Сущность понятия нравственное воспитание». Сущность нравственного воспитания»

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.

Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание.

Исследуемая проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демократ, Аристотель.

Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу». [13.c. 134] Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб». [13. c. 134].

Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».[14. c. 379]

Сущность нравственного воспитания.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/- мораль. «Нравы» — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»[1. c.155]

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»[5. c.104]

И.С. Марьенко обозначил «нравственность — как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»[11. c.7]

«Нравственные нормы» — это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. [5. c.104]

«Воспитание» — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак — нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания — развитие нравственных чувств личности.»[25.c. 29]

«Нравственное воспитание» — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»[12. c. 163]

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» — сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное сознание — активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление — процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Читать еще:  Укол хгч при стимуляции побочка. Укол хгч

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Источник моральных привычек — в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки — это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек — это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами — словом красотой. [19. c.192] Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

— жизненная ситуация — порождаемое ею нравственно — чувственное переживание — нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

— выбор и принятие решений — волевой стимул — поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

Сущность нравственного воспитания.doc — Сущность нравственного воспитания

Сущность нравственного воспитания
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. Мы
видим: “Нравственность ­ это внутренние, духовные качества, которыми
руководствуется человек,
правила поведения,
определяемые этими качествами “.
этические нормы,
В. И. Даль толковал слово мораль как “нравственное ученье, правила
для воли, совести человека”.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к
понятию мораль. “Мораль (латинское mores­нравы) ­ нормы, принципы,
правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы
поступков, результаты деятельности). А так же чувства, суждения, в которых
выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и
общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)”
В этическом словаре под моралью, или нравственностью понимается
специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой
совокупность принципов, требований. Норм и правил, регулирующих
поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и
личной жизни, его отношение к обществу, к той социальной группе.
Представителем которой он является, к себе как к члену данного общества, а
также к выполнению возложенных на него социальных обязанностей.
В детской энциклопедии под нравственностью подразумевается
совокупность исторически изменяющихся принципов. Правил и норм,
регулирующих поведение людей.
В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные
чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость,
порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье,
быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной
культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а
требует специального нравственного воспитания.
Л. Ф. Болотина характеризовала нравственное воспитание как
формирование у школьников морального сознания, нравственных чувств.
Навыков и привычек нравственного поведения, т.е. моральных качеств.[4 с.48]
В педагогической энциклопедии под нравственным воспитанием понимается
целенаправленное формирование нравственного сознания,
развитие
нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного
поведения.
Харламов считал, что нравственное воспитание ­ это процесс,
направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка. Оно
предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим
обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе. Нравственное
воспитание объединяет таким образом патриотическое, экологическое,
эстетическое воспитание.
Нравственное воспитание способствует
превращению социально необходимых требований общества во внутренние

стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть,
достоинство. Нравственность выполняет роль “компаса” поведения,
позволяющего ориентироваться в жизни. Через систему ориентаций, норм,
оценок, идеалов она регулирует поведение людей.
Нравственное сознание­ отражение в сознании человека принципов
нравственности, т.е. норм поведения, регулирующих отношение людей друг к
другу и к обществу. Нравственное сознание выражается в форме
нравственных понятий и убеждений. Наиболее общие нравственные понятия, в
которых отражаются существенные стороны нравственных отношений,
называются нравственными категориями и рассматриваются наукой о морали
­ этикой. Важнейшими нравственными понятиями являются добро,
справедливость, счастье. Содержание нравственного понятия связано с
оценкой и поступка, и его мотива. Так же как и нравственность в целом,
нравственные понятия не являются абсолютными, а меняются от эпохи к
эпохе.
Нравственные чувства ­ переживание человека своего отношения к
поступкам и действиям,
регулируемыми нормами нравственности.
Нравственные чувства наряду с интеллектуальными и эстетическими
относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным
по структуре. К сфере нравственных чувств относятся: сопереживание,
сочувствие, эмпатия, чувства долга, ответственности за результаты своей
деятельности, честь, ответственность за свое поведение и т. д.
Поведение, обусловленное нравственными нормами и принципами,
регулирующими отношения людей в обществе,
принято считать
нравственным поведением. Важнейшим условием воспитания нравственного
поведения является формирование нравственного сознания, нравственных
понятий, нравственных чувств. Из определений нравственных понятий
вытекает взаимосвязь и взаимозависимость задач нравственного воспитания.
Общеобразовательная школа ставит перед собой следующие задачи по
нравственному воспитанию:
1. раскрывать учащимся содержание общечеловеческих, нравственных
ценностей и обосновывать их значение для общества в целом и для личности
каждого ученика в отдельности;
2. добиваться превращения общественных норм и правил поведения в
глубокие личные убеждения учащихся, в их действенно ­ волевую сферу;
3. прививать школьникам добросовестное и постоянное выполнение
нравственных норм и правил поведения дома, в школе, в общественных
местах;
4. воспитывать невосприимчивость к аморальному поведению в учебной,
трудовой, общественной деятельности, в личных делах и поступках учащихся;
5. воспитывать разнообразные положительные привычки, помогающие
нормально расти, развиваться и организовывающие поведение ребенка;

Читать еще:  Как избавиться от негативных мыслей: жизнь должна быть позитивной

вежливости,
6. формировать у детей культуру поведения, воспитывать их дома, в
общественных местах, соблюдая общепринятые нормы поведения;
7. учить детей уважительно относиться к окружающим, считаться с их
мнением, интересами, удобствами;
8. воспитывать навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками,
выражающиеся в общительности,
предупредительности,
сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умении считаться с
интересами других;
9. воспитывать культуру речи, т. е. умение вежливо разговаривать, обращаться
к взрослым на “вы”, по имени и отчеству, говорить с четкой дикцией,
приветливо и без лишней жестикуляции;
10. воспитывать бережное отношение к окружающей природе (умение видеть
прекрасное, стремиться беречь природу, действовать соответственно
правилам и т. д.);
11. вырабатывать у ребенка элементарные навыки организации своего
свободного времени в соответствии с установленным распорядком в школе, в
семье;
12. формировать у ребенка разумные потребности и воспитывать чувство
долга.
Поэтому необходима целенаправленная работа по ознакомлению
учащихся с общечеловеческими нормами и правилами поведения дома, в
школе, общественных местах, во взаимоотношениях между сверстниками,
мальчиками и девочками, по отношению к родной природе, животным, по
отношению к самому себе. Разумеется, воспитание общечеловеческих,
нравственных ценностей должно происходить с учетом национальных
особенностей, на культурно­ национальной основе, с учетом привычек,
обычаев и традиций своего народа.
Подлинный, глубинный действенный процесс нравственного воспитания
заключается в разрешении противоречий между ребенком,
его
самоутверждением и жизнью. Школьник обретает хорошие или дурные
моральные качества благодаря тому, каким он выходит из жизненных
ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо
приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия и
внутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает
растерянность и страх, подавляет, заставляет обманывать и лицемерить. В
процессе преодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких
эмоциональных переживаний ребенок развивает в себе основу
нравственности­ нравственное и эстетическое чувство, потребность в добром
деянии и нравственном удовлетворении.
Каждая из указанных задач выполняет определенные функции, а в
совокупности они раскрывают технологию воспитания у школьников
целостной структуры нравственных ценностей. В каждом конкретном случае
могут взаимодействовать разные стороны процесса:
нравственное

просвещение, убеждение и приучение, возможно равномерное взаимодействие
всех трех сторон воспитания.
Логическая структура нравственного воспитания представляется
следующим образом. Важнейшей задачей этого процесса является овладение
учащимися знаниями норм и правил поведения. Без знания норм и правил
поведения невозможно подвести учащихся к убеждению, тем более к их
реализации. Если какие­ то нормы нравственного поведения и будут
вырабатываться, то неосознанно, методом проб и ошибок. Поэтому
необходимо систематическое и целенаправленное воспитание у школьников
нравственного поведения с ранних детских лет.
Все зависит от возраста, но логически всегда надо начинать с
нравственного просвещения. Хотя в каждом конкретном случае началом
может быть и поступок, и соучастие, и чувство. Знание основ морали поможет
учащимся глубже осмыслить свое поведение и оценить поступки других,
разобраться в сложных ситуациях взаимоотношений со сверстниками и
старшими, знакомыми и незнакомыми людьми.
Все это осуществимо средствами специально организованного
этического воспитания школьников, органически вплетённого в учебно­
воспитательный процесс и составляющего его неотъемлемую часть.
При этом, этика, как наука о нравственной жизни человека
(А.Швейцер), о нравственном добре и зле, и об осуществлении его в
поведении человека (Н.О.Лосский), способна выйти на глубинный этический
диалог со школьниками о самых главных вопросах человеческого бытия и
смысла жизни. Сегодня это становится особенно значимо.
Как же осуществлять этическое воспитание школьников?
Школе необходима целостная система воспитания основ этической
культуры как средство и процесс нравственного развития учащихся.
В чём суть такой системы?
Учебно­воспитательный процесс школы ­ системообразующий фактор
организации жизнедеятельности детей, и этическое воспитание должно стать
одним из обязательных компонентов данного процесса. Ведь школа как
социальный организм может и должна стать для ребёнка в этот кризисный
период той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обусловит
его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы воспитательная этическая
система не только взаимодействовала со всеми составными компонентами
школьной жизни: уроком, переменой как продуманной организацией
межурочного пространства, внеурочной деятельностью, но и обеспечивала их
этическим содержанием.
Эти позиции лежат в основе широко апробированной в педагогической
практике системы воспитания основ этической культуры школьников.
Она основана на логической взаимосвязи следующих структурных
компонентов:

Читать еще:  Почему бешенство не лечится. Симптомы бешенства у человека – почему не стоит их дожидаться

этический урок как специализированный учебный предмет,

построенный по инновационной методике с сюжетно­игровой основой;
повседневная педагогически инструментированная методика

«этического заряда», действующая в системе свободного общения детей на
перемене и в послеурочное время. Методика предполагает сочетание
этической установки на доброжелательность и уважение в отношениях с
другими с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного
выхода из них;
общеколлективная внеклассная деятельность с этической

направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в
этический диалог, общение, взаимодействие.
Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое
содержание и методическую особенность, осуществляет определённую часть
общей педагогической задачи, предусматривающей гуманистическое влияние
на жизнедеятельность школьников.
Целевая установка выделенных компонентов ­ реализовать
гуманистическую парадигму воспитания в школе. Насколько богат
воспитательный потенциал таких уроков, можно увидеть, лишь введя их в
практику образовательных учреждений. Ведь этика, по словам А. Швейцера,
область деятельности человека,
направленная на внутреннее
совершенствование личности, так как это наука о нравственной жизни
человека. В этике, считает он, проявляется живое отношение к живой жизни.
Отношение к жизни и человеку как наивысшей ценности и должно стать
содержанием курса этики в школе, закладывающего основу этической
культуры в подрастающем поколении

Сущность нравственного воспитания.

По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович «Нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»

И.С. Марьенко «нравственность – неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе и т.д.»

«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

«Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. Формирование нравственного сознания;

2. Воспитание и развитие нравственных чувств;

3. Выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

— жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

— выбор и принятие решений — волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.

149.154.154.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://studbooks.net/592944/etika_i_estetika/suschnost_nravstvennogo_vospitaniya
http://znanio.ru/media/suschnost_nravstvennogo_vospitaniya-224966/251964
http://studopedia.ru/13_92588_sushchnost-nravstvennogo-vospitaniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector