Васильев вечер и Васильев день. Кесаретский поросенок. Еда, обычаи и гадания. История праздников — Васильев вечер. Календарь знаменательных дат. Публичная библиотека Новоуральского городского округа

Сценарий к Новому году: «Васильев вечерок по-ямщицки»

Сценарий новогодней интерактивной программы, где детей знакомят с традициями праздника на Руси: забавами и развлечениями, характерными для святочных дней (по старому стилю новый год приходится на 14 января — разгар святочных гуляний), угощением и приметами, элементами народного фольклора.

  • обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
  • познакомить с русским народным праздником Васильев вечер, обычаями, традициями;
  • расширять представления детей о жизни в старину;
  • познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках;
  • продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками;
  • создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • формировать историко-познавательную, культурно — эстетическую компетентность детей;
  • обучение игровым технологиям, культуре игры, ознакомление с традициями народных, календарных, обрядовых игр;
  • учить эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования и проявления;
  • расширение кругозора, повышение уровня знаний и эрудиции учащихся;
  • развитие познавательного интереса детей к истории своего края;
  • формирование устойчивого интереса к народному творчеству, к фольклору и быту русского народа, получение элементарных знаний славянской мифологии; воспитательные:
  • воспитывать уважительное отношение к укладу жизни, быту нашего народа;
  • воспитание эстетического сознания школьников.

Действующие лица: Гаврила -мужчина средних лет, хозяин ямской станции (XVII-XVIII век), Дуняша – его жена, Черт, баянист Егорий.

  • три костюма в народном стиле для Гаврилы, Дуняши и Егория;
  • костюм черта;
  • шапки животных – 20 (по количеству участников);

Реквизит и оборудование:

  • две корзины плетеные для шапок;
  • дрова (поленья) — 30;
  • валенки на палках — 6 штук;
  • чугунки со словами для загадывания — 2;
  • «солнышки» (круги поролона D 50см, обшитые желтой тканью -2;
  • пироги в форме поросят по количеству участников.

Раздаточный материал «Щедровки»(текст не авторский):

В День Васильев, самый лучший,
Пожелаем благополучья.
Был, чтоб следующий год —
Полон всяческих щедрот.

Сколько свечек, столько и овечек.
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья на долгие лета!

На счастье, на здоровье, на новое лето,

Роди, Боже, жито, пшеницу и всякую пашницу.

Уж дай Вам Бог, чтобы рожь родилась,

Сама в гумно свалилась,

Из полузерна пирог —

С топорище длины, с рукавицу ширины!

Чтоб гостей невпроворот

Было в доме целый год!

На столе всегда пирог.

Легких-легких вам дорог!

Выноси скорей,
Не морозь детей!
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько ёлок,
Столько и коровок!

Дай вареник!
Ложечку кашки,

Этого мало,
Дай кусок сала.

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем.

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой.

Уродись у вас овес,

Чтобы на два метра рос.

Уродись у вас пшеничка,

И горох, и чечевичка.

Летом спят, а зимой бегут. (Сани)

Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)

Идет Егорка – бела шубенка. (Снег)

Трескуч, ядрен, намостил мостен;

По дворам пробежал, все окна расписал. (Мороз)

Глянули в оконце — лежит белое суконце. (Снег)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

Я вода, да по воде же и плаваю. (Лед)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга) .

Действие происходит сначала на улице перед музеем (хозяйственная постройка XIX века, стилизованная под избуXVIII века) собираются дети. Выходит из избы баянист Егорий.

Хозяева, эй хозяева! Куда же они подевались, столько гостей здесь собралось, а Гаврилы с Дуней нет. Хозяин! Хозяйка!

Дуняша с Гаврилой выходят из избы.

Что раскричался-то, от дел отвлекаешь. От как много людей-то здесь собралось. Здравствуйте люди добрые. Поклон.

Какие дела-то у вас?

К празднику готовимся. Здравствуйте гости дорогие. Поклон.

А знаете ли какой праздник у нас впереди? Ответы.

А расскажите-ка, как вы готовитесь к новому году? Ответы.

Так ведь раньше-то все не так было. В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок и собирались-то они не просто так, а чтобы себя показать и на других посмотреть. Знаете ли вы, что новый год раньше по-другому назывался? А как? Возможные ответы.

Васильев вечер. 31 декабря — Васильев день – под покровительством святого Василия. Принято ходить друг другу в гости, а приходя, завсегда знакомятся, если кто-то не знает нового человека. Вот и мы сейчас с вами познакомимся.

Проводится знакомство с помощью игры «Солнышки». Баянист наигрывает веселую мелодию.

По окончании Гаврила бросает снежком в Дуню.

Ты что тут хулиганишь-то, гости ведь у нас.

Так и надо баловаться в праздник-то, на Василия-то. На баловство завсегда ходили ребятня и подростки. Уж что только не вытворяли и двери-то загораживали, и дрова-то растаскивали, и сено-то по двору раскидывали.

Могли даже двери водой облить, так уж из дому-то и не выберешься никогда.

Почему никогда, весной оттает. Только уж не приносили вреда тем, кому исправить чужое баловство будет тяжело, например, старикам да вдовам. Вот и у нас кто-то все дрова по двору растащил. Поможете нам? Давайте-ка их в поленницу положим.

Дрова, разбросанные по территории, участники собирают в одну поленницу. Баянист наигрывает задорную музыку.

Эх, какие разудалые собрались здесь девицы, да молодцы. Ровненько как уложили, бревнышко к бревнышку.

Эх, хорошо поработали, правда, Дуня. Но в народе говорили: «Лето для старания, а зима для гуляния!» А какие же гулянья в ямской слободе без скачек на лошадях.

Вот у нас тут, пара гнедых, на которых сейчас забег-то и устроим.

Проходят «Скачки». Баянист наигрывает.

Молодцы! И быстрые, и как лихо с конями-то управлялись.

Что ж, гости дорогие в дом проходите, не будем вас больше на морозе-то держать, будем праздник мы встречать.

Все заходят в музей (избу), участники усаживаются за столы. На столах самовары, сахар, чашки, пироги по количеству участников.

Проходите, да присаживайтесь. А знаете ли вы, что по домам-то ряженые должны ходить? А кем же они рядились? Возможные ответы.

Так давайте оденемся к празднику-то. У нас тут корзинка есть с нарядами-то.

С каждой стороны стола выбирает крайних участников одеть остальных.

И завсегда, приходя друг другу в гости, крестьяне поздравляли соседей, желали им здоровья и благополучия в новом году.

Правда и есть, войдя в избу, гость молился на иконы и обращался сначала к хозяину, а затем к хозяйке и другим домочадцам: «С Новым годом вас, с новым счастьем!». Пели щедровки.

Дуняша:
Щедровки — это обрядовые песни, поздравляющие и прославляющие семью — хозяина и хозяйку, их детей. Название свое они получили от Щедрого вечера, так еще называли новый год. И грамотных-то в деревнях не так много было, и передавались заклички эти из уст в уста.

Вот сейчас, кто из вас загадки мои отгадает – щедровочки и получит.

За загадки выдаем щедровки.

Как же хорошо спели-то, прям замечательно.

Конечно, мы не с пустыми руками ряженых-то встречаем, а пирогами со свининой их угощаем.

Читать еще:  Как купать грудничка в ванночке. Прислушайтесь к мнению педиатров и опытных родителей. Когда начинать купать

Пьют чай с пирогами, пока шумно, баянист наигрывает.

Ну что ж, гости дорогие, вы пока мест кушаете, да меня слушаете. Не случайно у нас пирожки-то на поросят похожи. Вечером всегда основным блюдом праздничного стола был поросенок. «На Васильев вечер свиную голову на стол!», – говорила пословица. Потому что Василий считается покровителем свиноводов. Поэтому свинина на столе была символом удачи и благоденствия в наступающем году: «чтоб земля хорошо родила, и скот был плодовитый». Вот вы, например, что сейчас в новогоднюю ночь делаете? Возможные ответы?

Неправильно вы все делаете! Ночью обязательно надо выйти в сад и потрясти плодово-ягодные деревья, да такие слова приговаривать: «Как отряхиваю я Гаврила белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!» Вы только не «Гаврила» говорите, а свое имя называйте, чтоб толк-то был, потому что Святой Василий Великий не только покровитель свиноводов, а, по народному поверью, еще и охраняет сады от червей и вредителей.

Есть и народные приметы, связанные и с ночью.

«Если небо ясное и звездное — будет богатый урожай ягод».

Святой Василий Великий празднуется на восьмой день Святок, в самый разгар святочных гаданий. «Загадает девица красная под Василья — все сбудется, а что сбудется — не минуется!» — говорили в народе. Может и мы с вами погадаем, как думаешь, Дуняша?

Конечно, погадаем, у меня уж и чугунки-то для гадания готовы.

(в чугунках записки со словами, которые участникам нужно будет объяснить остальным жестами и мимикой)

Какой Васильев вечер без гадания, ни один не упустит возможности узнать, что ему новый год припас.

Выходите-ка к нам по смельчаку с каждой стороны. Объяснить вам нужно будет, для своей команды, что в чугунке-то есть. Только не называть, а лишь показывать мимикой и жестами.

Пантомима. Команды угадывают предметы. Последний загадывают чеснок.

Гаврила:
Эх как все интересно получилось. Так вот что же ребят в новом году ждет.

Здоровье. Конечно, и мы всем вам желает здоровья в новом году.

Как же много здесь пухленьких, да румяненьких. Знатный ужин у меня сегодня будет.

Да мы тебя сейчас. На него замахивается кулаком. Черт уворачивается.

Да ладно тебе, не обижу я твоих гостей. Скучно ведь мне сидеть в подызбице-то. Поиграть уж больно хочется с кем-нибудь.

Точно не обидишь, обещаешь?

А то найдем на тебя управу.

Ой, как вкусно пахнет у вас здесь. Кушали что-то вкусненькое. А мне вот каждый раз после обеда спать хочется. А вам не хочется поспать? Знаете, как я со сном-то борюсь. Есть у меня хорошая забава. Чтобы лучше обед усваивался – надо гладить по животику правой рукой, а чтоб спать не хотелось – левой рукой постукивать по голове, а потом быстро меняем руки. Давайте-ка попробуем.

Ну что, провалились у вас пироги, пора бы подкрепиться.

А чем угощать-то будешь?

Не придумал еще.

Так на Василия-то принято было варить кашу, которая называлась Васильевщина. Собирались на посиделки и каждый, кто приходил в гости, приносил с собой немного крупы. Из всей получившейся крупы варили кашу, да обязательно следили за тем, как она готовится. Если вдруг каша полезет из чугунка — беда будет всему дому. Нехорошей ещё приметой считалось, если треснет горшок, где каша готовится. Если же случилась какая-нибудь из плохих примет — выбрасывают вместе с горшком в прорубь реки, если таковая окажется поблизости. Ну а если каша удалась – очень хорошо – год будет без несчастий больших и съедают кашу дочиста.

Ну каша, так каша. Разделимся на две команды. С каждой стороны по мешку с крупой и по ложке. Первый набирает в ложку и передает аккуратно следующему и так до самого горшочка, высыпаем и передаем ложку обратно. Выигрывает та команда, которая быстрей справится, да больше каши наварит.

Подводит итог по игре с кашей. Команды должны придумать интересное название каше.

Какие же ребятки (гости) все-таки здесь пу-у-ухленькие…поглаживает себя по животу.

Черт, ты же обещал не трогать гостей.

Обещанного три года ждут. А ты что же, обещанию моему поверил? Ха-ха.

Гаврила отводит черта в сторону. Разговаривает с ним. В это время:

Кто самая смелая тут, не побоится с Чертом-то справиться? Выходи-ка ко мне.

Отводит в сторону и шепчет так, чтоб было всем слышно.

Есть хороший обычай, чтобы нечистая сила не пробралась в дом, самая смелая девушка в Васильев вечер берет кочергу, садится на нее и три раза вокруг дома обегает. Так она защищает дом на весь год от всякой нечисти. Вот сейчас ты вокруг всех гостей так и пробежишь три раза, да смотри, чтобы черт тоже в круг попал. Посмотрим, как он потом запоет!

Что ты там, Дуня, шепчешь-то, что задумала, неладное небось?

Девушка обегает вокруг гостей и черта.

Ой, ой, что же делается-то. Моргает свет. Черт убегает.

Вот теперь вы узнали, как весело и интересно встречали новый год наши предки. Давайте же беречь и возрождать традиции народные, помнить веками накопленные знания, опыт.

Напоследок, мы желаем, чтобы счастье никогда не покидало ваши дома.

Участники встают в круг и передают два «солнышка» по кругу, звучит музыка. Как только музыка прекращается, те, у кого оказались «солнышки», выходят в центр круга. Две девицы друг другу кланяются, два парня братаются, парень с девушкой обнимаются. Расходятся по своим местам, музыка и передача продолжаются. Потом можно усложнить: передавать локоточками, коленочками.

Участники на валенках на палке верхом по 6 человек устраивают скоростной забег вокруг здания музея (100 м).

Крайний участник с каждой стороны стола подбегает к корзинке с шапками, берет одну любую, бежит к участнику своей команды и одевает, так до тех пор, пока не оденет всю команду.

Делимся на две команды. С каждой стороны по мешку с крупой и по ложке. Первый набирает в ложку крупу и передает аккуратно следующему и так до самого горшочка, высыпаем и передаем ложку обратно. Выигрывает та команда, которая быстрей справится, да больше каши перенесет.

Васильев вечер и Васильев день. Кесаретский поросенок. Еда, обычаи и гадания

Васильев вечер отмечается в ночь с 13 на 14 января. Васильев день (Коляда) — 14 января (по новому стилю). Васильев вечер и день — это Старый Новый год.

Василий Великий из Кесарии Каппадокийской

Васильев вечер и Васильев день — это зимние праздники, названные в память о Святом Василии Великом, который был богословом и архиепископом Кесарии Каппадокийской. Василий Великий родился в 329 (330) году в богатой знатной семье (отец — адвокат и преподаватель риторики) в городе Кесария в Малой Азии. В семье было десять детей, пятеро (и их мать Емилия) в дальнейшем были причислены к лику святых. Василий получил прекрасное образование. Он изучал риторику, философию, астрономию, математику, физику и медицину. Молодым человеком познакомился с Григорием Богословом и будущим императором Юлианом. Эти люди сильно повлияли на мировоззрение юноши. Василий посетил Афины, Константинополь, Иерусалим.

Во время крещения в реке Иордан произошло чудо: все увидели огненную молнию и голубя, который из нее вылетел, окунулся в воду, после чего устремился ввысь к небу. Некоторое время Василий жил и проповедовал в Иерусалиме, но сложные отношения с местным архиепископом вынудили молодого человека отправиться в пустыню и стать отшельником. Вернувшись к людям, Василий стал таким прекрасным оратором и церковным писателем, что заслужил почет и уважение. Он вел жизнь аскета. После возвращения на родину в Кесарию Василий основал два монастыря, сам написал их Устав. В возрасте 41 года он стал епископом Кесарии Капподийской. Ограничения и аскетический образ жизни сказались на состоянии здоровья, и через 8 лет Василий Великий умер. На погребение пришли христиане, язычники и иудеи. Церковь канонизировала Василия Великого, а 14 января во многих приходах — престольный праздник.

Читать еще:  Как относятся к геям в мире. «Глубинная неуверенность в своем мужском начале». У геев существует определённый стиль жизни

Святой Василий является покровителем свиноводства. В этот день на Руси было принято жертвовать церкви свинину и деньги, чтобы местное духовенство молилось святому о здоровье и упитанности свиней, увеличению их поголовья. Часть денег раздавалась нищим.

В Васильев вечер и день (14 января) исполняли новогодние песни-колядки, поэтому этот праздничный день еще называют «Коляда». У славянских народов праздник связан с началом нового годового цикла. У западных славян Каляду символизировал огромный сноп, который ставили в доме. Если в новогодний праздник с колядками приходили, то обязательно нужно было одарить гостей чем-нибудь вкусным, мелкими денежками, недорогими вещами. Обязательно угощали свининой или свиным холодцом. До сих пор сохранились некоторые шуточные присказки колядующих, например: «Кишку да ножки в верхнее окошко». В колядках желали, чтобы в новом году все были счастливы и здоровы. Пели и «засевальные» песни, которые сопровождали обряд рассыпания зерна (пшеницы, овса, ржи и др.) у порога дома.

В некоторых губерниях к Васильеву вечеру относились с опаской. Боялись, что в это время ведьмы могут не только скот испортить, но и месяц на небе спрятать, чтобы в темноте проще было бесчинствовать. Вера в охранительные кресты, которые смолой (мелом) писали на дверях и воротах, до сих пор сохранилась в народной традиции. К интересным обрядам Васильева вечера можно отнести катание на кочерге или на палке, символизирующей кочергу. Хозяйка должна была трижды «объехать» дом, чтобы оградить его от всех неприятностей.

Гаданиям в Васильев вечер народ доверял. Они считались самыми верными: «все сбудется, не минуется». Для многих гаданий заранее готовили «васильевский огарок», т.е. кусочек обожженной лучины. Для этого лучину зажигали печными углями и давали ей почти полностью прогореть. Затем от огня оставшейся части горящей лучины зажигали лампу или свечу и лучину тушили. Во время гадания огарком очерчивали себя одним или двумя охранительными кругами.

Было распространено и такое гадание. К столу подавали вареники с разными сюрпризами-символами: изюмом, монетками, бусинками, пуговицами и другими мелкими предметами. По ним гадали, что ожидает в новом году.

Как встретишь Новый год — так его и проведешь

В Васильев вечер люди поздравляют друг друга с праздником. Обязательно желают счастья, здоровья и благополучия. До революции в новогодних богослужениях были молитвы за здравие и благоденствие царя-батюшки и всего царствующего дома.

Садоводы в эту праздничную ночь должны были в сад выйти, чтобы яблони встряхнуть. Это сулило богатый урожай плодов. В Васильев вечер надевали новую одежду, чтобы весь год с обновками быть. Ели в эту ночь досыта, чтобы год голодным не был. И веселились, чтобы печаль и грусть на новый год не перешла: «Сосед к соседу шел на беседу». Но денег в этот день не одалживали, считалось, что тогда их целый год не будет хватать. Говорили: «Взаймы деньги давать — что волка накормить». Утром Васильевого дня (14 января) устраивались конные соревнования, на которых побеждал самый быстрый конь. К вечеру все празднество стихало.

Васильев вечер называли щедрым: «Ешь больше, проживешь дольше». Готовили для праздника много вкусной еды и столы накрывали по-праздничному. Тут были пироги с рыбой, мясом и сушеными грибами, ватрушки с творогом. А каких только рулетов не было! На стол ставили рыбу жареную, мясо тушеное и кутью. Ее называли «богатой, жирной кутьей, или жирнухой». К числу ритуальных блюд относилась и «васильева каша», символизирующая благополучие семьи. Ее подавали на завтрак Васильева дня. Во многих губерниях кашу обязательно варили до рассвета. Считалось, что «густая каша семьи не разгонит». Готовили ее с приговорами. Очень боялись того, что каша из горшка убежит. Еще хуже, если горшок треснет. Часть каши оставляли и бросали в воду «за здоровье». Существовал и обычай выбрасывать в прорубь невкусную или подгоревшую кашу, чтобы год не испортила.

Жареный поросенок

На Васильев день (ночь) на стол ставили целиком зажаренного поросенка, фаршированного крупой и украшенного бумажными цветами. Он назывался «кесаретский поросенок». Поросенка жарили целиком, подавали неразрезанным. Перед тем, как приступить к трапезе, хозяин трижды приподнимал блюдо с поросенком и произносил: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились». Жарили и колбасу, которую делали сами. Для этого свиные кишки набивали измельченными субпродуктами, смешанными с крупой. К столу выносили и запеченную свиную голову. Из свиных голов варили щи, которые сами ели и угощали гостей и соседей. До сих пор на Васильев вечер традиционно варят студень из свиных ножек. Все кости, оставшиеся после еды, нужно было отнести в свинарник. Это была жертва, которую приносили Василию Кесарийскому, покровителю свиноводства. А так как все боялись ведьм и чертей, которые в это время в свинарнике могли прятаться, то только самые смелые мужчины соглашались туда отправиться.

Рецепт жареного поросенка (с гречневой кашей). Сначала небольшого поросенка нужно выпотрошить, оставив голову и ножки. Потом обмыть водой, обсушить салфеткой и натереть солью или горчицей. Через час поросенка укладывают на противень так, чтобы он лег животом вниз с подогнутыми ножками. Его поливают растопленным маслом и ставят в горячую духовку. Как только кожа зарумянится, огонь уменьшают. Время от времени поливают поросенка выделяющимся соком. За это время варят рассыпчатую гречневую крупу. Ее смешивают с колечками поджаренного лука, нарезанными яйцами, сваренными вкрутую, и распаренными сухофруктами. Готового поросенка выкладывают на большое блюдо. Вокруг него кладут кашу. Эту праздничную еду можно дополнить квашеной капустой, зеленью и яблоками, которые запекают вместе с поросенком в течение последних 20 минут.

Ведьмочка.net

Наверняка у каждого из нас в детстве вызывал недоумение такой праздник, как Старый Новый год. Несмотря на это, любовь к нему не уменьшалась. У этого праздника существует еще множество названий — Щедрый Вечер, Маланья, Маланка, День святой Мелании, Васильева коляда, Васильевская ночь, Васильева кутья, Богатый вечер, Богатая кутья, Щедрец, Овсень, Авсень, Порезуха; День Маланки, День Василя, Обрізання. В Беларуси — Жирная кутья, Щедруха, Меланьи-желудочницы, Маланья толстая, Каза, Конiкi. Для православных же — это Васильев вечер. Отмечается Старый Новый год в ночь с 13 января на 14 января. Но как же так получилось, что у нас два Новых года?Ответ на этот вопрос мы предоставим в нашей статье. А также вы узнаете о том, как отмечали этот день наши предки.

Старый Новый год появился в результате того, что юлианский календарь был заменен на григорианский. В итоге получилось так, что Новый год стали праздновать на 13 дней раньше, то есть 1 января. Однако, православная церковь отказалась принимать новый календарь и по сей день отмечает этот праздник в ночь с 13 на 14 января. А в народе по этой причине закрепилось и название — Старый Новый год.

Щедрый вечер в православии или Васильев день

Помимо Старого Нового года, в православии этот день посвящен еще одному событию, а вернее человеку. Василию Великому из Кесарии Каппадокийской. Он родился в христианской семье и получил хорошее образование. В основном он вел аскетический и отшельнический образ жизни, посвящая все свободное время познанию Бога.

По возвращению в город, после уединения, Василий основывает два монастыря, а затем и вовсе становится епископом Кесарии Капподийской, но ненадолго, вскоре, через 8 лет он умирает как раз в первый день нового года по старому стилю.

Так как он многое сделал доброго для простого народа, Василий Великий заслужил уважение народа. Поэтому на похороны пришли не только христиане, но и язычники с иудеями. Православная церковь же канонизировала его образ, установив праздник в его честь. Все же образ празднования — традиции, приметы, обычаи и обряды, далеки от христианства, послушать даже песни-щедривки и можно в этом убедиться.

Читать еще:  Средство для кожаной куртки. Правила ухода за кожаной курткой. Полировка для кожаных курток и пиджаков

Традиции на Васильев день

Подготовка к празднику начиналась с того, что хозяйки готовили достаточно много различных яств, чтобы хватило угостить всех, кто придет в этот праздник в гости. при чем обязательно заготавливали много холодца, который предназначался для колядующих.

Как и сегодня, в щедрый вечер принято было колядовать. Но немного по-иному. Современные ребята посевают только утром. Но изначально было принято, чтобы ночью с 13 на 14 января девочки подростки щедровали, тем самым отгоняя злых духов из деревни, а уже утром мальчики. И это тоже не просто так, ведь в древности существовало поверье, что в Новый год первым гостем в доме должен быть именно парень. Тогда весь год пройдет в радости и счастье. Если же наоборот, первой войдет девушка, то беды не миновать. Основное отличие состоит еще и в том, что раньше угощали не только сладостями и дарили монеты, но еще гости должны были обязательно отведать блюда из свинины.

Помимо холодца, основным блюдом был обязательно поросенок. Это могло быть что угодно — главное, чтобы основным блюдом была свинина. Такой обычай скорее обусловлен тем, что Василий считался покровителем свиней.

Обязательно вся семья в этот день мылась и надевала все самые новые или просто чистые вещи. На столе также обязательно лежала новая скатерть.

Трапеза была обильная и богатая. Но Щедрым этот праздник называют не поэтому. В этот день готовилась особенная кутья, ведь в неё можно было добавить масла. А после праздничного ужина, весь народ старался посетить всех соседей для того, чтобы попросить прощения.

После того, как праздник отшумели и отгуляли, в каждом доме семьи собирались вместе для того, чтобы сжечь праздничный Дидух, то есть сноп сена. И его не просто сжигали во дворе, для этого разводили целый костер, в который бросали еще и старую одежду, различные вещи, которые по мнению хозяев приносят несчастья и многое другое.

Считалось, что в Васильев день вся нечисть выходит на Землю, оттого ночь с 13 на 14 прослыла страшной. Согласно поверьям нечисть вселяется в животных. Поэтому если во двор приблудилась чужая кошка или собака или еще кто, их старались тут же отогнать. А чтобы оградить свой скот от злых духов, его старались держать только в сарае. Также практиковался и такой обряд, с помощью которого хозяйки старались оградить дом от нечисти. Для этого они брали кочергу или простую палку, усаживались на неё как на метлу, и таким образом обходили дом три раза.

Во время щедрования вечером с девушками могли ходить и парни, но просто ради забавы. Так как помимо Васильева дня отмечался еще и праздник Меланки, то ребята устраивали небольшие представления, а один из них обязательно переодевался в женскую одежду и представлялся Меланкой. Остальные парни надевали различные маски и обязательно меховой кожух наизнанку, чтобы мех был наружу.

А для парней этот праздник был еще одной возможностью предложить замуж той даме, которая первый раз отказала. Попытать своего счастья, авось согласится?

Кашу на этот праздник нельзя было просто сварить, для этого существовал целый ритуал. Начинали готовить обязательно в два часа ночи. Самая старшая женщина в доме шла в амбар за крупой, а в это время старший мужчина отправлялся к колодцу за водой. Но пока не истопится печь, воду с крупой не трогали и продйукты все это время стояли на столе, более того, чтобы не было беды в доме к ним никто даже и не прикасался. Как только печь готова к использованию, звали всю семью и усаживали за стол. Женщина брала кашу и растирала, приговаривая:

«Сеяли, ростили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжой пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать»

После этого женщина берет сосуд с кашей и поклоняется всей семье и ставит крупу в печь. Как каша сварится, женщина вынимала её из печи со словами: «Милости просим к нам во двор со своим добром». И всей семьей рассматривали как она сварилась. Если каши получилось так, что не помещается в горшок, то это к бедам на весь год. Когда снимали ножом пенку, смотрели какого цвета каша, лучше всего, если она красного цвета, это к хорошему урожаю, счастью в доме и талантливой дочери. Хуже всего, когда во время варки лопнул горшок, это к несчастью во всем доме.

Приметы на Щедрый Вечер

  • Если утром на Васильев день пушистый иней на ветках — ждали, что в грядущем году уродится много меда. А вот если снег будет утром, то зима будет снежной и весна поздно наступит. Также сильные снегопады в этот праздник сулили богатый урожай. Также о хорошем урожае говорил и гололед на улице.
  • Как мы уже упоминали, раньше в этот день праздновали Новый год, поэтому часто говорили, что как проведешь этот, так и год пройдет, если весело — то и дальше также будет, если с тоской и грустью, то и год будет печальным.
  • Если же на Васильев день рождался ребенок, то ему сулили богатую жизнь.
  • Чтобы уберечь скот от напастей, обязательно на столе должно быть печенье в форме различных зверей.

Гадания на Васильев день

Одно из самых распространенных девичьих гаданий было на башмаке. Для этого девицы брали что-то из обуви и выбрасывали в окно. Затем тут же выходили на улицу и смотрели куда смотрит носок башмака, оттуда должен и появиться суженый. Если же носок смотрел на дом девушки, то в грядущем году свадьбы не будет.

Также ночью выходили на улицу и спрашивали первого встречного имя суженного. Соответственно какое назовут, так и будет звать будущего мужа. При этом лучше, если это будет мужчина, да еще и пьяный. Это сулило счастье в личной жизни. Кроме того, если первый встречный, независимо женщина или мужчина, будет очень красив, то и будущий супруг будет таким же.

А это гадание зачастую проводили уже семейные женщины. Для этого необходимо было взять хлеб по числу членов семьи и положить его в воду, а затем пальцем размешать все, приговаривая: “Кружись хлеб да вода, здесь вся моя семья. Если будет беда, разлучи хлеб вода.” Если к утру все кусочки вместе, то год пройдет также сплоченно и дружно, а если кто-то отбился, то этот член семьи или уедет, или того хуже умрет.

В гаданиях часто участвовали и члены семьи и животные. Примером служит следующее гадание. Для этого девушка заходила в любую из комнат первой и закрывала дверь. После неё кто-то из членов семьи запускал собаку.Если она сразу подбежит к гадающей, то ждет её неземное счастье в будущей семейной жизни. Плохо если собака начнет что-то вынюхивать, тогда муж будет ревнивым, жестоким и злым. Если же собака будет ласкаться к девушке, то будущий муж будет наоборот, очень ласковым, добрым и любимым.

Источники:

http://rosuchebnik.ru/material/vasilev-vecherok-po-yamshchitski-2931/
http://www.podmoskovje.com/vasilev-vecher-i-vasilev-den-kesaretskij-porosenok-eda-obychai-i-gadaniya/
http://vedmochka.net/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector