Габдулла Тукай

Габдулла Тукай

Габдулла Тукай – татарский поэт и прозаик, литературный критик и переводчик. Основоположник поэтической традиции нации, он внес вклад в развитие татарского языка. Последователями автора стали многие литераторы.

Портрет Габдуллы Тукая

Габдулла Тукай родился в деревне Кушлавыч 26 апреля 1886 года. Его отец умер, когда мальчик был младенцем, а спустя 4 года скончалась и мать, оставив ребенка круглым сиротой. Отчим не стал брать на себя обязанности по воспитанию Габдуллы и передал его на руки деду, мулле Зиннатулле. Жизнь мальчика была нелегкой. В те времена всему народу жилось непросто, поэтому лишний человек в доме означал непредвиденные и нежеланные расходы.

Дед нашел удачное решение, отправив внука в Казань в приемную семью. Мальчика приняли с теплом и добротой. Но через 2 года названные родители заболели и отправили Габдуллу восвояси. Дома его никто не ждал. Дед вновь пустился на поиски приюта для ребенка.

Габдулла Тукай в детстве

Постоянные переезды, нищета, отсутствие внимание и заботы сказывались на мировосприятии Тукая, который рос истощенным и болезненным. Кров ему решился предоставить крестьянин Сагди, живший в селе Кырлай. Он тоже был беден, но лишние руки в деревне всегда были к месту. От тяжелого физического труда здесь было не сбежать никому, и в детстве Тукаю приходилось много работать.

В 1895 Габдулла Тукай подался к тете в Уральск. Он нашел приют в доме купца Усманова. Юноша начал учиться, посещая мусульманскую школу. Он стал учить русский язык и демонстрировать способности в разных направлениях. Окружающие обращали внимание на его талант.

Габдулла Тукай в юности

В 19 лет Тукай сделал первые переводы на русском языке. Произведениями, над которыми он работал, оказались басни Ивана Крылова. Поэзия так увлекла молодого человека, что он стал переводить работы русских литераторов на татарский язык, знакомя публику с талантами великих поэтов и писателей.

В 1904 году работы Габдуллы были напечатаны в журнале «Новый век». Поначалу Тукай подражал арабско-персидским традициям в поэзии, но русская литература привнесла в его манеру новые черты. Сочинения Александра Пушкина и Михаила Лермонтова произвели на переводчика большое впечатление и вдохновили на поэтическое творчество. Несмотря на сложное детство, Габдулла Тукай считал себя счастливым и в свои произведения вкладывал самые позитивные и чувственные мотивы.

Содержание

Детство

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч. Отец — Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни Кушлауч Казанского уезда, Казанской губернии [2] , а мать — Мэмдудэ. Дед Габдуллы, Мухамедгалим, был муллой. Дед Зиннатулла служил муэдзином в Кушлауче, а позже по просьбе жителей Училе пошел муллой к ним [2] .

Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца. Позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, а потом — забрала обратно, однако вскоре умерла и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой [3] . После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили. В 1892—1895 годах его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауча.

Уральск

В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлились в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».

Читать еще:  Если не сцеживать грудное молоко. Видео: как правильно хранить грудное молоко. Нужны ли сцеживания

После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фике́р» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Укла́р» (Стрелы). Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.

В начале 1907 года Тукай покидает медресе «Муты́гия» (Тухватуллиных). Начинается его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины.

Казань

Осенью 1907 года Тукай приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») — Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).

К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым (1882—1912) и стихотворение, посвященное его памяти («Светлой памяти Хусаина», 1912), свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).

Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911—1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань — Уфа — Петербург. В Уфе он встречается с М.Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером.

Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань возвращается в начале августа. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.

Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало, как писал Горький, «от голода и чахотки» [4] . «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.

Читать еще:  С днем рождения дочке с 30 летием

6 интересных фактов из жизни Тукая: детство, дружба, путешествия и любовь поэта

Спустя 133 года со дня его рождения потомки продолжают изучать наследие поэта, просвещавшего татарский народ.

Фото: Город Казань KZN.RU

Шкатулка для старшей сестры на первый гонорар

Яркую фаянсовую шкатулку в виде пенька Габдулла Тукай подарил своей старшей сестре по отцу Газизе Забировой, когда получил первый гонорар.

Газиза сыграла важную роль в судьбе маленького Габдуллы. Он родился в Кушлауче, в раннем возрасте потерял родителей. После этого мальчик жил в разных приемных семьях – в деревнях Сосна, Учили, в Казани, в Кырлае. Узнав о мытарствах младшего брата, успевшего сменить не одну семью, Газиза попросила тетю взять Габдуллу к себе, в Уральск (Казахстан), где он впоследствии проживет 12 лет.

Сегодня сохранившиеся в хорошем состоянии шкатулку, а также камзол сестры Тукая и ее любимую чайную пиалу можно увидеть в Литературном музее, куда их передали потомки Газизы Забировой.

Дружба с Кариевым, Камалом, Амирханом

В Уральске Габдулла Тукай учится в медресе «Мутыйгия», которое сегодня назвали бы инновационным, продвинутым – здесь давали не только религиозное образование, но и светское. Интересно, что ученики носили форму джадитского медресе, приближенную к европейскому стилю. В музее Тукая в Казани представлена форма, которую воссоздали исследователи.

Преподаватель медресе Мутыгулла хазрат Тухватуллин оказал очень большое влияние на Тукая. Он заметил, что маленький шакирд пытается писать стихи, и научил будущего великого татарского поэта основам стихосложения. К слову, Тукай не окончил медресе, но очень много времени посвящал самообразованию.

Габдулла подружился с сыном своего учителя Камилем, которого можно назвать одним из первых татарских эстрадных певцов. Вместе с ним Тукай начинает издавать рукописные газету и журнал на татарском языке. Впоследствии они занимаются уже полноценными печатными периодическими изданиями: литературным журналом «Аль-гаср-аль-джадид» («Новый век»), сатирическим журналом на татарском языке «Стрелы».

Там же, в Уральске, Тукай подружился с Габдуллой Кариевым, который в будущем станет известным татарским артистом и основоположником татарского театра. Они дружили до последних дней жизни поэта.

Еще одним другом Тукая был драматург Галиасгар Камал. Именно он создавал иллюстрации к сатирическим произведениям поэта в журналах «Молния» и «Зарница», где публиковалась сатира на актуальные политические и социальные явления, а также к поэме Тукая «Сенной базар, или Новый Кисекбаш». Поэт был верующим человеком, в то же время он часто, как, например, в этой поэме, критикует за религиозный фанатизм, непросвещенность и необразованность некоторых татарских священнослужителей. Книга выходит очень большим тиражом даже для нашего времени, 6000 экземпляров, который раскупается буквально за месяц.

В казанском периоде жизни Тукая особую роль занимает дружба с Фатихом Амирханом. Он стал для него таким же наставником, как Мутыгулла хазрат в Уральске. Своими трудами Амирхан приобщает татар, в том числе Тукая, к мировой культуре, моде, современной литературе. Одной из работ Фатиха Амирхана стал эсперанто-татарский словарь, экземпляр которого со своим автографом он подарил Тукаю.

Произведения Тукая переведены почти на 40 языков

В Уральске Габдулла Тукай не только посещает медресе, но и учится в русской школе, где начинает заниматься переводами. Позже первыми произведениями, которые Тукай перевел на татарский язык, стали басни Ивана Крылова, 77 из которых будут изданы в Казани отдельной книгой. Помимо басен Крылова Тукай переводит произведения Александра Пушкина.

О том, какие книги читал Г.Тукай, можно узнать из его автобиографической повести «Что я помню о себе». Например, его интересуют религиозные книги – «Иман шарты» («Основы веры»), «Хафтияк» (седьмая часть Корана), «Рисали и Газиза» (предания о жизни исламских пророков и святых), произведения татарских просветителей, в числе которых Каюм Насыри. Он также читает Л.Н.Толстого и западных классиков – Байрона, Шиллера, Шекспира, чьи мотивы использует в своем творчестве. Тукай настолько любит литературу, что посвящает ей стихотворение, ставшее гимном книге. А Сара Садыкова, лауреат именной премии поэта, написала музыку на эти стихи («Книга»).

Читать еще:  Рейтинг мужских кроссовок для повседневной носки. Лучшие кроссовки для повседневной носки

Большое влияние на поэта оказала книга К.Д.Ушинского «Родное слово», по примеру которой Габдулла Тукай создает пособия для татарских медресе. До сих пор эти учебные пособия являются настольными книгами учителей.

Произведения самого татарского поэта переведены почти на 40 языков, над этим работали более 300 переводчиков.

Со своей большой любовью Тукай встречался всего лишь пять раз

Музой и вдохновительницей Тукая была Зайтуна Мавлюдова. Она родилась в небогатой семье в Чистополе, всегда тянулась к знаниям, читала газеты, журналы, записывала в блокнот понравившиеся стихи Габдуллы Тукая. Ее желанием было увидеть поэта вживую, узнать, кто же пишет такие красивые произведения. Она приезжает в Казань и встречается с Габдуллой Тукаем. На тот момент ей было всего 14-15 лет, а ему – 22 года.

Зайтуна Мавлюдова и Габдулла Тукай виделись всего пять раз, о чем повествует художественный фильм «Габдулла Тукай. Пять мгновений любви» и опера «Любовь поэта». Фильм основывается на воспоминаниях Зайтуны Мавлюдовой, которые она записала в 1944 году, после 30-летия со дня смерти Тукая. В литературном музее до сих пор хранятся блокноты возлюбленной поэта.

Зайтуна Мавлюдова окончила курсы при прогрессивном медресе, работала учительницей, а после смерти Тукая вышла замуж. Примечательно, что ее сын Атилла Расих удостоен премии имени Тукая за книгу «Ямашев».

Вечная спутница поэта – корзина

В литературном музее поэта хранится вечная спутница Тукая в его путешествиях – корзина. С ней он побывал в Астрахани, в гостях у своего друга и поэта Сагита Рамиева, ездил вместе с Галиасгаром Камалом в Нижний Новгород на Макарьевскую ярмарку, где выступала татарская театральная труппа. Также он ездил в Уфу, Троицк, поселок Гурьевка, Петербург и другие города.

К слову, в Петербург он прибывает по приглашению религиозного деятеля и философа, переводчика Мусы Бигиева, вместе с которым они хотели издавать в городе татарскую газету. Возможно, на решение Тукая поехать в столицу повлияла и смерть его друга Хусаина Ямашева, первого татарского большевика. Надо сказать, что к тому времени ухудшается самочувствие и самого Тукая – прогрессирует туберкулез легких.

Тогда друзья Габдуллы Тукая уговаривают его впервые обратиться к врачу. Он оттягивал этот момент, потому что считал, что больница – это последняя станция перед смертью. В Петербурге поэта осмотрел профессор Александр Поль. Он-то и диагностировал у Тукая очень серьезную болезнь и сказал, что ему осталось жить всего месяц. Впрочем, после постановки диагноза писатель прожил еще целый год.

Тукай никогда не был в Доме Шамиля

Свои последние дни Габдулла Тукай провел в больнице, где продолжал усердно работать. В Литературном музее экспонируются его последние письма Фатиху Амирхану, ответственному секретарю журнала «Ан» Зайнап Хасани и последние стихотворения «Слова Толстого», «Мәктәп» («Школа»).

Исследователи творчества Габдуллы Тукая считают, что татарский поэт никогда не был в Доме Шамиля, здании, где сейчас располагается литературный музей. Однако именно оно стало свидетелем прощания с поэтом, в последний путь на Юнусовской площади его провожали порядка 5-6 тысяч человек.

В музее экспонируется и посмертная маска поэта. Он стал первым татарином, кому ее сделали. Друзья Тукая объясняли: потомки будут устанавливать поэту памятники, скульптуры, писать картины, а для этого должен быть достойный образец. Посмертную маску сделали студенты медицинского факультета Казанского императорского университета. Позднее посмертные маски сняли и с Фатиха Амирхана, и с Галиасгара Камала.

Напомним, Литературный музей Габдуллы Тукая открылся после ремонта осенью 2018 года. Здесь появился интерактивный зал для детей, где они могут узнать о творчестве поэта через теневой театр, мультфильмы, раскраски. В литературном салоне проходят вечера, встречи, праздники, мероприятия, посвященные как Тукаю, так и его современникам. Робот, разговаривающий на трех языках, может провести экскурсию по экспозиции, посвященной поэту, а в Тукай-центре посетители могут познакомиться с произведениями великого литературного деятеля и увидеть их редкие экземпляры.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector