Важность патриотического воспитания в школе. Патриотическое воспитание в средней школе

Патриотическое воспитание в школе.

Значение патриотизма и гражданственности в РФ.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание в школе.»

Российская земля — край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.

Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.

Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Воспитание гражданственности и патриотизма — это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно — профессия защитника Отечества. Воспитание — работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью.

Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно тонким делом. Системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как об источнике народной мудрости Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят

деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников.

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.

В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы.

Усилия учителей, классных руководителей, педагогов — организаторов должны быть направлены прежде всего на обогащение учащихся знаниями, относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности.

Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте.

Для этого используются экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему «Мой край», различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только получить новые знания о истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими. Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Здесь помимо уроков русского и родного языка, а так же уроков истории, проводятся различные утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы,23 февраля. Нельзя забывать так же о интеллектуальных и развивающих играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн, тесном общении с ними.

Читать еще:  Средства для роста ресниц. Рецепт натуральной туши на растительной основе

Первоочередными задачами школы является:

1. Необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание.

2. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности.

3. Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений.

4. Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий «Отечество» и «Государство», не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.

5. Эстетическое воспитание, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания.

Все выше изложенное приводит, нацеливает на непосредственное взаимодействие всех субъектов учебно –воспитательного процесса, а именно: школы, семьи и общества.

Патриотическое воспитание школьников в нашей школе — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

В нашей школе сложилась определенная система работы по данному направлению. Используются такие формы и методы работы:

традиционный месячник военно – патриотического воспитания

(конкурсы сочинений, рисунков «Страна, в которой мне хотелось бы жить», «Наша Армия родная», конкурсы стихотворений; тематические вечера-встречи с ветеранами войны и труда, конкурсы «Солдатушки – ребятушки», спортивные состязания «Вперед, мальчишки», акция «Посылка солдату» и «Письмо солдату»)

организация сотрудничества с городским военкоматом (проводятся беседы с учащимися);

встречи с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне;

Стали традиционными мероприятия посвященные Дню конституции, Дню России, Дню согласия и примирения:

тематические классные часы (« Конституция ООН о правах ребенка и 200 лет института омбудсмена», «Александр Невский – личность нации»

устные журналы «Конституция – основной закон нашей страны» для учащихся 5-11 кл. и «Что такое конституция» для учащихся начальных классов.

шефская помощь ветеранам ВОВ, труженикам тыла, инвалидам и пожилым людям;

игра – путешествие «В страну вежливости и доброты» и звездный час «Мой край родной»

Все мероприятия направлены на развитие у учащихся патриотических чувств и сознания, способствуют воспитанию личности гражданина-патриота Родины, готового встать на защиту государственных интересов страны. Особенно важной является тема Великой Отечественной войны. Она постоянно находится в центре внимания на классных часах, беседах классных руководителей со своими воспитанниками.

В школе проводятся мероприятия, посвященные Дню победы в ВОВ:

Торжественные линейки, посвящённые Великой Победе.

Встречи учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны ( 5-6 кл)

Устные журналы «И помнит мир спасенный», посвященные Великой Победе

Тематические классные часы «Никто не забыт, ничто не забыто».

Конкурс плакатов «Этих дней не смолкнет слава…» (5 – 11 классы).

Конкурс рисунков «Война глазами детей» (1-4 классы).

Конкурс чтецов «Строка, оборванная пулей…» (1-4 классы).

Брейн – ринг «Жизнь замечательных людей», посвященный героям ВОВ (10 – 11 классы).

Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет.

Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни.

Патриотическое воспитание в школе

Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотичный – проникнутый патриотизмом.

«Словарь русского языка» С. И. Ожегова.

Читать еще:  “Огненный пояс” Земли: Пробуждение…. Огненное кольцо – рост сейсмической активности

Патриотическое воспитание детей и молодежи становится одной из самых актуальных проблем современности. Резкие колебания социальных и нравственных ориентиров в стране, изменения ценностей и отсутствие стабильности в обществе показали негативные результаты. Понятие «патриотизм» приобрело расплывчатые рамки. Еще каких-то двадцать лет назад быть патриотом было, по меньшей мере, непочетно. Сегодня ситуация заметно стабилизируется. Правительство и Министерство образования РФ видит патриотическое воспитание в школе, как одну и главных задач образования детей и молодежи.

Патриотическое воспитание в школе. Цели и задачи

Период обучения в общеобразовательной школе представляет собой вполне внушительный отрезок времени. В школе ребенок проходит долгий путь из дошкольного детства до полноценной зрелости. Именно поэтому перед школой стоят непростые задачи, стать не просто учебным заведением, но полноценным социальным институтом, воспитывающим нравственную гармоничную личность. Патриотическое воспитание – не каприз государства . Это необходимое условие для воспитания достойных членов нашего будущего общества.

Будучи полноценной многоплановой образовательной деятельностью, патриотическое воспитание включает в себя несколько аспектов (целевые, социальные, функциональные, организационные).

Цель – реализация государственной политики в области патриотического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы.

Патриотическое воспитание детей в начальной школе

? Патриотическое воспитание начинается не в школе . Рождаясь в семье, оно развивается в детском саду. Учителя начальной школы лишь принимают эстафету, продолжая прививать своим ученикам любовь к Родине и Отчизне.

Уже в младших классах дети способны понимать, что значит любить свой народ, ощущать себя его частью, гордиться его историей, чувствовать ответственность за будущее своей страны. Задача учителя начальных классов правильно организовать патриотическую воспитательную деятельность, спланировать мероприятия, учитывая не только культурно-исторические традиции своей страны, но и того региона (республики), где проживают учащиеся. Патриотическое воспитание органично вплетается в образовательную программу (уроки литературы, истории, русского языка, труда, ИЗО, музыки), но важнейшим инструментом являются внеклассные мероприятия. Цель таких мероприятий – окунуть детей в историю, культуру их народа, формирование у них таких качеств, как любовь к Родине, милосердие, толерантность. Учащиеся начальной школы еще достаточно восприимчивы к усвоению национальных культурных ценностей, и это следует учитывать в полной мере.

Если говорить об эффективных формах патриотического воспитания младших школьников, то к ним относятся такие нестандартные формы, как:

Принцип интеграции в современном образовании занимает ведущие позиции. Он предполагает объединение нескольких предметов общей идеей или тематикой. Так тема «Семья и быт в древней Руси» проходит единой нитью через такие предметы, как русский язык, литературу, историю, музыку, изобразительное искусство .

К эффективным средствам также относятся дидактические методы и приемы. В начальной школе эти приемы применимы на уроках изобразительного искусства (изображение эпох, символов, имитация стилей декоративно-прикладного творчества).

Патриотическое воспитание старшеклассников

Воспитательная деятельность в старших классах несколько отличается от начальной школы. Пример и воспитательные методы уступают место темному взаимодействию педагога и учеников в совместной деятельности. Такое взаимодействие направлено на воспитание у старшеклассников патриотических чувств и гражданского сознания. Наиболее успешной формой патриотического воспитания является внеклассная деятельность, которая может сочетать разные виды деятельности.

Неформальная обстановка, дружеская атмосфера и позитив положительно влияют на учащихся-подростков. Такая работа помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого из учащихся, которые не всегда заметны педагогу на уроке. Включать старшеклассников в различные школьные мероприятия правильно и полезно. Это обогащает их личный опыт. Патриотизм тесно переплетается с духовно-нравственным и трудовым воспитанием, поэтому решая одну задачу, помогаем в решении других.

Важное педагогическое условие патриотического воспитания подростков – наличие программно-методического обеспечения. Должна быть разработана (желательно, педагогом) программа по патриотическому воспитанию учащихся старших классов, направленная на формирования и у них сознания, чувства верности своей Отчизне, готовности к выполнению своего гражданского долга, укреплению дружеских отношений к народам Российской Федерации.

Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе

Внеклассная образовательная деятельность – основная форма патриотического воспитания в общеобразовательной школе. Цель проведения внеклассных мероприятий в том, чтобы дать учащимся возможность осмыслить значимость определенных исторических событий в жизни нашей страны и ее народа.

Школьные мероприятия могут иметь следующие формы:

  1. Праздник (концерта);
  2. Тематический урок;
  3. Экскурсии к памятным местам или монументам;
  4. Конкурсы (внутри класса и между классами);
  5. Тематические выставки;
  6. Организация школьного музея и музейные уроки;
  7. Открытые уроки;
  8. Тематические классные часы;
  9. Показ патриотических и документальных фильмов.

Система патриотического воспитания в школе. Из опыта работы

Автор: Копжасаров Берик Галымжанович, преподаватель-организатор НВП КГУ «Средняя школа №39» акимата города Усть-Каменогорска.
Описание: гуманизация современного образования, обращение к личностно- ориентированной педагогике, появление вариативных программ и технологий потребовали перевода учителей и воспитателей на новый уровень взаимодействия с детьми, овладения педагогами новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями, специальной дополнительной подготовки педагогических кадров к работе по патриотическому воспитанию старшеклассников.
Таким образом, налицо существенное противоречие между педагогической необходимостью формирования ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания школы и недостаточными педагогическими условиями.
Педагогическое решение этой проблемы в школьном коллективе, как показывает анализ передового опыта обучающих и воспитывающих систем, в первую очередь, лежит в педагогическом осмыслении социально-психологической и педагогической значимости процесса патриотического воспитания учащихся.
Я как преподаватель-организатор начальной военной подготовки КГУ «Средней школы №39» вижу основную и частную проблему моего проекта исследования.
С учётом этого была выбрана тема проекта: « Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания общеобразовательной школы»

Читать еще:  Выход на пенсию: все, что нужно знать будущему пенсионеру. Страховой (трудовой) стаж

Назначение: обмен опытом патриотического воспитания школьников.

Цель: разработка системы формирования ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания.
Задачи:
исследовать способы формирования ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания общеобразовательной школы в рамках учебного предмета Начальная военная подготовка;
проанализировать результаты работы;
сформулировать выводы;
разработка рекомендаций.

Теоретической основой исследования являлись: общетеоретические направления в изучении патриотизма, патриотического долга, гражданской позиции, представленные в трудах А. Анфилова, Т.А. Беляева и др.; аналитические материалы о духовно-нравственной культуре как результате процесса патриотического воспитания учащихся в ходе осуществления учебно-воспитательной работы, содержащейся в трудах В.Г. Ананьева, А.С. Макаренко и др.; концептуальные положения в изучении и воспитании патриотизма у учащихся в трудах В.И. Лутовинова и др.

На первом этапе поисковом — изучалось современное состояние проблемы, уточнены понятия «патриотическое воспитание», «казахстанский патриотизм», «ценностные ориентации»; разработаны критерии, показатели ценностных ориентаций старшеклассников; определён исходный уровень сформированности ценностных ориентаций старшеклассников.Место и роль преподавателя-организатора НВП в процессе формирования ценностных ориентаций старшеклассников в системе патриотического воспитания.

Ф. И. ___________Возраст__________Пол_____________

Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие предложенные вопросы и задания.

I. Считаете ли вы себя патриотом?
1. да
2. нет

3. частично
4. не знаю

II. Кто на Ваш взгляд в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств:
1. школа 3. окружающие люди, друзья 5. органы власти
2. родители 4. СМИ 6. другое____________________

III. а) Как Вы для себя определяете понятие «патриотизм»?
_______________________________________________________________

III. б) По каким признакам или высказываниям Вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
1. национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;
2. непримиримость к представителям других наций и народов;
3. интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины –Казахстана;
4. бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее благо или спасения.
5. любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
6. стремление трудится для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;
7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;
8. Патриотизм это лишь романтический образ, литературная выдумка.
9. Другое_____________________________________________

III. в) Если Вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина Вашего непонимания?
1. нет желания;
2. нет возможности;
3. считаю это не актуальным.

IV. Перед вами список индивидуально – психологических характеристик и жизненных ценностей человека.
1. Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот.(нужное подчеркните)
2. Определите по 10 бальной шкале, на сколько эти качества и ценности сформированы у Вас.
— активная деятельная жизнь_____________
— жизненная мудрость___________________
— здоровье(физическое и психическое)_____
— интересная работа_____________________
— красота природы и искусства____________
— любовь(духовная и физическая)_________
— материальное обеспечение жизни________
— наличие хороших и верных друзей_______
— общественное признание_______________
— познание(образование, кругозор) ________
— продуктивная жизнь ___________________
-развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование)________________________
— развлечения _________________________
— свобода(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)_______________
— счастливая семейная жизнь_____________
-счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечество в целом)___________________
— творчество (возможность творческой деятельности)__________________________
— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий)_____
— аккуратность (чистоплотность)____________
— воспитанность (хорошие манеры)_________________
— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) ____________
-жизнерадостность_______________________
— исполнительность______________________
— независимость_________________________
— непримиримость к недостатком в себе и других_____
— образованность_________________________
-ответственность (чувство долго, умение держать слово)___________
-рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)__________________
-самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)____________
-смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов____
-твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) _____________
— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) _______
-широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)_____
— честность (правдивость, искренность) _____
-эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)_______________
— чуткость (заботливость)_____________

V.Отметьте что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

1. умение ценить настоящую дружбу;
2. готовность помочь другу в трудную минуту;
3. взаимопонимание;
4. честность, порядочность, принципиальность;
5. приятная внешность;
6. хорошие манеры;
7. умение модно одеваться;
8. сила воли;
9. смелость;
10. решительность;
11. интерес, знание литературы, искусство, музыка
12. интерес к политике;
13. наличие фирменных вещей, дисков и т.п.
14. наличие денег на всякие расходы;
15. способности.

VI. Из предложенных вариантов ответов, выберите тот, который в наибольшей степени выражает Вашу точку зрения:
1. Я люблю, когда другие люди меня ценят;
2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.

VII. Закончите предложения.
1. Каждый из нас верит.
2. Каждый из нас имеет…
3. Каждый из нас готов…
4. Подвиги героев заставили нас задуматься…
5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…
6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…
7. Быть достойным гражданином своей страны значит быть…

Источники:

http://multiurok.ru/files/patrioticheskoe-vospitanie-v-shkole.html
http://vospitanie.guru/patrioticheskoe/vospitanie-v-shkole
http://ped-kopilka.ru/blogs/berik-galymbaevich-kopzhasarov/sistema-patrioticheskogo-vospitanija-obscheobrazovatelnoi-shkoly.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector