Цели воспитания — это что такое? Методы воспитания. Что такое воспитание человека с точки зрения общества и саморазвития

Тема: Сущность воспитания. Цель воспитания

Воспитание – одна из основных категорий педагогики. В педагогической науке воспитание рассматривается как в широком, так и в узком смысле. Воспитание имеет ряд этапов и осуществляется через преодоление противоречий. Его сущность определялась в разных экономических формациях по-разному. О воспитании говорили как о процессе усвоения общественно-исторического опыта, т.е. воспитание считали частью социализации человека. В последствии воспитание определяли как процесс управления развитием человека, а так же как процесс целенаправленного формирования личности и т.п.

Воспитание – это деятельность воспитателей по созданию условий для культурного становления и саморазвития личности, иначе – деятельность педагога по организации жизни ребёнка на уровне культуры.

Воспитание – это процесс целенаправленного взаимодействия и организации деятельности с целью привития определённых качеств ребёнку и самореализации личности.

В последнее время в науке на первый план выходит процесс образования. В понятие образования включают как воспитание, так и обучение личности, но в национальных традициях России приоритетное значение играет воспитание. В понятии «воспитание» в классической педагогике принято выделять 2 основных аспекта:

1. Социальный (в широком смысле). Воспитание – общественное явление воздействия общества на личность, т.е. влияние на человека всех формирующих его факторов (социализация)

2. Педагогический (в узком смысле). Воспитание – это целенаправленная деятельность педагога (воспитательная работа) по созданию условий для развития ребёнка и формированию у него определённых личностных качеств, которая происходит через включение его в различные виды деятельности и социальных отношений.

Можно выделить следующие особенности и характеристики воспитания:

  1. Целенаправленность
  2. Многофакторность
  3. Длительность и непрерывность
  4. Неравномерность
  5. Двусторонность
  6. Деятельностный характер
  7. Динамичность
  8. Диалектичность
  9. Воспитание – индивидуально-творческий процесс
  10. Целостность и системность воспитания

Субъекты

Цель↔Содержание↔Методы и формы↔Результат

Движущими силами воспитания являются противоречия. Принято выделять внутренние и внешние противоречия.

Внутренние – между потребностями и возможностями личности; между поведением и сознанием; между внутренними и внешними требованиями (борьба мотивов) и проч.

Внешние – между стихийным и целенаправленным влиянием; между требованиями школы и семьи и др.

Преодолевая противоречия, личность развивается. Сущность воспитания отражает внутренние связи и отношения, которые характеризуют воспитание и проявляются в закономерностях и принципах.

Закономерности воспитания – это наиболее существенные, необходимые, стабильные, объективные связи между различными факторами, характеризующими процесс воспитания.

Главная характеристика закономерностей – объективность.

1. Процесс формирования личности (воспитание) социально обусловлен. Зависит от совокупности объективных и субъективных факторов окружающей среды.

2. Формирование личности происходит на основе важнейших социальных форм жизни человека – деятельности и общения.

3. Воспитательный процесс представляет собой постоянную трансформацию внешних влияний во внутренние процессы личности (мотивы, установки, отношения).

4. Неравномерность развития ребёнка и формирования его личности.

5. Единство и взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития.

6. Воспитательный процесс осуществляется при условии единства влияния на сознание, чувства и поведение личности.

Из закономерностей воспитания следуют принципы воспитания. Они определяются из закономерностей и целей воспитания, а также возникают из обобщённого педагогического опыта. Совокупность принципов обеспечивает успешность содержания методов и форм воспитания.

Принципы воспитания – это основные положения, которые определяют главные требования к процессу воспитания.

В каждой воспитательной системе могут быть разработаны свои принципы:

  1. Целенаправленность
  2. Систематичность и последовательность воспитания
  3. Гуманистический характер воспитания
  4. Сознательность и активность
  5. Возрастной индивидуальный подход воспитания, природосообразность воспитания
  6. Связь воспитания с жизнью и трудом
  7. Воспитание в коллективе
  8. Культуросообразность воспитания

Цель воспитания – идеал, к которому стремится общество и отдельный воспитатель.

Цель воспитания – осознанное представление о конечном результате в педагогической деятельности, ожидаемый образ результата.

Проблема целей воспитания заключается в их изменчивости. Цели воспитания могут зависеть от: исторических процессов, общественных условий, особенностей национальной культуры, так как она будет отражать педагогическую политику и традиции.

Цель современного воспитания – формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека.

Идеальная цель — формирование разносторонней и гармонично развитой личности, т.е. развитой морально, интеллектуально, эстетически и т.д.

Идеальная цель служит стратегией или даже педагогическим манифестом, который показывает то, к чему надо стремиться.

Реальные цели воспитания зависят от ряда подходов, которые использует педагог в своей педагогической деятельности:

  1. Личностный
  2. Аксиологический (ценностный)
  3. Деятельностный
  4. Культурологический и др.

Проявляется в отношении к учащемуся, как к уникальной личности, не зависимо от его особенностей и развития. Ребёнок воспринимает себя как уникальную личность и учится видеть во всех окружающих такие же личности. В процессе воспитания педагог воспринимает ребёнка таким, какой он есть, учитывая привычки, здоровье, ценности, достоинства. Уважение к ребенку не зависит от его успехов или неуспехов, признается право на самобытность ребенка.

Ценности – это такие идеи и убеждения человека, которые приняты в качестве нормы и идеала.

Ценностный подход предполагает развитие и изменение ценностей ребенка, ориентацию воспитательного процесса на формирование общечеловеческих ценностей (В. А. Караковский ).

Ценности (основные из них) остаются постоянными на различных этапах развития общества. Такие как жизнь, здоровье, любовь, знания, труд, мир, красота, творчествои т.п. значимы для людей во все времена.

Это такая организация учебно-воспитательного процесса, в котором ребенок является активным субъектом деятельности. Только деятельность значимая для личности (разнообразная и продуктивная) способствует овладению общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность – это тот механизм, который помогает преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности.

Такая организация педагогического процесса, в ходе которого ребенок формируется как субъект культуры, субъект исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества.

Целью воспитания является формирование базовой культуры личности (О. С. Газман).

Культура личности – это степень совершенства, достигнутая в освоении той или иной отраслью знаний и деятельности.

— это определённый уровень творческих сил и способностей человека,

— это гармония интеллекта, эмоций, убеждений и воли; это гармония с самим собой, окружающими

людьми, жизнью, обществом, природой.

Мир цивилизованного человека – это, прежде всего, мир культуры. Показателями культуры личности можно считать:

· Сформированность взглядов, убеждений, ценностей, мировоззрения

· Уровень владения разнообразными методами деятельности

· Уровень социализации и творческой активности

· Способности к самостоятельному выбору жизненных критериев коррекции своего поведения

· Умение реализовывать свои права и обязанности, руководствоваться общечеловеческими ценностями

с самим собой

Культураóгармония обществом

Этот подход предполагает взаимодействие, диалог субкультур, диалог поколений. Обучаясь, воспитываясь, школьник усваивает основы культуры, которая помогает ему включиться в процесс освоения общественной и мировой культуры. Эти основы называются базовой культурой –это оптимальный минимум качеств, свойств, способностей, действий личности, которые помогают ей развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой.

На основе базовой культуры создаётся возможность саморазвития всех сторон личности, которые позволяют сформировать культурную личность.

Культура личности

Субъективные возможности Объективные возможности

(желания, интересы и т.д.) (особенности среды, семья, школа)

Тема: Проблема целей воспитания в педагогике;

Лекция № 4.

1. Понятие о целях воспитания и их значение для педагогической теории и практики.

Читать еще:  Когда видно созвездие большого пса. Созвездие большой пес

2. Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания и зарождение идеи всестороннего развития личности.

3. Развитие машинного производства и возникновение объективных предпосылок всестороннего и гармоничного развития личности.

4. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания.

1.Понятие о целях воспитания и их значение для педагогической теории и практики.

Важной проблемой педагогики является определение целей воспитания. Воспитание всегда целенаправленно, от мельчайших воздействий до государственных программ.

Цель — то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть педагоги в процессе воспитательной работы.

Крупнейший невролог и психолог В.М.Бехтерев (1857-1927) писал о том, что решение вопроса о целях воспитания — это непосредственное и важное дело педагогической науки.

Обстоятельное знание целей воспитания оказывает непосредственное влияние на разработку педагогической теории, предопределяет трактовку сущности воспитания.

Наример, с давних времен в педагогике разрабатывались два подхода к осуществлению воспитания.

Один из этих подходов преследовал цель сформировать послушную, безропотную личность, и воспитание сводилось главным образом к понуждению детей к определенным формам поведения, к различным мерам внешнего воздействия, вплоть до физических наказаний. Подобное воспитание теоретически полагало, что дети от природы якобы обладают необузданностью, которую необходимо подавлять силой авторитета педагога, различными запретами и ограничениями. Такое воспитание стали называть авторитарным.

Другие же педагоги считали, что целью воспитания должно быть формирование свободной, духовно развитой и чувствующей свое достоинство личности. Исходя из этого, они разрабатывали гуманистические идеи воспитания, выступали за уважительное отношение к детям, за создание новой педагогики, проникнутой верой в интеллектуальное и морально-эстетическое совершенствование личности.

Цели, которые ставились и ставятся перед воспитанием, не могут не влиять на разработку теоретических подходов к определению его содержания и методики.

Не меньшее значение целевая направленность воспитания имеет для практической работы учителя, воспитателя.

Между воспитательными целями существует широкий диапазон различий: от незначительных изменений отдельных качеств человека до значительных изменений личности. В соответствии с этим определяются частные и глобальные цели.

Выделяют также общие и индивидуальные цели воспитания. Общие цели соответствуют качествам, которые должны быть сформированы у всех членов общества. Индивидуальная цель предполагает воспитание отдельного человека.

При своей практической реализации цель выступает как система задач. Цель – целое, система; задача – часть, компонент системы. Задач, определённых целью, может быть много, и они могут видоизменяться у различных педагогов.

Среди задач, определённых целью, могут выделяться ведущие воспитательные задачи.

На определение целей воспитания влияют следующие факторы:

идеология, поли тика государства;

культура, сложившаяся в обществе;

психическое, эмоциональное и физическое развитие людей;

позиция государственных деятелей, воспитателей и др.

2.Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания и зарождение идеи всестороннего развития личности.

Цели и характер воспитания обусловлены социально-экономическим развитием общества. Разделение труда и как следствие этого возникновение имущественного расслоения общества привели к тому, что у различных классов начало складываться различное отношение к физическому труду.

Аристократическая прослойка общества, обладавшая политической властью и экономическим могуществом, чуждалась физической работы и целиком посвящала себя духовной жизни. Уделом же большинства населения был физический труд.

Так возникла противоположность между людьми умственного и физического труда. Этот процесс с течением времени углублялся и расширялся. От производительного труда отрывались люди, работавшие в сфере управления, правосудия, находившиеся на военной службе и т.д.

Все это, так или иначе, отражалось на воспитании. Оно, соответственно поставленным целям, стало характеризоваться дуализмом (двойственностью) и односторонностью.

Сущность дуализма заключалась в том, что имущие и неимущие классы получали совершенно разное воспитание, причем как для тех, так и для других оно было односторонним.

Представители аристократической верхушки общества получали преимущественно интеллектуальное, военно-гимнастическое и эстетическое воспитание, оторванное от физического труда.

Воспитание низших сословий и классов ограничивалось главным образом подготовкой к физическому труду и фактически не связывалось с умственным и эстетическим воспитанием.

Однако в этом факте не следует усматривать лишь одну негативную сторону. Освобождение части людей от изнурительного и малопроизводительного физического труда давало им возможность заниматься искусством, наукой и гимнастическими упражнениями.

Именно рабство явилось основой для расцвета античной науки и культуры. Поэтому не случайным является то, что многие научные идеи, различные виды и жанры литературы и искусства, а также физическая культура ведут свое происхождение из Древней Греции. В античной Греции зародилась и формула «калокагатия» или «калокагатхия» (от греч. kalds — прекрасный, agathos — добрый), которая положила начало разработке в педагогике идеи о всестороннем и гармоничном развитии личности.

Однако длительное время эта идея носила ограниченный характер. Она включала в себя главным образом интеллектуальное развитие человека и развитие культуры тела.

Осуществлялась она только по отношению к детям состоятельной прослойки общества. «Прославленный древнегреческий идеал гармонической личности,- отмечал философ В.П.Тугаринов,- не требует ни духовного богатства, ни тем более нравственной чистоты, но предъявляет большие требования к эстетическому и физическому совершенству» (Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965. — С.109).

В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствующей в этот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI века) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Даже лучшие представители эпохи Возрождения не преодолели исторической ограниченности в подходе к этой идее. Они не связывали её с устранением порабощающего разделения труда, не могли подняться до понимания необходимости воссоединения умственного и физического труда как основы полноценного развития личности человека, принадлежащего к любому классу. В обществе для этого не было объективных условий. Противопоставление умственного и физического труда, а также низкий уровень общественного производства не только не требовали всестороннего развития личности, но и обусловливали односторонность воспитания. Исключение в этом смысле составляли лишь Томас Мор и Томмазо Кампанелла, которые, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности. Причем они связывали его осуществление с соединением образования и воспитания с производительным трудом.

В дальнейшем эту идею выдвигали французские просветители XVIII века — Гельвеции, Дидро, Руссо и др. Но и они мыслили ее только как умственное и нравственное развитие человека, принадлежащего к имущему классу, и не связывали данную идею с производительным трудом. Для этого еще не было необходимых социально-экономических предпосылок.

Таким образом, в течение длительного времени идея всестороннего развития личности носила по существу характер общих благожелательных деклараций и не была научно обоснована.

3.Развитие машинного производства и возникновение объективных предпосылок всестороннего и гармоничного развития личности.

Появление социально-экономических предпосылок для всестороннего развитияия личности связано со становлением общества, основанного на машинном производстве.

Уже мануфактура, то есть ручное ремесленное производство, предшествовавшее машинному, характеризовалась тем, что каждый из ремесленников выполнял лишь часть работы по изготовлению той или иной вещи.

Машинная техника до крайних пределов доводит дифференциацию (разделение) производственной деятельности рабочих. Работники физического и умственного труда распределяются по многочисленным самостоятельным отраслям производства. Расширяется узкая специализация, при которой рабочий с помощью машины выполняет только одну технологическую операцию. Это приводит к тому, что трудовая деятельность сводится к повторению одних и тех же физических движений, которые выполняются месяцами и годами.

Читать еще:  Сколько хранить готовую детскую смесь. Сколько хранится детская смесь

Естественно, что в таком случае у человека развиваются только отдельные органы и системы, другие же физические и духовные функции и свойства угасают.

До какой степени машинное производство калечило личность, ярко показано в кинокартине Ч.Чаплина «Новые времена». В этом фильме изображен рабочий, который многие годы работает у конвейера и занят только одной операцией — завинчиванием гайки. Это приводит к тому, что и в обычной жизненной обстановке он все время импульсивно воспроизводит действия, имитирующие завинчивание гаек. У другого же рабочего труд сводится только к нажатию на кнопку. Он настолько «привыкает»к этой операции, что и в житейском поведении его руки самопроизвольно воспроизводят движения, связанные с надавливанием на кнопку. Так, беседуя с кем-либо из своих товарищей, он то и дело норовит нажать на пуговицы его пиджака, на нос собеседника и т.д. и производит впечатление человека с психической травмой.

Английский владелец бумагопрядильной фабрики Роберт Оуэн (1771-1858) полагал, что должно быть одновременное развитие интеллектуальных и физических сил личности, ее нравственное и эстетическое формирование. По его мнению, достичь этого можно путем объединения обучения и воспитания с производительным трудом. Эту идею он решил осуществить на практике. На своей фабрике в Нью-Лэнарке он впервые в истории создал детский сад, начальную школу для детей рабочих и вечернюю школу для взрослых. Но не все удалось в этих опытах. Однако сам подход к всестороннему развитию личности на основе соединения обучения с производительным трудом был по существу верным, и идея о необходимости всестороннего развития личности позже получила свое научное обоснование.

Технический базис крупной промышленности постоянно совершенствовался, время от времени эти усовершенствования носили характер настоящих промышленных переворотов.

Это обусловило то, что к подготовке рабочих и инженерно-технических работников предъявлялись все более высокие требования. Таким образом, сама природа крупной промышленности обусловила необходимость перемены труда, требующей всестороннего развития не отдельных личностей, а всей массы людей, участвующих в общественном производстве.

При этом в преобразующей мир человеческой деятельности происходит самореализация личности, ее творческое самосозидание. Задача каждого человека заключается в том, чтобы всесторонне развивать свои способности и творческие задатки.

Таким образом, и объективные потребности машинного производства, и интересы самой личности обусловливают необходимость ее всестороннего развития. Поэтому современная школа как у нас, так и за рубежом, так или иначе, решает задачу всестороннего развития своих питомцев.

4.Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания.

Развитие современного общества характеризуется всё более интенсивным совершенствованием машинного производства и повышением его технического уровня. Следовательно, предъявляются более высокие требования к подготовке и развитию членов общества. Новые задачи перед воспитанием ставятся в связи с развертыванием компьютерной революции, информационных технологий. Все это приводит к тому, что формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания.

Данная цель формулируется следующим образом:

Цели воспитания — это что такое? Методы воспитания

Цели воспитания – это главный вопрос педагогики, который определяет содержание, методы и результат воздействия на ребенка. Именно от их правильного выбора зависит, каким вырастет человек, какие у него будут личностные качества и характер.

Что такое цель и задачи воспитания

Для начала необходимо разобраться, что же означают эти понятия. Принято считать, что целью является тот результат, к которому стремишься. Задачи же, в свою очередь, отвечают на вопрос, с помощью каких действий этого можно добиться.

Любое воспитание всегда на что-то направлено, независимо от того, выражается оно в мельчайших актах или широкомасштабных государственных программах. Воздействие на ребенка непрерывно, постоянно устремлено в будущее и предполагает определенный итог.

Цель воспитания – это заранее прогнозируемый результат в подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе, в его формировании и личностном развитии. Его может достичь педагог в процессе своей работы только через выполнение более конкретных задач.

Например, учитель хочет повысить уровень информированности учащихся о ВИЧ-инфекции. То есть в результате ребята должны иметь представление о данном заболевании. Для этого педагогу нужно будет решить несколько задач: рассказать, что такое ВИЧ-инфекция, какими способами передается, как можно предотвратить заражение, познакомить с вариантами обследования, а также проверить уровень усвоения материала.

Как видно, если правильно определить цели и задачи воспитания, то можно грамотно выстроить свою работу. Это даст возможность понять, развитию каких качеств, умений и навыков способствовать, а также какие знания формировать.

Общие и индивидуальные цели воспитания

Если говорить о целях воспитания, то в первую очередь выделяют индивидуальные и общие. Гуманистическое направление в педагогике выступает за их совмещение и единство, что, конечно, правильно и нужно в процессе обучения.

Цель воспитания является общей, если она направлена на формирование качеств у всех людей. Можно сказать, что это некий социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к исполнению определенных функций, в которых большего всего нуждается общество на данном этапе развития. Ее также называют целью-идеалом, которая сочетает в себе политические, экономические, правовые, биологические, нравственные и эстетические представления о гармонично развитом, совершенном человеке и его значении в социальной жизни.

Индивидуальная цель воспитания — это развитие определенного, отдельно взятого индивидуума. На этом акцентируется внимание по той причине, что каждый человек неповторим и уникален, со своим особенным набором возможностей и устремлений. Именно поэтому важно подбирать линию развития в индивидуальном порядке.

Человек как член общества зависит от него, подчиняется его законам, нормам и требованиям. Потому обязательным условием в определении результата воспитания является совмещение индивидуальной и общей целей.

Факторы, определяющие выбор цели воспитания

Прежде всего, выбор цели воспитания определяет потребность общества в людях определенного типа. С другой стороны, результат воздействия на ребенка будет отражать достигнутый уровень развитости социума. Доказательством является тот факт, что в различных общественно-экономических формациях были свои цели воспитания. Это проиллюстрируем на примере изменения приоритетов в такие эпохи, как первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая.

Так, в доисторическом обществе всех детей учили готовить пищу, мастерить одежду и охотиться на животных. То есть цель воспитания сводилась к вооружению знаниями и навыками, которые просто необходимы для выживания. При рабовладельческом строе в приоритет ставилась роль обладателя, знатных детей учили завоевывать чужие земли и защищать свои. Простой же люд воспитывал свое поколение, исходя из ценности покорности и физического труда. В эпоху феодализма прививали качества джентльмена и рыцаря-добродетеля. Период капитализма развивал активных и деятельных людей-предпринимателей. Вместе с тем во все времена высоко ставили такие вечные ценности, как добро, истина и красота.

Также в большинстве своем цель воспитания определяет политика и идеология государства. В любой стране развитие ребенка всегда направлено на укрепление сложившихся общественных отношений. Кроме того, на выбор целей воспитания оказывает влияние социальное развитие, научно-технический прогресс, возможности образовательных учреждений и становление педагогической науки. Помимо перечисленных факторов немалое значение имеет психическое созревание и физиологические особенности человека.

Все это, конечно, просто необходимо учитывать в работе педагога и при определении результата развития ребенка.

Современные цели воспитания

Исходя из вышесказанного, стало понятно, какого гражданина хотели получить в ту или иную эпоху. Но как же обстоят дела с целью воспитания в современном мире?

В настоящее время упор делается на гуманистическое направление. Согласно ему, нужно создавать условия для формирования всесторонне развитой и гармоничной личности. Именно она сегодня является ориентиром формулировки целей и задач педагогики.

Читать еще:  Как забыть человека которого любишь если. Как забыть человека

Гуманистическое направление считает, что для всестороннего развития важно акцентировать внимание на умственном, физическом, трудовом, экономическом, нравственном, экологическом и эстетическом воспитании.

Рост ребенка в интеллектуальном плане можно назвать ключевым. Именно ум помог человечеству отделиться от животного мира, создать все блага цивилизации и обеспечить социально-экономический прогресс. В ходе усвоения знаний дети получают определенные умения и навыки, учатся понимать окружающую действительность, явления природы, пробуют выстраивать свою жизнь, используя на практике полученную теоретическую информацию.

Также важной целью воспитания является физическое развитие. Оно способствует укреплению здоровья и формированию таких качеств, как смелость, дисциплинированность, настойчивость, решительность и ответственность. Трудовое воспитание прививает любовь к любой работе, будь она бытовой или профессиональной. Знание основ экологических дисциплин поможет сберечь окружающую среду и понять детям, как можно уменьшить расход природных ресурсов.

Эстетическое воспитание вырабатывает умения создавать прекрасное вокруг себя своими руками. У детей уже в раннем возрасте формируются взгляды, вкусы и идеалы, которые основаны на национальных особенностях и достижениях цивилизации. Цель нравственного воспитания – это создание высокоморального человека, который понимает убеждения, привычки поведения и нормы, принятые в социуме. Детей важно научить уважительно относиться к обществу, людям, самому себе и труду. Подрастающее поколение должно ценить честность, ответственность, порядочность, милосердие и другие качества, которыми должен обладать гражданин страны.

Задачи воспитания в образовательном учреждении

Цель достигается путем решения определенных задач. И сфера образования имеет немалое значение в воспитании детей. Перед дошкольными учреждениями стоят следующие задачи:

  • Охрана жизни, укрепление психического и физического здоровья.
  • Проведение коррекционных занятий для устранения недостатков в развитии.
  • Воспитание в детях с учетом возрастных особенностей любви к природе, семье, родине, чувства гражданственности и уважения к другим.
  • Осуществлять гармоничное развитие в разных направлениях: познавательно-речевом, физическом, социально-личностном и художественно-эстетическом.
  • Взаимодействовать с семьями ребят и оказывать им консультативную помощь для полноценного формирования детей.

Цели и задачи воспитания школьного образования сводятся к следующему:

  • Приобщение учащихся к национальной культуре, ценностям народа, языку, обычаям и традициям.
  • Развитие физических данных, привитие любви к здоровому образу жизни.
  • Создание условий для профессионального самоопределения детей.
  • Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетними.
  • Способствование проявлению потенциала одаренных ребят.
  • Поддержка самостоятельности, инициативности и творчества школьников через создание детских движений и ученического самоуправления.
  • Проведение воспитательной работы посредством взаимодействия педагогов, учеников и родителей.

Стоит отметить, что решение этих задач актуально для любой возрастной группы. Однако содержание и приоритет цели обучения, воспитания отличаются в разные периоды школьной жизни.

Какие задачи решает воспитание в семье?

Наверное, никто не сомневается, что семья оказывает самое сильное влияние на воспитание ребенка. В окружении близких людей, родителей и родственников формируются все личные качества.

Семейное воспитание представляет собой сложную систему, так как большое значение имеет целый ряд факторов. Это биологическое здоровье родителей и ребенка, наследственность, материально-экономическое состояние, социальное положение, образ жизни, место проживания, родственные взаимоотношения. В каждом отдельном случае все эти факторы проявляются по-разному и переплетаются в уникальную цепочку, создавая конкретные условия для воспитания. Исходя из этого, можно сказать, что семьи по-своему понимают цели воспитания. Это, к сожалению, не всегда верное представление, и оно зачастую вредит детям.

Семья как ячейка общества должна выполнять несколько функций, чтобы ребенок вырос здоровой и полноценной личностью:

  • Создание максимальных условий для развития детей.
  • Социально-экономическая и психологическая защита ребенка.
  • Обучение полезным навыкам, которые направлены на помощь близким и самообслуживание.
  • Передача успешного опыта создания семьи и воспитания детей.
  • Формирование чувства собственного достоинства и ценности своего «Я».

При реализации этих задач в семье родителям важно помнить, что наиболее полно раскрыть детский потенциал можно через использование привлекательных для ребенка видов деятельности.

Принципы воспитания

Что такое принцип? Это исходное или основополагающее положение, которым руководствуется педагог, когда организует процесс воспитания. Цель при этом определена заранее, и она не может быть достигнута, если не соблюдать определенные принципы.

Итак, чем же должен руководствоваться педагог в своей деятельности?

  • Целенаправленность воздействия на ребенка.
  • Личностный подход к каждому.
  • Осуществлять воспитание в процессе обучения.
  • Учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
  • Предъявлять требования, но уважать личность ребенка.
  • Связывать воспитание с жизнью.

Педагоги и родители при осуществлении принципов, целей и задач могут использовать разные методы воспитания.

Что такое методы воспитания

Начнем с определения этого понятия. Методами являются конкретные способы и пути воздействия на поведение, сознание, волю и чувства. По-другому можно сказать, что это приемы управления деятельностью, в процессе которой осуществляется развитие и самореализация личности. Это некие ходы, которые помогают осуществить достижение заданной цели. Методы воспитания нужно использовать с умом. Правильный выбор гарантирует успех, удачный результат.

Факторы выбора методов воспитания

  • Цели и задачи развития ребенка.
  • Содержание воспитательного процесса.
  • Учет возрастных и личностных особенностей. Одна и та же цель может быть достигнута разными методами в зависимости от зрелости воспитанника.
  • Отведенные сроки. В условиях ограниченного времени используются жесткие методы, которые быстро подействуют.
  • Педагогическая грамотность. Учитель или родители должны опираться на свои знания и выбирать только те методы, с которыми знакомы, в которых полностью уверены.
  • Ожидаемые последствия. При выборе метода нужно уметь предвидеть результат, к которому он может привести. При неблагоприятном исходе необходимо отказаться от способа воздействия на ребенка и найти другой путь, который бы помог осуществить цель воспитания человека.
  • Условия воспитания. К ним относится стиль воздействия, климат в коллективе и другие факторы.

Методы воспитания

Традиционно выделяют четыре группы методов: убеждения, приучение (упражнения), стимулирование деятельности и самовоспитание. Рассмотрим каждый вид более подробно.

Методы убеждения предполагают сознательное восприятие некоторых ценностей, что формирует личные убеждения, взгляды, идеалы и влияет на развитие отношений. При таком способе воздействия используются следующие приемы: увещевание, рассказ, разъяснение, беседа, наставление, совет, внушение и требование.

Приучение представляет собой многократное повторение каких-либо действий с осознанием результатов и цели воспитания. Это, как писал великий педагог А. С. Макаренко, упражнение в верном поступке. Для этого необходимо регулярно выполнять одно и то же, чтобы действие стало привычной формой поведения. В процессе своей жизни у ребенка появляется множество привычек. И хорошие из них нужно поощрять и превращать в качества личности. Для развития маленьких детей важно использовать игровые ситуации, в которых участники смогут понять суть происходящего и попробовать себя в разных ролях.

При стимулировании деятельности важно показать перспективы, создать настроение радости и ожидания награды в результате деятельности. При таком методе воспитания можно использовать несколько приемов. Это поощрение (похвала, вручение чего-то материального), наказание (неодобрение, порицание, замечание, осуждение, выговор) и соревнование.

Самовоспитание – главный способ развития

Этот метод связан с ситуациями, когда ребенок сам учится понимать, какая основная цель воспитания, ставить ее перед собой, предвидеть результаты и двигаться к ним. Детей просто необходимо подталкивать к такому способу развития. Человек изначально активен с рождения и способен к самовоспитанию. Осуществляя его, ребенок может самообучаться, самообразовываться и самосовершенствоваться.

Чтобы помочь детям в этом непростом деле, педагогам и родителям нужно только наметить общий план и отдельные действия в работе. При этом важно делать упор на самооценку, самоанализ, самоконтроль, самоотчет и личные обязательства. При таком методе воспитания у ребенка формируются нравственные и волевые качества личности, которые в будущем очень помогут в жизни.

Подводя итог, можно сказать, что ведущее место в развитии детей занимают задачи, цели, принципы и методы. Их правильный выбор поможет сформировать гармоничную и всестороннюю личность.

Источники:

http://studopedia.ru/11_237922_tema-sushchnost-vospitaniya-tsel-vospitaniya.html
http://studopedia.su/10_95120_tema-problema-tseley-vospitaniya-v-pedagogike.html
http://fb.ru/article/289696/tseli-vospitaniya—eto-chto-takoe-metodyi-vospitaniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector