Урок: «Образ Дины в новелле «Кавказский пленник

Урок: «Образ Дины в новелле «Кавказский пленник»

Урок: «Образ Дины в новелле

литературы гимназии № 000

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: — проследить за тем, как создается в новелле образ Дины;

— решить вопрос о роли Дины в произведении.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портрет ; репродукции, иллюстрирующие эпизоды, в которых появляется Дина; рисунки учащихся помещены на отдельный стенд.

1. Вступительное слово учителя.

Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи – действующие лица произведения.

Образ каждого персонажа автор создает при помощи особых приемов. И наша задача – научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное – понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении.

На предыдущих уроках мы наблюдали за тем, как созданы автором образы Жилина и Костылина. Сегодня же нам предстоит поработать над образом Дины.

2. Работа с текстом новеллы «Кавказский пленник». Одновременно учащиеся самостоятельно делают записи в тетрадях.

1). Вспомните, что помогает правильно охарактеризовать художественный образ? На что необходимо прежде всего обращать свое внимание в тексте?

2). Теперь давайте обратимся к тексту. Вспомните эпизод, в котором Дина появится перед читателем впервые /эпизод читается наизусть заранее подготовленным учеником/.

От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» до слов «глаз не спускает – смотрит».

— Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем?

/Дина показана глазами Жилина/

— О чем рассказывает ее одежда?

— Как характеризуют ее движения?

— Что вы можете сказать об отношении к ней отца, Жилина?

— Что важного открыл нам данный эпизод?

3). Давайте обратимся ко второму эпизоду.

От слов «Жилин на всякое рукоделие мастер был» до слов «бросит и убежит».

— Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? /они сдружились/

Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину?

/Они похожи; в них много общего. Вначале – любопытство, интерес к новому человеку. Затем — Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять. Еще одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу./

— О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода?

Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др.

4). А теперь давайте обратимся к 6 главе

/ побег Жилина; яма; татары озлоблены, не кормят/

Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите.

/ «Вдруг прямо ему на коленки…»/

-О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины?

/она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить/

-Почему она убежит, но потом вернется?

/узнала, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга/

-Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять?

/Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы, передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь же – притихла: «посидела, помолчала»./

-Чем этот эпизод отличается от двух предыдущих?

/ Диалог. Жилин и Дина стали понимать друг друга, они говорят(!)/

-Что нового узнаем о Дине?

/Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная./

-Как относится автор к Дине? Какие слова вы дают его симпатию к ней?

«глаза, как у кошки» / «глазенки, как звездочки»

«отпрыгнула, как коза» / «легко, как козочка»

руки / «ручонки. как прутики»

-Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала?

/Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала./

5). Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям. Как создается образ Дины в произведении?

/Толстой использует сравнения, описывая движения девочки. Именно движения выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создается портрет. Он звучит в произведении дважды, почти без изменения( «черные, светлые глаза»). Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной окраски.

Читать еще:  Десять известных российских музыкантов, умерших от инсульта. Какая продолжительность жизни у постинсультных больных

Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью./

В создании образов Жилина и Костылина писатель использует говорящие фамилии. Давайте обратимся к толкованию имени Дины (задание получено учеником заранее).

Ребята, вы помните, что новелла написана Толстым специально для детей. Я предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?»

/Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача художественного стиля – воздействие. посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности.

Но главное, что хотел показать : для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир./

— Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга?

Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини новеллы ?

Мы не прощаемся с этой девочкой. Я предлагаю вам дома написать письмо своему другу, рассказав о замечательной девочке из далекого кавказского аула.

Работа с текстом новеллы «Кавказский пленник». Одновременно учащиеся самостоятельно делают записи в тетрадях

Урок: «Образ Дины в новелле

Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Преподаватель русского языка и

литературы гимназии № 1528

Белянкина Светлана Васильевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: — проследить за тем, как создается в новелле образ Дины;

  • решить вопрос о роли Дины в произведении.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портрет Л. Н. Толстого; репродукции, иллюстрирующие эпизоды, в которых появляется Дина; рисунки учащихся помещены на отдельный стенд.

Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек. Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи – действующие лица произведения.

Образ каждого персонажа автор создает при помощи особых приемов. И наша задача – научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное – понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении.

На предыдущих уроках мы наблюдали за тем, как созданы автором образы Жилина и Костылина. Сегодня же нам предстоит поработать над образом Дины.

  1. Работа с текстом новеллы «Кавказский пленник». Одновременно учащиеся самостоятельно делают записи в тетрадях.

1). Вспомните, что помогает правильно охарактеризовать художественный образ? На что необходимо прежде всего обращать свое внимание в тексте?

взаимоотношения с другими персонажами

2). Теперь давайте обратимся к тексту. Вспомните эпизод, в котором Дина появится перед читателем впервые /эпизод читается наизусть заранее подготовленным учеником/.

От слов « Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» до слов «глаз не спускает – смотрит».

— Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем?

/Дина показана глазами Жилина/

  • О чем рассказывает ее одежда?
  • Как характеризуют ее движения?
  • Что вы можете сказать об отношении к ней отца, Жилина?
  • Что важного открыл нам данный эпизод?

3). Давайте обратимся ко второму эпизоду.

От слов «Жилин на всякое рукоделие мастер был» до слов «бросит и убежит».

— Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина? /они сдружились/

Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину?

/Они похожи; в них много общего. Вначале – любопытство, интерес к новому человеку. Затем — Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять. Еще одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу./

— О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода?

Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др.

4). А теперь давайте обратимся к 6 главе

/ побег Жилина; яма; татары озлоблены, не кормят/

Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите.

Читать еще:  Чеченские народные пословицы и поговорки. Чеченские пословицы и поговорки

/ «Вдруг прямо ему на коленки…»/

-О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины?

/она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить/

-Почему она убежит, но потом вернется?

/узнала, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга/

-Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять?

/Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы, передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь же – притихла: «посидела, помолчала»./

-Чем этот эпизод отличается от двух предыдущих?

/ Диалог. Жилин и Дина стали понимать друг друга, они говорят(!)/

-Что нового узнаем о Дине?

/Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная./

-Как относится автор к Дине? Какие слова вы дают его симпатию к ней?

«глаза, как у кошки» / «глазенки, как звездочки»

«отпрыгнула, как коза» / «легко, как козочка»

руки / «ручонки. как прутики»

-Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала?

/Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала./

5). Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям. Как создается образ Дины в произведении?

/Толстой использует сравнения, описывая движения девочки. Именно движения выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создается портрет. Он звучит в произведении дважды, почти без изменения( «черные, светлые глаза»). Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной окраски.

Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью./

В создании образов Жилина и Костылина писатель использует говорящие фамилии. Давайте обратимся к толкованию имени Дины (задание получено учеником заранее).

Ребята, вы помните, что новелла написана Толстым специально для детей. Я предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит Л. Н. Толстой образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа?»

/Перед нами произведение художественного стиля. Как мы помним, задача художественного стиля – воздействие. Л. Н. Толстой посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности.

Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир./

— Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга?

Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини новеллы Л. Н. Толстого?

Мы не прощаемся с этой девочкой. Я предлагаю вам дома написать письмо своему другу, рассказав о замечательной девочке из далекого кавказского аула.

Урок: «Образ Дины в новелле Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: — проследить за тем, как создается в новелле образ Дины; — решить вопрос о роли Дины в произведении. ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портрет Л. Н. Толстого; репродукции, иллюстрирующие эпизоды, в которых появляется Дина; рисунки учащихся помещены на отдельный стенд. ХОД УРОКА:
Вступительное слово учителя. Каждое произведение литературы – удивительный и прекрасный мир образов, красок и звуков. В центре этого мира всегда стоит человек.

Поэтому особое место в произведении всегда занимают персонажи – действующие лица произведения. Образ каждого персонажа автор создает при помощи особых приемов. И наша задача – научиться видеть их в тексте, с тем, чтобы составить о герое полное впечатление, научиться понимать его чувства и мысли, а главное – понять, какая роль отведена автором этому персонажу в произведении. На предыдущих уроках мы наблюдали за тем, как созданы автором образы Жилина и Костылина. Сегодня же нам предстоит поработать над образом Дины.
Работа с текстом новеллы «Кавказский пленник». Одновременно учащиеся самостоятельно делают записи в тетрадях. 1). Вспомните, что помогает правильно охарактеризовать художественный образ?

На что необходимо прежде всего обращать свое внимание в тексте? портрет Поступки Речь Взаимоотношения с другими персонажами Отношение автора 2). Теперь давайте обратимся к тексту. Вспомните эпизод, в котором Дина появится перед читателем впервые /Эпизод читается наизусть заранее подготовленным учеником/. От слов
« Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали» До слов
«глаз не спускает – смотрит». — Как описывается девочка в этом эпизоде? Что мы о ней узнаем? /Дина показана глазами Жилина/ — О чем рассказывает ее одежда? — Как характеризуют ее движения?

Читать еще:  На сколько хватает педикюра. Самая модная процедура - SPA-педикюр

— Что вы можете сказать об отношении к ней отца, Жилина? — Что важного открыл нам данный эпизод?

3). Давайте обратимся ко второму эпизоду. От слов
«Жилин на всякое рукоделие мастер был» До слов
«бросит и убежит». — Как развиваются взаимоотношения Дины и Жилина?

/Они сдружились/ Изменилась ли Дина? Почему она привязалась к Жилину?

/Они похожи; в них много общего. Вначале – любопытство, интерес к новому человеку. Затем — Дина почувствовала в Жилине искреннего, доброго человека, она стала ему доверять. Еще одно свело их – чувство одиночества: Жилин – пленник, Дина – сирота. Ей одиноко, она нуждается в ласке, понимании, заботе. Об этом не сказано прямо, но читателю дана подсказка: эпизод, где Дина качает на руках куклу./ — О каких чертах характера Дины мы узнаем из этого эпизода?

Дина отзывчива, умеет сопереживать, чувствовать боль, одиночество другого человека; она заботливая, добросердечная, помнит и ценит добро, отвечает тем же и др. 4). А теперь давайте обратимся к 6 главе /побег Жилина; яма; татары озлоблены, не кормят/ Как представлена в этом эпизоде Дина? Забыла ли она о друге? Прочтите. Вдруг Прямо ему на коленки…»/ -О чем вам скажет слово «вдруг»; смех Дины? /она радуется, что вновь видит Жилина и что ей удалось его удивить/ -Почему она убежит, но потом вернется?

/узнала, что грозит Жилину беда; она не могла бросить друга/ -Каково состояние Дины? Что помогает вам это понять? /Дина грустна, расстроена. Это можно понять, обратив внимание на глаголы, передающие движения девочки. Раньше она убегала, прыгала, смеялась, теперь же – притихла: «посидела, помолчала»./ -Чем этот эпизод отличается от двух предыдущих? /Диалог.

Жилин и Дина стали понимать друг друга, они говорят(! )/ -Что нового узнаем о Дине? /Она верный, преданный друг; готова прийти на помощь, пожертвовать собой; не бросит друга в беде; думает не о себе – о друге; чуткая, храбрая, решительная, предусмотрительная./ -Как относится автор к Дине?

Какие слова вы дают его симпатию к ней? «глаза, как у кошки» /«глазенки, как звездочки» «отпрыгнула, как коза» /«легко, как козочка» Руки /«ручонки.. , как прутики» -Объясните последнее предложение этого эпизода. Почему Дина так быстро убежала?

/Наступил час прощания. Это очень тяжело. Да и у Жилина времени мало. Дина это понимала./ 5).

Итак, давайте подведем итог нашим наблюдениям. Как создается образ Дины в произведении? /Толстой использует сравнения, описывая движения девочки.

Именно движения выдают внутреннее состояние Дины. Также автором создается портрет. Он звучит в произведении дважды, почти без изменения( «черные, светлые глаза»).

Однако в последнем эпизоде автор подбирает слова более эмоциональной окраски. Дина похожа на героинь народных сказок, прежде всего своей внутренней красотой, любовью, верностью и преданностью. / В создании образов Жилина и Костылина писатель использует говорящие фамилии. Давайте обратимся к толкованию имени Дины (задание получено учеником заранее).
3. Итог урока. Ребята, вы помните, что новелла написана Толстым специально для детей. Я предлагаю решить вам важный вопрос: «С какой целью вводит Л.

Н. Толстой образ Дины в свое произведение? Какова роль этого персонажа? » /Перед нами произведение художественного стиля.

Как мы помним, задача художественного стиля – воздействие. Л. Н.

Толстой посредством Дины воздействует на своих читателей. Повествование становится более теплым в эпизодах с девочкой. Именно она помогает Жилину бежать. Она может служить для нас примером верности и преданности.

Но главное, что хотел показать Л. Н.

Толстой: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, не зависимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир.

/ — Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга? Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини новеллы Л. Н.

Толстого? Мы не прощаемся с этой девочкой. Я предлагаю вам дома написать письмо своему другу, рассказав о замечательной девочке из далекого кавказского аула.

Преподаватель русского языка и Литературы гимназии № 1528 Белянкина Светлана Васильевна

Источники:

http://pandia.ru/text/80/136/30231.php
http://lib3.podelise.ru/docs/406/index-78777-1.html
http://soshinenie.ru/urok-obraz-diny-v-novelle-l-n-tolstogo-kavkazskij-plennik/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector