Венская школа. Композиторы венской классической школы

Тема 9. Венская классическая музыкальная школа

Венская классическая школа – творческое направление, сложившееся в Австрии во второй половине XVIII – первой четверти XIX вв. К нему принадлежат три великих композитора – Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л. ван Бетховен. Каждый из них обладал яркой творческой индивидуальностью, которая определяя и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности музыкального языка. Так, в музыке Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, ведущую роль играют жанрово-бытовые элементы; у Моцарта особенно выделяется лирико-драматическое начало; главенствующая черта музыки Бетховена – героический пафос борьбы, преодоления, победы.

Становление венской классической школы приходится на время бурного развития немецкого и австрийского просветительства. Переживает свой расцвет немецкая поэзия, возникает художественная критика, достигает высокого развития философия. Крупнейшие художники и мыслители эпохи – Гердер, Гете, Шиллер, Лессинг, Кант, Гегель – выдвигают новые гуманистические идеалы. Многое из их эстетических идеалов, в частности, провозглашенный Руссо лозунг свободы и естественности, нашли воплощение в творчестве композиторов венской классической школы. На творчество Бетховена неизгладимое влияние оказали идеи Великой французской революции.

Композиторы венской классической школы унаследовали достижения так называемой ранней венской школы, виднейшими представителями которой были Вагензейль, Монн, Муффат, Стартер. Непосредственным предшественником венской классической школы был К.В.Глюк. Он начал свою оперную реформу в Вене и в своих парижских операх в основном остался верным венской традиции. Глюк создал оперное искусство мирового значения, повлиявшее на все последующее развитие европейской оперы.

В числе важнейших музыкальных истоков венской классической школы – народная музыка. Население Австрии было многонациональным. В его состав помимо австрийских немцев входили также венгры, чехи, словенцы, обладавшие своей самобытной музыкальной культурой. В Вене встречалась народная музыка всех этих национальностей. Композиторы венской классической школы впитывали элементы их искусства, которые образовывали в творчестве характерный австрийский «сплав».

Композиторы венской классической школы по существу обобщили весь предыдущий опыт мирового музыкального искусства. На этой основе и при сохранении главенствующей роли немецкого и австрийского национального элемента они выработали поистине универсальный язык. Композиторы венской классической школы осуществили чаяния передовых мыслителей и музыкантов эпохи – Гердера, рассматривавшего музыку как искусство человечества, Глюка, который признавался, что хотел бы писать музыку, понятную всем людям.

Музыкальному языку композиторов венской классической школы свойственны красота, ясность, выразительность. Сравнительно с музыкой предклассического и раннеклассического периода их ритмика более естественна, непринужденна, разнообразна и характерна. Одна из важных новых черт музыкального языка представителей венской классической школы – четкое членение музыкальной ткани ни относительно краткие построения, строгого рода выразительные ячейки, отвечающие иному структурному принципу.

Венская классическая школа принесла с собой огромное обогащение гармонии. Если предшественники применяли по преимуществу аккорды трех основных функций, то представители венской классической школы широко используют и другие созвучия мажорной и минорной систем, что знаменует возвращение на новой ступени к богатству гармонического языка Генделя и Баха. Они свободнее используют диссонансы, хроматизмы. Высокого развития достигает у них искусство модуляции. Ими применяются хроматические, энгармонические модуляции, неожиданные гармонические повороты, особенно часты у позднего Гайдна и Моцарта.

Опираясь на богатства народно-песенного искусства, представители венской классической школы пришли к новому пониманию мелодии, ее функций и возможностей. Именно с периодом венской классической школы связано утверждение музыкальной темы не только как носителя определенной выразительности, но и как художественного образа, заключающего в себе богатые потенциальные возможности развития.

Композиторы венской классической школы достигли высочайшего мастерства в области тематического развития, разработки, используя самые различные приемы – изменение тональности, гармонизации, ритма, элементов мелодии и т.п., но особенно характерно для них расчленение темы на отдельные мотивы, которые сами подвергаются различным преобразованиям и по-разному комбинируются друг с другом.

Основной и наиболее характерной для венской классической школы музыкальной формой является сонатное аллегро. Хотя его становление началось значительно ранее, именно композиторы венской классической школы внесли решающий вклад в область формирования сонатного аллегро и создали подлинно классический тип этой формы. Ведущим принципом созданного ими сонатного аллегро является контраст и последующее его смягчение, приведение к единству.

Сонатное аллегро композиторов венской классической школы является ведущим принципом многочастных инструментальных форм. В их творчестве складывается тип четырехчастного сонатно-симфонического цикла – с медленной лирической второй частью, менуэтом или скерцо в качестве третьей части и оживленным, часто рондообразным финалом.

Читать еще:  Поделка для мамы на 8 младшая группа

Цикл этот лежит в основе крупных инструментальных сочинений композиторов венской классической школы – симфоний, различных камерных ансамблей, получивших названия по их составу (трио, квартеты, квинтеты и т.п.), сонат для инструментов соло и с сопровождением. Лишь классический концерт строится как трехчастный цикл – в нем отсутствуют менуэт и скерцо. В остальном отклонения от вышеизложенной схемы встречаются редко.

Сонатно-симфонический цикл, представляющий собой логически стройное и целесообразное объединение частей, послужил основой наивысших достижений композиторов венской классической школы в области инструментальной музыки. В этих крупных инструментальных сочинениях, выражающий большое жизненное содержание, они поднялись на высочайшую ступень художественного обобщения. Во многих зрелых инструментальных сочинениях Гайдна, Моцарта и Бетховена единая идейная концепция обусловливает и тематические связи между отдельными частями.

Могучее развитие инструментальной музыки в творчестве композиторов венской классической школы тесно связано и с развитием инструментария, исполнительских ансамблей и объединений. Высшим таким объединением был симфонический оркестр, сформировавшийся именно в этот период. Состав классического симфонического оркестра установился во второй половине XVIII века в творчестве Гайдна. Ни один из инструментов, вошедших в классический оркестр, не был новым; изменились однако их функции. Состав оркестра в целом стабилизировался. Ведущее место в оркестре заняли скрипка и инструменты ее семейства (смычковый квинтет), в группу духовых в качестве равноправных членов вошли кларнет и валторна. Тромбон вошел в симфонический оркестр только с Пятой симфонии Бетховена. При довольно большой струнной группе ( от 24 до 30 скрипок, 10 -20 прочих струнных инструментов), утвердился парный состав деревянных (кроме флейты) и медных духовых инструментов (3-4 валторны привлекались лишь в виде исключения); из ударных постоянно применялись литавры. Все инструменты использовались в наиболее естественных объемах и регистрах. Духовые, выполнявшие прежде вспомогательные функции, стали самостоятельной группой, обладающей характерными тембровыми возможностями.

Композиторы венской классической школы

Венская классическая школа была основана в Австрии в конце 18 – начале 19 в. С ней связаны три великих композитора – Гайдн, Бетховен и Моцарт, каждый из которых обладал яркой творческой индивидуальностью.

Музыку Гайдна отличает светлое радостное настроение, Моцарта – лирико-драматическое. Бетховен предпочитал героический пафос борьбы, преодоления, победы, был большим поклонником инструментальной музыки. Многие годы работал над созданием единственной оперы «Фиделио».

Гайдн пробовал себя в разных жанрах, но наибольшего успеха достиг в области инструментальной музыки и оратории («Сотворение мира», «Времена года»).

Моцарту была близка опера.

При всей индивидуальности каждого композитора обнаруживаются их общие черты: реализм, оптимистический, жизнеутверждающий характер, подлинная народность, демократизм. В их сочинениях гармонически сочетается трагическое начало с комическим, свободный полёт фантазии – с точным расчётом, ясностью, совершенством формы. Даже самое сложное содержание они выражали простым, понятным языком.

В это время переживает свой расцвет и немецкая поэзия. Лучшие мыслители и художники той эпохи выдвигают новые гуманистические идеалы. Многие из этих идеалов нашли воплощение в творчестве композиторов Венской классической школы.

Моцарт часто посещал Италию для изучения итальянской инструментальной музыки. Так как население Австрии было многонациональным, то в состав школы входили не только австрийские немцы, но и венгры, чехи, словенцы, обладавшие самобытной народной культурой. Гайдн впитывал эти элементы народного искусства и позже отобразил их в своих сочинениях. Моцарт реже использовал народные мелодии, но их дух и характер нередко мы можем увидеть в операх («Волшебная флейта», «Дон Жуан»). Наибольший интерес к народному творчеству питал Бетховен.

Композиторами был выработан универсальный язык мирового музыкального искусства. Гайдн писал: «Мой язык понятен во всём мире», ему была свойственна простота, ясность и выразительность. Композиторы Венской классической школы, опираясь на богатство народно-песенного искусства, пришли к пониманию новой мелодики. Облик этой новой мелодики приобретает «лицо» сочинения.

Основной формой для Венской классической школы является сонатное allegro. Развитие инструментальной музыки в творчестве композиторов тесно связано с развитием инструментария исполнительных ансамблей и объединений. Таким объединением был симфонический оркестр, сформировавшийся во второй половине 18 века. Ни один инструмент, который входил в симфонический оркестр, не был новым – изменились только его функции.

В области оперы были задействованы значительные достижения Моцарта и Бетховена. Три значительнейших оперы Моцарта – «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» – положили основы для развития различных типов классической оперы. Развитие жанра оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года» увенчало его творчество.

Читать еще:  Пищевой вазелин: что это такое и для чего используется? Вазелин.Применение в различных сферах нашей жизни

Наследие композиторов «Венской тройки» составляет одну из вершин мирового музыкального искусства. Оно оказало огромное влияние на всё последующее развитие классической музыки. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.

Венская классическая школа (стр. 1 из 3)

1. Венская классическая школа как художественное направление

в музыкальной культуре XVIII– начала XIXвека 4

1.1. Особенности стиля венской классической школы 4

1.2. Музыкальные жанры 7

2. Ф.Й. Гайдн – основоположник венской классической школы 10

3. Музыкальный гений – В.А. Моцарт 12

4. Творческий путь Л. ван Бетховена 16

Список использованной литературы 20

На протяжении XVIIIвека в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и др.) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе».

Венская классическая школа, органически впитавшая в себя передовые достижения национальных музыкальных культур, сама была явлением глубоко национальным, коренилась в демократической культуре австрийского народа. Представителями данного художественного направления были Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен. Каждый из них являлся яркой индивидуальностью. Так, стиль Гайдна отличало светлое мировосприятие, ведущая роль жанрово-бытовых элементов. Для стиля Моцарта более характерным было лирико-драматическое начало. Стиль Бетховена – воплощение героического пафоса борьбы. Однако наряду с отличиями, обусловившими неповторимость индивидуальности каждого из этих композиторов, их объединяют реализм, жизнеутверждающее начало и демократичность.

Искусство венских классиков внесло в мировую музыкальную культуру мощную реалистическую и демократическую струю, основанную на богатствах народного творчества, и потому оно сохранило для нас всю свою ценность и художественную значимость.

1. Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре XVIII – начала XIX века

1.1. Особенности стиля венской классической школы

Художественный стиль классицизм (от лат. classicus – «образцовый») возник в XVII веке во Франции. Основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства, мастера этого стиля стремились к ясным и строгим формам, гармоничным образцам, воплощению высоких нравственных идеалов. Высшими, непревзойдёнными образцами художественного творчества они считали произведения античного искусства, поэтому разрабатывали античные сюжеты и образы. Классицизм во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью, противоречивостью, утверждая свои принципы в разных видах искусства, в том числе и в музыке.

Вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, работавших преимущественно в Вене и образовавших направление в музыкальной культуре второй половины XVIII – начала XIX столетия – венскую классическую школу.

Деятельность композиторов венской классической школы была подготовлена художественным опытом их предшественников и современников, включая итальянскую и французскую оперу и инструментальную культуру, достижения немецкой музыки. Огромную роль в становлении венской классической школы сыграли музыкальный быт Вены – крупнейшего музыкального центра, музыкальный фольклор многонациональной Австрии. Искусство венских классиков тесно связано с общим подъёмом австро-немецкой культуры, с просветительством, отразившим гуманистические идеалы третьего сословия в преддверии Великой французской революции. Творческие идеи венских классиков тесно соприкасаются со взглядами Г.Э. Лессинга, И.Г. Гердера, И.В. Гёте, Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Гегеля, с некоторыми положениями французских энциклопедистов.

Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.

В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи – симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-хчастного сонатно-симфонического цикла.

Музыка композиторов венской классической школы – новый этап в развитии музыкального мышления; для их музыкального языка характерны строгая упорядоченность, централизованность в сочетании с внутренним разнообразием, богатством. В их творчестве формируются классические типы музыкальных структур – период, предложение и др.

Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра – его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей – фортепианное трио, струнный квартет и др. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепианная. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы – лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и др.

Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен – к героике, Моцарт, будучи универсальным художником – к разнообразным оттенкам лирического переживания.

Читать еще:  Занятия в ст гр зима. Конспект НОД на тему «Зима» в старшей группе (2 период обучения)

Творчество композиторов венской классической школы, принадлежащее к вершинам мировой художественной культуры, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие музыки.

1.2. Музыкальные жанры

Как уже отмечалось выше, в творчестве композиторов венской школы многие музыкальные жанры получили свой классический облик. В данном разделе нашего реферата рассмотрим наиболее значительные из них.

Наиболее сложная форма инструментальной музыки – симфония (греч. «созвучие»). Она рассчитана на исполнение симфоническим оркестром. Возможности этого жанра велики: он позволяет выразить музыкальными средствами философские и нравственные идеи, рассказать о чувствах и переживаниях. Сформировался жанр в середине XVIII столетия в творчестве представителей венской классической школы. Композиторы разработали сонатно-симфонический цикл из четырёх частей, которые различаются характером музыки, темпом и приёмами развития темы. Первая часть, построенная в сонатной форме и обычно исполняемая в быстром темпе, наполнена драматическим содержанием. Иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая часть медленная, созерцательная; это лирический центр композиции. Третья – контрастна по отношению ко второй: подвижная, живая музыка носит либо танцевальный, либо шутливый характер. До начала XIX в. композиторы использовали форму менуэта (фр. menuet, от menu – «маленький, мелкий»), распространённого салонного танца XVIII столетия. Позднее менуэт был заменён скерцо (от итал. scherzo – «шутка») — так назывались небольшие вокальные или инструментальные произведения, быстрые по темпу и шутливые по содержанию. Четвёртая, обычно быстрая, часть – финал симфонии; здесь подводятся итоги развития тем и образов произведения.

Композиторы венской школы придали симфонии необычайную гибкость и способность воплощать в обобщённой форме разнообразные стороны человеческого бытия. Ими созданы различные типы симфонизма – народно-жанровый, лирико-драматический, героико-драматический, которые впоследствии были развиты и обогащены композиторами-романтиками.

Одна из самых сложных и богатых по содержанию музыкальных форм, сонатная, начала складываться в первой половине XVIII в. и окончательный вид обрела во второй половине столетия в произведениях композиторов венской классической школы. Сонатная форма – это принцип изложения музыкального материала. Он предполагает не механическое чередование частей и разделов, а взаимодействие тем и художественных образов. Темы – главная и побочная – либо противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую. Развитие тем проходит три этапа – экспозицию, разработку и репризу. Темы возникают в экспозиции (от лат. expositio– «изложение, показ»). Главная звучит в основной тональности, которая и определяет наименование тональности всего сочинения (например Симфония до мажор). Побочная обычно излагается в иной тональности – между темами возникает контраст. В разработке происходит дальнейшее развитие тем. Они могут вступать в острое взаимное противоречие. Иногда одна подавляет другую или, наоборот, уходит в тень, оставляя «сопернице» полную свободу действий. Обе темы могут предстать в ином освещении, например, будут исполнены другим составом инструментов, или резко поменяют характер. В репризе (фр. reprise, от reprendre – «возобновлять, повторять») темы на первый взгляд возвращаются в начальное состояние. Однако побочная звучит уже в основной тональности, таким образом приходя к единству с главной. Реприза – итог сложного пути, к которому темы приходят обогащённые опытом экспозиции и разработки. Итоги развития иногда закрепляют в дополнительном разделе – коде (от итал. coda – «хвост»), однако она необязательна. Используют сонатную форму обычно в первой части сонаты и симфонии, а также (с небольшими изменениями) во второй части и в финале.

Один из основных жанров инструментальной музыки — соната (итал. sonata, от sonare – «звучать»). Это многочастное (обычно из трёх или четырёх частей) произведение; у композиторов второй половины XIX — начала XX в. есть и одночастные сочинения. В творчестве мастеров венской классической школы соната, так же как и симфония, достигла расцвета. В отличие от симфонии соната предназначена либо для одного инструмента (как правило, фортепиано), либо для двух (один из которых фортепиано). Первая часть произведений такого жанра пишется в сонатной форме. Здесь обозначаются основные музыкальные темы произведения. Вторая часть, обычно спокойная, медленная, составляет резкий контраст с первой. Третья – финал, исполняемый в быстром темпе. Он подводит итоги и окончательно определяет общий характер произведения.

Источники:

http://studopedia.ru/11_33575_tema—venskaya-klassicheskaya-muzikalnaya-shkola.html
http://propianino.ru/venskaya-klassicheskaya-shkola
http://mirznanii.com/a/128657/venskaya-klassicheskaya-shkola

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector