Упражнения для развития мелкой моторики. Чтобы маленькие пальчики не скучали. Развитие и коррекция мелкой моторики руки у учащихся младших классов

Комплекс упражнений для развития моторики пальцев рук

УПРАЖНЕНИЕ 1.Кончик большого пальца правой руки поочередно касается пальчиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»); то же упражнение выполнять паль­цами левой руки; те же движения производить одновременно пальца­ми правой и левой руки.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Пальцы правой руки дотягиваются до пальцев ле­вой руки — по очереди «здороваются», начиная с мизинца; пальцы правой руки «здороваются» с пальцами левой руки.

УПРАЖНЕНИЕ 3.Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»); те же движения производить указательным пальцем левой руки; те же движения производить одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).

УПРАЖНЕНИЕ 4. Указательный и большой пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»); те же движения производить пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегают наперегонки»).

УПРАЖНЕНИЕ 5.Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков — к себе и от себя.

УПРАЖНЕНИЕ 6.Вытянуть указательным палец и мизинец правой руки («коза»), то же упражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук («козлята»).

УПРАЖНЕНИЕ 7.Образовать два кружка из большого и указатель­ного пальцев обеих рук, соединить их («очки»).

УПРАЖНЕНИЕ 8. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца («зайчик»); то же упражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнить пальцами обеих рун («зайцы»).

УПРАЖНЕНИЕ 9.Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).

УПРАЖНЕНИЕ 10. Поочередно огибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; то же упражнение, но огибать пальцы о мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцам!» левое руки.

УПРАЖНЕНИЕ 11. Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнять то же упражне­ние, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.

УПРАЖНЕНИЕ 12.Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянут вверх /» флажок «/.

УПРАЖНЕНИЕ 13. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вы­тянуты вверх, приблизить их («двое разговаривают»).

УПРАЖНЕНИЕ 14.Правую руку согнуть в кулан, на нее сверху изложить горизонтальную левую («стол»).

УПРАЖНЕНИЕ 15. Правую руку согнуть в кулак, а левую присло­нить к ней вертикально («стул», «кресло»).

УПРАЖНЕНИЕ,» 16. Согнуть пальцы левой руки б кулак, оставив сверху отверстие («бочонок с водой»); левая рука в том же поло­жении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху («птичка пьет водичку»).

УПРАЖНЕНИЕ 17. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («миска», «гнездо»); обе руки в том те положении, но большие пальцы опустить внутрь («птичье гнездо с яйцами»).

УПРАЖНЕНИЕ 18. Дерма пальцы вверх, соединить кончики сред­него и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («ворота», »дверь»).

УПРАЖНЕНИЕ 19.Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук («крыша», «башня», «дом»); руки в том же положении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей» («магазин»).

УПРАЖНЕНИЕ 20. Пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только большие пальцы находятся по обеим сторонам «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом, как продавец и покупатель.

УПРАЖНЕНИЕ 21. Придать руки тыльной стороной друг к другу, опустить палым вниз («корни растений»); вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут» по столу («бежит соба­ка, лошадь»); пальцы правой руки находятся в том же положении, расставить указательный и средний пальцы левой руки (изображают всадника): посадить «всадника» на «коня» — указательный палец правой руки.

УПРАЖНЕНИЕ 22. Положить правую руку на стол, поднять указа­тельный и средний пальцы, расставить их /» улитка о усиками «/; правая рука в том же положении, левую руку положить сверху /» ра­ковина улитки «/.

УПРАЖНЕНИЕ 23.Соединить большой, средний и безымянный паль­цы правой руки, указательный палец и мизинец, слегка согнув, поднять вверх («собака»).

Читать еще:  Как жить после смерти мужа в одиночестве. Когда случилось горе…. Мнение психологов: «Выход есть!»

УПРАЖНЕНИЕ 24. Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки («птица в гнезде»).

УПРАЖНЕНИЕ 25. Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»).

УПРАЖНЕНИЕ 26. Прижать тыльные стороны рук друг «л другу, скрестив пальцы, поднять их вверх («елка», «ветви»).

УПРАЖНЕНИЕ 27.Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные сто­роны рук — вверх, большие пальцы вытянуты вверх («пассажиры в ав­тобусе»).

УПРАЖНЕНИЕ 28.Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх, опустить средний палей правой руки вниз и свободно вращать им («колокол»).

149.154.154.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Развитие и коррекция мелкой моторики руки у учащихся младших классов

Развитие и коррекция мелкой моторики руки у учащихся

Проблема развития связной устной речи учащихся приобретает в современной методике начального обучения все большую актуальность. Во-первых, это обусловлено тем, что только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Во-вторых, это продиктовано увеличением роли устного слова в культурной жизни страны, так как наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. Решение этой проблемы невозможно без целенаправленного и последовательного формирования и развития умений, связанных с овладением структурой устных высказываний различных типов и стилей речи, и усвоения основных понятий в области развития устной речи.

В связи с этим остро встает вопрос об особенностях обучения детей с отклонениями в речевом развитии в условиях общеобразовательной школы. Содержание, технологию обучения таких детей следует строить с учетом специфики их познавательной деятельности и речевого развития, особенностей личности. «Для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка», — писал . Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будет обеспечена педагогическая помощь в обучении и воспитании.

В целях совершенствования речевой деятельности следует особое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики руки? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Развитие движений пальцев «подготавливает почву» для последующего формирования речи, сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.

В системе коррекционно-развивающих занятий с нарушениями речи я использую упражнения, развивающие движения пальцев рук. Совместно с воспитателем используем различные пособия для развития мелкой моторики детей: мозаика (мелкая, крупная), кольца разной величины для нанизывания на стержень, цветные клубочки ниток, пособия по застегиванию пуговиц различной величины, крючков, для шнуровки, вышивания из шнурков различными стежками и узорами; наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (от киндер сюрпризов узнавание предметов на ощупь),семена гороха, фасоли кукурузы.

Для развития кинестетической основы движений руки начинаем с простых упражнений (без речевого сопровождения):

    «Пальчики здороваются» (кончики пальцев обеих рук соединяются: большой с большим, указательный с указательным и т. д.); «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой); «Очки» (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их); «Улитка» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их); «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх); «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами) и других.

Большая ценность заключается в упражнениях с бумагой: «Выгладим платочки». Перед ребенком положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем то же самое сделать, пользуясь одно рукой, затем двумя большими пальцами, повторить то же указательными и т. д.

Одним из видов работ на уроках и во второй половине дня используем пальчиковую ритмику (сочетание движений с речью). Использование пальчиковых игр на практике показало, что любимые детские упражнения это: игры-потешки «Пальчик-мальчик», «Семья», «Дружба», «Пошли пальчики гулять», «Замок», «Лесная прогулка», «Домик», «Засолке капусты» и т. д. Например:

Читать еще:  Почему жене нельзя подстригать мужа приметы. Можно ли жене стричь мужа — приметы

ЦВЕТОК»

Вырос высокий цветок на поляне («ЦВЕТОК»)
(Цветок с закрытыми лепестками).
Утром весенним раскрыл лепестки
(Развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки («КОРНИ»).
(Ритмичные движения пальцами вместе и врозь)

«ДЕРЕВЬЯ»


«ПТИЧКИ»

Птички полетели («ПТИЧКИ»)
Крыльями махали
(Махи ладонями с широко расставленными пальцами)
На деревьях сели («ДЕРЕВЬЯ»),
Вместе отдыхали («ПТИЧКИ»)

«МОСТ»


«ВОРОТА»

Над бурливою рекою
(Пальцы разведены, или производят несогласованные движения)
Мост построим мы такой («МОСТ»)
Люди по нему пройдут
(Движения указательных пальцев и средних по поверхности стола от себя к краю стола)
И лошадок проведут.

На поляне дом стоит
Ну, а к дому путь закрыт («ВОРОТА»)
Мы ворота открываем
(Ладони разворачиваются параллельно друг к другу)
В этот домик приглашаем.

«СТОЛ»

Стол стоит на толстой ножке («СТОЛ»)
Рядом стульчик у окошка («СТУЛ»)
Два бочонка под столом
(«Бочонки» обеими руками)
Вот такой я видел дом.

«ЗАМОК»

На двери висит замок,
(Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «Замок»)
Кто открыть его бы смог?
(Повторение движений)
Потянули (Пальцы сплетены в «Замок», рук потянуть в одну, потом в другую сторону),
Покрутили (Движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе),
Постучали (Пальцы сцеплены основаниями ладоней,
постучать друг о друга)
,
И открыли! (Пальцы расцепить, ладони в стороны).

«КОШКА»


«СОБАКА»

Вышла кошечка вперед («Кошка» правой рукой)
К нам иде1т, хвостом играет (Левой ладонью машем у основания правой кисти).
Ей на встречу из ворот («Ворота»),
Две собаки выбегают («Собаки» обеими руками).

В нашей системе коррекционно-развивающих занятий широко используется игровой самомассаж кистей рук как эффективное и универсальное средство реабилитации тонких движений у детей-инвалидов,(Клочков Дима, Понамарёва Лиза, Елисеев Егор) как средство коррекции. Игровой самомассаж является прекрасным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно-моторная координация. В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей. Предлагаем познакомиться с некоторыми массажными приёмами.

Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук

Александра Трунова
Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук

Уже давно установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Поэтому так полезно выполнять следующие упражнения:

Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

Штриховать, обводить по контуру, трафареты;

Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

Плести из бисера;

Лепить из пластилина, пластика, теста;

Играть с глиной, мокрым песком;

Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);

Бросать и ловить летающие тарелочки;

Выкладывать рисунки из камней, пуговиц, шишек, спичек, круп;

Собирать, перебирать ягоды;

Маленьких детишек учить навыкам самообслуживания (одеваться – раздеваться, расстегивать – застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки) и т. д.

Как вариант, можно использовать упражнения ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ.

Упражнения 1-го комплекса:

Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе).

Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз-два-три»).

Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять») соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.

Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).

Дети бегают на перегонки (движения как в 4-м упражнении, но выполняют обе руки одновременно)

Упражнения 2-го комплекса.

Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой).

Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

Очки (образовать 2 кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их).

Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Упражнения 3-го комплекса.

Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

Птички (поочередно большой палец соединять с остальными).

Гнездо (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).

Цветок (то же, но пальцы разъединить).

Корни растения (прижать руки тыльной стороной друг к другу, пальцы опустить вниз).

Упражнения 4-го комплекса.

Пчела (вращать вокруг вначале указательный палец правой руки, затем левой).

Пчелы (то же упражнение, только выполняется двумя руками).

Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).

Читать еще:  Самый худой человек в мире мексика. Самые худые люди планеты

Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Упражнения 5-го комплекса

Замок (на счет «раз» ладони вместе, на счет «два»пальцы соединяются в замок).

Лиса и заяц (лиса «крадется» — все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» перебирая пальцами, быстро двигаясь назад).

Паук (пальцы согнуты и медленно передвигаются по столу).

Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе — бабочка крылышками машет).

Счет до четырех (большой палец поочередно соединяется со всеми остальными).

Упражнения 6-го комплекса.

Двое разговаривают (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их к друг другу).

Стол (правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).

Кресло (правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).

Ворота (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы то поднимать вверх, то опускать вниз).

Мост (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).

Упражнение 7-го комплекса.

Ромашка (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).

Тюльпан (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).

Сжимание и разжимание кистей рук на счет «раз-два».

Упражнение 8-го комплекса.

Улитка с усиками (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).

Раковина улитки (правая рука на столе, левую положить сверху).

Ежик (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).

Кот (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).

Волк (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).

Упражнения 9-го комплекса.

Птички летят (пальцами обеих рук производить движения вверх — вниз).

Птички клюют (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами).

Гнездо (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши).

Здесь дано девять комплексов упражнений, но это не значит, что вы должны их делать все сразу. Выберите какой-либо один, самый простой, который больше подходит вашему ребенку и сделайте его как игру. Постепенно усложняйте упражнения, а некоторые хорошо делать вечером, когда отбрасывается тень на стенку, детям это очень нравится, что только они ни видят на стенке.

Игры для развития мелкой моторики пальцев рук малышей Основные задачи дидактических игр с прищепками. -развитие мелкой моторики рук. -формирование умения подбирать прищепки нужного цвета к.

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.

Игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики рук. Каждый педагог понимает насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка. Доказано, что она напрямую связана с центральной нервной системой.

Игры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Играя с детьми в различные игры, огромное внимание уделяю играм на развитие.

Консультация для педагогов и родителей «Значение развития мелкой моторики пальцев рук» Значение развития мелкой моторики пальцев рук велико и значимо. Динамические упражнения для развития мелкой моторики в движениях, выполняемых.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения» Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных.

Польза использования «Бизиборд» для развития мелкой моторики пальцев рук для детей дошкольного возраста БИЗИБОРД ДЛЯ РЕБЕНКА: ПОЛЬЗА, КОМПОНЕНТЫ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ СВОИМИ РУКАМИ Бизиборд (busyboard) дословно значит доска занятости; по смыслу.

Развитие мелкой моторики пальцев рук-важное условие развития речи младших дошкольников Слайд №1 Актуальность: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими.

Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания Мы знаем, что автоматизация поставленных звуков требует многократного повторения и проговаривания слов и слогов. Ребенку трудно понять,.

Источники:

http://studopedia.ru/7_10110_kompleks-uprazhneniy-dlya-razvitiya-motoriki-paltsev-ruk.html
http://pandia.ru/text/79/551/41216.php
http://www.maam.ru/detskijsad/igry-i-uprazhnenija-dlja-razvitija-i-ukreplenija-melkoi-motoriki-palcev-ruk.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector