Методика раннего развития семьи Никитиных

Методика раннего развития семьи Никитиных

  • Основные принципы воспитания «по-никитински»
  • Как вызвать в ребенке желание заниматься?
  • Физическое развитие
  • Интеллектуальные игры Никитиных
  • Рамки и вкладыши
  • Сложи узор
  • Сложи квадрат
  • Дроби
  • Уникуб

Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.

О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов XX века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.

Именно тогда, в I960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.

Основные принципы воспитания «по-Никитински»

Методика Никитиных предполагает, что прежде всего родители ответственны за воспитание своих детей, а не детский сад или школа. Никитины подчеркивают, что родителям следует создать в доме благоприятную атмосферу для интеллектуального и творческого развития ребенка. Причем начинать это делать нужно с возраста от 1 года. Именно с этого возраста ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Не востребованные в свое время возможности постепенно ослабевают, и в дальнейшем развить их будет трудно. Для детей личный пример родителей важен больше чем, слова. Так, если мама ребенка занимается живописью, а папа футболом, то тяга к искусству и спорту будет закономерной.

В связи с этим, взрослым важно вести здоровый образ жизни и закаляться, подавая хороший пример своим детям. В целях развития и раскрытия способностей следует создать обстановку, в которой ребенок сможет проявить себя и свободно выбрать интересное для себя занятие. Предложенные Никитиным принципы развития дают возможность уменьшить время обучения в школе.

По методике Никитиных родителям следует избегать крайностей в воспитании ребенка. Часто родители либо слишком опекают ребенка, лишая его всякой самостоятельности, либо наоборот забрасывают, уделяя ему мало внимания.

В основе своей системы Никитины определили труд, самостоятельность, творчество стремление к единению с природой. Дети должны быть свободны. Родители ни к чему не принуждают их, но всегда поддерживают и помогают в сложных ситуациях. Взрослые много общаются с детьми, подталкивают их к новым достижениям. Главной задачей родителей является подготовка ребенка ко взрослой жизни и развитие творческого мышления.

Читать еще:  Избыточная ликвидность

Выделяют 4 основных принципа воспитания в методике Никитиных:

  1. Дети должны заниматься тем, к чему у них есть интерес, конечно, под контролем взрослых. Не должно быть никаких ограничений. Нужно предоставить детям полную свободу творчества. То, что окружает ребенка, должно заинтересовывать его и стимулировать к познанию нового.
  2. Ребенок должен быть максимально самостоятельным. Родители участвуют в жизни ребенка, но не делают его слабым и зависимым. Можно, например, при выполнении какого-то задания работать вместе, но не делать все за ребенка. Оказывать помощь можно только тогда, если малыш сам ее попросит. Например, когда дети Никитиных учились ходить, родители не поддерживали их. Таким образом ребенок, полагаясь лишь на свои силы, учился группироваться при падении, мягко приземляться.
  3. Необходимо сочетать физическое и умственное развитие. Такая методика позволяет окрепнуть слабым детям.
  4. Хвалить ребенка за успехи и не акцентировать внимание на неудачах. Все успешные достижения отмечаются и приветствуются.

Подобный подход к развитию способностей формирует самостоятельность, инициативность, любознательность, ответственность. Никитины не ставили перед собой цель вырастить одаренных детей. Их система воспитания подходит для каждого ребенка и позволяет научить малышей многим занятиям раньше положенного по нормам срока. Кроме того, большой акцент в их системе делается на получении не только теоретических, но и практических навыков, которые можно будет применять в любой жизненной ситуации.

В чем суть методики

Что же это – система воспитания или образ жизни? Итак, разберемся, в чем скрывается суть раннего развития малышей по принципам семьи Никитиных.

Все начинается с сознательности родителей и их активного участия в жизни своих отпрысков. Супруги обязаны понять и принять такие основы.

    • Прочь все лекарства. Возобновление общения с природой и понимание естественных процессов жизни. Минимальное медицинское вмешательство при беременности и родах и прикладывание младенца к груди с первых минут жизни.
    • Долой сидячий образ жизни. Активное времяпровождение на свежем воздухе прививается с рождения. Закаливание, гимнастика, плавание и спортивные (подвижные игры) – самые лучшие медикаменты и врачи. Форма одежды легкая, и босиком, даже по снежку.
    • Дорогу своевременному интеллектуальному развитию ребенка. Над воспитанием необходимо задуматься с самого зачатия. Здоровый образ жизни мамы и папы, полезная пища, хорошая музыка и как можно больше общения. С рождения насыщенная разнообразием домашняя среда поможет малышу легко всему обучаться.
    • Сообща делать все работы по дому, совместные походы, занятия спортом, игры. Дружелюбие, взаимопомощь, взаимоуважение, любовь, поддержка во всем. Искренняя заинтересованность родителей во всех делах малышей.
  • Даешь детям полную свободу в выборе игр и занятий. Самостоятельность и богатая творческая обстановка для всевозможной деятельности с первых дней жизни.
Читать еще:  Совместимость подходим мы друг другу. А подходим ли мы друг другу? Важные признаки совместимости

Таланты в изобилии заложены в каждой крошке. Педагог уверен, что малышу нужно дать максимум знаний в дошкольном возрасте.

Так как с рождения и до 7-10 лет запускаются огромные возможности ребенка проявить себя практически в любой сфере деятельности. Более того, все способности очень сильно связаны между собой. Следовательно, чем раньше маленький начинает ползать и бегать, тем скорее развивается его сознание, и проявляются дарования. С возрастом они безвозвратно утрачиваются.

Принципы воспитания

Все своды воспитания по методики семью Никитиных можно условно разделить на четыре основных принципа, которые воедино дают положительный результат в развитии малыша.

Система Никитиных предпологает:

Первый принцип основывается на свободе творчества детей на занятии. Не нужно специальных уроков, все они носят чисто познавательный характер, и только ребенок определяет то, чем он хочет заниматься, как и сколько. Основные правила для родителей:

  • не навязывайте определенную программу обучения;
  • не нужно объяснять правила, лучше вовлечь его в новый вид деятельности с помощью сказки, воспользовавшись интересом и желанием малыша подражать взрослому. Если это вызовет интерес ребенка – он будет играть и развиваться в этом направлении;
  • начало любой новой игры требует активного участия взрослого, но в дальнейшем его присутствие не обязательно.

Второй принцип – дать малышу делать все самостоятельно. Если определенное задание ребенку под силу, дайте ему возможность выполнить его самому. Пусть в первый раз не получится, но учиться новому путем проб и ошибок – это правильный путь к воспитанию личности. Для родителей важно помнить следующее:

  • не спешите решать проблему за малыша, дайте ему возможность подумать и решить самостоятельно;
  • если найти правильный путь для ребенка становится тяжело, вернитесь к более легкому, уже сделанному подобному заданию и снова начинайте по нарастающей, не забывая хвалить малыша за его маленькие победы;
  • если невозможность найти правильное решение заставляет кроху покинуть начатое, отложите занятие, пока снова не появится интерес.

Третий принцип – это гармоническое распределение внимания и на физические, и на умственные способности малыша. Не нужно акцентироваться на одном из пунктов. Они должны дополнять друг друга. Только в этом случае методика дает всестороннее развитие ребенку.

Совместная работа взрослого и малыша – это четвертый постулат методики семьи Никитиных. Помогая по хозяйству маме или отцу, девочки и мальчики учатся этому труду. При этом родители не забывают активно участвовать и в занятиях их малышей.

Похвала занимает очень важное место в воспитании ребенка. Такое утверждение закономерно, ведь любящие родители не могут не похвалить свое дитя за его достижения в решении той или иной задачи. Даже если ребенок потерпел неудачу, найдите способ похвалить его, не акцентируя внимания на его поражении, и он обязательно вернется и доведет дело до конца.

Интеллектуальные игры на развитие логического и образного мышления

Рамки и вкладыши (с 10-12 месяцев)– состоит из 16 рамок с вкладышами в виде различных геометрических фигур. Сначала можно показать и назвать ребенку 3-4 вкладыша (треугольник, квадрат, овал). Можно дать их ребенку для исследования. Далее увеличивает количество фигур. После ознакомления со всеми фигурами, можно усложнить задание. Например, обводить фигуры по контурам рамок, а затем и самих фигур; рисовать фигурки на счет (2 овала, 3 квадрата) и другие.

Сложи узор (от 1 ,5 года) – состоит из 16 деревянных кубиков (размер ребра 3 см), где каждая грань имеет свою окраску. Кубики должны обязательно находиться в коробке. Сначала вместе с ребенком рассмотрите кубики, назовите какого цвета у кубиков стороны, сложите однотонную дорожку, а затем сделайте ее цветной. Важно закончить занятие перед тем как оно надоест малышу. Способствует развитию пространственного воображения, внимания, умению анализировать и комбинировать.

Дроби (от 3-5 лет) – комплект из 3-х фанерок с альбомный лист. На каждой из которых находится по 4 круга одного размера, но разного цвета. Первый круг – целый, второй – разрезан на две части, третий – на три и т.д. Сначала следует играть только с первым листом, самым простым. Можно повторить цвета, посчитать кусочки круга, попробовать сделать разноцветный кружок.

Уникуб (с 1,5-3 лет)– состоит из 27 деревянных кубиков. Вводят ребенка в мир трехмерного пространства. Игра учит быть внимательным и аккуратным. Всего имеется 60 игр для возраста от 1,5-3 лет до взрослого человека (которому некоторые игры не под силу).

Сложи квадрат (0т 2 лет) – состоит из 3 уровней сложности, в каждом по 12 разноцветных квадратов. Квадраты расположены на фанерке и вставлены в окошечки. Для деток двух лет можно взять 4 самых простых квадрата и показать как из нескольких частей получается квадрат. Игра способствует развитию цветоощущения, формированию логического мышления, усвоение понятий части и целого.

Как и у любой методики раннего развития, будь то методика Монтессори, Домана или Дьенеша, есть свои достоинства и недостатки. Плюсы и минусы методики Никитиных рассмотрим в таблице.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector