Социально-психологические потребности детей разного возраста. «Представление о потребностях развития приёмного ребёнка и о необходимых компетенциях приёмных родителей. Понятие о мотивации приёмных родителей

Представление о потребностях развития ребёнка с ОВЗ и необходимых компетенциях родителей.
консультация по теме

Консультативно-просветительское направление работы учителя-дефектолога включает в себя оказание помощи педагогам, родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка. Результаты диагностики, данные анамнеза — помогли определить основные направления работы на длительный промежуток времени (для педагогов и родителей). Так с целью повышение педагогической компетентности родителей по развитию ВПФ в рамках модуля «Образование и воспитание детей с ОВЗ» была проведена:интерактивная лекция с элементами диагностики «Представление о потребностях развития ребёнка с ОВЗ».

Предварительный просмотр:

Консультация по теме

Представление о потребностях развития ребёнка с ОВЗ и необходимых компетенциях родителей.

Выполнила: учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад №5» г. Курчатова

Семья выступает одним из главных факторов, оказывающая большое влияние на развитие личности ребенка. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, сохраняется в течение всей последующей жизни. Очень важно то, чему родители его учат, как «закрепляют» это конкретными примерами, чтобы ребенок видел, что у взрослых слово не расходятся с делом. Особенно это касается семей воспитывающих ребенка с ОВЗ и (или) инвалидностью, так как первичный институт социализации для такого ребенка – это его семья. Получение первичного жизненного опыта, стиля поведения в различных ситуациях, образа мысли, психическое, физическое, социальное развитие и т.д.

Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года родители признаются полноправными субъектами воспитательного и образовательного процесса.

Изменения в сфере образования, введение инклюзии все больше внимания уделяется вопросам обучения, воспитания, развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и (или) инвалидностью, что в свою очередь кардинально меняет отношение, подходы, технологии работы специалистов с родителями данной категории детей. Практика свидетельствует о том, что такие семьи остро нуждаются в различной помощи.

Как показывают исследования специалистов Института коррекционной педагогики РАО –

приблизительно две трети родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и (или)

инвалидностью, не осознают определяющей роли семейного воспитания в развитии

ребенка, не связывают появление вторичных дефектов в его развитии с неблагополучными отношениями в семье, с негармоничным стилем родительского воспитания и, как следствие, или уповают на чудо («ребенок подрастет, и проблемы исчезнут»).

Ошибочность такой установки многократно анализировалась в научной литературе Очевидно, что только при условии своевременного включения родителей в

коррекционно-развивающий процесс можно скорригировать и предупредить появление

вторичных отклонений в развитии, и, тем самым, достичь максимально возможного уровня личностного развития ребенка с ОВЗ и (или) инвалидностью, и его интеграцию в общество/

Cовременный родитель – это человек достаточно компетентный в профессиональных вопросах, но в силу объективных обстоятельств (занятость на работе, отчужденность от ребенка, эмоционально-личностные проблемы) плохо ориентирующийся в мире детско-родительских отношений.

Компетентный родитель – кто он?

Родительская компетентность – это система знаний, установок, навыков и умений, обеспечивающих родителю возможность эффективного взаимодействия с

ребенком. Основной признак компетентного и эффективного родительского поведения – способность обеспечить позитивное направление когнитивного (познавательного), эмоционального, социального и личностного развития ребенка. То есть родитель должен содействовать всестороннему развитию ребенка – его самостоятельности, активности, инициативности, развитию позитивного самовосприятия, уверенности в себе, способности к сотрудничеству, способности сопереживать другим, понимать их и т.д.

Читать еще:  Свойства бирюзы и влияние королевского камня на знаки зодиака. Бирюза и ее полезные свойства

Кто же такой современный компетентный родитель? Тот, у которого нет проблем? Тот, у кого идеальный послушный ребенок-отличник? Вовсе нет. С проблемами и трудностями сталкиваются все без исключения, а идеальных детей (как и родителей) в природе не существует.

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое.

Компетентный родитель понимает, что для развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.

Назовите основные потребности ребёнка: (фиксируются на доске)

Потребность ребенка в безопасности является базовой, и основана на инстинкте

самосохранения. Именно, повышенная потребность в безопасности делает многих детей, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания. Если потребность ребёнка в безопасности удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность. Если же потребность в безопасности не удовлетворяется, то ребёнок становится тревожным.

Потребность ребёнка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной

гармонии. Данному аспекту деятельности специалистов придавал большое значение В. А. Сухомлинский, который писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Детям с ОВЗ необходим особый медицинский контроль, так как уровень их здоровья низкий. Среди встречающихся заболеваний на первом месте

— нервно-психические, затем — болезни органов дыхания, пищеварения. Конечно, лечить хронические заболевания должен врач, а родители могут помочь детям стать здоровыми. Речь идет о закаливании, физическом воспитании, развитии гигиенических привычек. Особое внимание должно уделяться формированию здорового образа жизни у детей.

Потребность в умственном развитии и образовании подразумевает необходимость

изучать окружающий мир, формировать о нем определенное представление и получать соответствующее образование.

Лет до 7-10 ребенок находится в постоянном процессе познания

Эмоциональные потребности – это потребности ребенка в хорошем отношении, во

взаимодействии с окружающими. Большинство специалистов (к примеру, английский

психоаналитик Джон Боулби) тоже относит их к категории врожденных

Насколько эффективными навыками взаимодействия обладает человек, тем большему он научится, тем выше будет качество его жизни.

У ребенка чувство «Я» вырастает из чувства «МЫ», и для него вопрос «Кто я?» по сути значит «Чей я?». Ощущение принадлежности – это альтернатива одиночеству, источник жизненных сил:

“Я – их, я нужен, меня любят – Я ЕСТЬ”.

Под потребностью социалиальной адаптации понимается социализация ребёнка в

обществе. Это усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания и бытовые навыки.

К чему приводят нереализованные потребности?

Неудовлетворенная потребность в безопасности : неврозы, фобии, патологическая

боязливость, ощущение брошенности (эти явления очень сложно контролировать сознательно, поскольку они инстинктивны, поэтому в дальнейшем у ребенка может быть масса проблем).

Человек будет воспринимать массу повседневных ситуаций как источник потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни.

Нереализованные эмоциональные потребности : стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и т.д.); неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Для того, чтобы найти кого-то, кто “примет меня таким, какой я есть”, человек будет позволять манипулировать собой, он легко попадет под влияние недостойных личностей. Второй вариант развития событий – эмоциональная холодность, уход с головой в учебу или работу, стремление реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений; чрезмерная привязанность к вещам в

качестве компенсации теплого человеческого общения.

Неудовлетворенные познавательные потребности : узкий кругозор, примитивность

мышления, отсутствие стремления к личностному росту и развитию.

Читать еще:  Стишки колядки на старый новый год детям. Колядки на Старый Новый год

Удовлетворяя потребности ребёнка, приёмные родители закладывают основу его гармоничного развития, становления личности и полноценной жизнедеятельности в дальнейшем.

Какими качествами должны обладать родители. Мозговой штурм.

Цель: помочь сформировать у участников тренинга представления о качествах и компетенциях родителя.

Все присутствующие делятся на несколько команд, по 3-4 человека в каждой. Далее

участники в группах отвечают на вопрос, какими качествами должен обладать родитель?

Они записывают все возникающие идеи на листе ватмана. Ответы команд вывешиваются на доске, после чего каждая команда презентует и обосновывает свой вариант.

В процессе обсуждения ведущий подчеркивает, что родители должны стараться:

• сотрудничать со специалистами;

• строить доверительные отношения с ребенком;

Семинар 4. Тема: Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

1.Мозговой штурм «Как изменится жизнь семьи с приходом приемного ребенка?».

2. Сообщения студентов:

* Обязанности замещающих родителей по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания

* Влияние прошлого опыта ребенка, оставшегося без попечения родителей, на его психофизическое развитие и поведение»:

— ребенок, испытавший разные виды депривации;

— ребенок испытавший жестокое обращение, пренебрежение его нуждами;

— ребенок переживший разлуку с биологической семьей

3. Групповое обсуждение по теме: «Основные потребности развития ребенка»

Студенты делятся на группы и составляют список потребностей развития ребенка, обосновывают свой список.

( примерный список: безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация)».

4. Групповая работа «Анализ родительских компетенций по воспитанию ребенка»

Каждая группа составляет список компетенций, которыми должен обладать приемный родитель, возможности их формирования.

Контрольная работа «Различные варианты устройства ребенка в семью

Заполните таблицу, отвечая на вопрос, какая форма устройства требуется ребенку в данной ситуации. Семинар 4. Тема: Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

1.Мозговой штурм «Как изменится жизнь семьи с приходом приемного ребенка?».

2. Сообщения студентов:

* Обязанности замещающих родителей по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания

* Влияние прошлого опыта ребенка, оставшегося без попечения родителей, на его психофизическое развитие и поведение»:

— ребенок, испытавший разные виды депривации;

— ребенок испытавший жестокое обращение, пренебрежение его нуждами;

— ребенок переживший разлуку с биологической семьей

3. Групповое обсуждение по теме: «Основные потребности развития ребенка»

Студенты делятся на группы и составляют список потребностей развития ребенка, обосновывают свой список.

( примерный список: безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация)».

4. Групповая работа «Анализ родительских компетенций по воспитанию ребенка»

Каждая группа составляет список компетенций, которыми должен обладать приемный родитель, возможности их формирования.

Контрольная работа «Различные варианты устройства ребенка в семью

Заполните таблицу, отвечая на вопрос, какая форма устройства требуется ребенку в данной ситуации.

Презентация школьному психологу на тему «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка

Основные потребности ребенка: безопасность здоровье образование познавательные привязанность эмоциональное развитие идентичность социальная адаптация стабильные отношения в приемной семье

Потребность ребенка в безопасности: является базовой основана на инстинкте самосохранения Именно, повышенная потребность в безопасности делает многих детей, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания.

Потребность ребенка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А. Сухомлинский

Потребность ребенка в умственном развитии и образовании подразумевает: — необходимость изучать окружающий мир — формировать о нем определенное представление — получать соответствующее образование

Потребность в привязанности можно определить как «близкую связь между двумя людьми, не зависящую от их местонахождения, длящуюся во времени и служащую источником их эмоциональной близости»(Вера Фелберг)

Читать еще:  Если у матери двоюродный брат. Кого из родственников как называть? Как назвать жену брата? Сестра жены - кто это

Эмоциональные потребности — это потребности ребенка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими

Потребности в идентичности — это потребность чувствовать свою уникальность, неповторимость и вместе с тем принадлежность к семье. «Я» — «Мы» «Кто я?» = «Чей я?» «Я – их, я нужен, меня любят – Я ЕСТЬ»

Социальная адаптация — это социализация ребенка в обществе, а именно: -усвоение социальных норм и правил -усвоение социальных ролей -общение со сверстниками и взрослыми -навыки самообслуживания -бытовые навыки

Потребность в устойчивых позитивных отношениях б Взрослые Ближайшее окружение является базовой связана с нормальным развитием психики жизненно необходимой

К чему приводят нереализованные потребности? Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, ощущение брошенности. Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения), неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Неудовлетворенные познавательные потребности: узкий кругозор, примитивность, отсутсвие стремления к личностному росту и развитию.

Компетентный родитель — -это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка -это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять -это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое

Типы родительских компетенций: -инструментальные компетенции -межличностные компетенции -системные компетенции

Инструментальные компетенции — это знания и технологические умения в области психологии и педагогики замещающей семьи, воспитания приемного ребенка, собственного поведения в семье.

Межличностные компетенции — это индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, с критическим осмыслением, способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, с умением принимать социальные и этические обязательства.

Системные компетенции — это сочетание понимания, отношения и знания, способность планировать изменения с целью совершенствования семейной системы.

Приемные родители должны стараться: сотрудничать со специалистами строить доверительные отношения с ребенком преодолевать конфликтные ситуации эффективно общаться с другими людьми

Спасибо за внимание!

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

  • Петрова Ольга Михайловна
  • Написать
  • 1826
  • 16.10.2015

Номер материала: ДВ-069255

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

  • 16.10.2015
  • 1049
  • 16.10.2015
  • 2849
  • 16.10.2015
  • 376
  • 16.10.2015
  • 2588
  • 16.10.2015
  • 2088
  • 16.10.2015
  • 911
  • 16.10.2015
  • 1078

Не нашли то что искали?

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2018/03/19/predstavlenie-o-potrebnostyah-razvitiya-rebyonka
http://poisk-ru.ru/s15205t5.html
http://infourok.ru/prezentaciya-shkolnomu-psihologu-na-temu-predstavlenie-o-potrebnostyah-razvitiya-priemnogo-rebenka-i-neobhodimih-kompetenciyah-l-495780.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector