Суррогатной матери. Суррогатное материнство: медицина, этика, право

Содержание

Суррогатное материнство

Эта репродуктивная технология вызывает этические проблемы и бурные споры даже, по-видимому, в большей степени, чем метод ЭКО.

Первый успешный случай суррогатного материнства зарегистрирован в 1981 г. в США. Хотя сама идея этого метода довольно древняя: есть сведения, что еще в Античности были случаи рождения женщиной ребенка для другой семьи.

Суррогатное материнство, как правило, используется при бесплодии семейной нары. Сущность этого метода состоит в том, что яйцеклетка одной женщины оплодотворяется искусственным путем, а полученный эмбрион подсаживается другой женщине, которая его вынашивает, рожает и передаст семейной паре. При этом одна женщина называется донором (или генетической матерью), а другая (вынашивающая ребенка) – суррогатной матерью.

Возможно и так называемое частичное суррогатное материнство, когда женщина – суррогатная мать одновременно выступает и донором яйцеклетки. В этом случае она же является и генетическим родителем.

К основным моральным проблемам, связанным с суррогатным материнством, относятся следующие.

  • 1. Разрушение целостности семейных отношений. Суррогатное материнство становится все более доступным и массовым, что не может не вызвать озабоченность с точки зрения традиционных представлений о семье и семейных ценностях.
  • 2. Проблема установления материнства и права матери. В различных странах этот вопрос регулируется по-разному. Имеется немало случаев, когда суррогатная мать отказывалась возвращать ребенка в семейную пару. Действительно, ситуация, когда у ребенка сразу две матери, создает острые конфликты. С помощью правового регулирования стремятся разрешить или хотя бы смягчить эту проблему.
  • 3. Общее количество родителей. Теоретически, если использовать донорство половых клеток, возможно наличие максимально пяти родителей у ребенка(!). Это женщина-донор, мужчина-донор, суррогатная мать и семейная пара – заказчик (социальные родители). Очевидно, что это совершенно экстраординарная ситуация.
  • 4. Суррогатное материнство даст возможность стать матерью в неограниченно пожилом возрасте. Это подрывает все традиционные понятия

о материнстве вообще, а также создает угрозу правам ребенка, так как вряд ли естественный уход и забота о ребенке возможны при наличии престарелой матери.

  • 5. Коммерциализация деторождения ведет к тому, что суррогатная мать, вынашивая ребенка за вознаграждение, становится товаром, женщиной – инкубатором.
  • 6. Моральные и психологические проблемы ребенка – они могут быть довольно острыми, если он узнает о своем происхождении.

В ряде стран (например, в Германии, Австрии, Франции) суррогатное материнство запрещено. Международные этические рекомендации комитета СЕ по биоэтике и искусственным методам деторождения состоят в том, чтобы ограничить суррогатное материнство и применять его только по обоснованным показаниям. Права суррогатной матери должны быть защищены (в частности, ей должно быть обеспечено право оставить ребенка себе). Этически неприемлемой считается практика коммерческого суррогатного материнства.

В России разрешено суррогатное материнство, в том числе за вознаграждение. Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте 20–30 лет (в том числе замужняя), имеющая не менее одного здорового собственного ребенка и медицинское заключение о состоянии здоровья. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки (т.е. запрещено так называемое частичное суррогатное материнство).

Статус родителей после родов методом суррогатного материнства в нашей стране определяется так. Согласно Семейному кодексу РФ. в качестве родителей регистрируются лица, состоящие в браке и давшие согласие на имплантацию эмбриона суррогатной матери, но только с ее согласия. После совершения записи суррогатная мать не вправе оспаривать материнство.

Поскольку суррогатное материнство создает сложные юридические проблемы, то все более важную роль в их решении играет сегодня составление тщательно продуманных договоров и квалифицированная адвокатская помощь.

Противники суррогатного материнства и других вспомогательных репродуктивных технологий утверждают, что в случае бесплодия всегда имеется альтернатива применению этих методов: ведь в детских домах много детей без родителей, которые ждут усыновления (удочерения) и мечтают о нормальной семейной жизни в домашних условиях с любящими родителями.

Суррогатное материнство этические и правовые проблемы

Суррогатное материнство является достаточно новым для нашего общества видом услуг, который предоставляет репродуктология. И этот вид деятельности тесно связан не только с медицинскими нюансами. Есть определенные этические проблемы суррогатного материнства, поскольку в данном случае затрагиваются разные сферы, в том числе и нравственно-этические, и религиозные.

В настоящее время проблемы суррогатного материнства в России в том, что люди относятся к такому виду услуг неоднозначно. Это вызывает множество споров и дискуссий. Но, тем не менее, во многих странах, в том числе и в Российской Федерации, такой вид оказания услуг разрешен законодательством. Давайте рассмотрим основные проблемы суррогатного материнства, которые касаются не только медицинского аспекта.

Что говорят противники

Существует большое количество приверженцев и противников данной услуги. И обе стороны выдвигают достаточно емкие аргументы в защиту своего мнения. Противниками такого рода деятельности выдвигаются следующие этические проблемы:

  1. Наличие реальной угрозы для репродуктивной системы и организма женщины в целом. Также может быть причинен урон ее психическому здоровью.
  2. Существует опасность развития каких-либо внутриутробных патологий плода, поскольку женщина только вынашивает и рожает, но никоим образом не влияет на генетические аспекты.
  3. Имеется нарушение в самом понятии продолжения рода, поскольку ребенок кровный, но выношен другой женщиной.
  4. Обязательным аспектом является тайна рождения (это указывается при подписании контракта между двумя сторонами).
  5. Если родовая деятельность происходит неестественным путем, существует высокая опасность не только для организма матери, но и для психики биологических родителей. Поскольку если во время родов имеются проблемы, и приходится применять вакуум или другие методы родоразрешения, есть риск различных заболеваний у ребенка в дальнейшем.
  6. Коммерческий вопрос в естественной функции материнства. Противники считают аморальным «сдавать свою матку напрокат за деньги».
  7. Финансовое вознаграждение за ребенка.
Читать еще:  Средства для роста ресниц. Рецепт натуральной туши на растительной основе

Рассмотрим каждую этическую проблему подробнее.

Отрицательное влияние на организм женщины и ребенка

Противники такого метода считают, что оказание услуг гестационного курьера причиняет вред здоровью женщины и самого ребенка. Когда суррогатная мать на добровольных основаниях соглашается внедрять эмбрион себе в матку, вынашивает и рожает малыша, она подвергает свое здоровье опасности. Здесь немаловажную роль играет то, что во время подготовки к экстракорпоральному оплодотворению и для того, чтобы эмбрион в матке прижился, женщина в обязательном порядке должна принимать гормональные препараты, назначенные доктором.

Опасность возникает не только при приеме таких лекарственных средств. Существует высокий риск развития раннего токсикоза, поскольку женщина вынашивает генетически чужой плод. И риск появления токсикоза у таких беременных в несколько раз превышает риск, если они вынашивают родного малыша.

Если зачатие происходит естественным образом, мать и будущий ребенок имеют общий генотип. А суррогатная мать вынашивает плод, совершенно чужеродный для ее генотипа. Поэтому это чревато многими неприятными симптомами на протяжении всего периода беременности.

Очень частыми спутниками сурмам во время всего гестационного периода являются:

  • приступы тошноты и рвоты;
  • снижение веса;
  • постоянная слабость;
  • отсутствие аппетита;
  • повышенная раздражительность и нервозность;
  • постоянное присутствие тревожности;
  • полная апатия.

Такие негативные проявления у суррогатных мам встречаются намного чаще, чем у тех женщин, которые вынашивают родного ребенка. Сторонники такого метода нередко сочувствуют тем парам, которые мечтают родить собственного малыша, но не имеют такой возможности в силу различных причин. По их мнению, благодаря услугам гестационного курьера, бездетная пара может обрести счастье. Но при этом ничего не упоминается о чувствах женщины, которая согласилась выносить ребенка для этих людей.

Традиционно между женщиной и малышом, который находится в ее утробе, формируется тесная биологическая взаимосвязь. После того, как новорожденный младенец передается биологическим родителям, сурмама обычно испытывает сильный стресс.

Психологи утверждают о том, что и новорожденный малыш тоже испытывает стресс, когда его отделяют от женщины, которая его выносила. Появление серьезных психологических проблем возможно уже в период гестации, поскольку женщина с самого начала осознает, что ей придется обязательно отдать малыша.

Психическое состояние беременной обычно негативное, поскольку она понимает, что ее материнская функция невозможна в дальнейшем. Вследствие этого может развиваться депрессия или даже стресс. В результате проблем в психологическом плане, организм женщин продуцирует недостаточное количество эндорфина. Итогом становится изменение скорости процессов метаболизма, а это чревато негативным влиянием на работу всех внутренних органов.

Вполне естественно, что такие нарушения несут в себе опасность и для здоровья плода, могут развиваться различные внутриутробные патологии, как в физическом, так и в психическом плане. По мнению некоторых специалистов, которые занимаются изучением перинатальной психологии, есть и другая причина психических отклонений у будущего ребенка. Это обусловлено тем, что генетически плод тесно связан с биологическими родителями, а питается он за счет другой женщины, которая в биологическом плане не является ему родной. Также малыш привыкает к запаху суррогатной матери, к ее сердцебиению.

Сторонниками суррогатного материнства дается ответ, что данный вид услуг является только проявлением альтруизма. Это сродни кормлению грудью чужой женщиной.

Нарушение семейной идентичности

Те, кто выступает против подобного рода деятельности, приводят в пример еще один аргумент – нарушение семейной идентификации. Есть утверждение, что в неонатальном периоде малыш имеет очень тесную взаимосвязь с той женщиной, которая его вынашивала и родила.

Очень непростыми являются ситуации в тех семьях, в которых суррогатной матерью выступает кровная родственница – тетя, бабушка. В таком случае нередко понятие мама, бабушка, сын или внук — размыты. В таких семьях возникают непонятности с происхождением и с родством, это чревато личностным кризисом каждого из членов семьи.

Тайна рождения

Проблема конфиденциальности является очень актуальной, по мнению противников услуг гестационного курьера. Поскольку на самом деле бывает очень непросто сохранить тайну рождения малыша. Многие сурмамы рассказывают о том, что бывает очень сложно удержаться, чтобы никому не обмолвится ни словом о том, что она родила ребенка.

В данном случае очень важно понимать, что так будет лучше для ребенка и для его родителей. Специалисты репродуктивных клиник с самого начала рекомендуют женщине посещать их психолога, задачей которого является объяснить женщине следующие факты:

  • что она должна сделать все для блага ребенка;
  • что это не ее малыш;
  • что она должна обязательно отдать новорожденного другим людям;
  • что она не должна привязываться к плоду внутри нее;
  • что она обязана хранить тайну его рождения.

Все эти вопросы очень важные для всех сторон.

Психологические проблемы биологических родителей

Когда женщина оказывает услугу гестационного курьера, следует обязательно учитывать и психологическое состояние биологических родителей. У них возникает стрессовое состояние, которое обусловлено следующими факторами:

  • переживания о том, что сурмать может расторгнуть контракт, сбежать и оставить их без малыша;
  • переживания о том, что их родного малыша вынашивает другая женщина, в данном случае особенно сильно волнуется кровная мать;
  • опасение того, что женщина может вести неправильный образ жизни и навредить их будущему ребенку;
  • отрицательные переживания возможны и в самом процессе воспитания малыша в дальнейшем.
Читать еще:  В ходе инвентаризации выявлена недостача материалов проводка. Учет расчетов по недостаче и порче ценностей в страховых организациях

Нередко возникают такие ситуации, когда биологические родители подсознательно начинают искать в своем малыше сходство с той женщиной, которая вынашивала его и рожала. Нередко именно такие проблемы возникают в период подросткового созревания, когда у детей возникают различные психологические срывы, кризисы.

Матка напрокат

В настоящее время есть множество реклам, которые мы можем видеть в газетах, интернете, которые активно работают на то, чтобы завлечь женщин заработать подобным способом. Противники суррогатного материнства утверждают, что реализация таких программ является противоречивой законодательству о правах человека, что это является некоей дискриминацией женщин. Суррогатная мать считается инкубатором, которого эксплуатируют на коммерческой основе.

Те женщины, которые остро нуждаются в финансовых средствах, пытаются улучшить свое положение, не думая о том, какие физические и психологические проблемы могут их ожидать в дальнейшем.

Ребенок как предмет коммерческой сделки

По мнению противников суррогатного материнства, в данном случае ребенка рассматривают не в качестве личности, а в качестве объекта коммерческой сделки. Хотя по официальным пунктам, указанным в договоре, предметом соглашения выступает не сам новорожденный ребенок, а процедура экстракорпорального оплодотворения, услуги по вынашиванию плода. По мнению общественных активистов, которые выступают против такого вида услуг, это торговля людьми. Фактически предметом сделки выступает не только процедура ЭКО и вынашивание малыша, но и сам новорожденный.

Если бы предметом соглашения выступала только процедура ЭКО и вынашивание, финансовое вознаграждение мать должна получить после внедрения в ее матку эмбриона. А по договору суррогатного материнства, определенная часть суммы выплачивается сразу после того, как ребенка передали биологическим родителям. То есть, целью контракта является получение ребенка заказчиками. А это значит, что осуществляется торговля детьми. И если малыш рождается неполноценным, если у него имеются врожденные патологии, биологические родители могут от него отказаться.

Что говорят сторонники суррогатного материнства

В некоторых случаях бесплодные пары не находят лучшего выхода, чем обратиться за помощью к гестационному курьеру. Поэтому такая проблема не может рассматриваться только как сделка с целью получения выгоды. Сторонники такого метода говорят о том, что услуги сурмамы являются осознанным, добровольным актом помощи тем парам, которые не могут самостоятельно зачать, выносить и родить малыша. А такая помощь предполагает материальную компенсацию суррогатной матери. Также благодаря данному виду деятельности есть возможность продлить род, даже в том случае, если генетического родителя нет в живых.

Поэтому не стоит рассматривать суррогатное материнство с позиции эксплуатации тела женщины. Данная процедура происходит только по ее осознанному и добровольному желанию. Еще одним аргументом сторонников такой процедуры является то, что в стране постоянно ухудшается демографическая ситуация. И в настоящее время все больше пар сталкивается с тем, что они не способны зачать, выносить и родить себе потомство.

Как это рассматривает церковь

Суррогатное материнство связано не только с нравственными или этическими вопросами. Это еще и вопрос, который вызывает множество споров среди представителей разных религий.

Разные религии по-своему относятся к услугам гестационного курьера. Православная церковь говорит о том, что такой вид деятельности является неприемлемым, даже в том случае, если такая помощь безвозмездна. По мнению представителей церкви, суррогатное материнство является фактом, подрывающим духовную целостность и отрицательно влияющим на здоровье матери и ребенка.

Что говорят представители европейского общества

Если учитывать все противоречивые мнения относительно суррогатного материнства, европейское общество репродукции высказывает основные принципы относительно этических аспектов данного явления:

  • услуги гестационного курьера могут быть только в качестве безвозмездной помощи тем парам, которые самостоятельно в силу различных причин не способны к зачатию и вынашиванию детей;
  • не должны присутствовать какие-либо коммерческие вопросы, за исключением компенсации за роды, медикаменты, питание беременной;
  • нельзя привлекать к такому роду деятельности без собственного добровольного желания женщины;
  • сурмать должна осознавать ту ответственность, которую она несет, делать все возможное во благо будущего ребенка;
  • основанием для искусственного прерывания беременности могут послужить только определенные медицинские показатели;
  • ребенок имеет право на то, чтобы знать, каким именно способом он появился на свет.

Как мы видим, мнения относительно суррогатного материнства во многом расходятся. Но в настоящее время такой метод является единственным выходом для бездетных семей продолжить свой род.

Этические проблемы «суррогатного материнства»

Л.Б. Ляуш, старший преподаватель кафедры биомедицинской этики РНИМУ им. Н.И.Пирогова

В ст. 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» представлен юридический порядок применения суррогатного материнства (далее — СМ), метода, далеко отстоящего от принципов этики и морали. Использование метода СМ сопряжено с рядом этических проблем:

— угроза психическому и физическому здоровью суррогатной матери и ребёнка;

— разрушение понятий, обозначающих кровнородственные связи;

— сохранение тайны происхождения ребёнка;

— негативное влияние на психику потенциальных родителей;

— коммерциализация материнства (матка напрокат);

Угроза психическому и физическому здоровью суррогатной матери и ребенка.

Риск осложнения беременности у суррогатной матери ранним токсикозом беременных выше, чем у женщин, беременных генетически своим ребенком. При обычной беременности половина генотипа плода принадлежит матери, а суррогатная мать вынашивает полностью генетически чужеродный плод. Реакции отторжения, которые выражаются слабостью, потерей аппетита, рвотой, снижением веса, апатией, тревогой, мнительностью, раздражительностью, у суррогатных матерей могут быть физиологически гораздо сильнее выражены чем у женщины, вынашивающей собственного ребенка[1].

Защитники СМ постоянно, говоря о сочувствии к женщине, потерявшей возможность (или изначально не имевшей) самой выносить своего ребенка, или о неповторимом счастье тех, кто обрел материнство с помощью суррогатного материнства, умалчивают про другую женщину – суррогатную мать. Как правило суррогатная мать во время и после передачи ребёнка родителям-заказчикам, т.е. после того как она отделена от своего ребёнка, испытывает сильнейшую психологическую травму. Суррогатная мать может глубоко привязаться к вынашиваемому ребенку в силу тесной биологической связи с ним в период его созревания. Разрыв связи с матерью, выносившей тего, приводит к глубокой психологической травме и ребёнка.

Читать еще:  Средства для загара на солнце – отзывы. Лучшие средства для загара на солнце: отзывы, рейтинг

Более того, можно ожидать и принципиальное изменение со стороны психологического статуса женщины, которая носит ребёнка и знает, что он никогда не будет ей принадлежать. Невозможность реализации естественных потребностей беременной матери, вызывает стресс, депрессию, психопатические реакции вредные, и женщине, и ребенку.[2] Под действием стресса, мозг суррогатной матери выделяет меньше гормонов эндорфинов, от количества которых зависит скорость обменных процессов и работа всех органов организма беременной женщины, а, следовательно, и состояние организма ребенка. По мнению акушера-гинеколога и перинатального психолога Новосёловой Е. Г. стресс во время беременности увеличивает риск как психологической ущербности ребенка в будущем, так и может приводить к физическим патологиям развития.[3]

Э. Сгреча и В. Тамбоне отмечают, что очевидная манипуляция телесной природой ребенка, получающего генетическое наследие от двух определенных лиц и вместе с тем кровь, питание, жизненное внутриматочное обеспечение от третьего лица — суррогатной матери, в будущем может иметь последствия и на психическом уровне[4].
Сравнение суррогатной матери с кормилицей и утверждение, что такого рода «помощь» не только допустима, но и является выражением альтруизма, крайне сомнительны, т. к. интенсивность отношений между суррогатной матерью и плодом и между няней и ребёнком в корне отличны.

Разрушение понятий, обозначающих кровнородственные связи.

В 1991 году Арлет Швейцер стала первой в США суррогатной матерью для эмбриона собственной дочери. Она родила через кесарево сечение двойню собственных внуков – мальчика и девочку[5]. Подобный случай был в Южной Африке: яйцеклетка молодой женщины (с врожденным отсутствием матки), оплодотворенная сперматозоидом её мужа, была пересажена в матку её матери — будущей бабушки. В приведенных примерах одна женщина одновременно и бабушка, и мать. Подобные ситуации порождают смешение, размывание понятий (мать, бабушка, сын, внук), традиционно служащих для обозначения кровнородственных связей. В ситуации утраты смысла и однозначности понятий дети могут стать жертвой личностного кризиса на почве недостаточной ясности их происхождения и отношений с тем или иным членом семьи[6]. Как повлияет на ребенка известие, что бабушка в тоже время доводится ему мамой? Как объяснить эту ситуацию ребенку, и сможет ли сам он внятно объяснить её учителям и одноклассникам, не превращаясь в мишень для насмешек?

Сохранение тайны происхождения ребёнка.

Не менее значима и проблема сохранения тайны происхождения ребенка. Те, кто был так или иначе причастен ситуации с СМ, признают, что буквально разрываются между необходимостью блюсти тайну и желанием открыть её. Специалист в области биомедицины И. Брек, задаваясь вопросом: «Что же предпочтительней для ребенка?», отвечает: «Без сомнения, не оказаться в такой ситуации».

Негативное влияние на психику потенциальных родителей.

Негативное влияние на психику биологических родителей может быть вызвано следующими причинами:

— опасение за расторжение договора суррогатной матерью или её исчезновение;

— страхи женщины, связанные с вынашиванием её ребенка другой женщиной (а не делает ли она что-нибудь неполезное ребёнку, не полюбила ли она его больше, чем я?);

— отсутствие гарантии того, что после рождения ребёнка биологические родители не будут подсознательно искать у него черты сходства с той женщиной, которая его носила, особенно, если например, возникнут проблемы в подростковом возрасте (“А это правда мой ребёнок? А может быть, все-таки не мой, потому что не я его носила?”).[7]

Коммерциализация материнства («матка напрокат»).

Если суррогатная мать — это мать (или родственница) бесплодной женщины, абсолютность альтруистических мотивов поступка несомненна. Это случай некоммерческого суррогатного материнства. Если же суррогатная мать — посторонняя женщина, то это случай коммерческой услуги. Коммерческие предложения для потенциальных суррогатных матерей сегодня уже открыто размещаются в газетных рубриках по предложению рабочих мест или газетах. Например,в газете «Куда пойти работать?» размещено объявление Московской клиники репродукции «ВИТА НОВА» с приглашением женщин в возрасте от 20 до 35 лет в качестве суррогатных матерей и доноров яйцеклеток за «гарантированную компенсацию до 900000 рублей».[8]

Купля-продажа детей.

Объектом договора купли-продажи является не только биологическая способность к деторождению суррогатной матери, но и сам ребенок.[9] Если бы объектом купли-продажи являлся только процесс вынашивания ребенка, то назначенная в договоре сумма должна была бы выплачиваться суррогатной матери в самом начале беременности в качестве «гарантии» пребывания ребенка в матке. Но то обстоятельство, что часть денег выплачивается лишь в конце беременности, после родов, указывает на то, что такой договор имеет своей конечной целью поставку произведенного «продукта», т. е. куплю-продажу детей. Если, к примеру, ребёнок имеет дефекты развития, заказчики могут от него отказаться: зачем выплачивать всю сумму за «продукт», не удовлетворяющий всем требованиям?

Суррогатное материнство – это явление с отрицательными последствиями для всех участвующих в данной сделке: и для суррогатной матери, и для ребёнка, и для потенциальных родителей.Существует ли реальная альтернатива данному явлению? Да. Это — такая открытая для многих бездетных пар возможность, как усыновление ребёнка, оставшегося без родителей. В этом случае «выигрывают» все: родители, получая долгожданного ребёнка, а дети — любящих родителей.

[1] Сечина И. Суррогатное материнство: за деньги, но под сердцем/ Нескучный сад, №4(75), апрель 2012, С.53.

[4] Элио Сгреча, Виктор Тамбоне. Биоэтика. Учебник. М.:ББИ, 2002, С.250.

[5] New York Times, 13 October, 1991.

[6] Протопресвитер Иоанн Брек. Священный дар жизни. М.: «Паломник», — 2004, С. 260.

[7] Сечина И. Суррогатное материнство: за деньги, но под сердцем/ Нескучный сад, №4(75), апрель 2012, С.54.

[8] Газета «Куда пойти работать?» № 2 от 5.03.2012 , С. 15.

[9] Элио Сгреча, Виктор Тамбоне. Биоэтика. Учебник. М.:ББИ, 2002, С.251.

Источники:

http://studme.org/97862/etika_i_estetika/surrogatnoe_materinstvo
http://homeurist.com/semya/materinstvo/surrogatnoe-materinstvo-eticheskie-i-pravovye-problemy.html
http://azbyka.ru/zdorovie/eticheskie-problemy-surrogatnogo-materinstva

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector