Как стать умнее: 4 типа интеллекта по Стивену Кови

Как стать умнее: 4 типа интеллекта по Стивену Кови

Чтобы стать умнее, нужно развивать все типы интеллекта, имеющиеся в распоряжении. Но большинство из нас на протяжении жизни занимается развитием исключительно своего IQ, и этот процесс включает в себя чтение, обучение, профессиональный рост, хобби.

Очень немногие целенаправленно развивают эмоциональный интеллект, учатся наблюдать за людьми и воспринимать эмоции окружающих, брать под контроль свои собственные эмоции. И совсем мало тех, кто слышал, что есть еще два типа интеллекта, а значит, и дополнительные возможности стать умнее.

Известный американский коуч Стивен Кови выделяет 4 типа интеллекта:

  1. Физический интеллект (PQ).
  2. Ментальный интеллект (IQ).
  3. Эмоциональный интеллект (EQ).
  4. Духовный интеллект (SQ).

Стивен Кови в свое время получил степень МВА в Гарварде и степень доктора философии в Мормонском университете Бригама Янга, а его работа в реальном секторе экономики отмечена званием «Предприниматель года». Имя Стивена Кови включено в список 25 самых влиятельных людей Америки по версии журнала Time. А наибольшую известность ему принесла его книга «7 навыков высокоэффективных людей», переведенная на многие языки мира.

Помимо собственно набора навыков, необходимых для того, чтобы стать эффективным, Стивен Кови обращает внимание, что у каждого из нас для этого гораздо больше возможностей, чем мы думаем. Эти дополнительные возможности как раз и заключаются в наличии нескольких типов интеллекта. У каждого человека эти типы интеллекта развиты в разной степени и каждый может развить любой тип своего интеллекта дополнительно.

А чтобы было понятнее, о чем конкретно идет речь, рассмотрим по порядку все типы интеллекта, которые выделяет Стивен Кови.

Классификация типов интеллекта по Г. Гарденеру:

  • натуралистический
  • музыкальный
  • логико-математический
  • экзистенциональный
  • межличностный
  • телесно-кинестетический
  • лингвистический
  • внутриличностный
  • пространственный
  • морально-этический

Описание типов интеллекта

Натуралистический интеллект

Человек с таким типом интеллекта способен хорошо разбираться в живых организмах (растениях, животных), быть чувствительным к другим особенностям естественного мира (облакам, конфигурации скал, рельефу). Эта способность была бесценной в нашем эволюционном прошлом для охотников, собирателей и фермеров. Благодаря таким людям сообщества находило лучшие места для пропитания, пропитания своих животных и выращивания сельхозпродукции. Такие люди очень ценились. Они занимали определенное положение в обществе и оставили много потомков. Именно поэтому такой тип интеллекта развит у многих. Но у некоторых выражен очень сильно.

Этот вид интеллекта продолжает занимать центральное место в таких профессиях как: ботаник, ихтиолог, биолог, врач, ветеринар, повар. И может сильно пригодиться различным работникам сельскохозяйственной сферы.

Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллект — способность хорошо различать высоту, ритм, тембр и тон. Он позволяет создавать, воспроизводить музыку, распознавать музыку. Интересно, что часто существует эмоциональная связь между музыкой и эмоциями. Причем и математики и музыканты могут иметь общие мыслительные процессы. В пифогорейскую школу в древней Греции не пускали учиться людей, не умеющих играть на музыкальных инструментах. Т.е. уже тогда люди понимали связь между математическими способностями и музыкой. Хотя, некоторым это кажется странным до сих пор.

Этот тип интеллекта характерен для композиторов, дирижеров, музыкантов, певцов и чувствительных слушателей.

Логико-математический тип интеллекта

Этот вид интеллекта означает способность вычислять большие числа, оценивать количественно, рассматривать предложения и гипотезы и выполнять сложные математические операции. У этих людей развито абстрактное и символическое мышление, умение анализировать, индуктивные и дедуктивные способности. Их привлекают арифметические задачи, стратегические игры и эксперименты.

Логический интеллект обычно хорошо развит у математиков, физиков и др.ученых (естественно-научных дисциплин) и детективов. Может хорошо помочь полицейским, маркетологам, агентам, разбирающим страховые случаи.

Пространственный тип интеллекта

Это способность мыслить в трех измерениях. И включают способность мыслить умственными образами, иметь пространственные рассуждения, уметь манипулировать изображениями, иметь графические и художественные навыки и развитое воображение. Люди с таким интеллектом могут увлекаться лабиринтами, пазлами, рисованием, черчением. У них развитое воображение и часто проявляются творческие способности.

Он должен быть развит у моряков, пилотов, географов, скульпторов, художников, архитекторов, чертежников, проводников, туристов.

Экзистенциальный тип интеллекта

Чувствительность и способность решать глубокие вопросы о человеческом существовании, такие как смысл жизни, почему мы умираем и как мы сюда попали.

Такой развитый интеллект чаще имеют философы, мистики.

Межличностный интеллект

Этот вид интеллекта означает чувствительность к эмоциям других, умение их читать, способность понимать людей, их желания, мотивы. Он включает в себя эффективное вербальное и невербальное общение, умение отмечать различия личностей, чувствительность к настроениям и темпераментам других людей.

Читать еще:  Что ответить на фразу привет работяга. Привет как дела что делаешь

Из таких людей получаются хорошие учителя, социальные работники, актеры, политики, продавцы, работники службы поддержки. Без этого развитого интеллекта крайне трудно быть руководителем. Развит чаще у женщин, особенно молодых мам.

Телесно-кинестетический тип интеллекта

Телесно-кинестетический интеллект- это чувствительность тела, прикосновений, хорошая способность манипулировать своим телом, предметами. Этот же интеллект также включает в себя чувство времени.

Такой вид интеллекта продолжает играть важную роль для спортсменов, танцоров, хирургов, массажистов, ремесленников, фокусников.

Вербально-лингвистический интеллект

Лингвистический интеллект- это врожденная грамотность, способность хорошо выражать словами чувства и предметы сложные для понимания. Лингвистический интеллект позволяет нам понять порядок и значение слов и применять металингвистические навыки.

Люди с таким развитым интеллектом любят писать, читать, решать кроссворды. Из них получаются хорошие писатели, поэты, журналисты и общественные деятели.

Внутриличностный тип интеллекта

Внутриличностный интеллект-это способность понимать себя, свои мысли и чувства и использовать эти знания при планировании и управлении своей жизнью. Или жизнью других. Внутриличностный интеллект предполагает не только самооценку, но и анализ состояния человека.

Этот интеллект должен быть развит у психологов, духовных лидеров, религиозных деятелей и философов.

Морально-этический тип интеллекта

Свод морально этических правил которые должен знать и выполнять человек. И обучать этому других на собственном примере.

Он должен быть развит у учителей, философов, юристов, полицейских, судей.

Говард Гарденер моральный и духовный считал не основными, а остальные 7 типов типов интеллектов основными. Он считал моральный, духовный и природный интеллекты трудновыявляемыми, дело не втом, что они в чем-то уступают другим, а потому, что их трудно определить.

Основных типов интеллекта у Г.Гарднера 8: телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный, логико-математический, музыкальный, лингвистический и пространственный.

Почему так важна теория множественного интеллекта

Теория множественного интеллекта-это не просто познавательно. Она говорит о том, что у каждого человека есть все восемь видов интеллекта с разной степенью владения, в которых он наиболее умен. Некоторые классические психологи настаивают, что тесты интеллекта поддерживают концепцию единого общего интеллекта, «g», а не восьми отдельных компетенций. Другие говорят, что это теория им не противоречит. Третьи исследователи утверждают, что интеллект Гарднера занимает второе или третье место после фактора «g». Но в общем теория множественного интеллекта принята психологией.

Теория множественных типов интеллекта свидетельствует о том, что люди с различными типами интеллекта по-разному будут разному уделять внимание при обучении. Универсальный подход к образованию не совсем правильный. Он упрощает преподавание для учителя и систему обучения для государства, но ухудшает понимание и запоминание у детей и подростков. Множественный интеллект представляет разные интеллектуальные способности. Говард Гарднер говорит, что стили обучения — это способы, которыми человек подходит к решению задач или проблем и они зависят от того, в чем человек более успешен.Т.е.доминирующие типы интеллекта помогают человеку видеть мир определенным образом.

Способы принятия информации были давно поделены на несколько категорий: зрительный, слуховой и кинестетический. А так же импульсивный и рефлексивный, тут важна и преобладающая роль левополушарной и правополушарной части мозга. Если вы можете по-разному представить знания( к примеру, в виде аудио, таблиц, книг, статей из интернета, песен), то процесс запоминания пойдет намного быстрее. Такие стили запоминания информации уже давно используются в приемах мнемоники для запоминания. Однако их не очень часто используются в учебных заведениях. Выделить и определить типы интеллекта и способы запоминания сложно, но мы можем догадаться, что если у человека развит музыкальный интеллект+ пространственный и телесно-кинестетический интеллекты,-то запоминать он лучше будет движения, если математический интеллект- то логические конструкции.

О понятии интеллекта

Понятие интеллекта сейчас включает разные моменты, поэтому когда о нем говорят, надо уточнить, что имеют в виду, какой-то конкретный тип интеллекта, интеллект в общем, способность мыслить независимо, ум в бытовом понимание(чаще в это случае можно понимать как разумность в бытовой деятельности) или еще что-то. Интеллект помогает успеху в деятельности выполняемой человеком, а потом эта успешность/не успешность опять закладывается в интеллект. Он является ведущим качеством не только познавательной деятельности, но и успешности, личностного развития. С понятием интеллекта связаны направленность деятельности, установки личности, система ценностей человека, отношение к себе и к окружающему миру. Поэтому он не статичен, он может развиваться или деградировать. Некоторые психологи уверены, что интеллект-это скорее процесс, чем данность.

Другие психологи пытаются расширить представление о интеллекте включив в него отдельные сферы, используя для этого специальные типы экспериментальных заданий, а также биографический и этологический методы. И создают новые типы интеллекта. Все это имеет место потому, что интеллект может проявляться в любой сфере. Существуют люди, не говорившие до определенного возраста, но ставшие талантливыми музыкантами. Или не сильно разбирающиеся в математике, но при этом ставшие хорошими художниками. Как оценить такие способности? Ни в понятие гуманитарного, ни в понятие математического такой интеллект не вписывается. Мы можем это сделать только расширением понимания интеллектуальных способностей и увеличении количества типов интеллекта. Поэтому теория множественных интеллектов более приближена к реальности, типов интеллекта действительно много. Но пока не создано валидных способов его диагностики. А создание дополнительных сфер оценивания поможет определить, что он может включать, а что нет.

Читать еще:  Качество и износостойкость меха от соболя до кролика. Какая шуба самая теплая

Виды интеллекта согласно данной теории:

  • Пространственный. Отличная ориентировка в пространстве, как большого масштаба, так и маленького. Наиболее развит данный вид интеллекта у водителей различного транспорта, архитекторов, игроков в шахматы.
  • Телесно-кинестетический. Умение пользоваться собственным телом, что выражается в точности движений, балансе и т. д. Помимо танцоров, данный вид хорошо развит у всех представителей прикладных профессий.
  • Музыкальный. Данный вид интеллекта определяется высокой чувственностью к звукам в любых их проявлениях и ритму. Представителями являются певцы, игроки на различных инструментах.
  • Лингвистический. Развитое восприятие всего, что связано со словами, их пониманием, сочетанием. Этот вид наиболее доминирует у писателей, поэтов.
  • Логико-математический. Способность улавливать взаимосвязи между символами, фактами. Наиболее развит у ученых.
  • Межличностный. Умение взаимодействовать с окружающими людьми. Высокая способность понимать их, улавливать настроение, отношение, эмоции.
  • Внутриличностный. Способность правильно и четко понимать собственные чувства и эмоции, находить решения для успокоения.
  • Натуралистический. Умение разбираться в различиях природы, находить разницу между растениями и т. д.

Уровень развития каждого из видов интеллекта и их сочетание определяют способности человека к познанию того или иного объекта. Данная теория показывает, например, почему гениальные музыканты плохо усваивали школьную программу.

Классификация типов интеллекта по Г. Гарденеру:

  • натуралистический
  • музыкальный
  • логико-математический
  • экзистенциональный
  • межличностный
  • телесно-кинестетический
  • лингвистический
  • внутриличностный
  • пространственный
  • морально-этический

Описание типов интеллекта

Натуралистический интеллект

Человек с таким типом интеллекта способен хорошо разбираться в живых организмах (растениях, животных), быть чувствительным к другим особенностям естественного мира (облакам, конфигурации скал, рельефу). Эта способность была бесценной в нашем эволюционном прошлом для охотников, собирателей и фермеров. Благодаря таким людям сообщества находило лучшие места для пропитания, пропитания своих животных и выращивания сельхозпродукции. Такие люди очень ценились. Они занимали определенное положение в обществе и оставили много потомков. Именно поэтому такой тип интеллекта развит у многих. Но у некоторых выражен очень сильно.

Этот вид интеллекта продолжает занимать центральное место в таких профессиях как: ботаник, ихтиолог, биолог, врач, ветеринар, повар. И может сильно пригодиться различным работникам сельскохозяйственной сферы.

Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллект — способность хорошо различать высоту, ритм, тембр и тон. Он позволяет создавать, воспроизводить музыку, распознавать музыку. Интересно, что часто существует эмоциональная связь между музыкой и эмоциями. Причем и математики и музыканты могут иметь общие мыслительные процессы. В пифогорейскую школу в древней Греции не пускали учиться людей, не умеющих играть на музыкальных инструментах. Т.е. уже тогда люди понимали связь между математическими способностями и музыкой. Хотя, некоторым это кажется странным до сих пор.

Этот тип интеллекта характерен для композиторов, дирижеров, музыкантов, певцов и чувствительных слушателей.

Логико-математический тип интеллекта

Этот вид интеллекта означает способность вычислять большие числа, оценивать количественно, рассматривать предложения и гипотезы и выполнять сложные математические операции. У этих людей развито абстрактное и символическое мышление, умение анализировать, индуктивные и дедуктивные способности. Их привлекают арифметические задачи, стратегические игры и эксперименты.

Логический интеллект обычно хорошо развит у математиков, физиков и др.ученых (естественно-научных дисциплин) и детективов. Может хорошо помочь полицейским, маркетологам, агентам, разбирающим страховые случаи.

Пространственный тип интеллекта

Это способность мыслить в трех измерениях. И включают способность мыслить умственными образами, иметь пространственные рассуждения, уметь манипулировать изображениями, иметь графические и художественные навыки и развитое воображение. Люди с таким интеллектом могут увлекаться лабиринтами, пазлами, рисованием, черчением. У них развитое воображение и часто проявляются творческие способности.

Он должен быть развит у моряков, пилотов, географов, скульпторов, художников, архитекторов, чертежников, проводников, туристов.

Экзистенциальный тип интеллекта

Чувствительность и способность решать глубокие вопросы о человеческом существовании, такие как смысл жизни, почему мы умираем и как мы сюда попали.

Такой развитый интеллект чаще имеют философы, мистики.

Межличностный интеллект

Этот вид интеллекта означает чувствительность к эмоциям других, умение их читать, способность понимать людей, их желания, мотивы. Он включает в себя эффективное вербальное и невербальное общение, умение отмечать различия личностей, чувствительность к настроениям и темпераментам других людей.

Из таких людей получаются хорошие учителя, социальные работники, актеры, политики, продавцы, работники службы поддержки. Без этого развитого интеллекта крайне трудно быть руководителем. Развит чаще у женщин, особенно молодых мам.

Телесно-кинестетический тип интеллекта

Телесно-кинестетический интеллект- это чувствительность тела, прикосновений, хорошая способность манипулировать своим телом, предметами. Этот же интеллект также включает в себя чувство времени.

Такой вид интеллекта продолжает играть важную роль для спортсменов, танцоров, хирургов, массажистов, ремесленников, фокусников.

Вербально-лингвистический интеллект

Лингвистический интеллект- это врожденная грамотность, способность хорошо выражать словами чувства и предметы сложные для понимания. Лингвистический интеллект позволяет нам понять порядок и значение слов и применять металингвистические навыки.

Читать еще:  Почему дети не толстеют. Отчего толстеют дети и как с этим бороться

Люди с таким развитым интеллектом любят писать, читать, решать кроссворды. Из них получаются хорошие писатели, поэты, журналисты и общественные деятели.

Внутриличностный тип интеллекта

Внутриличностный интеллект-это способность понимать себя, свои мысли и чувства и использовать эти знания при планировании и управлении своей жизнью. Или жизнью других. Внутриличностный интеллект предполагает не только самооценку, но и анализ состояния человека.

Этот интеллект должен быть развит у психологов, духовных лидеров, религиозных деятелей и философов.

Морально-этический тип интеллекта

Свод морально этических правил которые должен знать и выполнять человек. И обучать этому других на собственном примере.

Он должен быть развит у учителей, философов, юристов, полицейских, судей.

Говард Гарденер моральный и духовный считал не основными, а остальные 7 типов типов интеллектов основными. Он считал моральный, духовный и природный интеллекты трудновыявляемыми, дело не втом, что они в чем-то уступают другим, а потому, что их трудно определить.

Основных типов интеллекта у Г.Гарднера 8: телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный, логико-математический, музыкальный, лингвистический и пространственный.

Почему так важна теория множественного интеллекта

Теория множественного интеллекта-это не просто познавательно. Она говорит о том, что у каждого человека есть все восемь видов интеллекта с разной степенью владения, в которых он наиболее умен. Некоторые классические психологи настаивают, что тесты интеллекта поддерживают концепцию единого общего интеллекта, «g», а не восьми отдельных компетенций. Другие говорят, что это теория им не противоречит. Третьи исследователи утверждают, что интеллект Гарднера занимает второе или третье место после фактора «g». Но в общем теория множественного интеллекта принята психологией.

Теория множественных типов интеллекта свидетельствует о том, что люди с различными типами интеллекта по-разному будут разному уделять внимание при обучении. Универсальный подход к образованию не совсем правильный. Он упрощает преподавание для учителя и систему обучения для государства, но ухудшает понимание и запоминание у детей и подростков. Множественный интеллект представляет разные интеллектуальные способности. Говард Гарднер говорит, что стили обучения — это способы, которыми человек подходит к решению задач или проблем и они зависят от того, в чем человек более успешен.Т.е.доминирующие типы интеллекта помогают человеку видеть мир определенным образом.

Способы принятия информации были давно поделены на несколько категорий: зрительный, слуховой и кинестетический. А так же импульсивный и рефлексивный, тут важна и преобладающая роль левополушарной и правополушарной части мозга. Если вы можете по-разному представить знания( к примеру, в виде аудио, таблиц, книг, статей из интернета, песен), то процесс запоминания пойдет намного быстрее. Такие стили запоминания информации уже давно используются в приемах мнемоники для запоминания. Однако их не очень часто используются в учебных заведениях. Выделить и определить типы интеллекта и способы запоминания сложно, но мы можем догадаться, что если у человека развит музыкальный интеллект+ пространственный и телесно-кинестетический интеллекты,-то запоминать он лучше будет движения, если математический интеллект- то логические конструкции.

О понятии интеллекта

Понятие интеллекта сейчас включает разные моменты, поэтому когда о нем говорят, надо уточнить, что имеют в виду, какой-то конкретный тип интеллекта, интеллект в общем, способность мыслить независимо, ум в бытовом понимание(чаще в это случае можно понимать как разумность в бытовой деятельности) или еще что-то. Интеллект помогает успеху в деятельности выполняемой человеком, а потом эта успешность/не успешность опять закладывается в интеллект. Он является ведущим качеством не только познавательной деятельности, но и успешности, личностного развития. С понятием интеллекта связаны направленность деятельности, установки личности, система ценностей человека, отношение к себе и к окружающему миру. Поэтому он не статичен, он может развиваться или деградировать. Некоторые психологи уверены, что интеллект-это скорее процесс, чем данность.

Другие психологи пытаются расширить представление о интеллекте включив в него отдельные сферы, используя для этого специальные типы экспериментальных заданий, а также биографический и этологический методы. И создают новые типы интеллекта. Все это имеет место потому, что интеллект может проявляться в любой сфере. Существуют люди, не говорившие до определенного возраста, но ставшие талантливыми музыкантами. Или не сильно разбирающиеся в математике, но при этом ставшие хорошими художниками. Как оценить такие способности? Ни в понятие гуманитарного, ни в понятие математического такой интеллект не вписывается. Мы можем это сделать только расширением понимания интеллектуальных способностей и увеличении количества типов интеллекта. Поэтому теория множественных интеллектов более приближена к реальности, типов интеллекта действительно много. Но пока не создано валидных способов его диагностики. А создание дополнительных сфер оценивания поможет определить, что он может включать, а что нет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector