Церковные праздники армян. Календарь Армянской апостольской церкви. Древний армянский протогайковский календарь Церковные праздники в армении

О Церковном Календаре Армянской Церкви

Господние праздники

Господними называются праздники, которые посвящены воспоминаниям о событиях земной жизни Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, а также праздники, посвященные Святому Кресту и Святой Церкви. Так же простые воскресные дни, когда нету праздника.

Праздники, посвященные Господу Иисусу Христу:

В первые века христианства в церковном календаре существо-вало два Господних праздника: Богоявление и Пасха (Воскресение).
Богоявление, которое объединяло празднование первых событий земной жизни Иисуса Христа, отмечалось с 5 по 13 января с главным днем празднования 6 января. Постепенно дни, посвященные этим событиям, выделялись в отдельные праздники.

В настоящее время Армянская Церковь отмечает: • Навечерие Богоявления — 5 января; • Богоявление (Рождество и Крещение Господне) — 6 января; • Рождественские дни (6 дней) — 7 — 12 января; • Наречение, или Обрезание, Господне — 13 января; • Сретение Господне — 14 февраля.

Второй цикл Господних праздников, посвященных Спасителю нашему Иисусу Христу, назывался Воскресение (Пасха). Он начинался с празднования Входа Господня в Иерусалим и заканчивался Пяти-десятницей, включая в себя воспоминания о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Впоследствии Пасхальный цикл, как и Бого-явление, распался на отдельные праздники.

Сегодня в Армянской Церкви отмечаются: • Вербное Воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим; • Страстная неделя; • Светлое Христово Воскресение (Пасха); • Вознесение Господне; • День Святой Троицы (Сошествие Святого Духа, Пятидесятница).
• Преображение (Вардавар) — один из главных праздников Армянской Церкви и один из самых любимых в народе.

Праздники, посвященные Пресвятой Богородице

Зачатие Пресвятой Богородицы от Анны – 9 декабря,
Рождество Пресвятой Богородицы – 8 сентября,
Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября,
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля,
Успение Пресвятой Богородицы отмечается в ближайшее к 15 августа воскресенье (с 12 по 18 августа),
Обретение честного пояса Пресвятой Богородицы дата праздно-вания на воскресенье в период с 26 августа по 1 сентября.
Обретение фимиамника Пресвятой Богородицы празднование на 5-е воскресенье после Пятидесятницы.

Праздники, посвященные Святому Кресту

Явление Креста в Иерусалиме 5-е воскресенье после Пасхи, которое приходится в промежуток между 19 апреля и 23 мая,
Воздвижение Животворящею Креста Господня в воскресенье, выпадающее в промежуток между 11 и 17 сентября,
Обретение Варагского Креста ближайшее к 28 сентября воскресенье (между 25 сентября и 1 октября),
Обретение Святого Креста в Иерусалиме в ближайшее к 26 октября воскресенье (между 23 и 29 октября).

Праздники, посвященные Святой Церкви

Новое воскресенье — Антипасха (первое воскресенье после Пасхи),
Зеленое воскресенье — Ашхараматран (второе воскресенье после Пасхи),
Праздник кафедрального собора святого Эчмиадзина отмечается через 64 дня после Св. Пасхи или во второе воскресенье, следующее после Пятидесятницы,
Память Ветхозаветного Кивота и праздник новой Святой Церкви -суббота перед днем Преображения Господня,
Шогакат («разлитие света») — суббота перед Успением Пресвятой Богородицы,
Память освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме (335), построенного императором Константином – суббота перед днем Воздвижения Креста,
Память освящения храма Рождества Господня в Вифлееме – вторник после Воздвижения Креста,
Память освящения храма Вознесения Господня в Иерусалиме – среда после Воздвижения Креста,
Память освящения храма Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме – четверг после Воздвижения Креста.

Пять праздников из числа Господних называются Великими. К ним относятся: Богоявление, Пасха, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы и Воздвижение Креста.
Следующие дни за Великими праздниками, являются днями поминовения усопших.

Дни празднования святых
В Армянском церковном календаре 112 дней отведено празднованию памяти святых. Всего насчитывается около 400 святых, которых можно разделить на три группы:
— библейские святые: небесные силы, праотцы, пророки, апостолы, евангелисты, жены-мироносицы и т. д.; — общехристианские святые: мученики, отшельники, иерархи, отцы и учителя Церкви (в основном I—V вв.); — святые, просиявшие в Армянской Церкви (их насчитывается более 60).

Посты

В Армянском церковном календаре, кроме постных дней недели — среды и пятницы, существуют особые дни постов: • Пост Рождественской Пятидесятницы — в настоящее время сокра-щен до 3-х недель: 1. Первая неделя, Масленица с 15 по 21 ноября. 2. 4-я неделя, пост св. Иакова — неделя перед праздником св. Иакова Низибийского, с понедельника по пятницу. 3. 7-я неделя Рождествен-ский пост — с 29 декабря по 5 января.
• Передовой пост — третья неделя до Великого поста, с понедельника по пятницу;
• Великий, или сорокадневный, пост — 7 недель перед Пасхой; • Ильинский пост — со второго по шестой дни Троицы.
Преображенский пост — неделя перед праздником Преображения Господня, с понедельника по пятницу; • Успенский пост — неделя перед Успением, с понедельника по пятницу. • Воздвиженский пост — неделя перед Воздвижением Животво-рящего Креста Господня, с понедельника по пятницу. Кроме перечисленных выше, существуют недельные посты, во время которых по понедельникам, вторникам и четвергам разрешается празднование дней памяти святых. К ним относятся следующие: • Пост св. Григория Просветителя — неделя перед праздником Обре-тения мощей св. Григория, с понедельника по пятницу; • Пост Варагского Креста — неделя перед праздником Явления Креста на горе Вараг, с понедельника по пятницу.

Читать еще:  Устранить кошачью мочу. Как избавиться от запаха кошачьей мочи – только проверенные способы на все случаи

Мы сильнее, когда мы вместе.

Праздники Армянской Апостольской Церкви

Из календаря праздников Армянской Апостольской Церкви.

Вардананц. Свв. полководца Вардана Мамиконяна и его 1036 воинов, павших в великой Аварайрской битве.

ГАРЕГИНА II – Верховного

Патриарха и Католикоса Всех Армян

В V веке персидский царь Иездигерд II поста­вил целью обратить армян в маздеистскую веру. «Чтобы никто не смел называть себя христиани­ном, в противном случае будет судим мечом, огнем и виселицей». Этот ультиматум вызвал народное возмущение в Армении. В городе Арташате состо­ялся Национально-церковный собор для обсуж­дения ситуации. Отвергнув притязания на духов­ную свободу, собор ответил, что никто не отвратит армян от христианства – «ни ангелы, ни люди, ни меч, ни огонь». Главнокомандующий армянской армией князь Вардан Мамиконян и верные ему кня­зья дали обет отстоять Родину и веру ценой жизни.

Князь Вардан вел свои полки навстречу персам, разбившим лагерь у реки Тхмут в Аварайрском поле. Перед ним стояла задача остановить мощнейшую армию, сметавшую все на своем пути. Но повстан­цы, окрыленные проповедями Католикоса Овсепа I и иерея Гевонда, призывами князя Вардана, были непо­колебимы. «Если даст Господь победу рукам нашим – истребим силы их, чтобы поднялась сторона пра­вая! – призывал князь. – А если время жизни нашей настигнет в этом сражении священная смерть, при­мем ее с радостным сердцем. Смерть неосознанная – смерть, смерть осознанная – бессмертие!»

Накануне битвы святые отцы отслужили моле­бен. Битва началась на рассвете 26 мая 451 г. Князь Вардан рубил врага плечом к плечу с солдатами и священниками. Как сказал летописец, «каждый че­ловек в душе был церковью и сам же священником». В одной из схваток Вардан Мамиконян пал смертью героя. И хотя потери персов оказались втрое боль­ше, армянские полки были уже не в состоянии про­должать бой и отступили к горным крепостям.

Аварайрская битва стала свидетельством того, что воистину никакая сила не отвратит армян от христианской Родины. Армянская Церковь при­числила князя Вардана и его 1036 соратников к лику святых. Церковь соединила день памяти Варданидов с днем мучеников Вачеанц.

День Аварайрской битвы отмечается в Арме­нии как национальный и церковный праздник.

Свв. 150 отцов Второго

В 381 году император Феодосий I созвал в Кон­стантинополе Второй Вселенский Собор для осуж­дения бывшего Константинопольского Патриарха Македония. Согласно учению Македония, Дух Свя­той не равен Богу Отцу и Богу Сыну, а выступа­ет как ипостась «отчужденная и разобщенная от Отца и Сына». На Соборе присутствовали только епископы восточной части Римской империи, все­го 150 человек, среди них – выдающиеся богословы Григорий Богослов, Кирилл Иерусалимский, Григо­рий Нисский, Мелетий Антиохийский.

Догматическая деятельность Второго Собора выразилась в обновлении канонических правил, вы­работке формулы троичности Бога и канонизации Символа Веры, который дополнился новым пунктом о Святом Духе, равном Отцу и Сыну. Собор отлучил от Церкви Македония и его последователей.

Праздник, который русские называют Мас­леницей, а европейцы Карнавалом, у армян на­зывается Барекендан, что значит «доброе житие, радость жизни». Это своеобразные народные про­воды зимы и ожидание теплых дней после весен­него равноденствия. Праздник сохранил пережит­ки древних празднеств, которые христианство не смогло вытеснить из бытового сознания. В старину на Масленицу готовили обильную пищу, проводи­ли увеселительные мероприятия, а бедняки и ни­щие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола. В воскресную ночь после Масленицы ели на ужин мацун (простоквашу) и катнов – молочную рисо­вую кашу. День после Масленицы был нерабочим и именовался в народе «бакла хоран».

Читать еще:  Как открыть свадебное агентство с нуля. Как открыть свадебное агентство

Поскольку посты некоторых других церковных праздников также имеют свою Масленицу, то эта на­зывается Истинной и отмечается в воскресенье на­кануне начала Великого поста. В субботу перед Ис­тинной Масленицей алтарная завеса закрывается на весь период Великого поста и открывается только в день Воскресения Христова. В день Масленицы ли­тургия совершается за закрытой завесой.

Начало Великого поста

Церковный календарь насыщен постными днями. Каждая среда и пятница являются днями поста: среда – как день предательства Иисуса Иудой, пятница – как день распятия Христа. Кроме того, каждый из Великих церковных праздников также имеет постные дни.

Сразу после Истинной Масленицы начинает­ся Великий пост – период воздержания, покаяния, самоанализа и молитвы. Дни Великого поста, как и любого другого, можно назвать периодом духовного просвещения, замаливания грехов. «Приблизьтесь к Богу и приблизится к вам», – наставлял апостол Иа­ков. Великий пост является наиболее длительным периодом среди подобных: он длится семь недель, за вычетом субботних и воскресных дней. Утверж­дение этого поста восходит к сорокадневному пе­риоду, проведенному Иисусом Христом в пустыне до явления людям в качестве Господа. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола, – рассказывает евангелист Матфей, – и по­стился сорок дней и сорок ночей».

Кроме того, что посты вообще имеют важное воспитательное значение и благотворно воздей­ствуют на духовное самочувствие, они, очищая ор­ганизм, влияют и на физическую сторону жизне­деятельности. Тем, кому по причинам физического недомогания трудно соблюдать все дни Великого поста, Церковь рекомендует соблюдать, по крайней мере, первую и последнюю постные недели. В пери­од поста следует отказываться от мясных и молоч­ных продуктов и потреблять растительную пищу. Воздержание не должно стать самоцелью и пыт­кой – чтобы достичь искомых результатов, человек должен принимать требования поста как желаемую реальную возможность духовного и физического исцеления, обновления.

Каждое из воскресений Великого поста имеет свое название и значение. Первое воскресенье напоминает о самом страшном наказании человека, коим стало изгнание из рая и лишение его вечного блаженства.

Адам стал венцом величайшего вселенского акта: «И сотворил Бог человека но образу Своему, по образу Божию сотворил его» из земли. Адам жил в Эдемском саду вместе с созданной из его ребра женой Евой, что значит «жизнь». Вопреки повелению Твор­ца Адам поддался уговорам соблазненной дьяволом женщины вкусить от плода древа познания добра и зла, за что вместе с ней был изгнан из рая со словами: «В поте лица своего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах превратишься». Адамов грех наложил траги­ческий отпечаток на судьбу всего человечества. Од­нако второй Адам в лице Иисуса Христа расчистил дорогу в рай, дав людям покаяние, крещение и взяв на себя их грехи. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», – наставлял апостол Павел, и в этом – таинство Воскресенья изгнания.

Человек сам является древом познания, древом добра и зла, плоды которых пожинает в зависимо­сти от того, чему отдает предпочтение. Некогда Тво­рец сказал первому на земле убийце Каину: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». На каждом шагу человека подстерегают искушения, призван­ные вызвать в нем тягу к злу и тем самым отвратить от Бога. Добрые плоды вызывают в человеке состоя­ние безмятежной радости и блаженства, напоминая о блаженстве вечном, изначально данном прароди­телям и утраченном ими.

Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.

1.3 Церковные праздники армян. Календарь Армянской апостольской церкви

Армянская апостольская церковь — это одна из древнейших христианских церквей, которая имеет ряд существенных особенностей в обряде и догматике, которые отличают её как от православия, так и от католицизма. Армянская апостольская церковь относится к древневосточным православным церквям. В богослужении выполняется армянский обряд. Согласно церковному сказанию, о чём свидетельствует и ряд исторических источников на различных языках, христианство проповедовали в Армении святые апостолы Фадей и Варфоломей, которые были преданы мученической смерти во время правления царя Санатрука. Важным является тот факт, что Армения — это первая страна, принявшая христианство как государственную религию в 301 году. Значимое и важное место в этом величайшем для армян событии имели святой Григорий Просветитель, который стал первым католикосом всех армян. Рассмотрим историю армянского церковного календаря. Юлий Цезарь осуществил реформу календаря, приняв за основу солнечный год, а так же 365 дней и 6 часов. Каждые четыре года излишек в 6 часов составлял сутки, которые прибавлялись к февралю каждого четвертого года. Этот год состоял из 366 дней и являлся високосным. Но так как солнечный год состоял уже из 366 дней, день весеннего равноденствия приходил на 11 марта. Тогда Папа Григорий утвердил новый календарь и в четверг 4 октября 1582 г были исключены десять дней, которые накопились с 325 года. Впоследствии, день весеннего равноденствия вновь попадал на 21 марта. Для того, чтобы избежать аналогичной ошибки в будущем, Папа Григорий утвердил считать високосными только те из годов, которые делятся на 400 без остатка. Посчитав, что Юлианский календарь устаревший, его называли старым стилем, а Григорианский — новым стилем. Армянская Церковь вплоть до 1924 г. за основу отсчета праздников брала старый стиль. Переход на новый стиль был осуществлен в период правления католикоса Геворга V с 23 ноября 1923 г. Согласно этому утверждению, календарные расчеты Армянской Апостольской Церкви должны были происходить на основе нового стиля. Годичный цикл Армянской Апостольской Церкви включает переходящие и не переходящие посты и праздники. Неподвижные праздники всегда отмечаются в конкретно установленные дни, вне зависимости от даты Пасхи, а дни подвижных праздников меняются вместе с Пасхой, даты празднования которых определяются по лунному календарю, и приходятся на весенний сезон.

Читать еще:  Все общение прекращаю досвидание. Пишем прощальное письмо любимому. Всё объясняющие, но абсолютно фантастические причины

К неподвижным праздникам относятся следующие: Рождество Господне — 6 января, Крещение — 5 января, Благовещение Господне — 7 апреля, Сретение — 14 февраля.

В жизни армянского общества обрядовая праздничная культура связана с циклом сельскохозяйственных работ. Самым важным является обеспечить хороший урожай хлебов и других полевых культур, удачу во всех делах. Поэтому большинство праздничных обычаев распадаются на два срока: подготовка к получению хорошего урожая и его сбор. Именно на этой, так называемой, «производственной основе» векового народного хозяйства зарождались многие обычаи, обряды, верования, праздники и т.д. В процессе своего развития они менялись, развивались, и сегодня приняли разные формы проявления, хотя во многих случаях их типология едина.

Основой для календарного цикла Армянской Церкви послужила Пасха — переходящий праздник, отмечающийся в разные годы в период с 22 марта по 25 апреля. Именно от Пасхи идет отсчет всех остальных армянских праздников. Пасха начиналась с празднования Входа Господня в Иерусалим и заканчивался Пятидесятницей, включая в себя воспоминания о последних днях земной жизни Иисуса Христа.

Единицей исчисления является недельный цикл. Например, за 10 недель до Пасхи начинается Передовой пост, длиною в одну неделю. В течение следующих двух недель празднуются дни памяти святых, а потом начинается семинедельный Великий пост: память святых отмечается лишь по субботам. Двадцать четыре недели или 171 день с Передового поста до Преображения составляют пасхальный цикл, повторяющийся каждый год. Во все воскресенья отмечаются Господние праздники или воспоминания Воскресения Христова.

Все среды и пятницы — это постные дни: пост в среду держится в память о страданиях Спасителя, а в пятницу — в память о смерти Иисуса Христа. Если Господний праздник и пост совпадают, то отмечается праздник.

Дни святых отмечаются в понедельник, вторник, четверг и субботу, если на эти дни не выпадает Господний праздник или пост. Все субботы в году посвящены святым, даже во время Великого и других постов субботы являются днями памяти святых.

Таким образом, все дни календаря Армянской Церкви делятся на 3 группы:

а) Господние праздники — 136 дней,

б) дни памяти святых — 112 дней,

в) постные дни — 117 дней.

В умеренных широтах, где складывались армянские обычаи, наиболее типично деление года на четыре сезона:

* Зимние праздники: Рождество Христово, Крещение Господне.

* Весенние праздники: Сретение Господне, Праздник Святого Саркиса, Великий Пост: Средокрестие, Вербное воскресенье, Страстная неделя; Пасха, Праздник Святого Георгия, Вознесение Господне.

* Летне-осенние праздники: Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня.

Источники:

http://ghevondvardapet.com/multimedia-archive/%D0%BE-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B5-%D0%B0%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA/
http://miasin.ru/news/arm/item13418.html
http://rel.bobrodobro.ru/167

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector