Указательные жесты. Особенности жестового общения детей

Жестовая речь. Особенности жестового языка глухих

Жесты – одна из основных систем невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация – передача информации при помощи знаков (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т. д.). Звуковой язык возник 30-50 тыс. лет назад – с тех пор вербальная (словесная) система коммуникации – основное средство общения в человеческом обществе. Но столь же древним является общение при помощи жестов, причем некоторые ученые считают, что оно предшествовало общению словесному. Интерес к невербальным средствам общения в наше время столь возрос, что выделилась особая область исследования — кинесика, предметом изучения которой стал «язык» тела, вся совокупность коммуникативных движений. Основы изучения этой области были заложены в 50-х годах XX века работами шведского ученого Р. Бердвистелла.

Глухой человек получает информацию преимущественно с помощью зрения, при этом пути могут быть различны: через письмо, по движению губ, с помощью жестовой речи. Именно последний способ наиболее прост, доступен, не требует затрат времени, сообщение можно передать большой аудитории. Т. о., этот вид речевого кода очень широко используется во всех сферах жизнедеятельности глухих и многих слабослышащих людей. В разных странах функционируют национальные жестовые языки, причем даже при наличии похожих жестов они отличаются своеобразием лексики и грамматики. Язык жестуно – международный язык жестов, его назначение – облегчить общение между глухими при проведении мероприятий, организуемых ВФГ. Он включает около 1500 жестов, сгруппированных по темам: люди, природа и т. п.

Рассмотрим подробнее своеобразие жестовой речи глухих.

Язык жестов – это своеобразная система, имеющая свой сло­варный состав и грамматический строй. Он возникает и развива­ется в связи с потребностями коммуникации (при отсутствии сло­весной речи). В языке жестов выделяют две разновидности: разговорная (русская) жестовая речь и каль­кирующая жестовая речь (Г. Л. Зайцева).

Разговорная жестовая речь усваивается глухим ребенком непо­средственно в процессе общения с глухими. Система обозначений в этой речи отличается от языка слов. Объем словаря жестов зна­чительно уступает и количественно, и качественно языку слов (Р. М. Боскис, С. А. Зыков, Г. Л. Зайцева). Использование в общении средств русского же­стового языка (РЖЯ) основывается на самобытной лингвистической си­стеме, обладающей своеобразной лексикой, грамматикой. Устная словесная речь при таком высказывании не используется.

По структуре жесты РЖЯ делятся на одноручные и двуручные.

Выделяют 2 основных компонента строения жеста – конфигурацию и движение. Они воплощаются в жесте одновременно. Конфигурация – в одноручных жестах характеризуется положением пальцев и кисти руки (правой), в двуручных – положением пальцев и кисти каждой руки и взаимным расположением рук. Существует 20 основных конфигураций (А, Б, В, 1, 5 и др.). Движение – характеризуется местом исполнения жеста (локализацией), направлением и качеством движения. Каждый жест можно описать с помощью этих компонентов. Например, МАТЬ – В-конфигурация (характерна для дактилемы В), жест исполняется около лица, справа налево, движение плавное, непрерывное.

Особенности лексического состава РЖЯ:

1) Образность жестов. В РЖЯ, как и в ЖЯ других народов, существует целый класс жестов, которые выражают некоторые значения, передавая какие-либо внешние признаки предметов, действий:

— обрисовывают контур обозначаемого предмета (рисующие жесты);

— дают пластическое изображение объекта (пластические жесты);

— передают характерные особенности внешнего вида и поведения (изображение животных);

2) Многозначность жестовых знаков: часто один и тот же жест используется для обозначения разных объектов: действие – орудие действия (утюг = гладить, веник = подметать), действие – деятель – орудие действия (ходить на лыжах = лыжник = лыжи), синонимов (пламя, огонь, пожар); нет отдельных жестов, обозначающих людей по роду их деятельности, поэтому используется два жеста: жест, обозначающий области деятельности (или характерное действие) + жест человек (охотник (охота + человек), писатель (писать + человек)).

3) В РЖЯ широко применяются указательные жесты (при упоминании частей тела, при описании пространственных отношений, цвета).

4) Расчлененность обозначений. В РЖЯ много жестов, передающих смысл расчленено (т. е. многословно), так часто передаются обобщающие понятия (стул + кровать + разный = мебель, картофель + капуста + огурец + разный = овощи).

5) В РЖЯ есть своеобразные конструкции, которые ученые начинают относить к фразеологии РЖЯ.

6) Словарь РЖЯ меньше, чем языка слов, поэтому глухие пользуются дактилем.

Рассмотрим особенности морфологии РЖЯ. Для передачи различных грамматических категорий используются специальные жесты.

1) Значение «множественность» передается 2 способами: 1 – к жесту, обозначающему объект, добавляется жест много или разный, 2 – повторить несколько раз сам жест.

2) Существуют специальные жесты для обозначения грамматических значений: значения принадлежности и предназначения передаются с помощью специальных жестов, время передается с помощью специальных жестов БЫЛО, ЕСТЬ, БУДЕТ; завершенность и незавершенность действия, передающаяся в русском языке видовыми различиями глаголов, передаются с помощью жестов ЗАКОНЧЕНО, ГОТОВО; желательность действия – включается условный жест, образованный слиянием дактилем Б и ы (Бы); значение условность передает жест ЕСЛИ.

3) В РЖЯ существуют особые способы выражения различных отношений между предметами и явлениями. Пространственные отношения выражаются путем изменения характеристик локализации жеста.

Синтаксис РЖЯ.

Вопрос о порядке жестов в высказываниях всегда интересовал ученых. Ученые начала и середины 20 века считали типичной такую структуру жестового высказывания: МУЖЧИНА ЗЛОЙ РЕБЕНОК БИТЬ. МАЛЬЧИК ЯБЛОКО КРАСНЫЙ КУШАТЬ. Т. е.: субъект – объект – предикат. В настоящее время ученые (Г. Л. Зайцева) не выделяют один фиксированный тип высказывания, считая, что порядок жестов в высказывании более свободный, чем в литературном языке. Однако все же для структуры высказываний характерны определенные особенности: в повествовательном предложении: на первом месте – подлежащее, на последнем – сказуемое; вопрос – в конце фразы: МАТЬ ОКНО МЫТЬ КОГДА ; отрицание – в конце фразы: МАТЬ ОКНО МЫТЬ НЕТ . В РЖЯ есть высказывания, в которых одновременно двумя руками выполняются 2 жеста. Они передают: пространственные отношения, причинно-следственные связи, а также определительные высказывания.

Читать еще:  профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста. Разработка методических рекомендаций по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста

Калькирующая жестовая речь складывается и развивается под влиянием языка слов и подчиняется тем же грамматическим зако­номерностям. Чрезвычайно важным при этом является то, что именно язык слов становится орудием мышления глухого ребенка. В процессе обучения глухих детей язык жестов обогащается и развивается. Глухие в жестовой речи стремятся выразить то, что ими приобретено в языке слов. Калькирующая же­стовая речь – это вторичная знаковая система, которая усваивает­ся на базе и в процессе изучения глухими детьми словесной речи. Жесты становятся эквивалентами слов, а порядок их следования – такой же, как в предложении, т. е. этот вид речи калькирует линг­вистическую структуру словесного языка. Жесты сопровождают уст­ную речь говорящего.

Структура КЖР представлена двумя классами жестов: 1 – жесты, заимствованные из РЖЯ (книга, школа), 2 – жесты, принадлежащие только КЖР. Сюда входит 3 подкласса: 1) собственно жесты (дискриминация, интеграл), 2) дактильные слова (кибернетика, имена собственные), 3) слово + несколько дактилем (что + б-ы = чтобы, з + сухо = засуха). Это объясняется тем, что КЖР используется в официальной обстановке, часто возникает потребность в обозначении терминов, а средств РЖЯ для этого недостаточно.

Обучение языку слов не­возможно осуществить путем перевода жестовой речи. Более того, жестовая речь осложняет формирование значений слов и препят­ствует овладению синтаксической структурой языка слов. В ходе обучения на основе словесной речи происходит сложная перестройка в развитии глухого. При этом, чем длиннее было вос­питание глухого вне овладения языком слов, тем труднее обучить его словесной речи и переключить с конкретно-образного мышле­ния на базе языка жестов на словесно-логическое мышление на базе языка слов.

Жесты: попытка обобщения и классификации

Термин « жесты» понимается как движения рук или кистей рук, но зачастую используется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики (партнер достает определенный предмет, открывает дверь, закуривает и т. п.). В таком случае для обозначения собственно движений рук употребляется термин «жестикуляция».

Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека, при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию, предмету.

В психологии невербального общения еще не выработана общепризнанная классификация жестов. Известные классификации построены на различных основаниях, но даже собранные вместе, они не позволяют во всей полноте обозначить связи жестов со структурой личности и ее общением.

Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).

При классификации жестов необходимо учитывать тот факт, что у человека отсутствует возможность запечатления движения в трехмерном пространстве и времени. В процессе коммуникации движение может быть запечатлено только в одной из плоскостей, поэтому для описания жеста следует указать либо орган, выполняющий движение; либо его направленность; либо цикличность, этапность в совершении движения; либо его отношение к положению человеческого тела в пространстве. Эти принципы описания положены в основу словарей жестов.

В соответствии с классификацией известного исследователя невербального поведения А. Штангля выделяются:

  • жесты рук: руки, вяло свисающие вдоль тела, — пассивность, недостаток воли; скрещенные на груди руки — тенденция к дистанцированию, известная изоляция, выжидание и др.;
  • жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх — объяснение, убеждение, открытое представление, отдавание; руки спрятаны в карманах — скрывание неуверенности, потеря непосредственности; рука сжимается в кулак — концентрация, стремление к самоутверждению и др.;
  • «игры рук»: пальцы барабанят по столу — демонстрация незаинтересованности; стирающие движения по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений и др.;
  • жесты пальцев: палец засунут в рот — инфантильная наивность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко рту — стремление предотвратить всякое проявление, импульс к овладению собой; палец касается глаз или ушей — опосредованный знак неловкости, плохое настроение, известная робость и др.;
  • рукопожатие: твердое, энергичное, тяжелое, давящее, бесцветное, слабое и др.

В классификации австралийского исследователя А. Пиза представлены наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия:

  • жесты ладони: открытая ладонь, говорящая о правдивости, честности, преданности; пальцы собраны в кулак и виден только указательный палец — «указующий перст», сила, принуждение к действию и др.;
  • жесты кистями и руками: рука, охватывающая запястье, говорит о неоправданных ожиданиях и попытке самоконтроля; скрещенные руки с большими пальцами, направленными вверх — оборонительное или негативное отношение к чему-либо и др.;
  • жесты «рука к лицу»: «рука к носу» указывает о недоверии к говорящему; потирание глаза — попытка блокировать ложь; почесывание шеи — сомнение, неуверенность и др.; рука поддерживает голову — скука, отсутствие интереса; поглаживание подбородка — принятие решения; потирание тыльной стороны шеи — сигнал неоправданных ожиданий и др.;
  • барьеры из рук: скрещенные на груди руки с ладонями, сжатыми в кулаки, говорят о враждебном отношении к партнеру; дотрагивание до предмета, расположенного вблизи другой руки, — стремление к достижению безопасности и др.;
  • барьеры из ног: перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, попытку защититься от чего-то и др.
Читать еще:  Все секреты о гульфике. Изготовление гульфика. Видео урок - Кройка и шитье с Сергеем Карауловым

В общении жесты выполняют разнообразные функции. В классификации жестов, разработанной психологом Е. А. Петровой, учтены не только особенности жестов, но и разнообразные функции общения, которые они реализуют:

  • аффективно-коммуникативная — жесты, выражающие чувства, волю, желание, другие состояния (эмотивная функция); жесты, выражающие течение перцептивных, мимических, интеллектуальных процессов (функция выражения процессов); жесты, сигнализирующие об отношениях, установках, оценках, самооценках (модальная функция);
  • регулятивно-коммуникативная — фатические жесты (жесты вступления в контакт); конативные жесты (жесты, способствующие поддержанию и усилению контакта); эндные жесты (жесты завершения контакта);
  • информативно-коммуникативная — презентация информации об объекте, о себе, о другом.

Соотношение вербальной и невербальной информации в процессе коммуникации представлено в следующей классификации Н. И. Смирновой:

  • коммуникативные жесты , замещающие в речи элементы языка (жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, дразнящие, жесты утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение и др.);
  • описательно-изобразительные жесты , сопровождающие речь и теряющие смысл вне речевого контекста (жесты, обозначающие размер, форму предмета, пространственное расположение объекта и др.);
  • модальные жесты , выражающие оценку предметов, явлений, людей (жесты одобрения, неудовольствия, недоверия, неуверенности, растерянности, отвращения, радости, восторга, удивления).

Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предоставляемой жестами партнеру, их подразделяют на следующие группы:

  • жесты-регуляторы , выражающие отношение говорящего к чему-либо или к кому-либо (кивок, целенаправленные движения руками и др.);
  • жесты-эмблемы — своеобразные заменители слов или фразв общении (поднятый вверх большой палец и др.);
  • жесты-иллюстраторы — жесты сообщения, образные картины сообщения («вот какого размера», «вот такой формы», движения руками, соединяющие воображаемые предметы и др.);
  • жесты-адаптеры , демонстрирующие специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывание, поглаживание, перебирание отдельных предметов и др.);
  • жесты-аффекторы , выражающие через движения тела определенные эмоции (растерянность, удивление, отвращение, радость);
  • жесты оценки получаемой информации (один палец отставлен, остальные под подбородком — критическая оценка; почесывание подбородка — обдумывание предстоящего высказывания; почесывание пальцем спинки носа — озабоченность, сомнение).

Жестам всегда присуща, во-первых, вариативность (даже в тех случаях, когда они общеупотребительны), обусловленная прежде всего индивидуальными особенностями человека; во-вторых, многофункциональность . Например, взмах руки может употребляться как знак отчаяния, привлечения внимания или отказа от чего-либо. Кивки головой не всегда означают согласие — часто они лишь показывают говорящему, что его слушают и готовы слушать дальше, и как бы дают разрешение собеседнику продолжать речь, поэтому в групповой беседе говорящий обычно обращает свои слова непосредственно к тем, кто постоянно кивает.

Вариативность и многофункциональность жестов связаны также с различиями культур, в которых они функционируют: один и тот же жест может быть интерпретирован по-разному. Так, удар по ладони партнера в момент или после произнесения фразы «говорит» египтянину или сирийцу о том, что собеседнику понравилась сказанная шутка, острая фраза, а европеец то же движение рук воспримет как проявление неуважения. Кроме того, жесты, распространенные в одной культуре, могут вовсе отсутствовать в другой. Например, жест «большой палец правой руки опущен вниз», обозначающий у англичан неодобрение, отсутствует у русских, а жест«почесывание затылка», передающий у русских старание припомнить что-то, у англичан встречается довольно редко.

Такесика — специальная область психологии невербального поведения, занимающаяся изучением жестов-прикосновений. Несмотря на то, что тактильно-кинестетическая система дает менее точную, чем зрение, информацию о другом человеке, в ряде случаев возможен ее приоритет в организации процесса общения.

Такесика базируется на двух основных элементах — физическом контакте и расположении тела в пространстве . Физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопываний является важным средством взаимодействия между людьми. Прикосновения формируют у ребенка представления о пространстве своего тела, благодаря им во многом складывается эмоциональный мир ребенка (ласковые прикосновения матери, «формальные» прикосновения врача и т. д.).

Через прикосновения человек выражает самые сильные чувства — любовь и ненависть. Физическое уничтожение человека происходит чаще всего с помощью таких физических контактов, как побои, удары, и психологическое унижение личности также связано с ними (пощечина, принуждение к физическим контактам).

Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматривается рукопожатие — одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий:

  • ладонь, повернутая вниз , на ладони партнера — стремление к доминированию, властное рукопожатие, попытка взять ситуацию под контроль;
  • ладонь, повернутая вверх , под ладонью партнера — готовность к подчинению, сигнал тому, чье доминирование признается;
  • ладонь ребром вниз (вертикальное положения) — позиция равенства;
  • рукопожатие «перчатка» (две ладони охватывают одну ладонь собеседника) — стремление показать искренность, отзывчивость, глубину чувств инициатора рукопожатия; жест, как правило, сопровождается улыбкой и потряхиванием;
  • рукопожатие «котлеткой» , вялое рукопожатие может служить показателем слабости характера;
  • рукопожатие сильное часто является отличительной чертой активных или агрессивных людей;
  • короткое, вялое рукопожатие может свидетельствовать о безразличии;
  • весьма продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки говорят о сильном влиянии партнера, выраженном чувстве ответственности.

В деловой коммуникации следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у представителей разных культур, поскольку незнание культурной традиции может привести к затруднению в общении. Рукопожатия как знак приветствия более приняты у русских, чем у англичан или американцев. Западноевропейские и американские предприниматели не любят вялых рукопожатий, так как ценят атлетизм и энергичность. Тем не менее, у американцев не приняты рукопожатия, если между людьми существует интенсивный контакт, что совершенно не совпадает с этикетом рукопожатий у русских.

Читать еще:  Все о детях 11 месяцев. Учимся жевать: количество молочных зубов. Эмоции и социальное развитие

В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют запреты на прикосновение партнеров друг к другу во время беседы. Например, японцы считают, что касаться собеседника может человек лишь при полной потере самоконтроля либо для выражения своего недружелюбия и агрессивных намерений. В то же время арабы, латиноамериканцы часто касаются друг друга в процессе диалога.

Показатели интенсивности жестикуляции (сила и частота) также определяются культурными нормами. Согласно усредненным данным, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец — 180 раз.

У представителей одной культуры также наблюдаются различные показатели интенсивности жестикуляции вследствие индивидуальных различий. Чрезмерное жестикулирование отмечается у человека, например, при ослаблении или отсутствии обратной связи со стороны партнера по общению; может быть также выражением беспокойства, неуверенности человека; в ситуации переговоров, сопровождающихся сильными эмоциями, более интенсивно жестикулируют те, кто претендует на лидерство.

Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи.

4.6.1. Система жестов как средство невербального общения

Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, либо при помощи жестов и мимики, либо с использованием картинок и сим­волов. Язык, жесты и символы сменяют друг друга или используются одновре­менно. Если одно из средств общения «выходит из строя» по какой-либо при­чине, то оставшиеся получают дополнительную нагрузку как носители процесса взаимопонимания.

Ученые установили, что в процессе общения непосредственно слова зани­мают лишь 7%, 38% — это звуки и интонации, и 55% составляют невербаль­ные коммуникации. Большинство исследователей полагают, что с помощью слов передается в основном информация, а с помощью жестов — различное отношение к этой информации, а иногда жесты могут заменять слова.

Любой человек должен научиться в доступной ему форме выражать свои потребности. Самым элементарным и доступным даже для обездвиженного человека является показ согласия или отрицания с помощью движений глаз или каких-то других минимальных посильных для него движений.

Естественная жестикуляция помогает всем нам в трудной ситуации. Чтобы обратить на себя внимание, мы машем рукой человеку, находящемуся в даль­нем углу комнаты, показываем на предметы, о которых мы говорим. Мы хму-

римся, когда рассержены, и улыбаемся, когда довольны. Все это — естествен­ные способы общения, придающие словам дополнительный смысл. Выраже­ния типа «погляди на это», «вот оно», «это не так», «поверни это» часто есте­ственным образом сопровождаются простыми жестами или мимикой. Лица с нарушением интеллекта понимают эти жесты быстрее и легче, чем слова, со­путствующие им. Мы можем использовать эту особенность восприятия, чтобы помочь им в развитии речи.

Оптимальным результатом использования жестов в системе обучения речи становится выработка осознанного указательного жеста, то есть способности с помощью жеста (не обязательно руки) выразить свою потребность и ответить на вопрос.

Система жестов используется не только для глухих, но и других «неговоря­щих» или «плохоговорящих» людей. Так, в Оксфорде разработан язык жестов для детей с синдромом Дауна, который называется «Смотри и говори». Эта си­стема может быть применена и для взрослых «неговорящих» умственно отста­лых людей.

Основу этой системы составляют знаки — жесты рук — для некоторых клю­чевых слов.

Когда мы обращаемся к собеседнику с каким-нибудь словом, мы всегда со­провождаем это слово определенным жестом, чтобы он не только слышал ска­занное, но и «видел». Это очень важно, потому что огорчение, которое испыты­вает «неговорящий» человек, может надолго испортить ему жизнь. Используя язык жестов, он уже не будет вынужден кричать, визжать, показывать пальцем, для того чтобы близкие поняли, что он хочет «пить», или «есть», или «спать». Он может обратить ваше внимание на «машину», проезжающую за окном, на лаю-

щую «собаку». Фактически вы сможете бесе­довать с ним. При этом вы будете использо­вать речь, а ребенок — знаки и звуки.

Примеры некоторых простых жестов изоб­ражены на рис. 22 и 23.

Лишь очень немногие люди, как бы им ни помогали, так никогда и не смогут научиться

говорить. Для них язык жестов — единственный способ разговаривать. В на­чале обучения языку жестов понадобятся только жесты, обозначающие поня­тия, важные для ребенка. Он должен понимать простые предметы и действия, знать, когда говорят о ком-то. Постепенно ребенок освоит жесты, которые обо­значают интересующие его понятия. Позже при помощи жестов он сможет стро­ить небольшие предложения, например: «Пойдем туда» или «Это мое» и др. (рис. 23).

Обычно языком жестов владеет мать, потому что она и ребенок теснее дру­гих членов семьи связаны друг с другом. Некоторые мамы испытывают неудоб­ство, употребляя язык жестов. Иногда родители вообще не могут освоиться с языком жестов. Очень важно чувствовать себя с ребенком хорошо и спокойно, и если язык жестов вызывает неестественное напряжение, лучше отказаться от него. Многие родители испытывают неловкость лишь до тех пор, пока их ребенок не начнет отвечать им. Тогда положение меняется к лучшему, и обще­ние начинает доставлять всем удовольствие.

Источники:

http://studopedia.ru/2_26263_zhestovaya-rech-osobennosti-zhestovogo-yazika-gluhih.html
http://hr-portal.ru/article/zhesty-popytka-obobshcheniya-i-klassifikacii
http://studfiles.net/preview/1668248/page:40/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector