Воспитание. Что такое воспитание человека с точки зрения общества и саморазвития

Формирование, воспитание, развитие и саморазвитие личности.

Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с обучением и образованием. С точки зрения социальной, воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Современный процесс воспитания должен основываться на следующих прогрессивных идеях:

1. Личность в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность.

2. Цель воспитания заключается в разностороннем гармоничном развитии самоактуализирующейся личности в условиях коллективной творческой деятельности.

3. Суть воспитания состоит в развитии отношений воспитанника к окружающему миру (родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому), т. е. в формировании им жизненной позиции, определении своего места в системе ценностных отношений.

4. Содержанием воспитания является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитательной деятельности.

5. Вся система образования (обучения и воспитания) ориентирована на личностный подход.

6. В современном понимании воспитания особую значимость приобретает идея педагогической поддержки.

7. Продуктивное обучение и воспитание строятся в режиме диалогового общения педагога и воспитанника.

8. Назначение и позиция воспитателя, по мнению Е. Н. Ильина, выражены в пяти определяющих глаголах – любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Культура общества является источником принципов воспитания, она определяет его характер, цели и содержание. Другим фактором воспитания является культура каждой отдельной личности, с которой взаимодействует воспитанник. Культура общества, каждого участника учебно-воспитательного процесса создает ту насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия для ее самореализации.

Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию. Саморазвитие детерминировано потребностями и мотивами личности. Поэтому важнейшей задачей в организации учебно-воспитательного процесса является обеспечение положительной мотивации воспитанников в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации.

Важнейшие общие закономерности воспитания:

· воспитание детерминировано культурой общества;

· воспитание и обучение – два взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;

· эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;

· эффективность и результативность воспитания зависят от цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных воспитаннику и педагогу;

· действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов и возможностей личности, отношением к ней как к целостности и самости;

· результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов.

Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при воспитательном или педагогическом процессе. Цель воспитательного процесса – ориентация учащихся на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование. Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.

Традиционными направлениями воспитательной работы являются: умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое. В настоящее время формируются новые направления – гражданское, правовое, экологическое, экономическое. Среди множества классификаций методов воспитания выделяют три основные группы:

· организации жизни и деятельности.

Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у воспитуемого. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек. Обычно выделяют четыре основные группы методов убеждения: информационные, поисковые, дискуссионные, взаимного просвещения.

К стимулирующим методам относятся одобрение и осуждение, поощрение и наказание.

149.154.154.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Что такое воспитание человека с точки зрения общества и саморазвития

Развитие лучших человеческих качеств, умений невозможно без воспитания. Существует множество определений и концепций этого понятия. И это неудивительно, ведь общество, в котором формируется личность, отличается полиэтническим характером. Помимо этого актуальность различных общественных проявлений меняется и развивается в течение времени.

Так что такое воспитание человека? На чем оно базируется, какие составляющие определяют его содержание? Попытаемся разобраться с этим в нашей статье.

В современном обществе воспитание человека не только не потеряло своей актуальности, но и приобрело непреходящую ценность и значение.

Содержание воспитательного процесса постоянно меняется так же, как меняется педагогическая наука и общество. В связи с этим специфика воспитания рассматривается с разных позиций.

Главной особенностью воспитательного воздействия представляется стремление воспитателя оказать соответствующее влияние на воспитуемого. Таким образом, можно изменять сознание и поведение людей. Данная деятельность направлена на преобразование мировоззренческих взглядов, изменение психического состояния и создание ценностных ориентиров воспитуемого.

Читать еще:  К чему дарят одну белую розу. Символическое значение белых роз, как дарить цветы

Специфичность данного процесса обусловлена определением соответствующих целей и грамотно подобранных методов воздействия. При их реализации воспитатель должен учитывать врожденные, психические, генетические особенности. Не менее важен уровень социального развития, а также возраст и условия, в которых личность существует.

Воспитание может проводиться в различных направлениях и множественных уровнях, имея разнообразные цели.

Так, человек может оказывать воспитательное воздействие на себя самостоятельно, выбирая средства, которые подходят ему для саморазвития. В этом случае можно говорить о самовоспитании.

Последнее время гуманистическая педагогика использует аксиологический подход к воспитанию. Человек как предмет воспитания рассматривается при таком подходе с двух точек зрения:

  • Практической (повседневная жизнь индивида);
  • Познавательной (процесс развития и совершенствования личностных качеств).

При этом учитывается их тесная взаимосвязь, ведь главным аргументом аксиологического подхода является общественное развитие, которое происходит только благодаря личности.

Что такое воспитательный процесс

Чтобы понять и разрешить проблемы воспитания, нужно четко понимать, что собой представляет воспитательный процесс.

Он имеет свою структуру, которая состоит из целей, содержания, методов и средств. Туда также относятся результаты, которых удалось достигнуть в процессе воспитательного воздействия.

Так как работа по воспитанию предусматривает множество факторов (жизненные ценности, профессиональная сфера, общественные интересы и другое), то их необходимо учитывать при воздействии на личность.

Мы уже освещали ранее объективные и субъективные факторы, которые влияют на становление человеческой личности. Их воздействие бесспорно, однако не менее важно уточнение целей и уровней их реализации.

Так как человек – единственное создание, подлежащее воспитанию, то и цели, поставленные перед воспитателем, должны содействовать всему спектру возможностей этого направления воздействия.

Формулируя цели воспитания, важно понимать реальность их достижения и гуманистическую направленность.

Воспитательные задачи основываются на инициировании активности личности. То есть задача воспитателя состоит в том, чтобы показать воспитаннику важность и необходимость тех или иных действий, подвести его к принятию самостоятельного решения по их выполнению.

Успех воспитательной деятельности базируется на постепенном переходе из совместной деятельности к самостоятельной. При этом воспитанник всегда может рассчитывать на помощь и поддержку воспитателя. Весь воспитательный процесс базируется на том, что под его воздействием должен «родиться» воспитанный человек.

Что значит быть воспитанным? Существует множество мнений на этот счет. Мы приведем лишь те критерии, которые, на наш взгляд, наиболее точно раскрывают это понятие.

Итак, воспитанные люди развивают в себе такие качества:

  • Они способны выслушать, понять и простить, так как с уважением относятся к личности другого человека. Снисходительны к слабостям других людей, так как понимают, что и сами не совершенны.
  • Они способны сострадать.
  • Они понимают цену материального богатства, поэтому не посягают на чужую собственность и способны вовремя отдавать долги.
  • Они не терпят ложь ни в одном из ее проявлений. Предпочитают промолчать, если нечего сказать.
  • Они не станут играть на чувствах других, пытаясь вызвать жалость и сострадание к себе.
  • Они не станут пренебрегать своими принципами только для того, чтобы познакомиться со знаменитостью или показать свою значимость.
  • Они никогда не станут жертвовать своим талантом и возможностями ради житейских утех.
  • Они всегда стараются воспитывать в себе чувство прекрасного. Им неприятно видеть неряшливость во всем, что их окружает.

Конечно, перечисленные качества воспитанного человека могут быть дополнены или изменены. Однако они отражают суть человека, который стремится развить в себе лучшие способности и возможности.

Воспитание гражданина через нравственность

Известный психолог Л. С. Выготский считает, что целью воспитания является создание условий для развития положительных интересов и максимальное устранение негативных. А вот Б. П. Битинас утверждает, что воспитание обязано служить социальному заказу, так как личность должна служить обществу.

Современная педагогика придерживается мнения, что эти цели нужно осуществлять комплексно. То есть обществу нужно воспитание в качестве возрождения гражданина, человека культуры и нравственности.

В современной школе происходят не только изменения в образовании, но и актуализация ценностей морали и нравственности.

Возрождение этих качеств связано с изменением общей ситуации в стране.

С одной стороны, среди детей и подростков часто наблюдается безразличное отношение к учебе, стремление к бунту и анархии. С другой стороны, прогрессивные родители проводят работу с детьми по поводу выживания в условиях современного общества. А условия эти обязывают не только иметь хорошее образование и прочную базу знаний, но и уметь общаться, подчиняясь законам общества.

Такие качества делового человека, как порядочность, умение контролировать свои эмоции, занятия саморазвитием, общая культура поведения смогут помочь достигнуть успеха на любом профессиональном поприще.

Педагог-новатор Е. В. Бондаревская считает, что концептуальная основа воспитания гражданина должна базироваться на таких положениях:

  • Социальная обстановка в стране должна быть проанализирована, и через ее призму выстроены цели воспитания;
  • Идеологические положения воспитания нужно постоянно менять и совершенствовать с учетом ситуации в стране и мире;
  • Воспитание требует выделения базового компонента содержания;
  • Методы и технологии воспитания должны быть обоснованы с точки зрения гражданских и моральных норм;
  • Критерии воспитанности детей должны опираться на социально-педагогическую обстановку в учреждении образования.
Читать еще:  Трещины на пятках чешутся. Трещины на пятках. Причины трещин на пятках. К какому врачу следует обращаться? Как лечиться капустным компрессом

Главная задача педагога состоит в направлении всего педагогического процесса в русло культуры, народных традиций, нравственных идеалов. То есть необходимо внедрение образования в культуру и искусство.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, основы которого были заложены в детстве, способствуют гармоничному развитию личности, ее стремлению к самосовершенствованию.

Таким образом, культура и воспитание человека – понятия, которые должны быть неразрывно связаны.

Образование призвано помочь развивающейся личности стать частью культурных традиций, истории своего народа. Гражданственность не может существовать без нравственности.

Идеология воспитания должна быть направлена на гуманизацию всего процесса.

Следовательно, все отношения между учащимся и педагогом должны быть естественными, «человечными». Время тоталитарного и диктаторского отношения к учащимся прошло. В современных школах педагог направляет свою деятельность на развитие личности ребенка, а также на признание за этой личностью права выбора и собственного мнения.

Воспитание в гармонии с природой

Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде является важной частью развития личности, которая находится в гармонии с миром и самим собой.

Современная экологическая обстановка представляет собой плачевную картину. В связи с этим воспитательный процесс должен уделять большое внимание работе с этим направлением.

Выделяют следующие задачи экологического воспитания:

  • Привитие любви к природе;
  • Формирование базы знаний об экологии, ее специфике;
  • Воспитание бережного отношения к природным ресурсам, стремления не только пользоваться ее богатствами, но и увеличивать их.

Осознание ценности природы и ее богатств начинается в семье. Только семья способна привить бережное отношение к окружающему миру, показать, что благодаря природным ресурсам продолжается жизнь на земле.

Вопрос экологического воспитания не менее тщательно должен решаться в учреждениях образования. На специальных занятиях, а также на обычных уроках преподаватель способствует комплексному рассмотрению аспектов экологических проблем.

Воспитание в семье

Воспитание начинается в семье. Этот бесспорный факт невозможно опровергнуть. Все, что малыш чувствует, видит и слышит, формирует его самосознание, внутренние потребности и желания.

От того, какие основы будут заложены в семье, зависит вся дальнейшая жизнь человека.

Как правило, человек любит место своего рождения и воспитания. Ведь там начинался его жизненный путь, там его учили основам жизнедеятельности.

Жизнь взрослого человека является отображением его детских впечатлений, правил и установок, которые привили ему родители. На примере взрослых происходит становление личности ребенка.

Общение с родителями позволяет развиться всем качествам ребенка, как отрицательным, так и положительным.

В семье закладываются основы воспитания ценностного отношения к природе и окружающей среде, нормы морали и нравственные идеалы, отношение к трудовой деятельности и физической культуре.

Известный психолог Джон Боулби в своей книге «Теория привязанности и воспитание счастливых людей» рассказывает о том, как влияют на развитие и поведение малыша взаимоотношения со взрослыми. Он детально описывает методы, с помощью которых эта теория помогает сделать детей счастливыми и успешными.

«Теория привязанности и воспитание счастливых людей» — путеводитель в мире взаимоотношений родителей и детей.

Автор дает советы, как правильно разграничивать личное пространство малыша и семейные традиции, как нужно расставаться, на какое время это делать, чем это расставание может быть полезно. Учит безболезненному переходу от одной стадии развития ребенка к другой.

Теория немецкого психолога позволяет использовать родительскую любовь с максимальной пользой для ребенка. Помогает научиться чувствовать счастье каждый день, находя его в обычных бытовых вещах.

«Двойное» воспитание

Человечество всегда искало пути воспитания совершенного человека. Вряд ли это возможно. Однако стремиться к идеалу необходимо каждому. Достичь этого можно через самостоятельное стремление к совершенству.

Дело в том, что у всякого человека бывает два воспитания. Первое обеспечивают ему родители, педагоги и общество. Второе он дает себе сам.

2 воспитание не уступает по значимости тому, что давали в детстве взрослые. Более того, именно с его помощью человек может приблизиться к тому идеалу, к которому стремится все человечество.

В чем суть воспитания самого себя?

Представим основные правила работы над собой, с помощью которых возможно приблизиться к идеалу:

  • Помните, что вы индивидуальность. Вы строите свою жизнь, несете личную ответственность за свои поступки.
  • Учитесь, развивайтесь, читайте. Но помните, что любая информация требует тщательного отбора. Не позволяйте кому-то или чему-то руководить вашей жизнью.
  • Тщательно обдумывайте свои решения, а после их принятия не сомневайтесь в их правильности.
  • Не перекладывайте ответственность за свои действия на других людей. Ищите ответ в случившихся неприятностях только в себе.
  • Материальное должно служить вам, а не вы ему. Деньги и блага не должны управлять вашим сознанием.
  • Общайтесь только с теми людьми, кто вам приятен. Помните, что каждый человек личность, и у него можно чему-либо научиться.
  • Прекращайте отношения, которые приносят в вашу жизнь дискомфорт.
  • Думайте критически. Из обилия информации выбирайте главное, то, что нужно именно вам для достижения цели. Ничего лишнего.
  • Не бойтесь быть непохожими на других. Эта способность дана далеко не каждому. Наслаждайтесь тем, что вы уникальны.
  • Верьте в свои силы. У вас достаточно сил, времени и возможностей, чтобы достигнуть всего, чего вы хотите.
  • Ставьте перед собой цели и добивайтесь их. Каждый день – новая цель.
  • Помните, что идеальных людей нет. Только от ваших усилий зависит, насколько близко вы сможете подойти к идеалу.
Читать еще:  Имена для котят из фильмов. Как назвать кота мальчика, самые интересные, оригинальные и крутые клички для котов

Осознанное развитие личности поможет найти свою нишу в этом непростом мире и не потерять индивидуальность.

Воспитание «Человека»
статья по теме

Роль семьи и школы в воспитании «Человека». Семья является источником передачи тех традиций, которые складывались из поколения в поколение, способствует раскрытию заложенных в ребенке способностей. В воспитании и становлении личности семья играет главенствующую роль. Школа призвана укрепить личностные характеристики ребенка, создать благоприятную среду для его развития, научить выбирать верные ориентиры в жизни и сопротивляться тлетворному влиянию безнравственного поведения окружающих.

Предварительный просмотр:

Выступление на IV Покровских чтениях

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего — люди.

Из них на первом месте — родители и педагоги .

Воспитание Человека начинается с первого дня его жизни. Все что он видит, слышит, чувствует, осязает формирует его внутренний мир. Основой всего дальнейшего развития ребенка как личности, в первую очередь, является семья: с ее традициями, укладом, системой воспитания. Домашнее окружение — исток жизни – начало начал. Гармоничное развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с близкими людьми. Особое значение в формировании знаний и жизненного опыта имеет общение с родителями и взрослыми. У ребенка формируется потребность в общении с окружающими , что становится важнейшим источником его разностороннего развития. Ребенок – это зеркало семейных отношений. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Взаимоотношения взрослых членов семьи накладывают неизгладимый след в сознании ребенка на много раньше, чем он начинают осознавать, что у него уже сложились представления, вкусы, приоритеты, привычки. Воспитание в семейной жизни напрямую зависит от того, как складываются взаимоотношения между взрослыми членами семьи. Поэтому личный пример родителей — одно из необходимых условий приобщения детей к семейным традициям. Пример собственного поведения родителей — самый действенный способ воздействия на ребенка.

Семья является источником передачи тех традиций, которые складывались из поколения в поколение, способствует раскрытию заложенных в ребенке способностей. В воспитании и становлении личности семья играет главенствующую роль.

Родительская семья должна служить для ребенка прообразом будущего жизненного устройства. Семья призвана не только передавать из поколения в поколение духовную, национальную и культурную традиции, а в первую очередь воспринимать их и поддерживать.

Необходимо помнить, что ребенку необходимы реальные примеры и достойные авторитеты, а не формально – абстракционный идеологизм.

В семье ребёнок находится значительную часть своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. И оттого, какие складываются взаимоотношения между взрослыми и ребенком, какие примеры видит он перед собой, какой смысл вкладывают в семье в понятие «что такое хорошо и что такое плохо», таким и будет его мировоззрение на окружающий мир, так же он будет выстраивать взаимоотношения во взрослой жизни.

Поведение наших детей – это проекция нашего отношения к ним.

Без примера и наставления родителей ребенок теряет способность формироваться как личность.

Вслед за участием родителей и близких в воспитание и формирование духовно-нравственных ценностей включаются и социальные институты: детский сад, школа, ВУЗ и т.д.

Школа призвана укрепить личностные характеристики ребенка, создать благоприятную среду для его развития, научить выбирать верные ориентиры в жизни и сопротивляться тлетворному влиянию безнравственного поведения окружающих.

Воспитание духовно богатой, нравственной и морально устойчивой личности – это общая задача семьи и школы.

Преемственность традиций формирования мировоззрения ребенка в семье основанных на любви, уважении, доверии, почитании – первоочередная задача школы. Но не всегда, к сожалению, семья является положительным примером. В том случает, когда поведение близких асоциально и не несет в себе здравых ценностей, направлено скорее на разложение личности, нежели на ее формирование, школа должна стать тем определяющим фактором в развитии ребенка, который поможет сформировать иерархию ценностей, восполнит пробелы духовно-нравственного воспитания, привьет любовь к традиционному семейному укладу, поможет социальной адаптации и сформирует устойчивые жизненные ориентиры.

Введение в общеобразовательную программу курса «Основы православной культуры» помогает обратиться к исконно русским традициям воспитания духовно обогащенной и нравственно устойчивой личности. Знакомство с основами православной культуры раскрывает знания о культуре человеческого бытия, исконно русских традициях, формировавшихся под влиянием христианской религии, благотворно воздействовавшими на моральный облик человека. Учитель должен быть знатоком и ценителем русских традиций, передавать не только энциклопедические знания, а нести духовность и культуру таким образом, чтобы ребенок осознанно стремился сохранять и укреплять эти традиции. А значит тогда можно верить, что заложенные в ребенка православные принципы помогут вырасти сильной и духовно здоровой личности.

Т.И. Игольницына (социальный педагог, учитель православной культуры)

Источники:

http://studopedia.ru/20_36826_formirovanie-vospitanie-razvitie-i-samorazvitie-lichnosti.html
http://vospitannie.ru/vzroslogo/cheloveka.html
http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2013/12/08/vospitanie-cheloveka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector