Упражнения для развития внимания у детей. Упражнения на внимание

Игры и упражнения для развития внимания

Людмила Воронова
Игры и упражнения для развития внимания

Ушинский говорил, что внимание «та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира». Если педагогу не удается добиться внимания детей к тому, что он объясняет, то он говорит попусту, подобно человеку, показывающему картину людям, повернувшимся к ней спиной.

Иногда бывает, что детям «трудно понять», «трудно запомнить», и это говорит не о слабости сообразительности и памяти, а о недостатках внимания.

Ваш ребенок невнимателен? В чем это проявляется? Что может повлиять на качество внимания ребенка? Причины нарушения внимания могут быть разными:

1. Если невролог поставил вашему ребенку диагноз «синдром гиперактивности с дефицитом внимания», то в этом случае без квалифицированной медицинской помощи не обойтись.

2. В дошкольном детстве ребёнок сосредоточенно работает 15-30 минут, а если дольше, то наступает переутомление.

3. Когда 4—7 дней в неделю ребенок загружен дополнительными кружками, то наступает переутомление.

4. Ребенок может длительное время играть в любимые игры, заниматься своими делами, но становится невнимательным при выполнении интеллектуального задания. Возможно, что он просто не понимает, как нужно выполнить это задание. В этом случае необходимо помочь ему, объяснить тот материал, который он не усвоил ранее, вместе разобрать несколько похожих упражнений и убедиться в том, что ребенок понял, что и как ему нужно делать.

5. Однообразная деятельность (сложно удерживать внимание, когда выполняете монотонную работу.) В этом случае можно внести какую-то изюминку, например, устроить небольшое соревнование: «Кто красивее напишет букву «А»?», «Кто больше решит примеров?».

6. Очень важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении: если он чем-то подавлен, то ему, скорее всего, трудно будет сосредоточиться на выполнении задания.

7. Наличие большого количества раздражителей в комнате. Если перед глазами ребенка находится коллекция машинок, с которой он обожает возиться, то наверняка все его мысли будут о том, как бы поскорее закончить выполнение задания и поиграть. В этой ситуации целесообразно убрать из поля зрения ребенка все, что его отвлекает.

8. Состояние здоровья ребенка также может быть одной из причин нарушения внимания. Если ребенок плохо себя чувствует, то ожидать безошибочного выполнения задания не приходится.

Следует помнить, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, а не учебная, поэтому все дополнительные занятия с ребенком должны носить игровой характер и включать паузы для активного или пассивного отдыха. Это может быть прогулка на свежем воздухе или какое-то любимое занятие, когда ребенок сможет расслабиться, отвлечься.

Предложенные игры и упражнения позволят не только потренировать детей, но и получить удовольствие от совместной деятельности.

1. «Послушай и повтори».

Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Хлопками задайте ребенку определенный ритм и попросите его повторить.

2. «Будь внимателен (для детей 4-5 лет)

Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Вы называете разные слова: дом, тетрадь, яблоко, суп, машина, груша, воробей, самолет и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши, когда встретится слово, обозначающее фрукт. Усложнение игры: ребенок хлопает в ладоши, услышав название фрукта, и топает ногами, услышав название транспорта.

3. «Что изменилось».

Цель игры. Развивать активное внимание.

После уборки комнаты попросите ребенка рассказать, что изменилось, например: цветы на подоконнике стоят в другом порядке или там, где раньше стояла машинка, теперь лежат гантели.

Цель игры. Развивать волевое внимание.

Участники хором несколько раз считают до 10. Первый раз идет простой счет. Второй раз на счет «три» три раза мяукают. Третий раз на счет «три» три раза мяукают, на счет «пять» пять раз топают ногами. Далее на счет «три» три раза мяукают, на счет «пять» пять раз топают ногами, на счет «семь» — семь раз хлопают в ладоши. Для усложнения можно увеличить темп игры или менять задания.

Читать еще:  Как выбрать сумку на каждый день. Как выбрать сумку, подходящую ко всему

Цель игры. Та же.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Цель игры. Развивать активное внимание.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки и найти на них отличия.

Цель игры. Развивать активное внимание.

Предложите ребенку найти на картинке как можно больше «спрятанных» животных.

Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.

Цель игры. Развивать активное внимание.

Предложите ребенку в тексте (газетном или журнальном, просматривая каждую строчку зачеркивать какую-либо букву.

В мягкой форме обсудите с ребенком, что получилось, что вышло не совсем удачно. Убедите его в том, что с каждым занятием результаты будут все лучше и лучше. Для ребенка важно чувствовать вашу поддержку.

Итак, на основании выше изложенного можно утверждать, что игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

Секрет волшебных слов Беседа с использованием стихотворения «Что значит быть вежливым?» Сегодня отмечается международный день «СПАСИБО». Культура общения,.

Стихотворение «Нужные вещи» Заспорили вещи однажды: Кто из них человеку нужнее? Кто работу делает более важную? Без кого людям в жизни труднее? -Я человеку готовлю.

5 упражнений на развитие внимания у ребёнка 4–5 лет

Внимание — это психический процесс, обеспечивающий направленность и сосредоточенность сознания на фиксированном объекте. Без него человек не сможет организовать продуктивную сознательную деятельность, а потому важно уже в дошкольном возрасте предлагать детям эффективные игры и упражнения на развитие внимания.

Упражнение 1. Значки в фигурах

Подготовка

  1. Таблица 5х5, в произвольном порядке заполненная геометрическими фигурами:
    • ромб;
    • квадрат;
    • треугольник;
    • круг
  2. Образец заполнения:
    • «+» в квадрате;
    • «–» в круге;
    • «v» в ромбе;
    • «о» в треугольнике

Задание

  1. Внимательно посмотри на листок.
  2. Сколько фигур в каждой строчке?
  3. Сколько фигур в каждом столбике?
  4. Каким цветом нарисованы [квадраты | ромбы | треугольники | круги]?
  5. Возьми в руки карандаш и проставь в каждой фигуре значок, как в образце. Если ты забудешь, какой значок надо ставить, можно подсмотреть в образец.

Когда малыш справится с заданием упражнения, обсудите результаты. Посчитайте, сколько ошибок он допустил.

Игру можно сделать ещё интересней. За каждый правильно поставленный значок ребёнок зарабатывает 1 балл. Набрав 25 баллов, малыш получает маленький приз (небольшую игрушку, конфету, яблочко и пр). За каждую допущенную ошибку он должен выполнить 1 фант. Если упражнение выполняют несколько детей, победитель загадывает фанты проигравшим.

Упражнение 2. Исправь ошибку

В возрасте 4–5 лет малыши уже владеют грамматическим строем речи, а накопленный багаж знаний позволяет им находить логические несоответствия в предложениях. Используйте это, чтобы потренировать слуховое внимание ребёнка, поработать над его устойчивостью

Специальной подготовки данное упражнение не требует, но вы можете заблаговременно распечатать карточки с предложениями, в которых ребёнку надо будет искать ошибку. Если малыш уже научился читать сам, предложите ему самостоятельную работу с карточками. В противном случае зачитывайте текст, а карапуз пусть исправляет допущенные автором ошибки.

  1. На небо падает белый снег.
  2. Самолёт летит под лесом.
  3. Белое снежинка красиво кружится в воздухе.
  4. Вода замерзают и превращаются в лёд.
  5. Рядом с нашим домом построили старый детский сад.
Упражнение 3. Рисование по клеточкам

Отлично развивает внимательность рисование по клеточкам. В этом сегменте заданий можно подобрать вариант на любой уровень развития.

Малышей попросите продолжить строчку простейших узоров:

Если продолжение узора не вызывает затруднений, оформите задание в виде простого графического диктанта: ребёнку надо выполнить узор, ориентируясь на ваши словесные команды, без визуального образца. В таком формате упражнение прекрасно тренирует зрительную и слуховую внимательность, а также отлично развивает пространственное мышление.

Читать еще:  Тещу раком в сарае. Все книги про: «порнорассказы теща и зять

Внимательным дошколятам предложите повторить рисунок по образцу:

Упражнение 4. «Картинка — слово»

Подготовка:

Несколько изображений. Вы можете подготовить произвольный набор картинок или использовать это упражнение для дополнительной отработки изучаемой лексической темы:

  • зима;
  • посуда;
  • мебель;
  • овощи и фрукты;
  • домашние животные и пр.

Вы можете заменить картинки предметами: игрушками, спортивным инвентарём, предметами одежды и пр.

Задание

Вы показываете ребёнку картинку (предмет) и произносите слово. Если изображение и слово совпадают, малыш хлопает в ладоши, если нет — топает ногами.

Картинки можно показывать повторно.

Останавливайте игру, если заметили, что малыш потерял интерес или, напротив, чрезмерно возбудился (выкрикивает с места, не даёт вам договорить слово, стал суетлив и не собран).

Упражнение 5. Шпионские танцы

Развивать внимание можно по-разному. Например, во время весёлой детской дискотеки. Предложите ребёнку не обычные танцы, а шпионские. Договоритесь, что для танцевальных движений у вас будет свой шифр: каждое па кодируется какой-либо цифрой.

  • 1 — два прыжка;
  • 2 — покрутиться на месте;
  • 3 — три хлопка.

А теперь включайте музыку и командуйте. Вероятно, сначала ребёнку будет непросто. В таком случае подключите к словесным командам показ соответствующих движений. Постепенно малыш запомнит ваш шифр, и тогда успешность выполнения задания будет зависеть исключительно от детской внимательности.

Советы «Эврики»:

  1. Значительное влияние на формирование внимательности в детском возрасте играет питание. Благоприятное воздействие на работу мозга оказывает молоко и молочные продукты, свежие фрукты, овощи, зелень.
  2. Важно соблюдать режим дня. Активная работа (будь то работа физическая или умственная) должна чередоваться с отдыхом. Развивайте ребёнка, тренируйте его внимание и память, но только, пожалуйста, не переусердствуйте. Мозгу отдых требуется не меньше, чем мышцам.
  3. Для работоспособности детского организма необходим кислород. Регулярные прогулки на свежем воздухе помогут вам вырастить внимательного, собранного и усидчивого ребёнка, которому будет легко учиться в школе, выполнять задания учителя и осваивать новые для него науки.

Будьте внимательны к своему карапузу, наслаждайтесь родительством, и пусть оно будет счастливым.

До новых встреч!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Упражнения на внимательность — или как не упустить самое важное

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Стартуем с Успехом!

Недавно я выявил одну особенность, когда я расслабляюсь, и перестаю обращать внимание на разные мелочи, то часто упускаю очень важные моменты. Я пришел к выводу — надо тренировать свою внимательность!

Вы никогда не задавали себе вопрос, зачем нужно развивать внимательность? В любом возрасте это даст вам огромное преимущество. Вы станете лучше понимать людей и видеть те мелочи, которые другие не замечают. Это позволит принимать более правильные решения и проводить глубокий психологический анализ.

Изучите методики повышающие внимание до предела — читайте далее!

Развитое непроизвольное внимание поможет быстро сориентироваться в незнакомой ситуации и избежать опасностей. Прежде чем изучить упражнения на внимательность, очень полезно хорошо ее понять.

Внимание тоже бывает разным. Учимся различать.

  1. Непроизвольное внимание включается, когда происходит что-то странное или необычное. При резком появлении определенного раздражителя. Человек не ставит своей целью запомнить это. Все происходит само собой. Его также можно назвать вниманием подсознания, и оно во многом зависит от собственных установок. Резко пробегающее животное или необычная ситуация надолго может оставить след в вашей памяти.
  2. Произвольное внимание включается человеком самостоятельно, по своей воле. Оно четко завязано на действие второй сигнальной системы. Этот вид внимания включается сознательно и требует большей затраты сил. Люди прибегают к нему, когда нужно что-то запомнить или изучить.

Почему многое мы можем не замечать?

Давайте рассмотрим ряд свойств, которые напрямую влияют на внимание. Все они в совокупности дадут то свойство ума, которое мы понимаем как внимательность, так и невнимательность. Это относится как к взрослым, так и детям. Стоит лишь учесть, что у малышей, особенно на первом году жизни вторая сигнальная система еще недоразвита.

Те действия, которые даются взрослым легко, для детей могут быть практически невыполнимыми. Приведем простой пример. Если ребенок держит игрушку и ему предложить вторую, скорее всего, первую он просто тут же бросит и забудет о ней.

  • Объем. Он обусловлен качествами человека, заложенными природой. Его вполне можно и нужно развивать и усовершенствовать при помощи специальных упражнений.
  • Устойчивость – это характеристика, определяющая количество времени, которое человек может сосредоточиться на одной задаче и не отвлекаться.
  • Распределяемость – это количество операций, которые человек может делать в одно и то же время.
  • Переключаемость. Это способность очень быстро переключаться между совершенно разными задачами. Так, что создается впечатление, что одновременно делается много дел. Секрет в молниеносной переключаемости. Например, ученики могут слушать урок, конспектировать и параллельно общаться друг с другом.
    Водитель ведет машину, следит за дорогой, да еще и может параллельно разговаривать по телефону, хоть это и не приветствуется, конечно. Молодая мама может готовить, смотреть телевизор и параллельно развлекать своего малыша.
Читать еще:  Интересные пословицы о дружбе. Картотека (5 класс) на тему: картотека пословиц, поговорок, стихов о дружбе

Люди, которые занимаются творческим трудом, часто в обычной жизни довольно рассеяны. Это не удивительно. Как можно сосредоточиться на бытовых мелочах, если в уме идет напряженная работа с новыми идеями?

Отдельно остановимся на особенностях памяти пожилых людей. Не секрет, что с возрастом она может значительно ухудшиться и на это есть целый ряд физиологических причин. Но, если заниматься постоянными тренировками с юности, вполне можно избежать потери ясности и четкости сознания в пожилом возрасте.

Плохая память — это недостаток внимания. Запомните это, и в ваших руках окажется ключ, который поможет вам решить эту проблему.

Четыре самых эффективных упражнения для развития непроизвольного внимания.

Упражнение 1. Прогулка. Замечаем необычное.

Пройдите по знакомому маршруту особым образом. Заметьте те вещи и предметы, которые раньше видели лишь вскользь. Рассмотрите деревья и растения на клумбах.

Обратите внимание на максимальное количество незначительных мелочей. На то, какой краской окрашены заборы, сосчитайте количество люков на вашем маршруте и сколько поворотов необходимо пройти, окрашены ли бровки на бордюрах и какой они высоты.

Это упражнение тренирует наблюдательность и память.

Упражнение 2. Другие условия.

  • Помещайте предметы, которые вы видели, например, при свете в полумрак.
  • Понаблюдайте за вашими ощущениями при переходах. Что Вы чувствуете при переключении приятной музыки к ужасной какофонии? Примите контрастный душ и понаблюдайте за переключением зрения с одного объекта на другой.
  • Поэкспериментируйте со степенью действия раздражителя. Переход с пастельных красок на очень яркие цвета.
  • Что вы ощущаете, когда в тишину врывается очень громкий звук? Пробегите отрезок пути изо всех сил и остановитесь. Ощутите, как сердце начинает успокаиваться и кровь течь медленней по венам.

Упражнение 3. Сфера интересов других людей.

Отметьте, что интересует других людей, на что они обращают внимание, и как видят мир. Вы поймете, что видите лишь незначительную часть мира, остальное же просто ускользает.

Упражнение 4. Путешествие в прошлое.

Вернитесь в любую ситуацию прошлого. Постарайтесь вспомнить максимальное количество мелочей. Свои чувства и эмоции в тот момент.

Семь простых упражнений для развития произвольного внимания.

Для достижения результата от тренировок нужно:

  1. Сформировать психологическую установку — высокую степень готовности к действиям.
  2. Необходимо довести процесс до автоматизма. Это происходит в три этапа. Начинается со знакомства с действием и овладения элементами. Потом происходит объединение элементов в целое. Затем следует многократное повторение до результата.

Упражнение 1

На чистом листе бумаги карандашом начните рисовать линию. Ведите ее плавно и не спеша. Полностью сосредоточьтесь на ней. Заметили, что отвлеклись? Рисуйте пик и продолжайте. Хороший результат, когда за 3 минуты ни одного пика.

Упражнение 2

Называйте цвета слов при чтении. Это кажется очень простым, но без тренировки сделать сложно. Проверьте себя. Именно цвет слова, а не его написание.

Упражнение 3

Попробуйте читать вдумчиво. Не отвлекайтесь. Если поймали себя на этом, вернитесь снова к чтению. Полностью сконцентрируйтесь и попробуйте понять глубинный смысл книги.

Упражнение 4

Пусть чередование вдохов и выдохов станет центром вашей вселенной на 3-5 минут. Наблюдайте за процессом. Сконцентрируйтесь на своем дыхании.

Упражнение 5

В этом простом задании вам нужно всего лишь найти мужскую голову среди зерен кофе. И засечь время, за которое вы справились с задачей.

До 3 секунд. Правое полушарие развито отлично. До 1 минуты — хорошо. 1-3 минуты говорит о том, что обязательно нужно работать над собой.

Упражнение 6

При просмотре телевизора поставьте рядом часы. Наблюдайте за секундной стрелкой ровно 3 минуты. Не отвлекайтесь. Если с первого раза не получится, тренируйтесь! Это упражнение должно хорошо получаться как у ребенка, так и у взрослого.

Упражнение 7

Это упражнение можно делать в любом возрасте. Сосредоточьтесь и соедините точки с одинаковыми номерами глазами.

Упражнение 8

Нужно как можно быстрее найти числа от 1 до 35 на картинке.

В эзотерическом мире существует такое понятие как знаки. Они позволяют внимательным и наблюдательным людям получать подсказки от вселенной. Когда вы научитесь следить за изменением окружающего пространства, в обычный ход вещей будут нарушать определенные происшествия.

На них вы будете обращать особо пристальное внимание и удивляться. Вот именно это чувство — удивление, является опознавательным и главным признаком знака.

За сим спешу откланяться, с вами был Сергей Меньков, до новых встреч!

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/igry-i-uprazhnenija-na-razvitie-vnimanija.html
http://nii-evrika.ru/5-uprazhnenij-na-razvitie-vnimaniya-u-rebyonka-4-5-let/
http://start-for.ru/uprazhneniya-na-vnimatelnost/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector