В творческой лаборатории Г. Р. Державина

В творческой лаборатории Г. Р. Державина

Многие выдающиеся русские писатели и литературоведы высоко ценили талант и литературное наследие Г. Р. Державина. Прислушайтесь к отдельным высказываниям.

«Некоторые оды Державина, несмотря на неровность слога и неправильность языка, исполнены порывами истинного гения. »

«Державин, со временем переведенный, изумит Европу, а мы из гордости народной не скажем всего, что мы знаем об нем. »

«Поэтическое «парение», достигающее у Державина такого подъема и взмаха, как, может быть, ни у кого из прочих русских поэтов, служит ему верным залогом грядущего бессмертия — не только мистического, но и исторического.

. Бессмертный и домовитый, Державин — один из величайших поэтов русских».

В. Ходасевич. «Державин»

«Вот уж подлинно глыба грубой руды с яркими блестками чистого, самородного золота. И таковы-то все анакреонтические стихотворения Державина: они больше, нежели все прочие, служат ручательством его громадного таланта. »

Интересны наблюдения исследователей в книге «Творчество Г. Р. Державина» (Материалы конференции.— Тамбов, 1993). Подумаем и мы над рассуждениями литературоведов.. .

    «В оде «Бог» вдохновение поднимает поэта, возвышает до божественного проникновения. Бог — это все: миры, Вселенная, бесконечное пространство и время. Человек перед Богом — это одна точка, а вся земная твердь — капля, «в море опущенна». И поэт ничто перед Богом, но Тот снабдил его вдохновенной возможностью знать жизнь и парить в небесах, и он уже «не ничто»! Поэта поднимает талант, вдохновение его обожествляет, над слабыми смертными возвышает его «слово». »

Прочитайте оду «Бог». Подумайте над высказыванием исследователя. Согласны ли Вы с ним?
Известно, что Державин-баснописец использовал пословицы в своих произведениях «Лисица и Зайцы», «Струя и Дом», «Медведь и Рысь», «Голуби», «Гуси» и др.

Как можно объяснить строку: . чтоб стен не разбивать своим безумно лбом («Медведь и Рысь»)? Он также использовал отдельные элементы народных афоризмов: . напрасно роем ров бессильным мы соседям («Лисица и Зайцы»), . помедлить бы Гусям хвалиться,/ Поколь весна не возвратится («Гуси»).

Встречали ли Вы пословицы в других произведениях Державина? Приведите примеры.

  • Исследователи утверждают, что «. образы из мира природы для Державина — отправная точка его философских размышлений о Боге, человеке, жизни и смерти, о смысле существования». Могли бы Вы подтвердить эту мысль на примере прочитанных самостоятельно произведений Державина?
  • Любопытны суждения литературоведов о роли света и цвета в поэзии Державина: «Державин — «цветовой» поэт»; «Интенсивность света и цветовая гамма значительно преобладает над звукописью его стиха. »; число использованных автором цветообозначений к определенному объему текста у Державина — 98, в сказках Пушкина — 74, в прозе Гоголя — 85.

    «Многие цветообозначения метафоричны (красножелта ряса-листва деревьев осенью; лиловые ковры-туманы. )»; «. Специфика державинской колористики заключается в чрезвычайном богатстве и разнообразии красок, тонов, полутонов, оттенков, цветовых смешений. В ней представлено все многообразие спектра. Так, власы у Державина желты, златы, златоструйчаты, коричные, черны, орехокурчаты, льну подобны, снегоблещущи; глаза (очи) — светлые, голубые, небесные и голубые, сафирны, сафирно-светлые, небесам подобны, черны, черно-пламенные. » и т. д.

    Понаблюдайте над использованием Державиным цвета и подготовьте рассуждение на эту тему.

    Вопросы и задания

    1. Что нового Вы узнали о Державине? Чем заинтересовала Вас личность поэта? Почему Державину пришлось покинуть губернаторство в Олонецкой и Тамбовской губерниях, хотя сделано им было там немало полезного?
    2. Какие произведения Державина Вам известны? Расскажите о них. Прочитайте их, покажите, как проявилось в них новаторство поэта.
    3. В чем пафос стихотворений «Властителям и судиям», «Памятник»? Против каких пороков выступает автор?
    4. Как Вы понимаете строки?
        .

    ..Доколь славянов род вселенна будет чтить.
    . В сердечной простоте беседовать о Боге
    И истину царям с улыбкой говорить.

  • Прав ли Державин, считая, что «памятник себе воздвиг чудесный, вечный»? Подготовьте рассуждение на эту тему, обратив внимание на то, что сам поэт относит к своим заслугам. 6. В чем видит автор долг «властителей и судий»?
  • Литература. 9 класс (1 часть)
    Памятник

    Памятник

    Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
    Металлов тверже он и выше пирамид;
    Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
    И времени полет его не сокрушит.

    Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
    От тлена убежав, по смерти станет жить,
    И слава возрастет моя, не увядая,
    Доколь славянов род вселенна будет чтить.

    Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
    Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
    Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
    Как из безвестности я тем известен стал.

    Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
    О добродетелях Фелицы возгласить,
    В сердечной простоте беседовать о Боге
    И истину царям с улыбкой говорить.

    О муза! возгордись заслугой справедливой,
    И презрит кто тебя, сама тех презирай;
    Непринужденною рукой неторопливой
    Чело твое зарей бессмертия венчай.

    В оде «Памятник» (1795) Державин поставил себе в заслугу то, «что первый. дерзнул в забавном русском слоге/ О добродетелях Фелицы возгласить,/ В сердечной простоте беседовать о Боге/ И истину царям с улыбкой говорить». Державин назвал здесь самые громкие свои произведения — оду «Бог», оду-сатиру «Фелица», с которой началась его слава, сатирические произведения и лирические сцены сельской жизни. Высокое в его поэзии встало рядом с низким, и поэзия вдруг оживилась, обрела невиданную дотоле выразительность, искренность и простоту.

    Державин преобразовал русскую поэзию и открыл перед ней новые дороги. Его стихи не могут оставить равнодушными и сегодняшнего читателя, потому что в них горит поэтический огонь, благодаря которому они доставляют истинное художественное наслаждение.

    В творческой лаборатории Г. Р. Державина

    Многие выдающиеся русские писатели и литературоведы высоко ценили талант и литературное наследие Г. Р. Державина. Прислушайтесь к отдельным высказываниям.

    «Некоторые оды Державина, несмотря на неровность слога и неправильность языка, исполнены порывами истинного гения. »

    «Державин, со временем переведенный, изумит Европу, а мы из гордости народной не скажем всего, что мы знаем об нем. »

    «Поэтическое «парение», достигающее у Державина такого подъема и взмаха, как, может быть, ни у кого из прочих русских поэтов, служит ему верным залогом грядущего бессмертия — не только мистического, но и исторического.

    . Бессмертный и домовитый, Державин — один из величайших поэтов русских».

    В. Ходасевич. «Державин»

    «Вот уж подлинно глыба грубой руды с яркими блестками чистого, самородного золота. И таковы-то все анакреонтические стихотворения Державина: они больше, нежели все прочие, служат ручательством его громадного таланта. »

    Интересны наблюдения исследователей в книге «Творчество Г. Р. Державина» (Материалы конференции.— Тамбов, 1993). Подумаем и мы над рассуждениями литературоведов.. .

      «В оде «Бог» вдохновение поднимает поэта, возвышает до божественного проникновения. Бог — это все: миры, Вселенная, бесконечное пространство и время. Человек перед Богом — это одна точка, а вся земная твердь — капля, «в море опущенна». И поэт ничто перед Богом, но Тот снабдил его вдохновенной возможностью знать жизнь и парить в небесах, и он уже «не ничто»! Поэта поднимает талант, вдохновение его обожествляет, над слабыми смертными возвышает его «слово». »

    Прочитайте оду «Бог». Подумайте над высказыванием исследователя. Согласны ли Вы с ним?

    Известно, что Державин-баснописец использовал пословицы в своих произведениях «Лисица и Зайцы», «Струя и Дом», «Медведь и Рысь», «Голуби», «Гуси» и др.

    Как можно объяснить строку: . чтоб стен не разбивать своим безумно лбом («Медведь и Рысь»)? Он также использовал отдельные элементы народных афоризмов: . напрасно роем ров бессильным мы соседям («Лисица и Зайцы»), . помедлить бы Гусям хвалиться,/ Поколь весна не возвратится («Гуси»).

    Встречали ли Вы пословицы в других произведениях Державина? Приведите примеры.

  • Исследователи утверждают, что «. образы из мира природы для Державина — отправная точка его философских размышлений о Боге, человеке, жизни и смерти, о смысле существования». Могли бы Вы подтвердить эту мысль на примере прочитанных самостоятельно произведений Державина?
  • Любопытны суждения литературоведов о роли света и цвета в поэзии Державина: «Державин — «цветовой» поэт»; «Интенсивность света и цветовая гамма значительно преобладает над звукописью его стиха. »; число использованных автором цветообозначений к определенному объему текста у Державина — 98, в сказках Пушкина — 74, в прозе Гоголя — 85.

    «Многие цветообозначения метафоричны (красножелта ряса-листва деревьев осенью; лиловые ковры-туманы. )»; «. Специфика державинской колористики заключается в чрезвычайном богатстве и разнообразии красок, тонов, полутонов, оттенков, цветовых смешений. В ней представлено все многообразие спектра. Так, власы у Державина желты, златы, златоструйчаты, коричные, черны, орехокурчаты, льну подобны, снегоблещущи; глаза (очи) — светлые, голубые, небесные и голубые, сафирны, сафирно-светлые, небесам подобны, черны, черно-пламенные. » и т. д.

    Понаблюдайте над использованием Державиным цвета и подготовьте рассуждение на эту тему.

    Вопросы и задания

    1. Что нового Вы узнали о Державине? Чем заинтересовала Вас личность поэта? Почему Державину пришлось покинуть губернаторство в Олонецкой и Тамбовской губерниях, хотя сделано им было там немало полезного?
    2. Какие произведения Державина Вам известны? Расскажите о них. Прочитайте их, покажите, как проявилось в них новаторство поэта.
    3. В чем пафос стихотворений «Властителям и судиям», «Памятник»? Против каких пороков выступает автор?
    4. Как Вы понимаете строки?.

    Развивайте дар слова

    1. Перечитайте тексты стихотворений Державина. Найдите в них восклицательные предложения (строки), риторические вопросы. Подумайте, что с их помощью достигается. Покажите это при чтении.
    2. Выучите наизусть стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник», подготовьте выразительное чтение, подчеркнув их пафос.

    Детский час

    для детей и родителей

    Навигация по записям

    Творчество Державина

    14 июля родился Гавриил Романович Державин (1743-1816), знаменитый русский поэт XVIII века, представитель классицизма, государственный деятель, министр юстиции (1802-1803).

    Блестящее образование юному Державину получить не удалось. Его первыми педагогами были церковники: дьячок да пономарь. Впоследствии – немец-каторжник, преподаватель частной школы. И, наконец, обучение в Казанской гимназии, окончить которую ему не представилась возможность. Юный Гавриил был вызван в Петербург в 1762 году и определен в Гвардейский Преображенский полк. Будущий поэт тянул лямку простым солдатом в течение десяти лет.

    Характер Гавриил Романович имел взрывной, неуживчивый, но сам он думал, что страдает «за правду». Что касается литературного творчества, то Державин считал, что занятие сие возможно лишь «в свободное от службы время», «от должностей в часы свободны». Тем не менее, по объему написанных произведений русский поэт относится к числу самых продуктивно работавших авторов.

    Творчество Державина, включающие элементы новизны, предстает перед современниками, в ином виде, нежели творчество его предшественников, главным образом, сочинителя од, Михаила Ломоносова. Это осознавал и сам поэт. В «выражении и штиле старался подражать г.Ломоносову… но, хотев парить, не мог выдерживать постоянно красивым набором слов свойственного единственно российскому Пиндару великолепия и пышности. А для того с 1779 избрал совсем другой путь».

    Этот «другой путь» он продемонстрировал, написав знаменитую оду «Фелица». Казалось бы, тоже хвалебная ода, но, наряду с пафосными настроениями, обычно доминирующими в оде, в ней присутствует острый социально-политический памфлет. Образ Фелицы – Екатерины добродетелен, но ей противопоставляются сомнительные фигуры ее «Мурз», «Пашей», в которых можно узнать различных представителей высшей придворной знати. «Мурзам твоим не подражая…»

    Нетривиален слог, которым написана ода — взятая из обычного обихода, знакомая, легкая, разговорная речь, противоположная высокопарной напыщенности од Ломоносова.

    «Фелица» была высоко оценена современниками.

    Восхваление Екатерины – это одна из тем, проходящих красной нитью в трудах Державина, но наряду с ней, четко проявляется и другой основной мотив его работ — тема остросатирического отношения к придворной знати, к боярам.

    Творчество Державина многогранно: в нем нашли отражение героические переживания его времени и класса, а также знакомый ему быт дворянской России. Идеал Державина – довольствоваться малым, придерживаться «умеренности» неприхотливого семейного обихода «бедного дворянина». Вразрез с этим совершенно не приемлемо для него восхваление «вредной роскоши вельмож».

    Творчество Державина сильно своей новизной и правдивостью. Поэт одержим необходимостью поведать о екатерининском времени: периоде баснословно пышных торжеств, «гремящих хоров», бесконечно радостной «светозарной» эпохи в жизни русского дворянства.

    Гавриил Романович повидал многое. Не его глазах разворачивалась пугачевщина. Он был свидетелем высоко взлетающих и стремительно падающих екатерининских временщиков. Да и сам он – то на «коне», то без него. «Я царь — я раб, Я червь — я бог».

    Противоречивый характер жизни Державин воспел в оде «Водопад». Что такое водопад? Это «алмазная гора», с «гремящим ревом» ниспадающая в долину. Ей очень просто «потеряться» в тени «глухого бора». Образ водопада сходен с жизненной судьбой одного из самых заметных деятелей восемнадцатого века «сына счастия и славы» — «великолепного князя Тавриды», Григо́рия Алекса́ндровича Потёмкина-Таврического. Но не только его. Образ водопада – это знамение времени, символ екатерининской эпохи.

    Произведения Державина, летописца своей эпохи, правдиво воссоздают характеры и противоречивые нравы XVIII века.

    «Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
    Державин и Петров героям песнь бряцали
    Струнами громозвучных лир».
    А.Пушкин

    Что бы не писал Державин — сборник «Старина и новизна», «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае 1774 года», «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная татарским мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге», «Водопад», «На рождение порфирородного отрока», «На смерть кн. Мещерского», «Ключ», оды «Бог», «На взятие Измаила», «Вельможа», «Снегирь» — все эти произведения обессмертили его. А.С.Пушкин писал: «Державин, со временем переведенный, изумит Европу».

    Творчество Державина до конца не изучено, научные изыскания еще ждут своего часа.

    Источники:

    http://tepka.ru/Literatura_9_Korovina/22.html
    http://niv.ru/doc/uchebnik/literatura-9-klass-1/pamyatnik.htm
    http://detskiychas.ru/persons/%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0/

    Читать еще:  Второе занятие по развитию речи подготовительная группа. Занятие по развитию речи в подготовительной группе
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector