Ступени образования в древней греции. Образование в древней греции

Ступени образования в древней греции. Образование в древней греции

Хотя письменность вновь появилась в Греции с конца VIII века до н.э., свидетельств существования школ нет по меньшей мере до середины VII века до н.э. До этого, судя по всему, детей учили счету, поэзии и религиозным обрядам.

Спарта

С VII века до н.э. в Спарте был учрежден военизированный тип образования — так называемое агогэ (agoge — «воспитание»), направленный исключительно на поддержание военной мощи. В возрасте семи лет мальчики забирались из своих семей и до двадцати лет находились в государственных казармах, где проходило их обучение. Основной упор при этом делался на спорт и физическое воспитание, а также на танцы и музыку (так как они также использовались на войне). Чтение и письмо изучалось в минимальном объеме. Девочки как будущие матери воинов также занимались физическими упражнениями, гимнастикой, танцами и музыкой.

Афины классической эпохи

На ранних этапах истории Афин образование, судя по всему, было направлено на воспитание жрецов, писцов и поэтов. Свидетельством общей грамотности является введение процедуры остракизма, во время которой граждане писали имена на глиняных черепках — по всей видимости, к V веку до н.э. граждане мужского пола в большинстве своем были грамотными. Школы существовали с конца VI века до н.э. Мальчики посещали школы с пяти или шести лет. Плата за обучение была относительно невысокой, и учителям платили мало. Большинство учителей было рабами или иногда — вольноотпущенниками. Вольноотпущенники нередко занимали пост главного учителя. Мальчиков сопровождали в школу рабы, называвшиеся педагогами (paidagogos).

Тремя основными направлениями обучения были письмо, музыка и физические упражнения. При этом не совсем ясно, обучали ли их в одном или нескольких зданиях. Чтение, письмо, арифметику и литературу преподавал грамматист (grammatistes— «учитель грамоты»). Литература предполагала заучивание и чтение вслух по памяти отрывков из поэм, особенно Гомера — для морального воспитания. Музыку и лирическую поэзию преподавал кифарист (kitharistes— «игрок на кифаре»), а физическую культуру — педотриб (paidotribes — «тренер»).

Девочки могли получать точно такое же образование, хотя неясно, посещали ли они те же самые школы, или обучались индивидуально на дому. Чаще всего девочки учились домоводству у своих матерей. Большинство девочек не обучали ничему, помимо ведения домашнего хозяйства.

В V веке до н.э. не существовало организованной системы высшего образования. Сыновья более зажиточных родителей обычно продолжали начатое в детстве образование до 18 лет со специалистами по медицине, праву, риторике или посредством все более популярных курсов, которые вели софисты. В конце V века до н.э. софистами (sophistes) называли странствующих интеллектуалов, происходивших в основном из Ионии и Южной Италии и переезжавших из города в город, давая наставления и читая лекции по широкому кругу вопросов за плату. Они учили многим новым предметам — географии, математике и некоторым другим наукам. Многие софисты сосредотачивались на языке и литературе и обучали своих учеников публичным выступлениям. Софисты удовлетворяли потребность в высшем образовании, и некоторые из них скопили большие состояния. Самим словом «софист» обозначали не представителей определенной философской школы, а профессиональных учителей.

Позднее самыми известными школами Афин были Академия Платона (Akademia, основана приблизительно в 385 году до н.э.), Ликей Аристотеля (Lykeion, основан в 335 году до н.э.) и школа риторики и философии Исократа (основана приблизительно в 392 году до н.э.). В Академии Платона, которая располагалась в северо-западном пригороде Афин у реки Кефисс, обучали главным образом наукам и философии без определенной программы и ограничений по возрасту. Ее целью был поиск новых знаний. Академия располагалась на месте находившегося за городскими стенами и окруженного садами и рощами публичного гимнасия и святилища, посвященного аттическому герою Академу (или Гекадему). Здесь школа Платона просуществовала до 529 года н.э.

Ликей Аристотеля, или Перипатос («Место для прогулок») был исследовательским учреждением, расположенным к востоку от Афин, с рощей, святилищем и гимнасием. Ликей был основан в роще, посвященной Аполлону Ликейскому (Аполлон-Волк), откуда и получил свое название. Он был создан для систематического сбора, упорядочения и сохранения человеческих знаний. Существенным элементом этого учреждения была его библиотека. Ученики Ликея именовались перипатетиками — вероятно от слова «перипатос» (peripatos — «затененное или украшенное колоннадой место для прогулок»), Ликей был смоделирован по образцу Академии Платона, но в III веке до н.э. область его исследований была сокращена до составления биографий и литературной критики.

Школа Исократа основной упор делала на риторике, которая, по общему мнению, появилась на Сицилии в середине V в. до н.э. и была усовершенствована софистами. Она концентрировалась на изучении ораторского искусства, которое приобрело чрезвычайно важное значение для людей, занимавшихся политической карьерой, особенно в римское время. Исократ управлял своей школой на протяжении 50 лет и получал 1000 драхм за курс из трех или четырех лет.

Эллинистический период

Приблизительно к 335 году до н.э. в Афинах юноши — эфебы (epheboi) в возрасте 18 лет поступали на обязательную двухлетнюю службу — эфебию (ephebia), в процессе которой проходили физическое и воинское обучение. После 305 года до н.э. военная служба перестала быть обязательной, и эфебия превратилась в образовательное учреждение для богачей. К концу II века до н.э. она стала преимущественно литературной и философской школой. Приблизительно с 332 года до н.э. составлялись ежегодные списки проходящих воинское обучение эфебов, причем эти списки продолжали составлять и в Римский период, даже после исчезновения воинского обучения.

В Эллинистический период образование оставалось частным, но было поставлено под более значительный государственный контроль. Обучающиеся были разделены на три основные группы — «педы» (paides—до 14 лет), «эфебы» (epheboi — до 18 лет) и «неои» (neoi— старше 18 лет). Очевидно, вместе с мальчиками стали учиться и девочки. В Афинах термин «эфебы» (epheboi) применялся для обозначения юношей старше 18 лет, «неоев» (neoi) там не было. Начальное образование осталось без изменений, но возникла система среднего образования. Большинство городов имело по меньшей мере один гимнасий с публичной библиотекой, управлявшийся гимнасиархом (gymnasiarkhos) — специальным должностным лицом, избираемым на один год. В гимнаси- ях осуществлялось физическое воспитание, а также преподавались философия, литература, музыка, математика и другие науки. Все эти предметы составляли общее образование — «энкиклиос пайдейя» (enkyklios paideia), являвшееся предшественником средневековой системы Семи Свободных Искусств.

Читать еще:  Разновидности, свойства и применение сплавов серебра. Электролитические сплавы серебра

После 18 лет определенное образование продолжалось в школах, но те, кто имел достаточно средств, ехали в крупные центры обучения — в Александрию, на Родос и в Пергам — для изучения философии и риторики и на Кос, в Пергам и Эфес — для обучения медицине.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 284-285.

Образование и наука в Древней Греции;

1. Образование.В отличие от государств древнего Востока в Греции было очень много грамотных людей. Греки в древности были самым образованным народом в мире. На Востоке грамотность и образование требовались, главным образом, только чиновникам, основная масса людей была неграмотной. Но разве неграмотный и необразованный человек мог быть достойным гражданином своего полиса? Прдеставьте себе народное собрание в Афинах, на котором на голосование поставлен вопрос, кто из граждан подозревается в стремлении нарушить афинские законы и захватить всю власть в свои руки? Каждый из граждан должен написать имя такого человека на черепке от сосуда и бросить его в специальную урну. Голосование тайное – после подсчета черепков человек, чье имя будет упомянуто больше других, изгоняется из города на 10 лет. Сможет ли проголосовать неграмотный человек? А ведь решается важнейший вопрос о судьбе государства! А кто будет слушать на народном собрании человека, который не умеет связать двух слов и четко выразить свою мысль словами, даже если он предлагает что-то хорошее и полезное для граждан?

Дети в Греции начинали учебу в 6–7 лет. Мальчики учились в школах, девочек обучали дома – в семье. Целью школьного обучения было воспитание достойного гражданина. Такой человек, по представлениям греков, должен быть всесторонне развитым – он должен быть образованным, физически развитым, должен ценить искусство и сам заниматься им.

В начальной школе мальчиков учили читать, писать, считать. Наизусть они заучивали стихи поэтов, в которых прославлялась любовь к родине и свободе. Школьников учили петь и играть на музыкальных инструментах. Много времени отводилось на занятия спортом, на которых занимались борьбой, бегом, прыжками, метанием диска, копья., плаванием. Тот, кто не умел плавать, у греков считался необразованным человеком.

Дети, чьи родители имели достаточно денег, оплачивали учебу в средних школах. Там главное внимание уделялось красноречию – умению красиво и правильно произносить речи. Учеников обучали умению вести споры, геометрии, астрономии, они изучали греческую литературу. Такое образование и воспитание приводило к тому, что гражданин греческого полиса был образованным человеком, физически развитым и умелым воином, мог понятно и убедительно излагать свои мысли (что особенно важно было на народных собраниях). Он прекрасно разбирался в литературе и искусстве.

Девочек же обучали дома. Их учили, главным образом, домоводству: ткать, прясть, шить, готовить еду и т.д. Но и они обучались чтению и письму, пению и танцам.

Воспитание в Спарте имело свои особенности. Из мальчиков и юношей готовили прежде всего воинов, и основное время отводилось на физические упражнения. Их тоже учили читать и писать, но не обучали красноречию и наукам. Дети спартиатов учились петь, но только военные марши. Зато спартанские девочки не сидели взаперти дома за шитьем или прядением, а, как и мальчики, много занимались спортом.

Образование в Греции было доступно только свободным людям. Рабов к образованию не допускали, им запрещалось заниматься даже физическими упражнениями.

2. Древнегреческая наука.В государствах древнего Востока хранителями научных знаниях были, главным образом, жрецы, а также часть чиновников. Это помогало им господствовать над огромной массой неграмотного, трудившегося от зари до зари народа. У греков же было иначе. Наличие большого числа рабов, денежные состояния многих граждан, отсутствие принуждения заниматься тяжелым трудом, оставляло немало времени для занятия образованием и наукой. Ученым человеком в Греции мог стать любой из наиболее образованных и имевших денежные средства граждан, хотя встречались и такие люди, которые предпочитали не иметь даже своего дома и хорошей еды, но заниматься наукой.

Многие современные науки происходят из Греции. На это указывают даже их названия, взятые из древнегреческого языка: история (рассказ о прошлых событиях), философия (любовь к мудрости), география (описание земли), геометрия (землемерие), биология (учение о жизни), физика (природа), математика (знание, наука) и т.д. Многие научные знания греки позаимствовали у народов древнего Востока, а затем обощили и развили их.

“Отцом истории” называют древнегреческого историка Геродота, жившего в V в. до н.э. Он написал первое из дошедших до нас историческое сочинение – книгу об истории греко-персидских войн.

А “отцом медицины” можно считать древнегреческого врача Гиппократа. Он учил, как определять болезни и как их лечить. Каждый врач и в наши дни перед тем, как получить диплом, дающий ему право лечить людей, произносит знаменитую “клятву Гиппократа”, сочиненную им около 2 400 лет тому назад. И каждый врач повторяет слова великого грека: “Я буду использовать лечение, чтобы помочь больным по мере моих сил и способностей, никогда не причиняя им ущерба и вреда. И чтобы я ни увидел и не услышал, занимаясь своим ремеслом, я никогда не стану этого разглашать”.

Греки были умелыми мореходами. Их корабли достигали любых уголков берегов Средиземного и Черного морей. Греческие путешественники выплывали и в Атлантический океан, они побывали на островах Ирландия и Великобритания. Мореплавателям, торговцам нужны были карты земель и морей, им надо было точно ориентироваться, правильно определять путь, знать страны и земли, куда они направлялись. Поэтому в Греции много внимания уделяли развитию науки географии. Конечно, греки ничего не знали об Америке, Австралии, Антарктиде. По их представлениям, люди могли обитать только на территориях с умеренным климатом; южнее Эфиопии жить нельзя из-за сильной жары, а север Европы и Азии они считали необытаемым из-за холодов. Но уже некоторые древнегреческие ученые считали, что Земля имеет форму шара и даже точно высчитывали длину ее окружности.

Читать еще:  Пенсионное и социальное обеспечение индивидуальных предпринимателей. Как начисляется пенсия у ип с учетом трудового стажа. Как рассчитать страховой стаж ИП

Вершиной всех наук греки считали философию. Эта наука обощала все знания и достижения других наук. Философы древней Греции стремились понять, как устроен мир, как он возник, ккое место занимает человек в мире, по каким правилам должен жить человек в обществе с другими людьми. одни философы считали, что все в мире произошло из воды, другие – что из воздуха. Ученый Демокрит (460–371 гг. до н.э.) доказывал, что живое и неживое на Земле состоит из мельчайших частиц – атомов, которые соединяются в различные комбинации и тогда образуются камни, растения, вода, животные, люди. Когда появились первые люди, учил Демокрит, они вынуждены были объединяться, чтобы защитить себя от диких животных. Лучшим общественным строем у людей философ считал демократию, когда люди равны в правах и свободны.

Современник Демокрита афинский философ Сократ говорил, что плохие поступки людей происходят от незнания, только знание позволяет человеку совершать правильные поступки. Человек не будет делать того, что может принести ему вред, если он знает об этом. Поэтому Сократ призывал людей: “Познай самого себя”.

Система греческого образования и особенности обучения в Греции граждан России и других стран СНГ

Греция — колыбель европейской цивилизации. Ещё в античные времена греки уделяли большое внимание воспитанию и образованию подрастающего поколения. В полисах Эллады, как тогда называлась эта страна, впервые в мире появились школы, доступные всем детям мужского пола. Был и прототип высшего образования, ведь именно здесь преподавали такие выдающиеся умы древности, как Платон и Аристотель. В наши дни в Греции не забыты тысячелетние традиции качественного обучения подрастающего поколения. Как же выглядит греческая система образования сегодня и что необходимо предпринять выпускникам наших школ, чтобы стать студентами греческих университетов?

Особенности системы образования Греции

Греческая образовательная система состоит из трёх основных уровней:

  • дошкольное воспитание;
  • среднее (школьное) образование;
  • высшее образование.

Система образования Греции состоит из нескольких ступеней

Дошкольное воспитание

Большинство государственных дошкольных учреждений (Νηπιαγωγείο) Греции принимает детей старше 2,5 лет. Только в таких крупных городах, как Афины и Салоники существуют ясли (Παιδικός σταθμός), в которые родители могут отдать ребёнка начиная с девятимесячного возраста.

Государственные детские сады открыты по рабочим дням с 9 до 16 часов. Дети неработающих родителей могут быть там только до обеда.

Минимальная плата за посещение детского сада составляет 40 евро в месяц. Малоимущие семьи могут быть освобождены от её внесения.

В государственных детских садах Греции отсутствует горячее питание. Дети едят то, что приносят с собой из дома. При необходимости воспитатели могут подогреть обед в микроволновой печи. Нет здесь и привычного нам тихого часа. Уставший ребёнок может в любой момент отдохнуть на диванчике в игровой комнате.

В детских садах Греции уделяется большое внимание развивающим играм

Основное внимание в греческих дошкольных учреждениях уделяется социальной адаптации детей и развитию у них навыков обучения. Большинство занятий проводится в форме игр.

Что и говорить, садики в Греции очень хорошие. Малышей здесь ужасно любят, всячески окружают заботой. Есть, конечно, свои но… Плохо, что дети почти не двигаются и не выходят на прогулку, но я восполняю это в свободное от сада время. Тем более что в садике мы только первую половину дня.

Мария Шкурина

http://www.zhenagreka.ru/zhizn-v-gretsii/chemu-uchat-v-grecheskih-shkolah.html#comment-622

Существуют в Греции и частные детские сады. Они обычно принимают детей с девятимесячного возраста и часто работают полный день. Посещающие их малыши обеспечиваются горячим питанием. Большинство частных дошкольных учреждений оборудовано спальнями, в которых дети отдыхают во время тихого часа. Стоимость коммерческих детских садов гораздо выше государственных. В среднем она колеблется от 100 до 400 евро в месяц, но может достигать и 1 000 евро в месяц.

Видео: чем отличаются греческие детские сады от наших

Среднее образование

Среднее образование в Греции состоит из трёх ступеней:

  • начальное;
  • неполное среднее (гимназии);
  • полное среднее (лицеи или технические училища).

Получение неполного среднего образования обязательно для всех детей, живущих в Греции.

Учебный год у школьников страны начинается 11–13 сентября и заканчивается в первых числах июня. Выходными днями являются суббота и воскресенье. Кроме того, дети отдыхают во время каникул, которые организуются на Пасху и Рождество.

В Греции очень распространены частные учебные заведения. В них обучается около 6% школьников страны. Стоимость посещения частной школы варьируется от 1 500 до 13 000 евро в год.

Обучение в государственных школах бесплатно для всех детей, вне зависимости от их статуса пребывания в стране. Для иностранцев, не владеющих в должной мере государственным языком, организуются вспомогательные классы по его изучению. В некоторых районах страны открыты межкультурные школы, программы которых направлены на адаптацию иностранных учеников.

Греческие государственные школы принимают всех детей, вне зависимости от их национальности и гражданства

Особое внимание в Греции уделяют обучению детей с ограниченными возможностями. Для них создаются специальные классы с облегчённой программой. При необходимости ученику может быть выделен тьютор, сопровождающий его во время занятий.

Учёба в начальной школе (Δημοτικό Σχολείο)

В начальную школу греческие дети идут в 6 лет и продолжают в ней учиться до 12. В первом и во втором классе они изучают:

  • современный греческий язык;
  • математику;
  • английский язык;
  • обществознание;
  • физкультуру;
  • музыку;
  • изобразительное и театральное искусство.

В третьем классе в образовательную программу добавляются история и религиоведение, а в пятом — физика, социология, география и второй иностранный язык.

Читать еще:  Как стать тумблер девочкой. Кто такие тамблер герл? Подборка фото

Греческие школьники начинают получать оценки только после перехода в третий класс. В течение двух лет их знания оцениваются по трёхбальной системе. В пятом классе шкала отметок меняется на десятибальную.

В начальной школе отсутствуют экзамены. После окончания шестого класса дети получают аттестат, на основании которого переходят на следующую ступень среднего образования.

Видео: чему учат в начальных школах Греции

Обучение в гимназии (Γυμνάσιο)

Обучение в гимназиях длится три года. Всё это время греческие дети изучают базовые гуманитарные, естественно-научные и экономические дисциплины, а также иностранные языки. Кроме того, в образовательный план обязательно входит древнегреческий язык и религиоведение.

Существуют в Греции и специализированные гимназии, в которых отдельные предметы изучаются на более высоком уровне. Большим спросом у греческих школьников пользуются четырёхлетние вечерние гимназии. Для того чтобы стать их учеником, необходимо представить документы, доказывающие факт трудоустройства подростка.

В конце каждого учебного года гимназисты сдают экзамены по основным предметам. Дети, не справившиеся с этими испытаниями, могут пройти пересдачу осенью. При повторной неудаче им придётся снова начать обучение в предыдущем классе. Переводные экзамены не отличаются простотой, поэтому многие ученики посещают дополнительные платные курсы подготовки к ним (φροντιστήριο). Их стоимость может достигать 100 евро в месяц за один предмет.

Да, фронтистирио — это феномен. К сожалению, мало таких детей, которые обходятся без них. Их в школе прям настраивают на то, что им необходимы фронтистирио. У моего мужа старшая дочка заканчивает школу через 1,5 года, в месяц уходит евро 500–600 на всякие дополнительные занятия. А ведь для кого-то это месячная зарплата!

Мария Шкурина

http://www.zhenagreka.ru/zhizn-v-gretsii/chemu-uchat-v-grecheskih-shkolah.html#comment-622

В конце учебного года греческие школьники сдают экзамены

В конце обучения подросткам выдаётся диплом, подтверждающий получение обязательного среднего образования. Его обладатели могут продолжить учёбу в учреждениях следующей ступени или начать работать на предприятиях страны.

Среднее специальное образование

Закончить получение среднего образования греческие подростки могут в объединённых лицеях (Ενιαίο Λύκειο) и технических училищах (Τεχνικά Επαγγελματικά Εκπαιδευτήρια – Τ.Ε.Ε.). Программы этих учреждений имеют много общего, поэтому их ученики могут переходить из одного учебного заведения в другое. Главная задача объединённых лицеев — подготовка подростков к поступлению в университеты страны. Обучение в них длится три года, два из которых лицеисты углубляют свои знания по базовым предметам, а на третий начинают знакомиться с дополнительными дисциплинами.

Помимо общеобразовательных лицеев, в Греции существуют и специализированные учебные заведения этого типа. В их число входят:

  • музыкальные;
  • искусствоведческие;
  • экспериментальные (математические);
  • теологические.

Для поступления в большинство из них будущим студентам необходимо успешно сдать экзамен по профильному предмету. Всех желающих принимают только теологические лицеи. Выпускники лицеев сдают экзамены по основным дисциплинам, на основании которых происходит зачисление в высшие учебные заведения. Для успешного прохождения этого испытания будущие студенты должны набрать как минимум 9,5 баллов из 20 возможных.

Курс обучения в технических училищах продолжается 3 года (на вечернем отделении он увеличивается на 1,5 года). За это время студенты изучают общеобразовательные предметы и основы своей будущей профессии. Начиная со второго года обучения они в обязательном порядке проходят рабочую практику по выбранной специальности. Выпускников училищ ждут экзамены. Успешно сдавшие их молодые люди получают диплом и рабочую лицензию. Эти документы позволяют трудоустроиться на рабочую специальность. Кроме того, выпускники Τ.Ε.Ε. имеют право преимущественного поступления в технические институты.

Среднее профессиональное образование в Греции получают в технических училищах

Высшее образование

Греческая система высшего образования представлена университетами, предоставляющими своим студентам получение всестороннего академического образования, и технологическими институтами, ориентированными на профессиональную подготовку.

Система научных степеней, получаемых в высших учебных заведениях Греции, состоит из трёх уровней:

  • бакалавриат (4–6 лет в зависимости от факультета);
  • магистратура (2 года);
  • докторантура (2 года).

Для перехода с одного уровня на другой необходимо сдать экзамены. Кроме того, претенденты на получение докторской степени должны провести научное исследование и защитить диссертацию.

В большинстве технологических институтов обучение ограничивается получением степени магистра. Для продолжения образования их выпускникам необходимо поступить в магистратуру любого университета.

Все греческие вузы являются государственными. Обучение в них бесплатно для граждан Греции и стран Евросоюза. Студенты, приехавшие из других государств, обязаны вносить специальный сбор, размер которого в среднем составляет около 1 500 евро в год.

Зачисление в большинство греческих вузов проходит по результатам выпускных экзаменов в объединённых лицеях. Но некоторые университеты и институты устанавливают свои правила поступления. Это могут быть письменные или устные экзамены по профильным дисциплинам избранного абитуриентом факультета.

Преподавание в большинстве вузов ведётся на греческом языке. Только в некоторых университетах Греции есть англоязычные программы обучения.

Граждане Греции обучаются бесплатно во всех государственных вузах страны

Учебный год

Учебный год в греческих вузах начинается 1 сентября и заканчивается 21 июня. Он состоит и двух семестров, по окончании которых проводятся экзамены. В течение года студентам предоставляются каникулы, приуроченные к Пасхе и Рождеству. Их общая продолжительность составляет около четырёх недель.

Самые известные образовательные учреждения страны

Особой популярностью у иностранцев пользуются частные школы Греции. Во многих из них преподавание ведётся на английском языке. Встречаются и образовательные учреждения с русским языком обучения.

Наибольшую известность получили следующие школы:

  1. Колледж святого Лаврентия, расположенный в посёлке Коропи. Обучение ведётся на английском языке по британской системе. На территории школы, которая составляет более 1,5 га есть всё необходимое для учёбы и жизни. Желающим предоставляется полный пансион.
  2. Школа Чемпионов в Афинах. Одна из первых международных школ Греции. Для поступления в неё необходимо сдать экзамен на знание английского языка, на котором преподаются все школьные предметы.
  3. Школа, открытая при посольстве РФ. Её ученики получают образование на русском языке по стандартам нашей страны, включая обязательную сдачу ГИА и ЕГЭ.

На сегодняшний день в Греции существует более 75 вузов. Многие из них получили известность далеко за пределами страны.

Источники:

http://www.hrono.info/organ/ukaz_o/obrazovanigrek.php
http://studopedia.su/10_221_obrazovanie-i-nauka-v-drevney-gretsii.html
http://urhelp.guru/grazhdanstvo-i-zagranica/vyisshee-obrazovanie-v-gretsii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector