Воспитание и обучение трудных детей. Психологические критерии выделения категорий « трудных» детей

Типы «трудных детей» и способы работы с ними. Что вредно и полезно в работе с «трудными детьми» того или иного типа?

«Трудный ребенок» — кто он? С ним неприятно и тяжело общаться, он нарушает дисциплину, дерзит, дерется или, наоборот, апатичен и безволен, идет на поводу у «отрицательного лидера». Однако учитель или родитель такого ребенка не может просто порвать с ним отношения: он должен что-то сделать, помочь человеку, ведь это еще не взрослая, не сформировавшаяся до конца личность, и мы еще можем помочь ей сформироваться правильно.

Классификаций «трудных» существует немало.

Во-первых, это различение их, так сказать, «по причине».

  • Дети с нарушениями в сфере общения: это и причина, и проявление отклонений в их развитии.
  • Дети с нарушением эмоциональной сферы (крайне возбудимые или апатичные, аутичные).
  • Дети с нарушениями интеллекта (обычно это выявляется с помощью медиков).
  • Дети с нарушением волевой сферы (упрямые и своевольные или, наоборот, безвольные и безразличные).

Однако выявить, к какой из этих групп относится подросток, обычно недостаточно. Конечно, следует показать ребенка врачу, если у него выявлены заметные нарушения интеллекта; в этом случае перевод школьника в класс коррекции или специализированное учебное заведение может решить проблемы: у ребенка появится свой круг общения, интересы, возможность получить образование и профессию, исчезнут причины для беспокойства из-за непонятого материала в школе или насмешек одноклассников. Но во всех остальных случаях надо искать еще какие-то причины, и лежат они в психологии ребенка и в воздействии среды.

С этой точки зрения надо понимать, что дети могут быть:

  • социально запущенными (не могут адаптироваться в обществе, так как их никто этому не учил);
  • педагогически запущенными (скажем, родители-алкоголики учат пить и подворовывать; или родители же постоянно говорят о том, что ненавидят работу, берут больничные, чтобы играть в компьютер, вслух бранят свою страну и мечтают только о каких-то материальных благах);
  • заброшенными (родители и школа совершенно не интересуются ребенком);
  • гиперопекаемыми (с них ничего не требуют, а все их требования выполняются молниеносно и беспрекословно; в разговорах с ребенком родители противопоставляют его окружающим как существо высшего порядка).

Выявление причины «трудности» дает намек, что делать с возникшей проблемой, как ее решать.

Классифицируют «трудных» и по степени «трудности». Выделяют обычно следующие группы:

  • Неодобряемое поведение (периодически возникает у всех подростков и детей).
  • Порицаемое поведение (значительные нарушения порядка и дисциплины).
  • Девиантное поведение (нравственно порицаемое: ложь, подлость, эгоизм, агрессивность и т.д.).
  • Делинквентное поведение (предпреступное: умышленное нарушение норм человеческих отношений: кражи, драки, вымогательство и прочее).
  • Преступное поведение.
  • Экстремальное поведение (наркомания и другие разрушающие личность явления).

С точки зрения психологии «трудных» детей и подростков можно разделить на шесть видов. Чтобы выявить, к какому из них относится конкретная личность, необходимо провести наблюдения и, конечно, по возможности прибегнуть к помощи психолога.

Психологические критерии выделения категорий « трудных» детей

Работа с « трудными» детьми в ответ на запрос не исчерпывает возможных подходов к этой проблеме. Достаточно распространенным является и такой подход, при котором психолог не ориентируется на запросы, а выявляет разные категории «трудных» детей по своим собственным критериям.

Приведем некоторые примеры.

Так, английские психологи Хевитт и Дженкис выделяют большие категории «трудных « детей:

  1. дети с так называемыми» социализированными формами» антиобщественного поведения, для которых; характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей или родственников, к которым они принадлежат;
  2. дети с не социализированным антиобщественным агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме агрессивности, дерзости и мстительности.
Читать еще:  Как узнать какие очки тебе подходят. Как подобрать очки для зрения. Особенности некоторых конструкций

Просмотр содержимого документа
«Психологические критерии выделения категорий « трудных» детей »

Тәрбиесі « қиын» балаларды іріктеудің психологиялық өлшемдері

Психологические критерии выделения категорий « трудных» детей

Әзірлеген: Досмуханова Гүлнар Қадырқызы

Работа с « трудными» детьми в ответ на запрос не исчерпывает возможных подходов к этой проблеме. Достаточно распространенным является и такой подход, при котором психолог не ориентируется на запросы, а выявляет разные категории «трудных» детей по своим собственным критериям.

Приведем некоторые примеры.

Так, английские психологи Хевитт и Дженкис выделяют большие категории «трудных « детей:

дети с так называемыми» социализированными формами» антиобщественного поведения, для которых ; характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей или родственников, к которым они принадлежат;

дети с не социализированным антиобщественным агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме агрессивности, дерзости и мстительности.

П.Скотт, уточняя данную классификацию, показал, что категорию социализированных трудных подростков составляют две группы детей: дети, не усвоившие антиобщественные нормы поведения, и дети, усвоившие антиобщественные нормы поведения (53).

Каждая из выделенных групп трудных детей требует специального подхода. Отметим при этом, что социализированные трудные подростки практически не нуждаются в психологической работе, а требуют активного педагогического, воспитательного воздействия, в то время как представители второй категории чувствительны, прежде всего, к собственно психологической коррекции.

В соответствии с этим стратегии психокоррекционной работы строится в том, что для каждого типа акцентуации выделяются воздействия.

Во-первых, необходимо научить подростка распознанию трудных именно для него ситуаций. Так при гипертимой акцентуации такими являются ситуации, требующие от подростка сдерживать проявления его энергии, при лабильной — ситуации эмоционального отвержения со стороны значимых лиц, при истероидной — недостаток внимания к нему как личности и т.п.

Во-вторых , сформировать у подростка способность объектизировать эти трудные для него ситуации, увидеть их как бы со стороны, научить подростка анализировать такие ситуации, продуктивно использовать опыт собственных ошибок.

В-третьих, расширить диапазон возможных способов поведения подростка в трудных для него ситуациях; авторы справедливо отмечают, что стандартность, стереотипность поведения- это главное, что бросается в глаза, когда к личности предъявляются непереносимые для нее требования.

Реализация этих целей, по мнению авторов, должна проводиться не просто на вербальном уровне, а на уровне реального поведения.

Методика психокоррекционной работы, предлагаемая

Э.Р.Эйдемиллером и В.В.Юстицким, как при специально организованной групповой психотерапии, так и путем включения в реальный жизненный контекст, когда трудная ситуация «выхватывается» психологом из обыденной жизни школьников и анализируется тут же, « по горячим следам», с живыми участникам событий.

Некоторые исследователи считают, что последнее является одним из наиболее эффективных видов работы с трудными , плохо социализированными учащимися (53). Известным недостатков предлагаемого варианта психокоррекции, на который указывают Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкий, является то, что она эффективна лишь тогда, когда сам подросток хочет изменить свое поведение.

Другим путем работы с акцентуированным подростком является создание для него оптимальных внешних условий зависимости от типа его акцентуации. Например, представителей шизоидного типа часто не имеет смысла вовлекать в активную коллективную деятельность,

многолюдным общественным мероприятиям. Для него полезным может быть подключение к определенному типу- интеллектуальной или физической работы, требующей углубленных индивидуальных занятий ( включить в работу математического кружка, в игры и составление программ для компьютера и т.п)

Методика ПДО хорошо зарекомендовала себя в медицинской психологии, в клинической работе с подростками.

Однако при использовании ее в практической работе школьного психолога в массовой школе следует проявлять достаточную осторожность. В частности, нельзя отождествлять «трудных» подростков и «акцентуированных» подростков. Подтверждением этого могут служить данные Г.Л. Исуриной и др. (29), показывающие, что в массовой школе среди «трудных» подростков акцентуированные встречаются не чаще, чем среди остальных. Из этого следует вывод, что психопатологические особенности характера не являются фактором непосредственно обуславливающим манифестируемые в школе трудности.

«Трудные» дети в школе

Термин «трудновоспитуемость» означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого к педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости – чаще всего отставание личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т.д.

Читать еще:  Когда нужно приучать к горшку девочку. Чрезмерное использование памперсов. Как приучить к горшку малыша: секреты для родителей

В последнее время «трудных» учащихся становится все больше и больше. Это результат политической, экономической и социальной нестабильности общества, изменения ценностных ориентаций, неблагоприятные семейно-бытовые отношения. Чрезмерная занятость родителей устройством своей личной жизни и в сфере частного предпринимательства, приводит к отсутствию надлежащего контроля обучения и поведения детей.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения.

Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Формируется чувство незащищенности и одиночества.

Многообразие предпосылок трудновоспитуемости, объединенных часто в комплекс причин, позволяет классифицировать это социально-педагогическое явление следующим образом:

I. По типу запущенности:

  • педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
    а) с пассивной жизненной позицией (-Я – безволие, равнодушие, недоверие);
    б) с неадекватной реакцией (Я эго – эгоисты, упрямцы);
    в) с антиобщественным поведением (Я агр – жестокие, аморальные);
  • социально запущенные (дезорганизаторы – пассивные и активные);
  • правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
  • отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).

II. По области психических нарушений:

  • с нарушением в сфере общения;
  • с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
  • с односторонним умственным развитием;
  • с неправильным развитием волевой сферы.

III. По позиции:

  • неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;
  • неудовлетворенные своим положением в семье;
  • с преобладанием связей с дезорганизаторами;
  • с надломленной психикой;
  • с избытком энергии, не нашедшей применения.

Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс,

осуществляемый в рамках системного подхода со стороны администрации школы, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, учителей предметников, родителей, инспектора по делам несовершеннолетних и т.д. (Приложение 1).

Организация помощи «трудным» детям

I. Организация педагогической помощи.

  1. Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.
  2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника».
  3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.
  4. Формирование положительной Я — концепции. Создание для личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ результатов деятельности, достижений. Поощрение положительных изменений. Переход от авторитарной педагогики – к педагогике сотрудничества и заботы.

II. Организация медицинской помощи.

  1. Проведение систематического диспансерного осмотра «трудных» школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения.
  2. Проведение профилактических мероприятий по предупреждению вредных привычек
  3. Половое просвещение «трудных» подростков.

III. Организация психологической помощи.

  1. Изучение психологического своеобразия «трудных» детей, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
  2. Выявление проблем семейного воспитания: неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие и.т.д.
  3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах, найти способ их решения.
  4. Индивидуальные беседы с «трудными» детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.
  5. Коррекция средств воспитания для положительного воспитательного воздействия.

«Трудные» дети бывают разного возраста, поэтому воспитателю необходимы знания возрастной педагогики, чтобы правильно спланировать свою работу.

«Трудный»: младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда – неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе (Приложение 2). Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

На данном этапе ребенка следует научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу), обучать правильно относиться к неудачам, уметь исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».

Читать еще:  Стишок бабушке на день рождения. Красивые стихи бабушке

«Трудный»: средний школьный возраст.

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают грубость, невыдержанность, агрессивность, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими. Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивляемость, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм, предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

«Трудный»: старший школьный возраст.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ торжествует.

Необходима деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого – высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

Свободное время – умение разумно и интересно, с пользой для себя проводить свой досуг – острая проблема «трудных» детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у таких детей до 50 часов в неделю, а в день – до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение детей рационально использовать свое свободное время, неразвитость у них умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения, умения и навыки самоорганизации, планирование своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели. А для этого для нужно:

  1. Изучать интересы и способности «трудных» детей.
  2. Привлекать в общественно полезную деятельность, кружки и спортивные секции, движения милосердия.
  3. Поощрять любые виды художественного и технического творчества, участие в общественных и классных мероприятиях.
  4. Использовать методику «Ситуация успеха» (Приложение 3), проживая которую, подросток приобретает достоинство. В признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает, что он чего-то стоит как человек.
  5. Создавать атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

Следует помнить, что общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Можно выделить следующие особенности его применения к «трудным детям»:

  1. любить и уважать «трудных» детей сложнее, чем хороших, но любовь и забота нужна им больше, так как они, как правило, обделены этим;
  2. говорить с «трудными» как с взрослыми; не ломать резко их нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно;
  3. взять в основу работы с «трудными» оптимистическую гипотезу, верить в их исправление;
  4. предоставлять «трудному» проявить себя с положительной стороны;
  5. организовать переубеждение на их собственном опыте;
  6. предъявляя требования к «трудному», нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;
  7. быть с «трудным» искренним, не лицемерить, не унижать его;
  8. не скупиться на поощрения и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков «трудного»;
  9. всячески поддерживать усилия «трудного» по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;
  10. влиять, прежде всего, примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к людям, к детям.

Пусть слова С. Давыдовича станут для каждого призывом не опускать руки в работе с «трудными» детьми, а попытать понять их и помочь:

Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили… Поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.

Источники:

http://pedsovet.su/metodika/6406_tipy_trudnyh_detey
http://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/psikhologhichieskiie-kritierii-vydielieniia-katieghorii-trudnykh-dietiei
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590481/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector