Виктор голявкин. Тетрадки под дождём

Тетрадки под дождём

Виктор Голявкин

Первая книжка Виктора Голявкина «Тетрадки под дождём» вышла в 1959 году в ленинградском издательстве Детгиз. С тех пор каждый год выходили книги писателя в разных издательствах и в разных городах мира. Вот и ещё одна книга с рисунками автора выходит накануне семидесятилетия писателя.

Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в русской семье педагогов-музыкантов.

Отец, Владимир Сергеевич Голявкин, москвич, в Московском синодальном училище получил начальное музыкальное образование под руководством знаменитого впоследствии дирижёра Н. С. Голованова. В Гражданскую войну он воевал в легендарной 25-й Чапаевской дивизии. В составе кавалерийской части освобождал Баку от иностранных интервентов. После гражданской войны Владимир Сергеевич окончил бакинскую консерваторию и работал в музыкальных школах и училищах Азербайджанской республики.

Мать, Любовь Николаевна, родилась в Баку в семье петербургского межевого инженера, работавшего на Апшероне в качестве специалиста по землеустройству, была музыкально образованна и преподавала музыку детям.

Троих сыновей родители учили музыке. Но старший сын Виктор с самого детства хорошо рисовал. Во время Великой Отечественной войны, когда отец был на фронте, его карикатуры, высмеивающие фашистов, даже печатали в «Боевом листке», в газете «Бакинский рабочий».

Отец вернулся с войны и продолжал работать в музыкальных школах. Виктор готовился стать художником. Видно, он считал, что прежде всего ему надо оторваться от семьи, где «всё время играли и пели». Он садится на пароход и уезжает в Самарканд — старинный восточный город, где в то время жил его друг. Здесь Виктор поступает в художественное училище.

Вот отрывок из письма отцу. Этому письму тоже полвека. Оно как документ о месте, времени и человеке.

«Выехал я из Баку 26 июля, плыл сутки на пароходе (до Красноводска. — Л. Б.)… и трое суток на поезде (так тогда ходили поезда. — Л. Б.). В вагоне узбеки угощали меня дынями и арбузами, а я рисовал их. В Самарканд приехал в 10 часов вечера. Пять дней мы с другом были вместе, смотрели город, старинные памятники. Потрясающее впечатление произвёл на меня этот город. Всюду узбеки, туркмены — все в национальных костюмах ярких цветов, всё кругом пестреет, играет на сильном, жгучем солнце. Кругом цветастые халаты, красивые тюбетейки, паранджи… изумрудно-ультрамариново-бирюзовые памятники, отделанные красивейшими орнаментами из разноцветных камней. Небо синее-синее, и солнце оранжевое… Богатая земля! Вот где должен работать художник! Очень сильная жара, в тени прохладно. Всюду течёт вода по арыкам, кругом небольшие озёра, возле которых расположены чайханы, и все здесь пьют чай из красивых пиал… В городе настроение праздничное… Очень много фруктов. Хлеба полно, но здесь все кушают чореки (лепёшки). Скоро будет всё совсем дёшево — виноград, дыни, арбузы…»

Вскоре училище переводят из Самарканда в Ташкент. Молодой художник странствует по Средней Азии и заканчивает уже в Душанбе (Сталинабаде) художественное училище с отличием.

Он уже ходил по музеям и выставкам столицы и готовился продолжить своё художественное образование в Москве, но пути привели его в Ленинград — «самый художественный город», средоточие западноевропейского искусства. Виктор восхищается им, шедеврами Эрмитажа, художниками Тинторетто, Рафаэлем, Пикассо, Ван-Гогом…

В Ленинграде Голявкин поступает в Академию художеств и остаётся в этом городе навсегда.

Ленинград — гранитный, северный, холодный город — пережил революции, войны. В то время, когда Голявкин появился здесь, ещё свежа была память о девятисотдневной блокаде. Виктор Голявкин сочувствовал ленинградцам. Наверно, ему хотелось порадовать, развеселить людей. Он писал короткие, простые для чтения, весёлые рассказы. Их героями были самые обыкновенные встречные, прохожие люди. Он писал рассказы сначала для взрослых, а потом и для детей. А поскольку сам писатель с высшим художественным образованием, то сам рисовал свои книги. Его жизненный опыт очевиден в рассказах и повестях.

Впечатления о военном детстве писателя прочитываются в очень серьёзной, печальной повести «Мой добрый папа», написанной от лица маленького мальчика. Автор протестует против войны, от которой страдают люди, особенно дети. Это одна из лучших повестей о войне в детской литературе.

«Была победа. Салют. Радость. Цветы. Солнце. Синее море… Возвращались домой солдаты. Но мой папа, мой добрый папа, он никогда не вернётся».

Всего несколько простых слов понадобилось автору, чтобы выразить «радость победы и горечь поражений», но от их сочетания перехватывает горло.

Слишком трогательной, «сентиментальной» казалась при первом издании повести в начале шестидесятых последняя фраза. Редакторы советовали автору вычеркнуть её. Пусть, мол, от победы останется Радость, а печали не надо. Автору пришлось отстаивать свою последнюю фразу, свои несколько слов, от которых на глаза наворачиваются горькие слёзы. Пусть лучше не будет войн, а слова останутся. Войны бывают, когда у людей не хватает слов.

Читать еще:  Шаблон стенгазеты на 23. Главный мужской праздник уже на пороге

Повесть «Рисунки на асфальте» про то, как становятся художником. Удивительная, страстная жизнь детей наполнена важными, значительными событиями. Иногда автор подсмеивается над своими героями. Но юмор его добродушный, светлый, тёплый, обращённый с любовью и сочувствием к маленькому человеку.

А уж рассмешить читателя Голявкину удаётся всегда. Взять хотя бы великолепный отрывок из повести, где… «Младший сын Петра Петровича укусил собаку… Собака страшно завизжала, а малыш испугался и заплакал… «Уберите собаку! Она укусила моего сына!»… «Ничего подобного! Собака не трогала вашего сына… Ваш сын подошёл и укусил её!» Он подошёл к ней вот так… В это время испуганная собака подумала, что с ней хотят что-то сделать, и она, не долго думая, укусила этого дядьку за нос. Дядька страшно заорал, а хозяин собаки говорит: «Зачем вы к ней лезли? Она вас трогала? Не трогала! Тогда зачем вы к ней лезли. »

Эпизод написан всего на половине странице, а будто действует в нём целая толпа людей с детьми и собаками, и каждый со своим характером, даже собака.

Так писатель замечает детали обыденной жизни и силою таланта претворяет в художественное произведение.

Он не старается угодить политическим и общественным настроениям. Мальчики, девочки да и взрослые в его рассказах и повестях — не бедные, не богатые, не рабочие, не крестьяне… Они говорят и действуют по внутреннему порыву, по своей воле — искренне, щедро, бескорыстно…

Кто-то сочтёт это достоинством произведений Голявкина, кто-то — недостатком, но автору виднее.

* * *

Виктор Голявкин — Тетрадки под дождём

Виктор Голявкин — Тетрадки под дождём краткое содержание

Тетрадки под дождём читать онлайн бесплатно

ТЕТРАДКИ ПОД ДОЖДЁМ

ВСЕМУ СВОЕ МЕСТО

Я бросил решать задачку и побежал в сад к ребятам. Бегу — навстречу идёт наш учитель.

— Как дела? — говорит. — Догоняешь ветер?

— Да нет, я так, в садик.

Иду рядом с ним и думаю: «Вот сейчас спросит меня про задачу — какой ответ получился, — а я что скажу? Ведь я ещё не успел решить».

— Ну да, — отвечаю, — конечно… — А сам боюсь: про задачу вдруг спросит.

— Нос-то у тебя красный! — и смеётся.

— У меня всегда нос красный, такой уж у меня нос.

— Что ж ты, — говорит, — так и собираешься с таким носом жить?

— А что мне с ним делать?

— Продать его и купить новый.

Он опять смеётся.

Я жду, когда же он про задачу спросит.

Так и не спросил про задачу.

На другой день вызывает меня:

— А ну, покажи задачу.

Не забыл, оказывается.

ТЕТРАДКИ ПОД ДОЖДЕМ

На перемене Марик мне говорит:

— Давай убежим с урока. Смотри, как на улице хорошо!

— А вдруг тётя Даша задержит с портфелями?

— Нужно портфели в окно побросать.

Глянули мы в окно; возле самой стены сухо, а чуть подальше — огромная лужа. Не кидать же портфели в лужу! Мы сняли ремни с брюк, связали их вместе и осторожно спустили на них портфели. В это время звонок зазвенел. Учитель вошёл. Пришлось сесть на место. Урок начался. Дождь за окном полил. Марик записку мне пишет:

Вдруг вызывают меня к доске.

— Не могу, — говорю, — я к доске идти.

«Как же, — думаю, — без ремня идти?»

— Иди, иди, я тебе помогу, — говорит учитель.

— Не надо мне помогать.

— Ты не заболел ли случайно?

— А с домашним заданием как?

— Хорошо с домашним заданием.

Учитель подходит ко мне.

— А ну, покажи тетрадку.

— Что с тобой происходит?

— Придётся тебе поставить двойку.

Он открывает журнал и ставит мне двойку, а я думаю о своей тетрадке, которая мокнет сейчас под дождём.

Поставил учитель мне двойку и спокойно так говорит:

— Какой-то сегодня ты странный…

Всё из-за фамилии происходит. Я по алфавиту первый в журнале; чуть что, сразу меня вызывают. Поэтому и учусь хуже всех. Вот у Вовки Якулова всё пятёрки. С его фамилией это нетрудно — он по списку в самом конце. Жди, пока его вызовут. А с моей фамилией пропадёшь. Стал я думать, что мне предпринять. За обедом думаю, перед сном думаю — никак ничего не могу придумать. Я даже в шкаф залез думать, чтобы мне не мешали. Вот в шкафу-то я это и придумал. Прихожу в класс, заявляю ребятам:

— Я теперь не Андреев. Я теперь Яандреев.

Читать еще:  Заявление о назначении пенсии за выслугу лет. Оформление пенсии. Закон и пенсии за выслугу лет

— Мы давно знаем, что ты Андреев.

— Да нет, — говорю, — не Андреев, а Яандреев, на «Я» начинается — Яандреев.

— Ничего не понятно. Какой же ты Яандреев, когда ты просто Андреев? Таких фамилий вообще не бывает.

— У кого, — говорю, — не бывает, а у кого и бывает. Это позвольте мне знать.

— Удивительно, — говорит Вовка, — почему ты вдруг Яандреевым стал!

— Ещё увидите, — говорю.

Подхожу к Александре Петровне:

— У меня, знаете, дело такое: я теперь Яандреевым стал. Нельзя ли в журнале изменить. Чтобы я на «Я» начинался.

— Что за фокусы? — говорит Александра Петровна.

— Это совсем не фокусы. Просто мне это очень важно. Я тогда сразу отличником буду.

— Ах, вот оно что! Тогда можно. Иди, Яандреев, урок отвечать.

Я ПУГОВИЦУ СЕБЕ САМ ПРИШИЛ!

Я пуговицу себе сам пришил. Правда, я её криво пришил, но ведь я её сам пришил! А меня мама просит убрать со стола, как будто бы я не помог своей маме, — ведь пуговицу я сам пришил! А вчера вдруг дежурным назначили в классе. Очень мне нужно дежурным быть! Я ведь пуговицу себе сам пришил, а они кричат: «На других не надейся!» Я ни на кого не надеюсь. Я всё сам делаю — пуговицу себе сам пришил…

КАК Я ПОД ПАРТОЙ СИДЕЛ

Только к доске отвернулся учитель, а я раз — и под парту. Как заметит учитель, что я исчез, ужасно, наверное, удивится.

Интересно, что он подумает? Станет спрашивать всех, куда я делся, — вот смеху-то будет! Уже пол-урока прошло, а я всё сижу. «Когда же, — думаю, — он увидит, что меня в классе нет?» А под партой трудно сидеть. Спина у меня заболела даже. Попробуй-ка так просиди! Кашлянул я — никакого внимания. Не могу больше сидеть. Да ещё Серёжка мне в спину ногой всё время тычет. Не выдержал я. Не досидел до конца урока. Вылезаю и говорю:

— Извините, Пётр Петрович…

— В чём дело? Ты к доске хочешь?

— Нет, извините меня, я под партой сидел…

— Ну и как, там удобно сидеть, под партой? Ты сегодня сидел очень тихо. Вот так бы всегда на уроках.

Маше семь лет. Она ходит в школу в первый класс и учится на «отлично». Её ставят в пример, как лучшую ученицу. А однажды вот что случилось. Она не выучила урока и вообще ничего не могла ответить. Весь класс пришёл в удивление, и все мальчики и девочки подумали: «Вот это да!»

Учитель строго взглянул на неё.

— Объясни мне, что это значит?

Маша заплакала и объяснила всё по порядку.

— У нас большое несчастье. Мама передвигала комод. А братик сидел на полу. Он крутил волчок. Волчок закатился под комод. Братик полез за волчком. И мама ему прищемила живот. Братика увезли в больницу. Все плакали очень сильно, и я не могла учить урок.

Мальчики и девочки подумали: «Вот это да!» А учитель сказал:

— Раз такое дело, это совсем другое дело. — И погладил Машу по голове.

Прошло несколько дней. Учитель встретил Машину маму. Он ей говорит:

— У вас такое несчастье. Вы придавили сына комодом. Мы все вам сочувствуем.

— Что вы, что вы! — сказала мама. — У меня нет ни комода, ни сына. У меня только дочка.

Сеня и его сосед по парте не заметили, как вошёл учитель. Сеня нарисовал на ладони себя и показал соседу.

— Это я, — сказал он. — Похоже?

— Нисколько, — ответил Юра, — у тебя не такие уши.

— А какие же у меня уши?

— А у тебя нос, как у бегемота.

— А у тебя голова, как еловая шишка.

— А у тебя голова, как ведро.

— А у тебя во рту зуба нет…

— А ты вуалехвост.

— А что это такое?

— Вуалехвост — и всё.

— Это ещё что значит?

— Значит, что ты первердер.

— А ты… ы! — сказал Юра и увидел рядом учителя.

— Хотел бы я знать, — спросил учитель, — кто же всё-таки вы такие?

КАК МЫ НА САМОЛЕТЕ ЛЕТАЛИ

Приезжаем на аэродром. Нас шефы-лётчики пригласили.

Весь класс наш в один самолёт уместился. Прямо дом, а не самолёт! Хочешь — сиди, хочешь — стой — что хочешь делай! Валерка петь стал. Только когда загудел самолёт, он почему-то вдруг перестал петь.

— Летим уже? — спрашивает. — Или нет?

Кто-то как закричит:

— Я боюсь, — говорит Валерка. — Зачем я только в кино не пошёл! — и зубами стучит.

Читать еще:  Самолет братьев райт. Братья Райт: «крылатые» факты авиации

— С непривычки это бывает.

— А ты раньше летал? — спрашивает Валерка.

— Я на катере ездил. А это почти что одно и то же. Мы с отцом с катера рыбу ловили.

Вдруг выходит к нам лётчик. Улыбается, спрашивает:

Валерка как заорёт:

— Ой, идите за руль! Самолёт упадёт! — И заплакал. Лётчик смеётся:

— Не беспокойся. Там ведь ещё лётчик есть.

Валерка перестал плакать.

— Эх ты, плакса! — говорит лётчик. — Девочки на тебя смотрят.

Катя услышала и говорит:

— Мы на него совсем не смотрим. Мы в окно смотрим. А лётчик не отстаёт:

— Они даже смотреть на тебя не хотят; эх ты, трусишка! Миша Колосов говорит:

— Чудак Валерка. Сначала пел, а потом стал бояться. Лёнька Скориков говорит:

— Это он, наверно, от страха пел.

Тут самолёт на снижение пошёл.

Вышли мы из самолёта.

— Эх, — говорит Валерка, — хорошо бы ещё покататься.

— Вот и прекрасно, — улыбается лётчик, — сейчас будем на вертолёте кататься.

Аудиокнига Тетрадки под дождём слушать онлайн

Сборник аудио рассказов Виктора Голявкина из серии: Тетрадки под дождём. Их можно слушать онлайн или скачать. Аудиокнига «Тетрадки под дождём» представлена в mp3 формате.

  • 1. Всему своё место 1:19
  • 2. Тетрадки под дождём 1:54
  • 3. Яандреев 1:56
  • 4. Я пуговицу себе сам пришил! 0:43
  • 5. Как я под партой сидел 1:14
  • 6. Передвижение комода 1:36
  • 7. Болтуны 1:15
  • 8. Как мы на самолёте летали 2:15
  • 9. Лукьян 0:38
  • 10. И мы помогали 1:12
  • 11. Язык 0:40
  • 12. Привычка 2:07
  • 13. Как я писал стихи 1:51
  • 14. Как я помогал маме мыть пол 1:50
  • 15. Новая рубашка 0:41
  • 16. Все куда-нибудь идут 0:41
  • 17. Неохота всё время пешком ходить 1:41
  • 18. Был не крайний случай 1:34
  • 19. Моя работа 1:01
  • 20. Никакой я горчицы не ел 7:21
  • 21. Путешественник 5:06
  • 22. В любом деле нужно уметь работать 5:31
  • 23. Пара пустяков 4:54
  • 24. А сегодня ей опоздать нельзя 0:42
  • 25. «Козёл-баран» 1:30
  • 26. Второклассники и старшеклассники 1:33
  • 27. Пятнадцать третьих 1:32
  • 28. Крути снежные вертя 1:53
  • 29. Дело не в том, что я мяч не поймал 1:05
  • 30. Пароход и лошадь 1:06
  • 31. Абсолютно верно 0:55
  • 32. Как я встречал новый год 3:51
  • 33. Друзья 0:38
  • 34. Так всегда бывает 1:05
  • 35. Кисель 1:39
  • 36. Больные 0:32
  • 37. Вязальщик 1:59
  • 38. Я смотрю в окно 2:54
  • 39. Тыква в сундуке 3:08
  • 40. Птичка 1:27
  • 41. Коньки купили не напрасно 1:38
  • 42. В шкафу 5:10
  • 43. Секрет 5:19
  • 44. Мы играем в Антарктиду 5:33
  • 45. Про металлолом 2:19
  • 46. Как я всех обмануть хотел 1:09
  • 47. Как тётя Фрося разрешила спор 1:09
  • 48. Кому что удивительно 1:16
  • 49. Судьба одной коллекции 8:43
  • 50. Удивительная профессия 3:19
  • 51. Карусель в голове 2:06
  • 52. Не-а 2:33
  • 53. Разрешите пройти! 1:21
  • 54. Вот что интересно! 6:54
  • 55. Корреспондент Гера Крошечкин 6:41
  • 56. Два подарка 2:13
  • 57. Забыл 1:26
  • 58. Поиграли 2:05
  • 59. Настоящая дружба 1:47
  • 60. Горка 2:06
  • 61. Быстрей, быстрей! 6:37
  • 62. Давно бы так! 1:52
  • 63. Фонарики 4:30
  • 64. Сплошные чудеса 4:45
  • 65. Отдохни, Саня! 2:51
  • 68. Не успел 1:19
  • 69. Пять ёлок 3:34
  • 70. Когда споткнётся дед мороз 4:00
  • 71. Эх, Катя, Катя! 21:08
  • 72. Смеяться и думать 4:27
  • 73. Сотый рассказ 6:27

Аудиокнига Тетрадки под дождём, содержание:

Сочинение В. Голявкина — аудиокнига Тетрадки под дождём – включает семьдесят три миниатюрных рассказа. Главными персонажами этих историй являются Витя, Марик, их подружка Маша и остальные младшеклассники.

Школьная жизнь – это пора, когда можно съездить в лагерь к морю, помяукать, находясь в шкафу, полетать на шефском самолете и поесть мороженого целыми тазиками!

Какими сообразительными оказываются малыши, когда нужно облегчить свою школьную жизнь! Однажды ребята побросали вниз свои портфели, чтобы выйти на улицу через сторожа тётю Дашу и прогулять занятие. Правда ситуация не упростилась, а стала еще более непонятной – ведь им не удалось выйти из класса до звонка, и пришлось весь урок сидеть без тетрадей и учебников, мокнущих все это время под дождем!

А еще они согласны изменить первую букву фамилии, чтобы из начала переместиться в конец журнального списка, и чтобы не выходить к доске первыми!

А вот новый год приходит незаметно, ведь ночью младшие школьники уже спят в это время… Правда если подготовиться, можно не только услышать, как приходит праздник, но и посмотреть, что случается, если дед Мороз нечаянно споткнется!

Включайте поскорее эти замечательные рассказы онлайн!

Источники:

http://knigosite.org/library/read/84364
http://nice-books.ru/books/detskaya-literarura/detskaja-proza/209558-viktor-golyavkin-tetradki-pod-dozhdem.html
http://ozornik.net/audioskazki/audiokniga-tetradki-pod-dozhdyom.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector