Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей. Театрализованная деятельность как средство развития детей

Содержание

Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей. Театрализованная деятельность как средство развития детей

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. На современном этапе развития педагогической науки предлагается большое разнообразие средств образовательного воздействия на ребенка. В области дошкольного образования раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала дошкольника в наибольшей степени способствует интеграция искусств. Данный подход на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как средства развития творческого потенциала детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская и др.). Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. В ходе театрализованной игры детям предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Через ролевые игры старшие дошкольники ощущают семя актёрами, моделируя различные ситуации в которых копируют поведения взрослых. Эти игры можно называть театральной постановкой, так как в них присутствуют все элементы театральной деятельности: сценарий, роли, декорации, музыкальное сопровождение и другие моменты театральных постановок [1].

Посредством театральной деятельности дети в дошкольном образовательном учреждении знакомятся с национальными традициями, литературой разных жанров, музыкальными произведениями. Успешному развитию ребёнка в театрализованной деятельности будут способствовать посещения театров, музеев, выставок. Именно там, дети смогут обогатить свой опыт, а также почерпнуть новые идеи для развития собственных творческих способностей.

Каждый дошкольник испытывает большое желание участвовать в театрализованной деятельности, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Театр нравится детям, а значит это один из самых доступных видов искусств, что позволяет достичь значительных результатов в развитии речи, общении и формировании коммуникативной компетентности[2].

Кроме того, театрализованная деятельность является замечательным источником развития его переживаний, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А. Сухомлинский).

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что с театрализованной деятельностью тесно связано и развитие общения, совершенствование речи. В театрализованной игре дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Театрализованная деятельность требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью [5].

Представленная программа направлена на повышение уровня общения старших дошкольников со сверстниками.

Цель: формирование и развитие общения детей старшего дошкольного возраста.

– развивать желание вступать в контакт со сверстниками;

– формировать умение организовать общение, которое у старших дошкольников проявляется во включении в совместную деятельность, умении выслушать собеседника, согласовывать с ним свои желания;

– формировать умение поддерживать элементарный диалог с взрослыми и сверстниками;

– развивать способность к эмпатии, то есть к пониманию эмоций собеседника;

– учить детей правилам поведения, которые следует соблюдать при общении со сверстниками и взрослыми;

– формировать умение распознавать и использовать язык тела, мимики и жестов.

Программа рассчитана на 3 месяца и предусматривает проведение разнообразных форм работы образовательной деятельности по развитию общения с использованием театрализованной деятельности (таблица).

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
статья на тему

Театрализованная деятельность как средство

развития коммуникативных способностей

детей дошкольного возраста.

Предварительный просмотр:

Еремеева Р. Е.

«Детский сад общеразвивающего

Читать еще:  Жизненные законы — причины и следствие. Карма – закон причины и следствия. Как переписать свою судьбу

Театрализованная деятельность как средство

развития коммуникативных способностей

детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» особое внимание уделяется развитию у детей коммуникативных компетенций.

Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность.

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность (доброта, дружба, честность, смелость). С помощью сказок ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Именно способность ребенка к идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Кроме того, театрализованная деятельность носит психопрофилактический характер, так как помогает развиваться эмоционально и физически, позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности в работе с детьми также широки:

— дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии;

— умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения;

— процесс работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно пополняет словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный и грамматический строй;

-театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживает героям разыгрываемых событий;

-они позволяют формировать первичные социальные навыки поведения; каждое литературное произведение имеет нравственную направленность, любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления; театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

В настоящее время накоплен достаточно большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности у детей. Исследователи направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в театрализованной деятельности. Можно использовать следующие виды театральной деятельности:

-музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

-художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

-театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Театральные игры проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Большой интерес вызывает единый сюжет занятия. Занятия организуются по подгруппам. Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

Если проанализировать использования драматизации на занятиях, то можно без труда заметить, что дети пытаются воспроизводить готовые реплики, сопровождают их невыразительными движениями рук. И хотя они все равно испытывают при этом удовольствие, развивающий эффект оказывается минимальным.

Поэтому работа над любым произведением включает несколько этапов.

Предварительная работа над текстом предполагает насыщение его диалогами, восприятие которых наиболее доступно детям.

Знакомство с содержанием. Рассказывание сказки, истории с помощью режиссерских кукол, пальчикового или перчаточного театра. Основу рассказывания составляют коммуникативное поведение персонажей, акцент на их намерениях (мотивах), а также на внеречевых средствах игрового «превращения».

Читать еще:  Сколько времени можно хранить сцеженное грудное молоко. Как разморозить и подготовить к кормлению сцеженное молоко. Хранение и заморозка грудного молока

Разыгрывание содержания по ролям с акцентом на использование образно-двигательных средств (движения головы, туловища, рук, походка) при ведущей роли взрослого. В зависимости от возможностей детей взрослый определяет степень своего речевого участия. На первых порах оно может быть довольно интенсивным.

Чтение или рассказывание текста в оригинальном авторском варианте, повторная беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам.

Самостоятельное рассказывание детей с использованием кукол, режиссерских игр.

Важным условием успешной работы в данном направлении является создание предметно-развивающей среды . Театральный уголок в нашей группе оснащен разнообразным материалом: книги, театральные маски и отдельные элементы костюмов, декорации, ширмы,имеются различные виды театров (би-ба-бо, перчаточный, пальчиковый, теневой, настольный, театр ложек, театр кукол с «живой рукой», театр на деревянных палочках, театр на прищепках,конусный театр, платочный театр, театр эмоций, театр картинок (фланелеграф), магнитный театр и т. д.

Внашей группе вся театрализованная деятельность организована так, что она способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность и правильное коммуникативное поведение.

Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствует улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме, что поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

  1. Жулина Е.В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи // Логопед. — 2008.
  2. Петрова Т.И, Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. — М., 2000.
  3. Дронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2005.
  4. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описан мой взгляд на проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействи.

консультация для воспитателей и родителей.

в статье рассматриваются методы и приемы использования музыкально-театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного возраста.

«Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно творческих способностей детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

План по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно — творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель: развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребёнка — как субьекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми, развитие воображения, формирование общей культуры общения через театрализованную деятельность.

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

«Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста».

Биушкина Ольга Владимировна

Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями.

Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что формирование коммуникативных умений лучше всего закрепляется в процессе театрализованных игр. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Проблемы коммуникативных способностей традиционно находятся в центре внимания отечественных педагогов. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его творческих способностей.

Читать еще:  Попугай ара крючком описание. Большой попугай-ара крючком

По мнению Т. И. Петровой, театр — это проверка мышления, памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков. В работе «Театрализованные игры в детском саду» Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. отмечают, что в процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка, а именно:

1. В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

4. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;

5. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

6. Развивается эмоционально — волевая сфера;

7. Происходит коррекция поведения;

8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

10. Участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес, увлекает их.

Театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относят: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Театрализованная деятельность включает в себя:

— Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

— Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

— Упражнения по формированию выразительности исполнения;

— Отдельные упражнения по этике;

— Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.

Театрализованная деятельность строится по единой схеме:

— введение в тему, создание эмоционального настроения;

— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

— выбор детьми роли по желанию;

— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

— распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

— проигрывание ролей в парах.

Во время театрализованной деятельности необходимо:

— внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

— если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;

— при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

— в заключение различными способами вызывать у детей радость.

Цель: развитие коммуникативных способностей и творческого потенциала каждого ребѐнка — как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми, развитие воображения, формирование общей культуры общения через театрализованную деятельность.

  • Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды).
  • Разработать и реализовать план-программу по развитию коммуникативных и творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
  • Работать с родителями по данной теме (родительские собрания, консультации, памятки).
  • Обобщить опыт работы по данной теме. Формирование коммуникативных способностей – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение общаться обеспечивает человеку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.
  • Повысить собственный профессиональный уровень знаний в вопросах формирования коммуникативных умений воспитанников;
  • Сформировать уровень необходимых коммуникативных умений воспитанников, имеют развитое воображение, что позволяет свободно вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и культуру общения;
  • Повышать уровень педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах коммуникативного и речевого развития детей.
  • Сформировать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;
  • Имеются представления об окружающей действительности, о предметах и явлениях, окружающих их;
  • Сформировать диалогическая речь;
  • Сформировать навык использования разных форм взаимодействия между детьми;
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • Сформировать умение импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые;
  • Развить представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
  • Уметь проявлять инициативу и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.

Основными направлениями моей педагогической работы являются:

  • применение развивающие игры с детьми по овладению знаниями и представлениями о различных средствах коммуникации;
  • чтение художественной литературы для развития эмоциональной сферы воспитанников;
  • широкое использование театрализованных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования социально-коммуникативных навыков;

Методы и приёмы на развитие воображения и коммуникативных способностей

Источники:

http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17406
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/17/teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-kommunikativnyh
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/08/14/teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector