Тренинг по методикам раннего развития. Методика Марии Монтессори. Во что поиграем

Содержание

Суть и основные принципы методики Монтессори самыми простыми словами

В прошлой статье я рассказал как сделать бизиборд своими руками. Сегодня я расскажу про суть и принципы методики Монтессори.

Методика Монтессори была разработана в начале прошлого века, но до сих пор является одной из самых ключевых и популярных методик раннего развития детей. Миллионы детей по всему миру обучаются в центрах Монтессори под чутким присмотром сертифицированных специалистов.

Такую популярность методика получила не спроста, ведь Мария Монтессори сделала переворот в системе образование. Она сильно опередила свое время и современные исследования подтверждают неоспоримую пользу методики.

Историческая справка

Основоположником этой методики является Мария Монтессори (1870-1952г) — детский педагог, одна из первых женщин-врачей и первая женщина с докторской степенью в Италии.

После учебы работала в психбольнице и посещала приюты для умалишенных. Там она встретила детей, которым было трудно учиться из-за задержки психического развития.

Хочу заметить, что в то время никто не занимался развитием таких детей. Так как Мария была прирожденным реформатором и даже отстаивала права женщин в стране, то ситуация с детьми ее тоже не устроила и она решила с этим активно бороться.

Мария возглавляет новую школу, созданную специально для обучения детей с ограниченными возможностями.

Она считала, что у этих детей есть потенциал, который можно раскрыть.

Вместе со своим коллегой, а в будущем и мужем, они начинают разработку и внедрение своей образовательно-развивающей системы и добиваются колоссальных успехов.

Позднее Мария выступает на конференции с докладом о своих достижениях. Она настолько всех поразила, что в Риме появляется институт, который она возглавила и продолжила свою работу.

Массовые тесты с участием независимых экспертов доказали невероятное: отсталые дети, обучающиеся по методике, стали лучше читать, писать и считать, чем обычные дети.

Мария понимает, что классические методы обучения крайне неэффективны и решает перенести свою систему на обычных детей. Она открывает свою первую школу и вскоре о методике узнает весь мир.

Позднее она основала международную ассоциацию Монтессори, которая работает и по сей день.

Суть методики Монтессори

Девиз методики: “Помоги мне сделать это самому”. И этот девиз дает понять, что суть методики заключается в самостоятельном и свободном обучении ребенка.

Ребенку не нужно навязывать какие-то определенные знания в определенный период жизни. Ребенок сам тянется к тем знаниям, которые необходимы ему в данный момент.

Ребенок помещается в специальную обучающую среду с дидактическими материалами. Педагог не вправе наказывать, поощрять или обучать ребенка и прибегает к помощи только в случае острой необходимости.

А ребенок, в свою очередь, вправе сам выбирать материалы, с которыми будет заниматься. Каждый малыш уникален, поэтому не допускается оценивать или сравнивать между собой малышей.

Среди родителей существует миф, что эта методика разлагает дисциплинированность ребенка. Но это вовсе не так. В классах Монтессори нет хаоса, беспорядков или шума, т.к. все же существует ряд правил для всех детей, которые необходимо соблюдать:

  • не следует мешать другому ребенку, если тот занят
  • выбирая место для занятия — стоит учитывать мнение и интересы других
  • не нужно шуметь — это может помешать остальным
  • закончил занятие — убери материалы на место, оставив за собой чистоту
  • если материал занят — жди и наблюдай или займись чем-то другим

В этом и есть суть этой методики. Но суть — это только вершина айсберга, по которой сложно судить об объемах подводной части. Давайте разберемся немного подробнее и рассмотрим основные принципы этой системы.

6 базовых принципов обучения

Выделяют следующие основные принципы в методике:

  • Свободное передвижение по классу
  • Дети изучают специальные материалы Монтессори
  • Дети самостоятельно выбирают и изучают материалы без помощи педагога
  • В группе дети разного возраста
  • Подготовленный педагог
  • Обучение проходит в специально подготовленной среде, разделенной на различные зоны

Среда Монтессори

Среда представляет собой целый отдельный мир, наполненный различными интересными вещами и в котором ребенок может свободно выбирать какой деятельностью заниматься в данный момент. Вся среда наполнена специальными развивающими и обучающими материалами Монтессори.

Важным моментом в развивающей среде является доступность. Все пособия располагаются так, чтобы ребенок без посторонней помощи мог выбирать себе занятие по душе. Также малыш сам выбирает где, как и с кем ему заниматься, вправе свободно перемещать столы и стулья для более удобного изучения материала.

Развивающая среда разделяется на следующие зоны:

Зона практической жизни

Ребенок попадает на островок бытовой жизни взрослого человека. Здесь есть все то, что понадобится в повседневной жизни: от застегивания молнии до приготовления завтрака.

Занятия делятся на следующие группы:

  • уход за собой (чистка и надевание одежды и обуви, приготовление еды)
  • уход за окружающей средой (полив цветов, уборка)
  • социальные навыки (этикет, правила общения)

Кстати, все предметы не игрушечная бутафория, а самые что ни на есть настоящие.

Зона сенсорного развития

Малыш учится чувствовать и ощущать. Эта зона очень важна для развития, так как познание окружающего мира происходит именно при помощи органов чувств.

Ребенок узнает о таких понятиях, как цвета, масса, формы, размеры, звуки и даже вкусы и запахи. Стоит заметить, что каждое отдельное обучающее пособие посвящено только одному определенному параметру, концентрируя внимание ребенка в момент игры только на нем.

Математическая зона

Эта зона связана с сенсорной зоной и большинство математических материалов представлены ребенку в конкретной физической форме, а не в теоретической. Так ребенку гораздо проще разобраться в сути математики и решать довольно таки сложные задачи для своего возраста.

Математика является одной из сильнейших сторон методики Монтессори и это признают даже сторонники других методик раннего развития.

Речевая зона

Ребенок учится письму, чтению и пополняет словарный запас.

Обучение также строится на тактильных ощущениях, это способствует более быстрому и глубокому усвоению материала.

Космическая зона

Космическая зона в методике Монтессори подразумевает изучения окружающего мира.

Сюда входит география, биология(зоология и ботаника) , наука (различные интересные опыты), история и анатомия.

5 плюсов и 3 минуса методики Монтессори

Существует много критиков этой системы обучения, но еще больше последователей и сторонников. И это совершенно нормально, ведь всё грандиозное и успешное всегда подвергается усиленной критике.

К минусам можно отнести:

  • не адаптированность под гиперактивных детей — непоседам будет сложно соблюдать тишину и не мешать другим
  • разновозрастные группы — многие родители боятся непонимания и конфликтности “старших” и “младших”
  • отсутствие творческой составляющей — пожалуй, самый главный недостаток по мнению критиков.

Из плюсов можно отметить следующие:

  • малыш обучается без вмешательства взрослых, привыкая к самостоятельности
  • метод воспитывает свободу личности — залог самоуважения и уважение к окружающим
  • нет оценок и суждений — не страдает самоуважение ребенка
  • обучение проходит в игровой форме — малыш учится с удовольствием
  • разновозрастные группы (этот пункт относят и к плюсам, и к минусам) — старшие помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших

Заключение

Методика монтессори долгие годы была подвергнута гонению во времена войн и тяжелой политической обстановки в мире. Тем не менее, в конце двадцатого века стала восстанавливать свою популярность.

В наши дни практически не осталось родителей, которые не слышали об этой методике. Сейчас даже в маленьких провинциальных городах есть школы, сады и центры Монтессори.

А в этом коротком видео очень доступно рассказано про смысл методики

Читать еще:  Как продать ювелирные украшения. Можно ли заработать на продаже личных украшений. Кто заинтересован в покупке лома золота

Использовать ли эту методику? Решать только вам)

Что касается моего мнения, то я всегда вспоминаю систему финского образования. В некоторых моментах оно мне очень напоминает педагогику Монтессори. Есть ряд схожих законов, таких как свобода выбора, равенство, отсутствие оценок (в начальных классах). В общем демократии там много.

И знаете что с этим финским образованием? Оно одно из лучших в мире!

Надеюсь, что вам понравилась эта статья и помогла разобраться, в чем же на самом деле заключаются суть и принципы методики Монтессори.

Ставьте лайки, делитесь с друзьями. Буду очень рад видеть ваше мнение в комментариях.

Методика раннего развития детей Марии Монтессори

Сегодня существует множество методик раннего развития детей, в том числе авторских. Но одной из самых популярных и востребованных – конечно, с поправками на новейшие педагогические достижения и разработки – уже долгое время во многих странах мира остается методика раннего развития детей, разработанная Марией Монтессори. В чем ее суть?

Помоги сделать самому

Мария Монтессори начала внедрять свою экспериментальную методику в работе с особенными детками – с теми, кто имел сложности в адаптации к социуму, задержку психического развития. Она стремилась привить детям навыки самообслуживания при помощи игр, основанных на тактильной восприимчивости, в специальной развивающей среде. Изначально Мария не стремилась повысить у таких детей интеллектуальные способности, но вскоре заметила, что они заметно выросли. Всего за год малыши сравнялись в интеллектуальном развитии со сверстниками.

Объединив собственные наблюдения, педагогические идеи с опытом других специалистов, применяя знания по психологии и даже философии, Мария создала собственную систему, которую называют методикой Монтессори. Позднее работать по этой системе попробовали со здоровыми детьми, и она легко адаптировалась под потребности каждого малыша.

Кратко идею методики можно сформулировать примерно так: помоги ребенку стать самостоятельным. В нем природой уже заложена его уникальная программа развития, нужно лишь создать для ее реализации необходимые условия. То есть взрослый только помогает, когда это нужно, не заставляя и не убеждая, что только мнение взрослого об окружающей действительности верно.

Суть и принципы такого подхода Марии заключаются в нескольких идеях.

  • Каждый ребенок уже с рождения – уникальная личность.
  • В каждом из них природой заложено стремление к развитию, познанию, труду.
  • Педагоги или родители должны быть помощниками, не пытаться вылепить маленькую личность «под себя».
  • Взрослым нужно лишь своевременно направлять малыша, а не обучать. Давать ему возможность развивать самостоятельность, терпеливо и внимательно дожидаясь от ребенка инициативы.

В методике Монтессори недопустимо:

  • сравнивать разных детей между собой;
  • устраивать между ними соревнования;
  • применять как поощрения, так и наказания
  • устанавливать точную программу занятий;
  • оценивать результаты работы малыша;
  • принуждать его к чему-то.

Педагогика Монтессори исходит из того, что любой малыш естественным образом стремится жить и действовать наравне со взрослыми, а этого можно достичь учебой и обретением жизненного опыта. Поэтому ребенок сам стремится к обучению, чтобы побыстрее достичь в своих умениях взрослого уровня.

Согласно этим идеям, каждый ребенок сам выбирает, чем и сколько он будет заниматься, какие направления ему интересны; сам определяет, в каком темпе он будет получать знания. Воспитание сводится к обеспечению его самостоятельности во всех проявлениях.

А взрослые при этом должны уважать любой выбор малыша, развивать его восприятие, особенно сенсорное, создавать вокруг детей комфортную развивающую среду, позволять им выбирать себе место, перекладывать пособия или переставлять мебель. И главное – держать нейтралитет: наблюдать и не корректировать процесс обучения самостоятельности.

В этой системе принято деление детей на 3 возраста:

  1. 0 – 6 лет, когда малыш активно развивает все свои функции;
  2. 6 – 12 лет, когда ребенок активно проявляет интерес к событиям и явлениям окружающего мира;
  3. 12 – 18 лет, когда человек уже способен видеть взаимосвязь между событиями и фактами, формирует свое мировоззрение, ищет себя в этом мире.

Не обращайте внимания на обещания современных детских центров сделать из вашего ребенка вундеркинда по системе Монтессори в возрасте 1–2 лет или еще раньше. Да, это система раннего развития, но сама Мария строила свой метод для деток 3 лет и старше. Все остальное – это уже переработка методики ее последователями (и не обязательно правильная).

Как устроена система?

Основных принципов в методике три, но они работают только в единстве.

  1. В центре системы – малыш, принимающий самостоятельные решения о своих действиях.
  2. Вокруг него – специально оборудованная и оформленная развивающая среда.
  3. Рядом с ним – воспитатель, который наблюдает или помогает, если ребенок попросит, но не вмешивается.

При этом сами классы формируются принципиально из детей разных возрастов, чтобы старшие имели возможность помогать младшим, заботиться о них, а младшие – учиться у старших, стремиться достичь их уровня, брать пример.

Конечно, главная роль в педагогике Монтессори отводится развивающей среде, задействующей все органы чувств ребенка. Без ее правильной организации система работать не будет.

В помещении все оборудование и мебель (в том числе унитазы и раковины) должны соответствовать возрасту и росту детей, чтобы они могли всем этим пользоваться, а при необходимости переставлять самостоятельно. Здесь должно быть много света, свободного места, а также свежего воздуха. Цветовое оформление – спокойное, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Все учебные пособия должны находиться на уровне глаз ребенка, чтобы он мог самостоятельно ими пользоваться. При этом все материалы и пособия представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учились договариваться между собой, кто чем займется, меняться. Пособия в этой методике применяются в основном деревянные, поскольку сама Мария всегда была сторонницей натуральности материалов.

Развивающая среда разделена на несколько функциональных зон с разным назначением.

  • Практическая зона. Здесь находятся материалы и приспособления, помогающие ребенку освоить навыки самообслуживания (одеваться, мыть руки), ухода за растениями и животными, пособия, необходимые для домоводства (стирки, готовки, глажки и т. д.), а также материалы для развития мелкой и крупной моторики. Здесь дети учатся правилам поведения, вежливого общения. В этой же зоне проводятся беседы, а также разные ролевые игры.
  • Сенсорная зона. Здесь ребенок изучает вкусы, запахи, формы, цвета, температуру, фактуру. Шершавые таблички, шумовые цилиндры, тактильные мешочки, вкусовые баночки, разные коробочки с запахами, другие подобные развивашки – все это расположено в сенсорной зоне.
  • Математическая зона. Оборудована пособиями для изучения счета и простейших вычислений: таблицы действий, геометрические фигуры, числовой и счетный материал.
  • Языковая зона. Оснащена материалами по обучению навыкам чтения и письма (азбукой, книгами, подвижным алфавитом, карточками с разными изображениями и т. д.), что является хорошей подготовкой к школе. В этой зоне педагоги проводят различные игры по развитию речи.
  • Зона космоса. Здесь находятся предметы, способствующие познанию окружающего мира, культуры, истории, помогающие понять связь поколений. Тут собраны пособия, помогающие изучать географию (природные зоны, ландшафты, континенты, солнечную систему), биологию (классификацию животных и растений, их среду обитания), историю (календари, линии времени), а также материалы для проведения опытов, экспериментов.
  • Гимнастическая зона. Это пространство обеспечивает физическую активность. Оно оснащено ковриками, размечено линиями для выполнения различных упражнений, тренирующих равновесие, координацию. Здесь проходят такие занятия с детьми, как аэробика, бег, ходьба, упражнения с мячами, палками, подвижные игры.

Организация уроков

Методика Монтессори предполагает 3 разновидности занятий.

  1. Индивидуальные. Одному или 2–3 детям педагог предлагает учебный материал, демонстрирует без долгих объяснений возможности его применения. Такой материал должен вызывать интерес у малыша, иметь какое-то яркое отличительное свойство, давать возможность проверить, правильно ли он произвел действие. Затем ребенок или дети работают с материалом самостоятельно. При проведении такого урока другие дети воспитателя ни о чем не просят.
  2. Групповые. В них задействованы дети, достигшие примерно одинакового уровня развития. Схема занятия похожа на предыдущую. Остальные дети класса при этом занимаются без воспитателя.
  3. Общие. В таких уроках участвует весь класс. Это занятия по общим предметам – истории, музыке, гимнастике. Такие уроки обычно короткие, а далее дети снова сами решают, чем и где им заниматься.

Занимаясь по этой системе, дети переходят из одного класса в другой. Но когда им это делать – определяется возможностями конкретного ребенка. То есть это методика, применимая как к младшему возрасту, так и к старшему. В таких классах нет конкретных целей на каждый год, дети занимаются в индивидуальном темпе. Одно из главных правил здесь – не мешать другим. То есть вести себя тихо, не отбирать пособия, не мешать тому, кто занимается в какой-то зоне один, уметь правильно строить отношения с остальными детьми.

Читать еще:  Почему некоторыми именами нельзя называть детей

Достоинства и недостатки системы

У любой системы есть сторонники и противники. Первые видят в ней плюсы, вторые – минусы. Каковы же плюсы и минусы системы Монтессори?

Недостатки:

  • отсутствие традиционной урочной системы затрудняет адаптацию к обычной школе;
  • педагогов нужно готовить очень долго;
  • предполагается большое количество особых обучающих материалов, в основном натуральных, изготавливаемых по сложным технологиям, а потому – дорогих, не всем доступных. Отсюда – дороговизна занятий в таких центрах;
  • интеллектуальные способности при таком обучении преобладают над творческими, которые расцениваются как уход от реальности;
  • чтение для ребенка – лишь процесс получения информации;
  • упор на самостоятельность ограничивает общение с другими детьми;
  • практически не используются обычные игрушки.

Достоинства:

  • система мотивирует детей к учебе;
  • учит самостоятельно планировать свою работу, а также организовывать ее;
  • помогает самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, находить ошибки, исправлять их;
  • учит ответственности и взаимопомощи;
  • дает основы знаний об окружающем мире;
  • помогает развивать логические и аналитические возможности;
  • развивает речь и интеллект.

Такие дети умеют хорошо адаптироваться к социуму и вырастают очень успешными. А дети с особенностями развития имеют возможность догнать в развитии сверстников.

Монтессори у вас дома

С учетом вышеизложенного многие мамочки и сегодня решают развивать своих малышей по этой системе. Не имея возможности оплатить занятия в специализированном центре, они ищут способы делать это в домашних условиях. Конечно, полностью все требования методики дома воссоздать не удастся, но развивать своего малыша в духе Монтессори вполне можно у себя дома. Можно подобрать множество занятий для самых маленьких деток, которые помогут им стать самостоятельными и умелыми.

Например:

  • переливание воды (можно с пеной для ванн) из одной емкости в другую, полив цветов с помощью лейки;
  • застегивание и расстегивание – пусть малыш своими руками «расправляется» с кнопками, пуговицами, молниями, шнурками.
  • просеивание крупяной смеси через дуршлаг;
  • вылавливание из воды пластиковых шариков ложкой (например, во время купания);
  • вытирание воды с помощью губки;
  • совместные с мамой готовка, стирка, мытье полов;
  • перекладывание мелких предметов, например, салатными щипцами;
  • ходьба по обозначенной линии (можно с колокольчиком в руке или с ложкой, наполненной водой).

Можно дать малышу понюхать разные специи, травы, фрукты, предложить ему порисовать пальчиками, на ощупь опознать предметы в мешочке или определить звук на слух.

Для детей от 1 года до 3 лет полезно строить башни из кубиков – сначала простые, затем все более высокие и сложные. В 2,5 года – 5 лет можно развивать навыки сортировки предметов по какому-либо принципу: размер, цвет, материал, форма, текстура и т. д. Это могут быть кубики, бусины, лоскутки разных тканей, прищепки, крекеры, носки – вариантов множество.

Итак, к методике Монтессори можно относиться по-разному. Кто-то ее приемлет, кто-то отвергает. Но если ребенку не хватает самостоятельности и уверенности в себе, такие занятия могут ему помочь обрести нужные качества. Особенно если проводить их регулярно.

Методика раннего развития Марии Монтессори

Сегодня Монтессори-педагогика активно применяется как в дошкольных образовательных учреждениях, так и родителями в домашних условиях. При этом споры вокруг метода, разработанного еще в начале XX века итальянским педагогом, доктором медицины Марией Монтессори, не утихают до сих пор

Резолюция Государственного Ученого совета СССР, написанная в 1926 году, гласила: «Помимо совершенно неприемлемой идеологической стороны, система Монтессори страдает также грубыми дефектами и в области биолого-теоретического своего материала. Ряд неправильных представлений о биологическом содержании детской возрастной эволюции, недоучет биологического значения игры и воображения, искажения в понимании моторного фактора, недооценка значения общих процессов в сравнении со специальными навыками — все эти изъяны исключают возможность использования биологической теории Монтессори в качестве педагогической основы советской дошкольной педагогики».

После такого официального заключения Монтессори-группы в нашей стране долгое время были под запретом. Данная методика раннего развития детей была недоступна. Что изменилось в отношении системы Монтессори за последнее время? Сегодня Монтессори-педагогика активно применяется как в дошкольных образовательных учреждениях, так и родителями в домашних условиях. При этом споры вокруг метода, разработанного еще в начале XX века итальянским педагогом, доктором медицины Марией Монтессори, не утихают до сих пор.

Попробуем разобраться с помощью новейших знаний в психологической науке — системно-векторной психологии Юрия Бурлана — в сущности педагогики Монтессори.

В системе Монтессори главной задачей воспитателя является создание активной развивающей среды для ребенка, в которой нет места случайным предметам и деталям. Парта оказывается лишним элементом в такой среде, так как, по мнению Марии Монтессори, она ограничивает двигательную активность и познавательные способности малышей. Вместо нее педагог предложила использовать легкие столики и коврики, которые можно легко перемещать в пространстве по желанию ребенка.

Согласно методике Марии Монтессори, комнату разбивают на пять зон, в соответствии с ними там располагают собранный тематический материал: зона практической жизни, где малыш учится самообслуживанию (чистит ботинки, нарезает овощи для салата, моет посуду), зона сенсорного развития (перебирает крупы, мелкие бусины), математическая зона (осваивает понятия количества), языковая зона (обучается чтению и письму) и космическая зона (получает первые представления об окружающем мире, истории и культуре).

Концепция развития по Мотессори заключается в том, что взрослые, прежде всего, должны помочь детям научиться все делать самим, создать комфортные условия для их саморазвития, самообучения, самоконтроля, самовоспитания. Без критики, замечаний, наставлений.

Учителя оказывают помощь и поддержку детям, только если они сами об этом попросят или начинают испытывать серьезные затруднения при выполнении заданий. Также педагоги способствуют тому, чтобы между их воспитанниками сложились теплые, уважительные отношения.

Единственный и неповторимый в своем роде, имеющий право на индивидуальную программу обучения, ребенок сам выбирает для себя — чем, как и когда ему заниматься в развивающей среде. Педагогика Монтессори предоставляет каждому карапузу безграничную свободу — свободу выбора. Он самостоятельно должен определиться, что хочет делать: завязать шнурки, посадить цветок или заняться счетом. Речь идет о раннем возрасте ребенка. Система Монтессори сосредоточена на свободном развитии основных навыков у малыша.

Считается, что дети сами усваивают принцип: свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, поэтому малыши не шумят, не балуются, чтобы не мешать другим, убирают материалы для занятий на место, вытирают грязь.

Ребенок — это центр Вселенной для родителей. Он от природы наделен безграничными возможностями, и задача взрослых — обеспечить ему максимально комфортную среду для их развития.

Мария Монтессори убеждала, что все дети от рождения успешны и талантливы, но не все оказываются в условиях, стимулирующих их развитие, позволяющих раскрыть заложенный природой потенциал.

В возрастной периодизации детского развития, разработанной итальянским педагогом, сенсорное развитие ребенка длится от рождения до пяти с половиной лет. Это период наиболее продуктивный для впитывания малышом разного рода информации. Более того, педагог считала, что «дверцы восприятия» в определенный момент закрываются и шанс развить способности утрачивается.

Мария Монтессори разработала систему обучения детей, при которой в одной группе занимаются ребята разного возраста, как в многодетной семье, причем «старожилы» школы учат «новичков». Дети сами обучают друг друга.

Учитель же выступает в роли наблюдателя. Он принимает ребенка таким, каков он есть, позволяя ему проявлять свои индивидуальные особенности и развиваться в собственном ритме. В методике раннего развития детей Монтессори нет понятий возрастных норм, четко прописанных требований к ребенку, что он должен уметь и знать.

Надо отметить, что в классическом варианте Монтессори-обучения не предусматриваются детские игры. Они считаются бесполезными, тормозящими интеллектуальное развитие ребенка.

Методика Марии Монтессори не развивает правое полушарие ребенка, отвечающее за творчество и познание мира в целом. Не уделяется должного внимания детским играм, рисованию — это расценивается в системе Монтессори как уход ребенка в мир фантазий, что вредно для его психики. На воспитание чувств сострадания, сопереживания через чтение литературы не делается никакого акцента.

Главным считается научить ребенка тому, что ему пригодится в реальной жизни, что принесет ему ощутимую пользу.

Читать еще:  Из-за чего постоянно снятся кошмары? Ночные кошмары у взрослых: причины и способы борьбы

Оппоненты данной методики замечают, что не всем детям подходит подобное обучение: дети, склонные к аутизму, еще больше замыкаются в себе, а гиперактивные ребята нарушают весь процесс обучения, мешают другим детям, вызывают своим поведением недовольство воспитателей.

Основным недостатком педагогики Монтессори считается то, что дети не научаются работать совместно, не вырабатывают усидчивости, дисциплинированности, послушания, требующихся в традиционной классно-урочной системе.

Для ребенка, посещавшего детский сад, где воспитатели воплощали идеи Марии Монтессори в жизнь, начальная школа оказывается настоящим шоком. Он не привык, чтобы его обучали, воспитывали, чтобы с него требовали, чтобы его оценивали.

Раньше он сам выбирал, чем он хочет заниматься, в какой форме и когда — без четких рамок и ограничений. Он сам оценивал свою деятельность, находил и исправлял ошибки.

Следует отметить, что с внедрением стандартов второго поколения в российские начальные школы ничего в этом смысле не изменилось — роль педагога остается главенствующей, занятия проходят в режиме 45 минут и за партой, а образовательные программы нацелены на конкретные результаты (овладение знаниями, умениями, навыками, выработкой компетенций). Это прямо противоположно тому, к чему привык ребенок в группах по Монтессори. Развитие в них проходит в свободной обстановке, и приноровиться к дисциплине в школе будет непросто.

Ключевое слово Монтессори-педагогики — свобода. Свобода выбора своего пути, начиная с раннего возраста. Свобода образованного, мыслящего человека, который отвечает за свои поступки. Свобода личности, осознающей и уважающей свободу других людей.

Благая и прекрасная цель. Однако мы знаем, что дети рождаются изначально с разными возможностями и способностями, жизненными устремлениями. И понимание, ценность свободы для каждого человека будет различной.

Не для всех свобода в концепции известного педагога, психолога Марии Монтессори будет составлять счастье. Так, например, анальные дети будут впадать в ступор от огромного выбора возможных занятий при отсутствии поддержки, направления со стороны старших. А уретральные будут теми самыми сорвиголовами, которые будут выдергивать всех из «освоения мира» в игры, взаимодействие в группе. Система раннего развития детей по Марии Монтессори не учитывает этого.

С базовой установкой порядка происходит то же самое: разные дети относятся к порядку по-разному. Это для анальных ребятишек важна привычная последовательность событий, как и чистота, незыблемость бытовых ритуалов.

Именно анальный малыш будет артачиться, если его одевать не в привычном порядке или кормить не в привычном режиме. А вот кожный ребенок быстро приспосабливается к переменам, даже рад им. Ему наскучивает одно и то же, день за днем. Его изобретательный, гибкий ум требует новых способов, новых впечатлений.

«Подготовленная среда» для всех — это своеобразная рулетка, игра «угадаем — не угадаем». Кожному малышу, безусловно, понравится заниматься в комнате, разделенной на зоны, самостоятельно — он инициативен, активен, подвижен, любит интересное, новое, практичное. Особенно его привлекают упражнения на логику, физические упражнения.

Обеспечить ребенку наилучшее развитие его природных свойств можно, только если знать эти его свойства, тогда лишь можно создать благоприятную среду развития для конкретного малыша.

Проблемными точками педагогики Монтессори является и разработанная ею периодизация. В возрасте от пяти до шести лет не заканчивается развитие потенциала ребенка — происходит первичное половое созревание, первобытный атавизм, оставшийся нам в наследство от предков. Врожденные свойства ребенка можно и нужно развивать вплоть до окончания пубертата, то есть до 12-15 лет.

Кроме того, в раннем возрасте детей наиболее актуальной задачей является вовсе не интеллектуальное развитие, а социализация, ранжирование ребенка в коллективе сверстников. В разновозрастной группе предоставленный самому себе ребенок этой задачи не решает.

Спонтанные игры детей помогают им в оптимальной для них форме усваивать образцы взрослого поведения.

Из плюсов данной методики можно отметить отсутствие принуждения к конкретному виду игровой деятельности, когда ребенок может заниматься тем, что ему точно нравится. Анальный ребенок будет копаться в горшочке с землей и лепить из пластилина, кожный пересчитывать палочки и конструировать, звуковые и зрительные дети пойдут в космический уголок.

При всех своих плюсах и минусах методика Марии Монтессори работает не для всех детей и не может решить главных возрастных задач, стоящих перед детьми до 5 лет, — активной социализации и адаптации своих свойств в коллективе себе подобных. А потому применять ее можно в дополнение к основным занятиям в садике, но никак не как единственную методику.

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 25163 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Даты лекций будут
скоро назначены

На Бесплатный тренинг по психологии

Даты лекций будут
скоро назначены

Хочу присоединиться к дискуссии. Спасибо большое за статью. Мой ребенок 4 лет тоже ходит на занятия в зал Монтессори и я пока не очень разобралась в чем суть этой методики. По моему мнению результаты заметнее у детей от 1,5 лет. Имею удовольствие наблюдать, как уретральный мальчик в нашей группе «носится по залу» и мешает сосредоточенным анальникам, а гибкие кожники бросают свои игрушки и начинают носиться вслед за ним, а ребенка со звуковым вектором ничто не заставит отвести взгляд от точки на стене. Я считаю , что методика сама по себе устарела, но в сочетании с системно-векторной психологией из любой методики можно получать «сплошные плюсы».

«в сочетании с системно-векторной психологией из любой методики можно получать «сплошные плюсы».»- ЗОЛОТЫЕ слова!

Наталья, спасибо за то, что поделились с нами своими наблюдениями. Соглашусь и с тем, что без понимания внутренних психических свойств ребенка и общих механизмов взросления — любая методика работает не для всех и не так как бы нам хотелось.

Оля, очень заинтересовала статья! Сын ходит в монтессори сад второй год. в силу его анальности, очень радуют результаты. После прочтения статьи у меня пока еще двоякое мнение. Расскажите пожалуйста по подробней ваше видение социализации в рамках СВП. Что именно в обычном дет саду правильно социализирует ребенка? Как невилировать изъяны монтессори, если все же они есть? За два дня выходных от монтессори сада можно дать ребенку необходимую социализацию для гармоничного развития личности? А вообще совершенно не хочу отдавать ребенка ни первого ни второго в обычный детсад, возможно этомои личные ложные желания.
А еще, Оля вы сами работали в этой системе монтессори, видели все изнутри или нет? Дело в том, что сейчас многие такие школы монтессори занятия проволят только 2-3 часа( работа с материалами по их методу). Много времени уделяют практической жизни, самообслуживанию, прогулкам, творчеству, музыке, кулинарии. Для кожников у них есть материал с золотыми бусинами- банк. А уретральник всегда найдет себе место под солнцем)). их среде соры и ранжирование мне кажется тоже присутствует.
ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ В МОНТЕССОРИ
ученики Монтессори-школ как раз более контактны, чем в обычных учебных заведениях. Они приветливы, доброжелательны, спокойны и легче адаптируются в незнакомой группе. Это потому, что им постоянно приходилось приспосабливаться к поведению младших или старших детей и к
нерегламентированным видам деятельности.Во время урока действует правило – не мешай другим. Но это вовсе не означает, что какое-то упражнение нельзя выполнять вместе с другом или даже с несколькими. Только одно «НО» — если друзья НЕ против, если они хотят работать ВМЕСТЕ.
И ЕЩЕ буд-то бы в Монтессори дети растут в тепличных условиях:
В нашем жестоком мире им будет очень тяжело.Попробуем провести аналогию с огородом. Конечно, можно высадить растение прямо в грунт, но мы его чаще всего сначала проращиваем на светлом окошке. Может быть, в грунте оно было бы здоровее, но сколько, семечек там не прорастет, сколько
погибнет. При этом, проращенные на окошке, потом, в грунте, выживут все. Так пусть же хотя бы некоторое время ребенок будет естественным образом развиваться, чувствовать себя счастливо, свободно и спокойно. Тем более, что мы, взрослые, знаем, какие ему нужны для этого условия и имеем возможность дать их. Монтессори педагог всегда надеется, что там, куда ребенок уйдет после школы, в нем увидят личность и будут ее любовно взращивать.
Что думаете,Что скажите?
Я понимаю , что это не системная информация но все же? Разложите по полочкам пожалуйста, что бы было досканально понятно.

Источники:

http://skillwood-toys.blog/sut-i-principy-metodiki-montessori/
http://razvivashka.online/metodiki/montessori-metodika-rannego-razvitiya
http://www.yburlan.ru/biblioteka/metodika-rannego-razvitiya-marii-montessori

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector