Старший школьный возраст: основные характеристики. Психологические особенности старшего школьного возраста и их влияние на учебный процесс

Психологические особенности старших школьников

На эту тему написана масса статей. Прочитав любую из них, мы узнаем, что старшие школьники склонны к аналитическому восприятию действительности, что их интересы связаны с выбором жизненного пути и мировоззрения, а самооценка повышается благодаря завершению периода полового созревания и формированию внешнего облика. Огромное большинство родителей подростков этого возраста испытывает недоумение при чтении подобных текстов. «Может быть, где-то и есть такие подростки, — думают они, — но я их не встречал».

На самом деле все перечисленные характеристики возраста продолжают действовать, но жизненная ситуация, окружение и особенности воспитания современного старшеклассника очень часто маскируют или искажают их. Итак, каким же видят взрослые «среднего» подростка? Попробуем посмотреть на него сквозь призму родительского восприятия.

Старший школьник глазами взрослого

Он или она как будто ничего не хочет, ничем не интересуется, совсем не думает о будущем.

Постоянно «сидит в телефоне» — играет в игры или общается в соцсетях. Телефон как будто стал еще одной частью тела.

Не умеет учиться, не запоминает требуемый объем информации, не выстраивает аналитических связей между явлениями и событиями, не воспринимает учебный материал. Если трудно, бросает, не доделав. Не сформирован навык преодоления трудностей, готовности совершать усилие.

Проводит огромное количество времени перед зеркалом, уделяет внимание прическе, макияжу, выбору аксессуаров, разбирается в брендах одежды. Недоволен своей внешностью или чересчур зациклен на ней, иногда и то, и другое.

Все интересы сосредоточены на друзьях и подругах.

Настроение скачет, периоды спокойного и конструктивного общения сменяются истериками, хамством, хлопаньем дверьми.

Ни во что ни ставит родителей, говорить с ним стало сущей пыткой, потому что ты ни в чем не разбираешься и ничего не понимаешь.

Сколько бы ты ни просил его мыть за собой чашку, он будет оставлять ее грязной на столе и никогда не вытрет за собой крошки. Вообще привлечь подростка к участию в домашних делах — задача не для слабонервных.

От него пахнет сигаретами, а иногда алкоголем. Возможно, появились опасные увлечения и подозрительные знакомые.

Все перечисленное выше — классические жалобы родителей, страдающих от невозможности наладить отношения с подростком и от беспокойства за его будущее. Понятно, что не все пункты присутствуют у каждого старшего школьника. Бывают семьи, где родители сохраняют хороший контакт с подростками, а дети остаются вменяемыми и конструктивными. В этом случае проблемное поведение не будет острым, но какие-то формы протеста, скорее всего, будут присутствовать и у таких подростков. Просто они будут сглажены, или касаться не важных сторон жизни, а мелочей вроде незакрытой дверцы шкафа, или просто будут реже проявляться.

Проанализируем приведенные жалобы с точки зрения особенностей возраста и социально-психологической ситуации развития старшего школьника.

Почему он такой?

Отсутствие «правильных», социально одобряемых увлечений, мыслей о выборе вуза или профессии — чаще всего форма протеста против давления со стороны взрослых. «С такой подготовкой вы не сдадите ЕГЭ», — постоянно слышат дети в школе, учителя транслируют это же родителям, а перепуганные родители по вечерам накачивают своей тревогой детей. Психика просто не выдерживает всего этого, и подросток говорит себе: «Ну и черт с ним, ну и не сдам, наплевать. Раз все равно не поступлю, куда хотел, — какая разница?» На самом деле большинство подростков очень боятся выпускных экзаменов и говорят об этом с друзьями или с теми взрослыми, кому они доверяют. «Пофигизм» — естественная психологическая защита от постоянной тревоги.

Другая причина видимого равнодушия к собственному будущему — печальный опыт «за меня все равно все решат». Бывает, что мнения подростка никто никогда не спрашивает, потому ли, что взрослые «лучше знают», или они не особенно включаются в его судьбу. Но он знает: как-нибудь само все устроится, кто-то что-то решит в моей судьбе, а я уж подстроюсь. В этой ситуации он тянет лямку жизни, а не живет, — и не важно, «пристроят» его в МГИМО или в автослесарный колледж. И дипломатическая карьера, и работа автомеханика могла бы приносить ему радость, если бы он выбрал это сам.

Часто родители забывают, что подросток умеет быть упорен и последователен в достижении какой-то важной ему цели. Если он не интересуется математикой, но непрерывно совершенствуется в какой-то бессмысленной с точки зрения родителей области вроде освоения сложных трюков на велосипеде, или в футболе, или в технике рисования манго, — это хороший признак. У него есть интересы, есть энергия для того, чтобы ставить цели и добиваться их, а это не менее важно, чем математика! А кроме того, у него есть зона успешности и компетентности, где он не чувствует себя неудачником.

Читать еще:  Как помочь первокласснику

Гаджеты — актуальная проблема современности, и касается она отнюдь не только подростков. Взрослые и сами постоянно «сидят в телефоне», но почему-то ругают за это детей. А для подростков телефон — еще и способ отгородиться от назойливого внимания взрослых, хотя бы условно и ненадолго оказаться в собственном, более интересном мире, где их ценят и принимают. Для детей, долгое время находившихся в небезопасной ситуации или ощущающих свою жизнь как небезопасную, компьютерная игра становится островком мнимой стабильности.

Неумение учиться во многом связано с утратой актуальности существующей системы школьного обучения. Это огромная системная проблема, о которой сейчас много говорят и пишут. С одной стороны, неясен смысл заучивания фактов и формул при условии, что любая информация находится в один клик. С другой, — цифровое поколение действительно мыслит по-другому, иначе функционируют нейроны, скорость установления связей тоже другая. Например, они лучше справляются с многозадачностью, но объем долговременной памяти резко сокращен. Раньше учителя говорили: «В одно ухо влетело, в другое вылетело», — так вот и это устарело, потому что значительная часть «лишнего», по мнению мозга, материала вообще не доходит до их сознания.

Тема внешней привлекательности — абсолютно естественная потребность подростка старшего школьного возраста, как и повышенный интерес к общению со сверстниками. Ведущая потребность возраста у них — вовсе не учеба, а общение с друзьями и противоположным полом.

Перепады настроения вызваны неустойчивым гормональным фоном, а то, что он перестал слушаться и начал грубить, — часть процесса сепарации от родителей. Это естественный этап взросления, когда человек начинает «примерять» на себя роль взрослого, которому никто не указывает, что ему делать. В большинстве случаев период бурного протеста благополучно завершается, когда подросток понимает, что он уже действительно официально признан взрослым и никто не покушается на его права. Но до тех пор, пока он требует к себе взрослого отношения (понимая под этим свободу, но не ответственность), а родитель видит в нем ребенка и пытается его контролировать, — обоим приходится трудно.

«Неправильные», нездоровые и опасные увлечения вроде употребления различных психоактивных веществ, зацепинга или участия в уличных боях несут в себе элемент риска и окружены романтическим флером запретности. Все это — часть ритуала инициации, которая обязательно присутствовала в любой культуре и символизировала переход от детства к взрослости, становлению мужчины или женщины. Мужские инициации связаны с риском, физическими лишениями, женские обычно символически отражали таинство родов и заставляли проходить испытание болью. Как мужские, так и женские инициации часто сопровождались расширяющими сознание практиками. В современной жизни внятный ритуал инициации отсутствует как таковой. Очевидно, что ЕГЭ эту функцию выполнить не может. Поэтому подростки придумывают себе ритуалы инициации, как умеют.

И наконец, самое важное. Подростки старшего школьного возраста очень часто ведут себя так, как будто родители им вовсе не нужны и только мешают. Бывает, что они так и говорят, и родителям очень обидно это слышать. Бывает, что сами подростки так думают. Но дело в том, что это неправда. Родители им очень нужны, даже если они не всегда это понимают. Потому что родители — это те люди, которые останутся рядом, невзирая ни на что.

Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста

Глава I. Творческие задания на уроках литературы в старших классах

Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста

Каждый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется множеством свойств. Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является старший подростковый возраст [1, с. 35].

Анализ характера юных переживаний показывает, какую мощную роль в них играет стремление к выяснению своей личности, к собственному обнаружению мысли, что обыденные люди не в состоянии понять ее незаурядную натуру. Черта исканий присуща юности как ее типическая черта.

Интерес к субъективному миру, внутренний мир, как большой мир, как постоянное явление, открывается именно в юности [1, с.103].

Ранняя юность, старший школьный возраст – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15-16 до 21-25 лет, ранняя юность – до 18-19 лет). В этом возрасте у молодого человека появляется проблема выбора жизненных ценностей. Старшеклассник стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям, также к моральным ценностям. Что касается когнитивных изменений в юности, то отвлеченно – философская направленность юношеского мышления обусловлена развитием формально-логических операций и особенностями эмоционального мира ранней юности. Развитие внимания характеризуется противоречивыми тенденциями. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих непросто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников[27, c. 98]. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.

Читать еще:  Терапия с животными. Кошачья пет-терапия: как ваш питомец может вам помочь. Как их выбирают

Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для побуждений. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию.

Старший школьный возраст — это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости[18, c. 101]. Юноши начинают понимать значение слова «мужчина», а девушки – слово «женщина». Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность, пытаются это подчеркнуть всеми возможными средствами. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии.

Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира[27, c.44].

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего.

Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека[27, c.68]. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей. Ранняя юность — это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

Таким образом, к достижению данного возраста школьник достигает физической зрелости, должен приобретать духовную зрелость, быть готовым к самостоятельной жизни. Ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная. Выбор профессии становится центром социальной ситуации развития старшеклассника. Выбор профессии формируется под влиянием родителей, сверстников, запросов общества, престижа. В 10-11 классе стоит проблема профессионального самоопределения, подготовки к экзаменам. Происходят изменения в развитии личности, изменение положения ученика в школе, в системе общественных отношений. Старшеклассник старается воспитать в себе качества личности. «Чувство взрослости» переходит в чувство самоуверенности и самоуважения, проявляющееся в своей самоиндивидуальности[27, c.98].

В этот период жизни складывается «образ Я», который включает 3 основных компонента: познавательный, эмоциональный, поведенческий. Образ я складывается в процессе общения, и в первую очередь общения со сверстниками. Из основных новообразований старшего школьного возраста можно выделить – мировоззрение, самостоятельность суждений, формирование собственной самооценки, стремление к самовоспитанию, индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, профессиональное и личностное самоопределение.

Психологические особенности детей старшего школьного возраста

Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (IX-XI классы).

Психологические особенности детей старшего школьного возраста

Гиссен Л. (1973) отмечает, что в связи с высоким уровнем развития высшей нервной деятельности, развитием всего организма у старших школьников наблюдаются значительные изменения в психике. У них более ярко проявляются интересы к определенной деятельности, непосредственно связанной, по их мнению, с привлекательной для них профессией, стремление к личному совершенствованию в избранном виде деятельности. Старшеклассники уже в достаточной степени способны сознательно управлять своими действиями: выполнять движения с требуемой координацией, мышечным напряжением, скоростью на протяжении относительно длительного времени, преодолевать утомление, чувство неуверенности, смущения, страха и т. д.

Учащиеся старших классов могут одновременно воспринимать сложные действия, состоящие из нескольких компонентов. Это качество, важно для уроков физической культуры, для понимания комбинаций упражнений в гимнастике, тактических и технических приемов в играх, сложных легкоатлетических упражнений (Гиссен Л., 1973).

Читать еще:  Объяснение пословицы друзья познаются в беде. Друзья познаются в беде

Так же Пуни А.Ц. (1973) отмечает, что учащимся свойственно хорошо концентрировать свое внимание на отдельных деталях тех или иных упражнений для точного и подробного рассмотрения их, а также распределять его на несколько видов движений, если это необходимо, и легко переключают свое внимание с одного объекта на другой. По мнению Виноградова М.И. (1965) восприятия старших школьников отличаются большей организованностью, осмысленностью, целенаправленность. В наблюдениях за движениями учащиеся не ограничиваются внешней стороной движений, подмечают более скрытые существенные стороны физических упражнений. Они могут самостоятельно проводить анализ своих и показываемых движений. Однако наблюдения старшеклассников должны направляться учителем.

У старшеклассников восприятие собственных движений затруднено тем, что кинестетические ощущения, лежащие в основе восприятия движений, не отличаются ни силой, ни четкостью («темные мышечные чувства», как назвал их И.М. Сеченов). При восприятии движений, выполняемых преподавателем или другими учащимися, зрительно часто невозможно понять такие важные компоненты движений, как усилие, темп, скорость, ритм и т. п.

Ткачук М.Г., Степаник И.А. отмечают, что в юношеском возрасте улучшается память. Но сравнительно небольшое количество часов, которое отводится на уроки физической культуры, и отсутствие специальной работы по совершенствованию умения запоминать движения не позволяют учащимся старших классов достичь значительных успехов в повышении эффективности двигательной памяти.

Маклаков А.Г. выделяет, что для юношей и девушек характерно абстрактно-логическое мышление. Учащиеся способны отвлекаться от конкретного движения, факта, предмета и выявлять наиболее существенные стороны связи между ними. Мыслительный процесс протекает у старших школьников с опорой на определенные понятия. Отличительной особенностью их мышления является строгая последовательность в суждениях и доказательствах.

Для учащихся старших классов характерно стремление критически подходить к различным доказательствам товарищей и учителей. Большая эмоциональность учащихся в сочетании с критичностью может вызвать у них излишнюю горячность в споре. Учителю нужно спокойно отнестись к такому спору и аргументировано разрешить его (Маклаков А.Г., 2001).

Леонтьев А.Н. (в 1931г.) изучал закономерности развития у детей двух основных видов памяти — непроизвольной и произвольной. В результате ему удалось установить особенности их преобразования в старшем школьном возрасте. В этом возрасте продуктивность непроизвольного запоминания замедляется и одновременно с этим увеличивается продуктивность опосредованного запоминания.

По мнению Голубевой Э.А. глубина мышления, его последовательность, точность и основательность обостряют чуткость учащихся к выражению мыслей, к речи. Они чутки к ошибкам в своей речи, а также в речи товарищей и преподавателей.

Ткачук М.Г., Степаник И.А. в своей книге описывают, что чувства старшеклассников отличаются глубиной, силой переживаний и разнообразием. В этом возрасте большого развития достигают моральные чувства. Старший школьник оценивает не только поступки, но и переживания и качества личности. Развиваются и углубляются чувства дружбы, коллективизма, понятие о собственном достоинстве.

Развитое чувство собственного достоинства также является хорошим стимулом для волевых действий на уроке при условии, что это чувство не переходит известных границ и не приводит к эгоизму и самовлюбленности.

Учащиеся старших классов остро воспринимают красивое. Это позволяет привлечь их внимание к таким важным вопросам физического воспитания, как умение владеть своим телом, осанкой, а также заинтересовать многими упражнениями, на которые они до сих пор мало обращали внимания. Обострение эстетических чувств дает возможность легче решать вопросы, связанные со спортивным костюмом, обстановкой занятий (уборка зала, снарядов) и т.п. Учащиеся получают удовлетворение от урока, если в него входят упражнения, отличающиеся красивым оформлением, интересным ритмом и т.д. Музыкальное оформление занятий доставляет старшеклассникам большое удовольствие (Ткачук М.Г., Степаник И.А., 2010).

Лях В.И. , Зданевич А.А. считают, что дети старшего школьного возраста не всегда умеют правильно владеть своими чувствами. У юношей и девушек можно наблюдать частые смены настроения, связанные с большой восприимчивостью в этом возрасте к различным явлениям жизни.

Характер и воля начинают формироваться рано, но в юношеском возрасте характер приобретает большую устойчивость и определенность.

В образе воспринимаемого человека любого возраста главными для подростка являются физические особенности, элементы облика, затем одежда и прическа и выразительное поведение (Куницина В.Н., 1995).

В школе встречаются учащиеся, которые переоценивают себя и нередко зазнаются. Такие ученики встречаются и среди спортсменов школы. Долг преподавателя — вовремя помочь таким учащимся. Помощь нужна и ученикам, не уверенным в своих силах. Часто причиной недооценки своих сил является отставание в учебе, а также слабое здоровье.

Пуни А.Ц. утверждает, что старшеклассники не любят «голых» приказаний. Вежливая просьба во многих случаях приносит больше пользы в обращении с ними. Немало ошибок допускают они в оценке личности других людей. Они весьма склонны к категоричным суждениям и оценкам. В таких случаях может помочь терпеливое объяснение. Юноши и девушки нуждаются в поощрениях. Оценка работы учащихся стимулирует их к дальнейшей еще более упорной работе. При наказании ученика необходимо проявить определенную чуткость и такт, понимание психологии учащихся, не умалять его достоинства. (Пуни А.Ц., 1973).

Источники:

http://rosuchebnik.ru/material/psikhologicheskie-osobennosti-starshikh-shkolnikov/
http://mylektsii.ru/10-19857.html
http://megaobuchalka.ru/9/30360.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector