Становление гендерной идентичности. Влияние факторов дифференциальной социализации на формирование гендерной идентичности личности

О клинических исследованиях

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

Как их проводят?

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Преимущества и риски для участников. Плюсы

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.

При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:

  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Читать еще:  Праздники италии. Итальянские праздники 2 июня в италии итальянцы не работают

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

Особенности формирования гендерной идентичности подростка в неполных семьях

Изучение гендерных особенностей детей подросткового возраста в последнее время становится все более популярным и востребованным. По этой теме публикуется все больше работ. Большая разница в процессе социализации мальчиков и девочек известна давно, а в некоторых культурах эти процессы полярны. Гендерная социализация приводит к тому, что мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые приводят к образованию у них различных типов гендерной идентичности (С.Бем, Э. Гиденс, И.С. Клёцина, Е.Р. Ярская-Смирнова).

Гендерная идентичность, по мнению И.С. Клециной, – это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола [3]. Гендерная идентичность в концепции О.А. Ворониной — осознание личностью своей связи с культурными определениями мужественности и женственности [2]; в теории Е.Ю. Терешенковой и Н.К. Радиной – принадлежности к той или иной социальной группе на основе полового признака. В понятие гендерной идентичности Дж. Гангнон, Б. Хендерсон включают аспект, связанный с психосексуальным развитием и формированием сексуальных предпочтений.

Анализ психологической литературы по проблеме исследования позволяет говорить о том, что гендерная идентичность — это результат отождествления личностью себя с определенным полом, включающее отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих форм поведения и формирование личностных характеристик (Т.В. Бендас, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина). В структуру гендерной идентичности может быть включено большое количество разнообразных компонентов, но наиболее существенными являются следующие: биологический пол, т.е. мужчина или женщина, и такие характеристики личности как маскулинность и феминность, представляющие собой интериоризированные психологические черты (О.А.Воронина, Д.В.Воронцов, Е. Здравомыслова, В.В.Знаков, В.А.Лабунская, Н.И. Ловцова, Л.Н.Ожигова, Н.Пушкарева, Дж. Скот, А.Темкина, Р. Хоф).

Гендерная идентичность представляет собой определенную внутреннюю структуру, в соответствии с которой люди идентифицируют себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Ее возникновение происходит в процессе развития, и обуславливает функционирование индивида, становление его внутреннего Я в соответствии с воспринимаемым полом и гендером. Все это происходит в результате сложного процесса социализации личности в обществе и вовсе не заложена в человека от рождения. Сам же человек способен влиять на становление своей гендерной идентичности, принимая или отвергая предлагаемые ему обществом роли и модели поведения, являясь при этом активным участником этого процесса.

Гендерная идентичность является базовой характеристикой личности любого человека, она формируется в процессе интериоризации мужских или женских черт, во время взаимодействия человека со значимыми «другими», а также в ходе социализации. В концепции Э. Эриксона базисный конфликт шестой стадии психосоциального развития — интимность против изоляции — напрямую связан именно с гендерной идентичностью индивида. При этом результаты разрешения данного конфликта не замыкаются в области интимно-личностных взаимосвязей, но специфическим образом обнаруживаются в существенно более глобальном контексте межличностных отношений. Также необходимо отметить способность человека к установлению полноценных доверительных близких отношений, которая вовсе не означает формирование акцентированной позитивной установки касательно социального окружения. Это, по видимому, способность к широкой вариативности в континууме «принятие – отвержение» при сохранении целостности личности [5].

Формирование гендерной идентичности строится на основе биологически заданного пола, но формирование пола психологического является результатом влияния на личность социальных обстоятельств, а также культурных традиций и привычек общества. Гендерная идентичность является фенотипом, сплавом врожденного и приобретенного. В понятие «пол» вложены черты, обусловленные напрямую биологическим полом, а в понятии «гендер» имеются ввиду аспекты мужского и женского.

Категории «мужское» и «женское» очень важны в мире, где растут современные мальчики и девочки. Из всего массива окружающей информации мальчики останавливают свой выбор на том, что относится к категории «мужское», а девочки – к категории «женское», то есть используют гендерные схемы.

Наиболее актуальны вопросы гендерного становления в подростковом возрасте. Юноши и девушки, выстраивая собственную картину окружающего мира, свой собственный образ «Я», не ограничиваются пассивным принятием гендерных норм и ролей, но стремятся самостоятельно и активно осознавать, осмысливать, формировать свою гендерную принадлежность. Половое развитие ребенка тесно связано с его общим развитием и происходит непрерывно, с момента рождения. Половое созревание таким образом это явление не только биологическое, это еще и явление социальное. Процесс полового созревания воздействует на поведение детей подросткового возраста опосредованно, а именно через социальные условия жизни ребенка, например, через занимаемое положение в коллективе сверстников, через взаимоотношения подростка со взрослыми, а также через особенности семейного воспитания.

Семья является самым важным и влиятельным фактором социализации. Родители дают ребенку первые образцы поведения, с их помощью он начинает познавать окружающий мир. Формирование отношения ребенка к миру, представление о ценности тех или иных явлений обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи. Родители формируют интересы ребенка, влияют на выработку социальной позиции. В семье существенную роль в формировании у детей нравственности играют уклад, тон семейной жизни, стиль взаимоотношений между взрослыми и детьми.

Перед мальчиками-подростками, растущими в неполных семьях, встает серь­езная проблема. Воспитанные матерью, они относятся к мужчинам как неким существам, недостойным уважения, при этом стремятся оберегать свою мать, отрекаясь от своей личной жизни. В другом варианте подро­стки чувствовуют дефицит мужского внимания. Особое значение для них приобретают поступки сильных и напори­стых мужчин, которые способны постоять за себя, дать сдачи. При отсутствии таковых в ближнем окружении ребенка их замещают более старшие подростки из дворовых компаний, ино­гда имеющие делинквентные наклонности. Мальчики, не ощущающие положительного мужского влияния, становятся перед выбором собственного жизненного пути. Как он будет строиться? Либо по материнскому типу, когда мать является единственным зна­чимым человеком, а мальчик остается с ней. В другой ситуации сын восстает против матери, счи­тая, что женщина сама виновата в разрушении семьи. Вырастая и уходя из дома, он устраивает свою жизнь по одному из сценариев: боготворит женщин, не справляясь при этом с чувством вины, либо, наоборот, обра­щается со всеми женщинами наихудшим образом.

Ребенок, выросший без отца, лишается необходимого мужского примера, который особенно значим для регуляции поведения старших мальчиков, и как модель будущего партнера для девочек. Ребенок, растущий без отца, страдает и от недостатка авторитета, отсутствия порядка и дисциплины, которые в условиях полной семьи олицетворяются отцом.

Читать еще:  Как оформить пенсию по случаю потери кормильца. Порядок оформления пенсии по потере кормильца - необходимые документы

Не менее важным является отсутствие уверенности в социальном включении, потому что роль отца представляет собой, как правило, реальную и символическую основу экономического благополучия семьи. Роль матери в предоставлении ребенку возможности почувствовать интимность человеческой любви, задача отца — проторить ребенку путь в человеческое общество.

Еще одна функция отца – служить ребенку наиболее естественным источником познаний о мире, труде, технике, ориентируя их на будущую профессию, создавая социально полезные цели и идеалы. Отсутствие отца имеет также косвенное депривационное влияние [1]. Это связано с тем, что когда мать одна вынуждена нести экономическую и воспитательную заботу о семье в одиночку, то у нее практически не остается времени для ребенка и даже ослабевает интерес к нему. Ребенок предоставлен большую часть времени самому себе.

В еще более неблагоприятную ситуацию попадают мальчики, если в семье недостаточная роль отца или случилась перестановка семейных ролей: бабушка играет роль матери, а мать – отца. Не менее драматическая ситуация характерна для распавшейся семьи. Для девочек уход из семьи отца является максимально травмирующим воздействием в младшем дошкольном возрасте, так как влияет на потерю эмоционального контакта с ним. Для мальчиков разлучение с отцом проявляется более тяжело в старшем дошкольном возрасте, так как пропадает возможность идентификации с ролью мужчины. Поэтому у девочек есть большая вероятность возникновения эмоциональных расстройств в основном истерического круга, для мальчиков характерно проявление неуверенности в себе, а также возникновение страхов в следствие чрезмерной опеки или тревожности со стороны родственников, замещающих отца, возможно появление проблем в межличностном общении со сверстниками этого же пола.

Возможен вариант когда у мальчиков, растущих в неполной семье, появляются протестные формы поведения. Ребята во что бы то ни стало пытаются самоутвердиться в мужской роли, таким образом компенсируя недостаток отцовского общения. Они хотят лидировать среди сверстников, однако далеко не всегда добиваются успеха. В результате появляется агрессия на дисбаланс в ожиданиях и требованиях. Мальчики часто попадают под влияние ребят более старшего возраста, которые ведут себя как «настоящие мужчины». Однако на фоне протеста и нередко агрессивного поведения, у них не выражены страхи, которые свойственны старшему дошкольному возрасту, а именно страх огня и пожара. Более того, этим мальчикам нравится игра со спичками, приводящая в ужас матерей, не знающих что делать с их неукротимой энергией и ненасытным желанием играть в игры-сражения, очень подвижные и шумные. Но мальчики необходимо гордиться успехами в игре и своими умениями справляться с трудностями и противостоять угрозам, точно так же, как они гордились бы этими качествами у отца, копируя его в реальной жизни.

У девочки подросткового возраста, растущей в неполной семье, также формируется неправильное представление о будущей жизни в семье. Она или готова принять роль прислуги, дает другим все, ничего не требуя взамен, или ведет себя самостоятельно, не желая принимать помощь от других людей, особенно со стороны мужчины. Это способствует тому, что девочка вырастает независи­мой и категоричной женщиной, берущей за все на себя ответственность [4].

Учитывая всю жертвен­ность и героические усилия матери, неполная семья, к сожалению, не способна создать полноценные условия для социализации ребенка, адаптации его к социальной среде, приспособления к ней, овладения социальными ролями и функциями. как личности, Отец является для сына моделью идентификации мужской роли, для дочери он служит моделью комплементарности, поэтому уход отца из семьи вызывает некоторые адаптационные затруднения в под­ростковом возрасте, влияя на их психологическое и сексуальное развитие. Мать же, стремится окружить детей максимальным количеством влияния, любви и заботы, и, таким образом, компенсировать отсутствие отца. В отношении детей такой матери характерна опекающая, охранитель­ная, контролирующая, сдерживающая инициативу ребенка позиция. Такая линяя поведения формирует эмоционально ра­нимую, несамостоятельную, подверженную внешним влияни­ям, «извне управляемую» эгоистическую личность. Более того, ребенок, растущий в неполной семье, зачастую становится обьектом нравст­венно-психологического давления, получаемого от детей, растущих в благо­получных полных семьях, что приводит к появлению чувства неуверенности, а иногда озлобленности или агрессивности.

Другая сложная ситуация возникает в неполной семье, в кото­рой родители развелись. Согласно проведенным исследованиям, подростки в таких семьях отличаются нере­шительностью, несамостоятельностью, некоммуникабельностью, чувствительностью, ранимостью и инфантильностью. Они демонстрируют повышенную тревож­ность и изменения гендерной идентификации. Более того, у этих подростков происходит нарушение гармонического развития интеллектуальной сферы, появляется чувство незащищенности, проявляются проблемы с умением противостоять жизненным трудностям. Детям из неполных се­мей характерна низкая социальная активность, недоверчивость, подозрительность, склонность к отстраненности и изоляции. Для них свойственно нарушение адаптации, формирование внутриличностного конф­ликта. Жесткое обращение родителей или, наоборот, попустительство, усугубляют проявление переживаний своей несостоятельности.

Многочисленные исследования подчеркивают тот факт, что неполная семья негативно влияет на личность подростка в целом и способствует формированию у него определенного, часто негативного представления о будущем.

У подростков из разведен­ных семей выявлено много страха, связанного с возможной ситуацией насилия или агрессии, а также страх убить человека и сесть в тюрьму. Для них также характерно стремление к изменениям, но без отде­ления от одного из родителей. В будущем они не испытывают желание самосовершенствоваться или иметь личностный рост, и вообще сомневаются, по поводу создания своей семьи.

Подростки, воспитанные матерями-одиночками, воспринимают будущее как нечто очень далекое, не опасаются при этом болезни или смерти, не задумываются о несправедливости или непонимании окружающих. Они также не стремятся к самостоятельности или личностному росту. Согласно исследованиям, подростки, потерявшие отца, проявляют меньше страха и тревоги. Они жаждут материального достатка вместо духовных благ.

Таким образом, состав семьи сильно влияет на формирование и развитие гендерной идентичности детей подросткового возраста, а неполнота семьи приводит к столкновению со специфическими трудностями, влияющими на процессы развития и воспитания ребенка, а также на формирование его личности.

  • Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с.
  • Воронина О. А. Глоссарий по гендерному образованию // Гендерные исследования. Региональная антология исследований из восьми стран СНГ / Под общ. ред. И. Н. Тартаковской. — М.: Вариант, ИСГП, 2006. С. 443–511
  • Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и Практика. – Спб.: Алетейя, 2004.
  • Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. – М.: Эксмо, 2006.
  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

    Формирование гендерной идентичности (стр. 1 из 2)

    Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. В связи с этим в настоящее время изучению гендерной (половой) идентичности уделяется большое внимание.

    Невнимание к проблеме полоролевой идентификации и социализации в целом обернулось многими проблемами для современного общества. Результаты «бесполой» педагогики и психологии не заставили себя ждать: мальчики оказываются недостаточно эмоционально устойчивыми, решительными, сильными, а у девочек обнаруживается нехватка нежности, скромности, мягкости, терпимости.

    1. Гендерная социализация в воспитании детей

    Проблемы пола вызывали интерес у педагогов и мыслителей прошлого (Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев и др.). Выделяя существенные психические различия представителей мужского и женского пола, они подчеркивали, что пол не есть одна из сторон человека — он захватывает и определяет всего человека. Главное внимание исследователи уделяли тому, что процесс формирования человека как представителя определенного пола протекает во взаимодействии врожденных задатков и программ развития, которые задаются обществом, культурой, воспитанием.

    Читать еще:  Схема плетения пасхального яйца из бисера. Простой узор оплетения яиц для начинающих мастериц — видеоурок. Простые схемы плетения

    После разгрома педологии прекратились исследования в области половой идентичности и полоролевого развития в целом. Это обусловило «бесполость» всех человековедческих наук. Такое положение сохранялось в течение ряда последующих десятилетий. При воспитании и обучении детей не учитывалась такая существенная характеристика индивидуальности ребенка, как его половая принадлежность. Детей не готовили к выполнению в будущем специфичных для их пола семейных ролей, не развивали у них способы взаимодействий, характерные для мужского и женского типов поведения, не воспитывали у мальчиков качества мужественности, а у девочек качества женственности. Это оборачивалось тем, что, вступая в брак, многие молодые люди оказывались неспособными создать семью, основанную на согласии, взаимопонимании, доверии.

    Недостатки в половом воспитании сказались на репродуктивной способности семьи и на демографической ситуации, сложившейся в России 20-го столетия. Негативные моменты в демографическом развитии России объясняются переживаемыми ныне трудностями в социально–экономической сфере. Но нельзя не предположить, что все это является отдаленным отрицательным последствием того, что в педагогической науке, признающей одним из важнейших принципов необходимость учета возрастных и индивидуально – типологических особенностей в воспитании ребенка, игнорировалась такая фундаментальная характеристика личности, как пол.

    Несмотря на то, что проблема гендерной идентичности является относительно новой, имеется достаточное количество экспериментальных и теоретических исследований в этой области (Ш. Берн, А. Игли и др.). Большинство авторов рассматривает гендерную идентичность как одну из подструктур идентичности личности. Гендерная идентичность также может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия, самоопределения человека, его принадлежности к женской или мужской группе, формирующаяся на основе усвоения социальных и культурных образцов, моделей, норм и правил поведения, и включающая в себя не только ролевой аспект, но и образ человека в целом.

    В настоящее время назрела необходимость использования гендерного подхода в школьном образовании, предполагающем преодоление стереотипов, мешающих успешному развитию личности ребенка и формирование социально приемлемых моделей поведения, основанных на личных интересах, потребностях, ценностях ребенка.

    Научные данные многих современных отечественных и зарубежных исследований доказывают, что полоролевая идентификация – процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное ролевое поведение.

    В условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, сложившегося размывания границ между женскими и мужскими социальными ролями полоролевая социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания, в результате чего воспитание полоролевого поведения серьезно затрудняется, а в некоторых случаях приобретает искаженный, деструктивный характер. А, тем не менее, полоролевая социализация — неотъемлемая часть общего процесса социализации, которая, как отмечает Арутюнова Л.А. включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу.

    Имеющиеся исследования позволяют выделить ряд противоречий, суть которых состоит в значимости дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек и не развернутости исследований в данном направлении; в оказании содействия детям в процессе полоролевой социализации и отсутствием в педагогической практике полоразвивающих технологий; в обозначении в педагогической науке значимости воспитания полоролевого поведения и отсутствием методического инструментария для реализации путей, обеспечивающих развитие способов взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения.

    2. Особенности гендерной самоидентификации юношей

    Гендерная идентичность — это широкая концепция, включающая все качества индивидуальных сочетаний мужских и женских черт, обусловленная большим массивом биологических, психологических, социальных и культурных факторов. Столлер подчеркивает, что в ходе развития эффекты идентификаций с объектами как своего, так и противоположного пола накладываются друг на друга, поэтому окончательная гендерная идентичность — то есть личностная идентичность в соединении с биологическим полом — представляет собой сочетание мужских и женских черт.

    Среди многих факторов, участвующих в формировании ядра гендерной идентичности: физиологические и биологические силы, психологические факторы, объектные отношения, функции Эго и когнитивные способности, — со многих сторон обсуждавшиеся Гринэйкр (1950, 1958), Кольбергом (1966, 1981), Столлером (1968a, 1976), Мани и Эрхардтом (1972), Ройфом и Галенсоном (1981) и другими.

    Хотя ядро гендерной идентичности устанавливается в первые несколько лет жизни, гендерная идентичность в широком смысле по мере дальнейшего развития продолжает усложняться, разрабатываться, детализироваться. На различных стадиях развития накладываются эффекты избирательных идентификаций с каждым из родителей. Кроме того, имеют место определенные попытки разотождествления, которые действуют как стимул развития. Ранние идентификации дорабатываются более поздними. Окончательный результат этих процессов — гендерная идентичность, включающая множество элементов из многих стадий развития.

    Проблемы с гендерной идентичностью, как правило, являются результатом нарушения идентификации в период развития: чрезмерная идентификация мальчика с матерью может привести к феминизации, а дочери с отцом — к маскулинизации.

    Гендерная самоидентичность, как специфические психологические установки, связана с одной стороны, с половым диморфизмом, а с другой — социокультурными условиями, которые отражаются в социальных нормах маскулинности как ориентации на достижения и феминности – как ориентации на коммуникативность.

    Самоосознание определенной гендерной идентичности во многом зависит от бессознательных фантазий о том, что слывет мужским или женским. Мальчик в подобной ситуации находится в более выигрышном положении, поскольку он без труда определяет свою половую принадлежность, наблюдая и касаясь своего полового члена.

    Современные исследования половой идентичности указывают на сложный характер этого личностного образования. Оно рассматривается, прежде всего, как осознание и переживание индивидом позиции «Я» по отношению к неким образам-эталонам пола.

    Гендерная идентичность рассматривается как внутренняя динамичная структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием себя как представителя определенного пола, в единое целое без потери их своеобразия.

    Как в любом сложном психологическом образовании, в гендерной идентичности выделяются три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. В нашу операциональную модель гендерной идентичности вошли два: когнитивный и эмоциональный. В данной модели выделяются позитивная гендерная идентичность и отклонения от нее. Под позитивной гендерной идентичностью понимается такая конфигурация элементов идентичности, которая обеспечивает человеку эмоциональное благополучие, высокий уровень самопринятия и оценки со стороны общества.

    В основе адекватного типа идентичности лежит дифференциация субъективного пространства по признаку пола и проекция собственного «Я» в ту область, которая соответствует биологическому полу индивида. Это соответствует объединению в психологическое «Мы» представителей своего пола и противопоставлению его психологическому «Они», включающему представителей противоположного пола.

    Психическое состояние и самочувствие юношей с незавершенной психосексуальной идентификацией значительно хуже, чем у тех, кто так или иначе завершил этот процесс, они больше нуждаются в психотерапевтической помощи, чаще совершают попытки самоубийства и т.д.

    При контент-анализе литературы было обращено внимание на то, что слабо изучен процесс гендерной самоидентификации в юношестве. Но поскольку половое созревание и гендерная самоидентификация центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста, то мы решили провести исследование, направленное на выявление степени завершенности гендерной самоидентификации у современных юношей. В качестве референтной группы, мы выбрали юношей в возрасте от 16 до 20 лет, имеющих различное образование и сферы интересов.

    Источники:

    http://yandex.ru/health/turbo/articles?id=2463
    http://www.b17.ru/article/36859/
    http://mirznanii.com/a/200015/formirovanie-gendernoy-identichnosti

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector