Властелин колец. Джон Рональд Руэл Толкин: Хоббит» и «Властелин колец»»

Властелин колец. Джон Рональд Руэл Толкин: Хоббит» и «Властелин колец»»

THE LORD OF THE RINGS

The Fellowship of the Ring

The Return of the King

Originally published in the English language by

HarperCollins Publishers Ltd.

Печатается с разрешения издательства HarperCollins Publishers

Limited и литературного агентства Andrew Nurnberg.

Перевод с английского

В. Муравьева (пролог, книги 1, 3–6),

А. Кистяковского (книги 1, 2 и стихи)

© The Trustees of the J.R.R. Tolkien, 1967

© Перевод. В. Муравьев, наследники, 2008

© Перевод. А. Кистяковский, наследники, 2008

© Издание на русском языке AST Publishers, 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Долгая жизнь Джона Рональда Руэла Толкина (1892–1973) закончилась – именно закончилась, а не оборвалась! – полтора десятка лет назад. Она стала преддверием его посмертного существования на земле, конца которому пока не предвидится. Если подыскивать подобие для этой жизни, то больше всего она, пожалуй, похожа на просторный, но вовсе не огромный, просто большой кабинет, он же домашняя библиотека, в старинном, то есть всего-навсего викторианском, доме; справа камин с мраморной доской, кресло у камина, гравюры, резные этажерочки с диковинками – между стеллажами. Много всякого (больше всего книг, хотя их не слишком много), но ничего, как ни странно, лишнего. А хозяин словно сейчас только вышел и вот-вот вернется – вышел не через дверь (через дверь мы вошли), а через сияющее и поистине огромное окно в другом конце кабинета. И его жизнь – вовсе не кабинетная, но это потом – представима лишь в ярком и чистом свете.

Выйти-то он, конечно, вышел, от смерти никуда не денешься, но вышел затем, чтобы остаться с нами. И остался, даром что его покамест в кабинете вроде бы и нет; ну как же нет, есть он, и даже без особенной мистики – говорил же завзятый материалист лорд Бертран Рассел: почем мы знаем, вдруг столы за нашей спиной превращаются в кенгуру? Такого нам не надо, обойдемся без австралийских сумчатых, а вот Джон Рональд Руэл, разумеется, присутствует за нашей спиной, и вырастают за нею деревья, без которых он жизни никак не мыслил, они были для него главным жизнетворным началом. И много чего еще до странности знакомого мы обнаружим наяву стараниями Дж. Р.Р. Толкина, невзначай оглянувшись.

Но мы не оглядываемся – успеется; мы медленно обводим глазами оставленную нам на обозрение долгую жизнь. И очертания воображаемого кабинета расплываются: в последние годы жизни профессора Толкина его скромная библиотека размещалась в бывшем гаражике, пристроенном к стандартному современному домику на окраине Оксфорда. Пристройка эта, кстати, заодно служила кабинетом, где всемирно известный автор эпопеи «Властелин Колец» принимал посетителей, в том числе и английского литератора Хамфри Карпентера, который впоследствии, в 1977 году, опубликовал его жизнеописание, сущий кладезь фактов – черпай не вычерпаешь. Будем черпать. Перенесемся от конца жизни к ее началу и представим себе времена почти непредставимые, хоть не такие уж и далекие.

Джон Рональд Руэл Толкин (и Джон, и в особенности Руэл – имена фамильные, до поры до времени, а у друзей всегда он звался просто Рональдом) родился 3 января 1892 года в городе Блумфонтейне, столице южноафриканской Оранжевой Республики, за семьсот с лишним километров к северо-востоку от Кейптауна, посреди ровной, пыльной, голой степи – вельда. Через семь лет разбушевалась взбудоражившая весь мир и открывшая XX век англо-бурская война, повсюду запели «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне», а название жалкого городка замелькало во фронтовых сводках на первых страницах газет. Но пока это была такая глушь… Такая самая, в которую было тогда принято отправлять молодых англичан – чтобы выказывали и доказывали упорство и предприимчивость. Вот и англичанин в третьем поколении Артур Толкин, внук германского иммигранта фортепьянных дел мастера Толькюна, когда семейная фирма вконец разорилась, выхлопотал себе место управляющего банком в Блумфонтейне. Ему хотелось не столько ехать за тридевять земель, сколько жениться на любимой девушке, некой Мейбл Саффилд, чей отец, опустившись от суконщика до коммивояжера, требовал от жениха жизненных перспектив. В родном Бирмингеме их не было, а в Южной Африке пусть отдаленные, но обозначались. Мейбл отдали скрепя сердце, и Артур увез ее в тридесятое царство, то бишь в Оранжевую Республику, где она родила ему не только вышеупомянутого Рональда, но и младшего его брата Хилари Артура Руэла.

Читать еще:  Как правильно делать себе приятное. Как быть близко на расстоянии

Очень мало осталось в памяти у старшего сына от Южной Африки: ну, тарантул укусил, ну, змеи живут в сарае и туда маленьким ходить нельзя, по забору скачут соседские обезьянки, норовят не то стащить, не то слопать белье, по ночам воют шакалы и рычат львы, отец сажает деревца, а кругом страшный простор безграничного вельда, тяжкий зной и жухлая высокая трава. А больше, пожалуй, и ничего. Нет, качал головой профессор Толкин, больше, кажется, ничего не помню.

В апреле 1895 года мальчики вместе с матерью отплыли в Англию – повидаться с родными и отдохнуть от южноафриканского климата. Отдохнули неплохо и собрались обратно к отцу. Накануне отъезда, 14 февраля 1896 года, под диктовку четырехлетнего Рональда писалось письмо: «Я теперь такой стал большой, и у меня, совсем как у большого, и пальтишко, и помочи… Ты, наверно, даже не узнаешь и меня, и малыша…» Письмо это не было отправлено, потому и сохранилось. В этот день пришла телеграмма о том, что у отца кровоизлияние в мозг – последствие ревматизма. На следующий день – о его смерти.

Плыть в Южную Африку было незачем. Мейбл Толкин осталась в Бирмингеме с двумя малолетками сиротами на руках и почти без средств к существованию: очень немного удалось скопить ее мужу за пять блумфонтейнских лет. Правда, она знала латынь, французский, немецкий, рисовала, играла на фортепьяно – могла, стало быть, давать уроки. И решила как-нибудь сводить концы с концами, главное же – ни от кого не зависеть, ни на кого не рассчитывать, никому не быть обязанной. Впрочем, на бедствующую родню с обеих сторон надеяться и не приходилось. Она задешево сняла коттедж за городом, возле дороги из Бирмингема в Стратфорд-на-Эйвоне. Дети должны расти у реки или озера, среди деревьев и зелени – таково было одно из ее твердых убеждений. Мейбл вообще придерживалась убеждений твердых и вскоре обрела для них прочную основу, обратившись в католичество. (Она овдовела в двадцать пять лет, была очень миловидна и обаятельна, но жить заново не собиралась.) По тогдашним временам в Англии обращение это означало многое, и прежде всего, помимо перемены общепринятых мнений, особый образ жизни, почти демонстративно противопоставленный общему социальному быту.

Мало того, она и детей решила, что называется, «испортить», сильно затруднив им жизнеустройство, и со свойственной ей неукоснительностью занялась их религиозным воспитанием. Роль этого материнского решения в судьбе и формировании личности Рональда Толкина трудно переоценить. Волею обстоятельств оно стало необратимым, и Толкин никогда ни на йоту не поступился преподанными ему в нежном возрасте религиозными принципами. Правда, никакого неофитского рвения у него не было, и в отличие, скажем, от своего старшего современника, новообращенного Г. К. Честертона, он не считал нужным провозглашать свое кредо на всех перекрестках. Зато в другом они очень схожи: оба эти приверженца римско-католического вероисповедания – англичане до мозга костей. Рональд, кстати, и внешне удался в мать (Хилари – в отца) и по-настоящему дома чувствовал себя только в глубокой английской провинции, вустерширской «глубинке».

Джон Рональд Руэл Толкин: «Хоббит» и «Властелин колец»

Хоббиты из «Властелина колец» — самые известные персонажи романа-эпопеи английского прозаика Толкина. До сих пор эта книга остается одной из самых известных в жанре фэнтези.

Читать еще:  Розовые кроссовки с белыми шнурками. Какого цвета кеды розовые или серые

Эпопея «Властелин колец»

Хоббиты из «Властелина колец» после выхода романов в свет стали одними из самых популярных персонажей не только в литературе, но и в кинематографе. Всех их выдумал знаменитый английский писатель Джон Рональд Руэл Толкин.

Интересно, что первоначально это был один роман, который назывался «Властелин колец». Но из-за его объемности издатели настояли, чтобы разделить произведение на три части: «Братство Кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля». В формате трилогии эти произведения публикуются и сегодня.

По результатам многочисленных опросов роман «Властелин колец» остается одной из самых популярных книг XX столетия. Его перевели на несколько десятков языков, он не раз экранизировался, создавались компьютерные и настольные игры, посвященные сюжету. Появилось даже отдельное ролевое движение, тысячи толкинистов по всему миру начали переодеваться в своих любимых персонажей и разыгрывать классические сценки.

При этом стоит отметить, что Толкин завоевал популярность благодаря другому своему произведению. Это повесть «Хоббит, или Туда и обратно». Она увидела свет в 1937 году, с тех пор считается классикой детской литературы.

В центре повествования хоббит по имени Бильбо Бэггинс, который отправляется в увлекательное и опасное путешествие вместе с гномами и волшебником Гэндальфом. Они идут к Одинокой Горе, чтобы отыскать заветные сокровища гномов, которые захватил и агрессивно оберегает дракон Смауг.

Общеизвестно, что при работе над повестью «Хоббит, или Туда и обратно» Толкин обращался к сюжетам скандинавской мифологии, а также к древнеанглийской поэме «Беовульф». При этом многие литературоведы считают, что на повествовании сильно отразился опыт, полученный автором во время Первой Мировой войны.

Особенности произведения

Одна из главных особенностей этого произведения — противопоставление древних и современных стандартов поведения, которые постоянно встречаются на страницах повести. Например, в стилистике речи персонажей. У Бэггинса множество черт, которые присущи современному Толкину человеку. В итоге на фоне древнего мира, который его окружает, это выглядит очевидным анахронизмом.

Автор постоянно поднимает вопрос о соотношении человека современной культуры с окружающими здесь и сейчас его людьми, а также с древними героями.

Преимущество этого произведения в том, что главный персонаж книги постоянно развивается. Проходя через различные испытания, он становится на путь самопознания. В финале возникает конфликт из-за сокровищ. В это время затрагивается серьезная проблематика таких хорошо известных человеческих чувств, как жадность, тяга к материальным ценностям, возможность преодоления этого.

«Хоббит» — это первое произведение, в котором описывается мир Средиземья. Читатели и критики отозвались о книге очень благожелательно, поэтому издатели стали просить Толкина написать продолжение «Хоббита». В трилогии «Властелин колец» читатель вновь встретился с любимыми персонажами. Но если «Хоббит» был рассчитан на детей, то это произведение предназначалось для взрослой аудитории.

Роман «Властелин колец»

Формально этот роман привязан к повести «Хоббит», фактически является ее продолжением. Хоббиты во «Властелине колец» действуют все те же, что и в первом эпохальном произведении автора. При этом в центре повествования оказывается уже не сам Бильбо Бэггинс. Он уходит на покой, завещая своему племяннику по имени Фродо волшебное кольцо. Оно обладает уникальным свойством — делает любое существо невидимым.

Книги «Хоббит» и «Властелин колец» лучше читать именно в этом порядке, тогда читатель не удивится появлению волшебника, уже знакомого ему по более ранней повести. Гэндальф рассказывает Фродо, что ему досталось уникальное Кольцо Всевластия, которое когда-то было сотворено Сауроном, темным властителем этих мест. Именно его считают своим врагом все свободные народы Мордора.

Саурон его специально создал, чтобы подчинить себе все прочие волшебные кольца. Удивительно, но у этого ювелирного изделия есть собственная воля. Оно может продлить жизнь своего владельца, порабощая его при этом, а также вызывать непреодолимое желание завладеть этим кольцом.

Саурон побежден много лет назад, но с помощью Кольца Всевластия он способен вернуть себе утраченную силу. Уничтожить же его можно только одним способом — бросить в жерло вулкана, на котором оно было выковано.

Друзья отправляются в путь

В такое опасное путешествие отправляется Фродо. Вместе с ним его верные товарищи. Имена хоббитов из «Властелина колец» сегодня известны всем поклонникам Толкина. Это Мерри, Пиппин и Сэм.

Сначала Фродо оказывается в стране эльфов, затем с помощью лесного волшебника добирается до Пригорья, где встречается со следопытом Арагорном. Друзей повсюду преследуют слуги Саурона, которые всячески пытаются помешать их миссии. Хоббиты из «Властелина колец» героически этому противостоят.

Читать еще:  Михаил ЗощенкоЛёля и Минька (сборник). Михаил зощенко леля и минька""

Нужно отдельно остановиться на всех товарищах Фродо, которые отправились с ним в дорогу. Один из них Сэм или Сэмуайз Гэмджи. Во «Властелине колец» он является одним из ключевых персонажей.

Он типичный протагонист главного героя. Считается, что прототипом для его создания стали солдаты английской армии, которые участвовали в Первой Мировой войне. На полях битвы бывал и сам Толкин.

В трилогии «Властелин колец» Сэм работает садовником у Фродо. В поход он отправляется, чтобы помочь навсегда уничтожить Кольцо Всевластия, полученное Фродо от дяди.

Интересно, что сам Толкин неоднократно называл именно Сэма главным героем романа, хотя многие считали им Фродо. Но все-таки большая часть путешествия описана именно от его лица. При этом Сэм является одним из создателей знаменитой Алой Книги. По замыслу писателя, она играет определяющую роль в истории всего Средиземья.

Полное имя хоббита Мерри — Мериадок Брендибак. Примерно за два год до описываемых в романе событий он случайно стал свидетелем феноменальных способностей, которыми обладает Фродо, когда надевает кольцо.

По своему характеру он крайне осторожен, но в то же время очень предприимчив. Поэтому часто на страницах романа дает дельные советы Фродо, помогает ему избежать всяческих опасностей и все-таки воплотить в жизнь задуманное.

Наконец, последнего хоббита, который сопровождает Фродо, зовут Пиппин. Его полное имя Перегрин Тук.

Он принадлежит к знаменитому и знатному роду Туков, один из самых близких друзей Фродо. Является членом Братства Кольца.

По настоянию Гэндальфа его даже включили в число Хранителей, когда Мериадока и Перегрина захватили орки, подосланные Саруманом. Отчаянно защищал хоббитов от противников отважный Боромир, старший сын Гондора. Эта битва стала для него последней, он погиб. Перегрин спасся только чудом.

Все эти похождения фэнтезийных героев, придуманных англичанином Толкином в середине XX столетия, остаются востребованными до сих пор. В начале 2000-х годов американский режиссер Питер Джексон снял трилогию, в которой досконально изложил сюжет похождений Фродо и его друзей.

Фильмы назывались «Властелин колец: Братство кольца», «Властелин колец: Две крепости» и «Властелин колец: Возвращение короля».

В каком порядке читать книги Толкина?

Не такой простой вопрос, как может показаться. Конечно, можно просто прочитать трилогию Властелин Колец и на этом закончить знакомство с миром Средиземья.

Но если Вы действительно фанат книг Джона Толкина и хотите полностью погрузиться в его вселенную , то список этих книг существенно расширяется.

1. «Сильмариллион».

Книга была опубликована уже сыном Толкина, после его смерти. По формату — это сборник мифов о Средиземье, описанных с точки зрения эльфов. Описываются события, которые происходили задолго до сюжета Властелина колец.

Прочитав эту книгу, вы сможете погрузиться в мир Средиземья, понять происхождение многих видов и мест, терминов и сказаний, которые потом будут упоминаться в других книгах Толкина.

2. «Дети Хурина».

Этот роман Толкин не успел закончить при жизни, и он был опубликован уже его сыном, после небольшой реконструкции и доработки.

Книга повествует об истории Турина и его сестры. Книга интересна тем, что ее события также происходят задолго до времени действия Властелина колец и поэтому позволяют окунуться глубже в мир Средиземья.

3. «Хоббит, или Туда и обратно.»

Первая книга, где мы знакомимся с хоббитами, магом Гэндальфом и гномами. Повествование книги предшествует сюжету Властелина колец и рассказывает историю о путешествии хоббита Бильбо Бэггинс и получении им волшебного кольца.

4. «Властелин Колец»

Самая известная и популярная книга XX века. Книга является прямым продолжением книги «Хоббит» и является трилогией:

Пересказывать сюжет книги нет смысла. Поэтому читайте или смотрите экранизацию .

5. «История Средиземья».

Это целых 12 книг, которые не имеют связанного сюжета и выглядят как сборник мифов, раскрывающих историю Средиземья и происходящих в них событий.

Книга была доработана сыном Толкина и издана уже после смерти писателя.

  • Книга утраченных сказаний — в 2-х томах.
  • Баллады Белерианда.
  • Устроение Средиземья.
  • Утраченный путь и другие истории.
  • Возвращение Тени.
  • Измена Изенгарда.
  • Война Кольца.
  • Саурон Побежденный.
  • Кольцо Моргота.
  • Война самоцветов.
  • Народы Средиземья.

В этих книгах можно будет найти ответы на многие непонятые ссылки во Властелине Кольца или полностью освоить хронологию событий и понять устройство Средиземья.

Источники:

http://www.litmir.me/br/?b=110008&p=66
http://fb.ru/article/356736/djon-ronald-ruel-tolkin-hobbit-i-vlastelin-kolets
http://zen.yandex.ru/media/id/5b762403f83f0400a8dc9602/5ba1c488c071d300ab518a9f

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector