о ребёнке. ФИО ребенка: Иванов Петр Иванович. Возраст ребенка: 8 лет Место.

Спортивное развлечение для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью «Весёлая зима» Задачи: -Развивать двигательные навыки. – Создать положительный эмоциональный настрой у детей: веселье, бодрое настроение. Оборудование:.

Занятие со 2 классом (для детей с глубокой умственной отсталостью) на тему «Части тела и лица». Предмет: Человек Тема: Повторение пройденного — части лица и тела Цель: Научить показывать части лица и тела, складывать из картинок (разрезных).

Программа СБО (социально-бытовая ориентировка) для детей с нарушениями интеллекта

Предмет СБО – социально-бытовая ориентировка – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. На занятиях осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, автоматизация умений и приобретение новых, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к жизненным различным ситуациям. Все это необходимо для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общения с окружающими людьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся.

Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а так же перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения.

Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовление пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.

Особое внимание необходимо обратить на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а так же навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применения в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от занятия беседа может иметь различное назначение.

При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем , и сложность материала возрастет. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т.п. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы.

Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

Читать еще:  Как влияет разница в возрасте на супружескую жизнь. Совместимость супругов по возрасту: нумерология. Есть ли будущее у пар с большой разницей в возрасте

Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

Общее количество часов по программе 144 часа, 4 раза в неделю.

1.Личная гигиена подростка.

Индивидуальные предметы гигиены. Правила сохранения чистоты и здоровья тела.

2. Гигиена одежды, нетельного и постельного белья.

Основные требования к знаниям учащихся

Учащиеся должны иметь представление о

Значении правильного режима жизни и рационального питания для здоровья подростка;

Назначении индивидуальных предметов личной гигиены;

Необходимости гигиены одежды.

Учащиеся должны знать

Правила соблюдения личной гигиены подростка;

Правила смены одежды и нательного и постельного белья;

Санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом.

1. Ремонт разорванных мест одежды, штопка.

2.Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью стиральной машины.

3. Утюжка белья, брюк, спортивной одежды.

4. «Химчистка». Виды услуг. Правила пользования.

Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка.

Стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной ткани вручную.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

Особенности стирки цветного и белого белья;

Правила пользования моющими средствами;

Устройство стиральной машины и правила пользования ею;

Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины;

Последовательность и особенности утюжки одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей и т.д.;

Назначение и виды предприятий по химической чистке одежды, виды оказываемых ими услуг;

Правила подготовки вещей к сдаче в чистку.

Учащиеся должны уметь:

Ремонтировать разорванные места одежды, штопать;

Стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины;

Гладить одежду и белье;

1.Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Третьи блюда.

2. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи.

3.Сервировка стола к обеду.

Приготовление закусок, первых, вторых и третьих блюд.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов;

Последовательность приготовления блюд;

Возможности использования электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими;

Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи;

Правила пользования столовыми приборами.

Учащиеся должны уметь:

Готовить обед (закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов и полуфабрикатов);

Готовить третьи блюда;

Оформлять готовые блюда;

Сервировать стол к обеду.

1. Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.

Оказание помощи первоклассникам в одевании на прогулку.

Разучивание тихих подвижных игр.

Проведение игр с детьми младшего возраста.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

различные тихие и подвижные игры

Учащиеся должны уметь:

одевать малышей на прогулку;

объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры;

помогать первоклассникам при уборке игрушек.

1. Поведение в гостях.

Изготовление несложных сувениров.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

правила поведения при встрече и расставании;

правила поведения в гостях;

правила вручения и приема подарков.

Учащиеся должны уметь:

выбрать подходящую одежду для визита в гости;

культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.);

изготавливать простые сувениры;

вручать и принимать подарки.

1. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету.

2. Санитарная обработка помещения в случае необходимости.

3.Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (мягкия обивка, полировка, лак и др.).

4.Животные в доме (кошка, собака, попугай).

Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал, утепление окон.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;

способы и периодичность ухода за окнами;

виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;

способы утепления окон;

правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия;

правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме;

правила содержания в доме собаки, кошки, попугая.

Учащиеся должны уметь:

убирать жилые помещения;

мыть зеркала и стекла;

1. Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. Расписание поездов.

2. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость поезда до разных пунктов. Приобретение железнодорожных билетов. Камеры хранения багажа..

Экскурсия на железнодорожный вокзал, стацию.

Учащиеся должны иметь представление о

назначении вокзалов и основных служб вокзалов (справочная, кассы, камера хранения, медпункт, зал ожиданий, комната матери и ребенка;

порядке приобретения железнодорожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону);

порядке сдачи и получения багажа в камере хранения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

функции железнодорожного транспорта;

виды пассажирских вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий);

примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния;

виды справочных служб;

виды камер хранения; сроки и стоимость хранения багажа.

Учащиеся должны уметь:

ориентироваться в расписании;

приобретать билеты в железнодорожной кассе;

обращаться за справкой в справочное бюро вокзала центральную железнодорожную справочную по телефону;

1. Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов.

2. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров.

Экскурсия в промтоварный магазин.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны иметь представление о

назначении промтоварных магазинов;

порядке приобретения железнодорожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону);

порядке приобретения товаров.

Учащиеся должны знать:

ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов;

стоимость отдельных товаров.

Учащиеся должны уметь:

приобретать некоторые товары в промтоварном магазине;

подсчитывать стоимость покупок;

правильно вести себя в магазине;

1. Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.

2. Заполнение бланков

Заполнение бланков на отправку бандеролей.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

перечень предметов, посылаемых бандеролью;

максимальный вес и стоимость посылаемых предметов;

виды и способы упакоки бандеролей.

Учащиеся должны уметь:

заполнять бланки на отправку бандеролей;

составлять опись посылаемых предметов;

1. Домашняя аптечка. Термометр.

2. Лекарственные растения.

3. Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.

Упражнения в наложениях повязок на рану, поврежденную конечность.

Заваривание травяного настоя.

Учащиеся должны иметь представление о

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники);

правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки;

местные лекарственные растения;

правила обработки раны и наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм;

правила оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах (покой и компресс), при растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).

Учащиеся должны уметь:

готовить отвары и настои из лекарственных растений;

обрабатывать и накладывать повязки;

накладывать временные шины.

Учреждения, организации, предприятия.

1. Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты данной местности.

Экскурсии на промышленные предприятия или сельскохозяйственные объекты.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

местонахождение ближайших промышленных предпритий или сельскохозяйственных объектов;

названия цехов и отделов, имеющихся на предприятиях;

виды выпускаемой продукции;

названия рабочих специальностей.

Учащиеся должны уметь:

обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятий.

Экономика домашнего хозяйства.

1. Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни..

2. Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия.

Упражнения по определению доходов семьи.

Составление доверенности на получение зарплаты.

Учащиеся должны иметь представление о

том, какое место занимают деньги в нашей жизни;

порядке и условиях получения зарплаты, пенсии;

том , сколько денег можно иметь на мелкие расходы..

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

говорить ли знакомым и незнакомым о наличие денег в кармане или дома;

составные части бюджета семьи;

заработную плату членов семьи.

Учащиеся должны уметь:

подсчитывать бюджет семьи;

составлять доверенность на получение заработной платы.

Календарно-тематическое планирование по СБО

Источники:

http://pandia.ru/text/80/146/5942.php
http://www.maam.ru/detskijsad/korekcionaja-rabota-po-socialno-bytovoi-orientirovke-s-detmi-s-umstvenoi-otstalostyu-v-uslovijah-doma-internata.html
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_sbo_sotcialnobitovaya_orientirovka_dlya_085759.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector