Воспитательная работа с трудными детьми. Типы трудных детей и способы работы с ними

Работа с трудными детьми. Методические рекомендации (стр. 1 из 5)

Работа с трудными детьми. Методические рекомендации.

Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожа­лению, давно привычным термином? Для милиционера — это хулиган, для учителя — «неформальный-лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада — шумный, подвижный, неуправляемый ребе­нок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой — естественная норма жиз­ни. Так кто же все-таки трудные дети? Трудные дети — это те, чье поведение отклоняется от при­нятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер (1987) отмечает, что психологические трудности, а также временные эмоцио­нальные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это — неотъемлемая часть процесса развития. Как отечественные, так и зарубежные пси­хологи и социологи отмечают рост количества детей группы риска. Обще­ство и, прежде всего, учителя и родители тратят колоссаль­ные усилия на преодоление этих отклонений.

Ученые и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способно­стями, которых обычно называют одаренными, и дети, имею­щие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже

можно считать трудным. Представителями различных наук (медицины, психоло­гии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе соци­ально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня. В психологической литературе девиантным называется по­ведение, отклоняющееся от социально-психологических и нрав­ственных норм (В.В. Ковалев, 1979), либо как ошибочный ан­тиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

Традиционно причины отклоняющегося от норм поведения подразделяются на две группы: • причины, связанные с психическими и психофизиологи­ческими расстройствами;

• причины социального и психологического характера.

Психологи и психиатры располагают методиками для точной диагностики типа и тяжести отклонения. Они же совместно с педагогом могут выработать меры педагогической коррекции поведения. Педагогам, даже считающим себя осве­домленными в медицине, ставить подростку диагноз ни в коем случае не рекомендуется. Если же учитель в силу профессио­нальной необходимости узнал диагноз, ему следует особо позаботиться о сохранении конфиденциальности, для того чтобы не усугубить и без того непростую ситуацию и не потерять доверие со стороны ребенка и его родителей.

Причины появления трудных детей заставляют педагогов, психологов, медиков, родителей задуматься о том, как наиболее эффективно организовать систему воспитательно-профилактической работы с трудны­ми детьми. На мой взгляд, эта система в первую очередь должна включать:

• создание комплексных групп специалистов, обеспечиваю­щих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

• создание воспитывающей среды, позволяющей гармони­зировать отношение детей и подростков со своим ближай­шим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;

• создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, свя­занных с детьми и подростками;

• организацию подготовки специалистов, способных ока­зывать профессиональную социальную, психологичес­кую, педагогическую, медицинскую помощь и занимаю­щихся воспитательно-профилактической работой прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями;

• создание общественных образовательных программ для уси­ления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (теле­визионные программы, обучающие программы и т. д.);

• организацию детского досуга;

Отношения родителей к пробле­мам трудного ребенка позволило сделать следующие выводы:

1. Основная масса детей большую половину дня предостав­лена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днем.

2. Основной мерой воздействия в семье на поведение ребен­ка является наказание в виде лишения ребенка выбора вида деятельности в свободное время.

3. Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющегося от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени — их занятость.

4. По мнению большинства родителей, проблемами труд­ного ребенка должен заниматься классный руководи­тель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребенка появятся проблемы, родители будут само­стоятельно решать эти проблемы.

5. Преобладающее число родителей не задумываются о том, что их ребенок может стать наркоманом, алкоголиком, преступником, и если есть тревога за судьбу ребенка, то основной причиной этой тревоги родители считают ком­панию во дворе.

Как же воспитывать трудного ребенка? Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на человека и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка. На социальные изменения в ребенке существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. Здесь важен правильный выбор педагогических средств, который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать себя, с другой — познать социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия. Воспитание трудного ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружаю­щей социальной средой. Фактически цель воспитания трудного ребенка — формиро­вание состояния самоперевоспитания.

Воспитание трудных детей подразумевает включение сле­дующих компонентов:

Читать еще:  Кто по нации дмитрий. Кто по национальности Дмитрий Нагиев

• целенаправленной работы по нравственному просвеще­нию (это уроки этики, нравственные беседы, индивиду­альные консультации и т.п.);

• актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внекласс­ная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель-ученик, учитель — родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы);

• введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;

• оптимального соотношения форм практической деятель­ности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся.

Рассмотрим принципы воспитания трудных детей:

Принцип ориентации на позитив в поведении и харак­тере ребенка. Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по- новому взгля­нуть на свое поведение.

Условиями реализации данного принципа являются:

• стимулирование самопознания ребенком своих положи­тельных черт;

• формирование нравственных чувств при самооценке свое­го поведения;

• постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;

• доверие к ребенку;

• формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных задач;

• оптимистическая стратегия в определении воспитатель­ных задач;

• учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

В практической педагогической деятельности этот прин­цип отражается в следующих правилах: • преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребенка;

• доминирование в общении с ребенком уважительного отношения к нему;

• приобщение педагогом ребенка к добру и доброте;

• защита педагогом интересов ребёнка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

• постоянный поиск педагогом вариантов решения воспита­тельных задач, которые принесут пользу каждому ребенку;

• защита ребенка как приоритетная задача педагогической деятельности;

• формирование педагогом в классе, школе, группе и дру­гих объединениях учащихся гуманистических отноше­ний, которые не допускают унижения достоинства детей.

Принцип социальной адекватности воспитания тре­бует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка.

Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды. Условиями реализации данного принципа являются:

• учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;

• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;

• обеспечение комплекса социально-педагогической помо­щи детям;

• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);

• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной ин­формации, в том числе от средств массовых коммуникаций.

В практической деятельности педагога этот принцип отра­жается в следующих правилах:

Организация воспитательной работы с трудными детьми
статья на тему

доклад на методическом объединении воспитателей

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

ГО У Инсарская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в

Методическое объединение воспитателей

« Организация воспитательной работы с

Подготовила: Степаненко С.А.

Проблема «трудных» детей — одна из важнейших психологопедагогических проблем.

Большая важность этой проблемы связана с тем, что всё чаще наблюдается демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, часто проявляется жестокость и агрессивность в поведении детей.

Термином «трудный ребёнок» обозначают детей, которые требуют коррекции своей личности. Выделяются три признака , составляющие содержание понятия «трудные дети».

Первым признаком является наличие у ребёнка отклоняющегося от нормы поведения.

Во-вторых, нарушения поведения у трудных детей нелегко исправляются и корригируются.

В-третьих, трудные дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и педагогов.

Так называемые трудные дети есть во любом из возрастных периодов. Это дети, педагогически запушенные в результате неправильного воспитания в семье или нездоровых отношений в ней. Детей, проживающих в нашем интернате, тоже можно назвать трудными. Это обусловлено влиянием биологических и социальных факторов.

Так как практически все дети у нас с диагнозом «олигофрения», то у каждого их них наблюдаются отчётливо выраженные отклонения во всех видах психической деятельности, особенно в сфере познавательных процессов, а также недоразвитие эмоционально-волевой сферы, это нужно учитывать при организации специального педагогического воздействия.

Социальные факторы — это ближайшее окружение ребёнка: семья, в которой он живёт, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время, и конечно же, школа. Так как умственно отсталые дети в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения, у них меньше возможности общения с окружающим миром, а участие семьи в воспитании этих детей ничтожно мало, возрастает необходимость усиленного педагогического руководства поведением и деятельностью учащегося.

Деятельность воспитателя в условиях школы-интерната осуществляется в следующих направлениях:

  1. Социальное — включает в себя:
  • Установление контактов с близкими родственниками;
  • Социально-правовая защита несовершеннолетних;
  • Формирование позитивного отношения к нормам и правилам социального взаимодействия;
  • Формирование здорового образа жизни;
  • Формирование умений пользоваться различными инфраструктурами;
  • Подготовка к самостоятельной жизни;
  1. Профессиональное самоопределение детей;

• Социальная насыщенность досуговой деятельности.

(Ведущая роль отводится кружкам, секциям).

  1. Педагогическое:
  • Проведение самоподготовки.
  1. Социально-психологическое:
  • Контакт воспитатель с психологом.
  1. Медико-социальное:
  • Создание общего оздоровительного климата в группе;
  • Соблюдение режимных моментов;
  • Формирование санитарно-гигиенических навыков.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • Создание развивающей среды в группе;
  • Организация социальных мероприятий с учётом индивидуальных потребностей ребёнка.
  1. Патронирующее:
  • Работа, направленная на семейное воспитание, передача детей в семьи.

Кроме того, что наши дети умственно отсталые, в каждой группе есть так называемые трудные дети, которые выделяются своим негативным поведением. Это дети, у которых резко выражены нарушения эмоциональноволевой сферы, они вспыльчивые, агрессивные, неадекватно реагируют на замечания педагогов, часто конфликтуют как с детьми, так и со взрослыми. Их поведение отличается непредсказуемостью, в порыве агрессии они не контролируют своих поступки и тогда они способны на всё. Все дети у нас на виду и мы знаем, кого в какой группе можно назвать трудным.

Поэтому трудные дети требуют особого внимания со стороны педагогов. Важно уметь предусмотреть те негативы, которые могут пойти от этого ребёнка, как он может себя повести в данной ситуации. Это очень трудно и не всегда удаётся даже опытным и умелым педагогам. Это объясняется тем, что дети отличаются по уровню своего психического развития и, выраженными в разной степени нарушениями эмоционально-волевой сферы. Некоторые дети непослушны, капризны, упрямы, проявляют сопротивление требованиям и советам взрослых. В этом случае основным путём предупреждения и преодоления негативного поведения ребёнка является внимание к его потребностям и интересам, включение ребёнка в коллективные формы деятельности. Но есть дети, которые отличаются грубостью, агрессивностью, тем, что постоянно нарушают дисциплину, игнорируют замечания и требования педагогов. К таким детям особенно необходим индивидуальный подход, вовлечение их в разнообразную деятельность, которая вызывает у них интерес и напряжение всех сил. Это может быть посещение различных кружков, секций. Ведь есть дети кто-то из тех, кого мы считаем трудными, любит работать в столярной мастерской, кому-то нравится ходить в спортзал или кататься на лыжах. А есть ребята, которым нравиться вышивать. -2-

Читать еще:  Как стирать пуховик в стиральной машине. Как стирать и правильно сушить пуховик в стиральной машинке, чтобы пух не сбивался. Как постирать пуховик в стиральной машине

Должен быть арсенал занятости, увлечений, кружки, секции, видеозал. Конечно, эту работу не может проводить только воспитатель, нужна продуманная и действенная система.

Хорошо, если дети принимают участие в художественной самодеятельности, где у них есть возможность проявить себя, показать себя с лучшей стороны. Ведь иногда на сцене дети меняются до неузнаваемости.

( Здесь много можно привести примеров- это все наши общешкольные мероприятия и концерты).

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы обусловливает о, что наши дети вспыльчивы, несдержанны, поэтому часто конфликтуют как между собой, так и со взрослыми. Конечно, конфликты оказывают негативное влияние на всех в группе. Если в конфликт вступают дети , то и разрешать такую ситуацию нужно с участием самих детей. Здесь хорошо действует метод убеждения. Нужно попытаться уговорить или убедить того, кто податливее или может посильнее, оказать как бы доверие одному из них.

Если это не помогает, то возникший конфликт нужно пресекать любыми способами, воздействовать на психику ребёнка, вплоть до принятия определённых мер. Гораздо сложнее, если возникает конфликт между педагогом и ребёнком. Очень важно не допускать такого конфликта, а если он возник, то взрослый должен найти выход из сложившейся конфликтной ситуации, чтобы обычный конфликт не перерос во вражду. Существует несколько методов разрешения конфликтных ситуаций. Наиболее приемлемы в работе с детьми положительные методы: это юмор, добрая шутка, ласковое отношение к ребёнку, умение идти на компромисс, анализ ситуации, который предполагает поиск первопричины конфликта и умение поставить себя на место ребёнка, чтобы увидеть ситуацию своими глазами.

Очень действенным методом является индивидуальное собеседование, когда педагог разговаривает с ребёнком наедине.

К индивидуальной беседе всегда нужно готовиться заранее, продумать о чём будет разговор, какие вопросы задать ребёнку, что сказать ему, иначе разговор может не получиться. Не стоит начинать беседу сразу с вопросов о поведении, к этому нужно подходить постепенно. Тогда ребёнок не будет думать, что его вызвали только для того, чтобы отчитать за какой-то поступок. Наоборот, доверительная беседа наедине придаёт определённую важность, ребёнок чувствует, что ему доверяют, разговаривают как со взрослым, и в основном, дети тогда раскрепощаются, раскрываются. Такие беседы проводятся по необходимости, когда педагог чувствует, что с этим ребёнком можно только так. Но не все дети, конечно, раскрываются нам.

Основа всей воспитательной работы с детьми в коррекционной школе — соблюдение принципа безусловного приятия. Это означает, что воспитатель не выбирает своих воспитанников, он принимает их такими, какие они есть. Ведь основная человеческая потребность — это потребность в любви, в нужности другому. Наши воспитанники зачастую обделены лаской, заботой и любовью с рождения. А для нормального развития ребёнок должен знать, что он нужен, важен, что он просто хороший. -3-

Сохранить теплоту при внешней сдержанности и принципиальности, ласковое и заинтересованное внимание и уважение к человеческим слабостям ребёнка и помощь в стремлении ребёнка избавиться от них. Вот основа построения воспитательной работы.

Работа с «трудными» детьми в школе

Наблюдая за учащимися в школах города Таганрога, оказывая им психолого-педагогическую помощь, мы сделали вывод о том, что изначально адекватные, приятные в общении малыши по тем или иным причинам часто становятся «трудными» детьми и подростками. Почему так происходит и что с этим делать? Данные вопросы часто волнуют учителей, так как именно учителя-предметники являются для школьников главными и нередко единственными Учителями на школьном отрезке жизненного пути, длиной в 11 лет.

Условно учащиеся были нами соотнесены с пятью типами «трудных» детей:

1 – конфликтные, грубые, непослушные, обманщики;

2 – провокаторы, заносчивые, высокомерные;

3 – жестокие, злые, агрессивные;

4 – дети и подростки с бурными проявлениями эмоций (слезы, истерики, переживающие);

5 – отстающие в учебе (ленивые, вялые, с низкой трудоспособностью).

Каким образом особенности поведения и самовыражения детей перечисленных типов связаны с семьей (родителями):

1-й тип. а) родители сильно зависят от социального мнения, карьера и деньги для них на первом месте. Детей подавляют авторитарным стилем общения «Я всегда прав!», не разрешают спорить и отстаивать свою точку зрения. Как результат – дети впитывают установки родителей о важности карьеры, социального статуса и положения в обществе, но страдают от авторитарного стиля воспитания. И поскольку разрядки в семье у таких детей нет (родители не позволяют), негатив они несут в школу, где командуют, грубят, подавляют, пытаясь стать авторитетными личностями.

б) родители социально не состоявшиеся, семьи малоимущие, социальный статус низкий. И в школе дети часто «срывают зло» за сложившуюся в семье ситуацию на учителях и сверстниках. Они по-другому самовыражаться пока не умеют.

2-й тип. Родители основные воспитательные моменты пускают на самотек, много работая (чтобы обеспечить семью), часто заняты собой (карьера, досуг и т.п.). У детей при этом появляется возможность бесконтрольно общаться с разными категориями людей как очно, так и через интернет, в котором их учат неконструктивным способам общения с людьми и призывают к непослушанию в школе и дома. При этом родители подавляют попытки детей отстоять свою точку зрения, вызывая у последних негативные эмоциональные реакции. В ситуации воздействия на сознание такого ребенка, реализуется сильнейшее, с его стороны, сопротивление, приобретающее формы заносчивости и высокомерия (так как знания о конструктивных способах взаимоотношений отсутствуют). И такой стиль общения укореняется в сознании ребенка и проявляется в повседневной жизни, в том числе в школе.

Читать еще:  Причины гестоза. Когда вероятность гестоза больше. Типичные осложнения при рождении ребёнка

3-й тип. Во многих случаях это результат жестокого обращения в семье родителей с детьми (по разным причинам: родителей самих так воспитывали или они «мстят» таким образом своим родителям или др.). Такие дети – категория суицидального риска в том случае, если направляют свою агрессию против себя. В других случаях они свою накапливаемую агрессию направляют на социальное окружение.

4-й тип. В семьях таких детей чаще всего родители используют смешанный стиль воздействия – требуют показателей социальной успешности (хороших оценок, послушания), одновременно применяя грубость и авторитарный стиль воспитания. Как следствие, дети неуверенны в себе, не признают и не любят себя, ненавидят и боятся родителей. Они так же относятся к категории суицидального риска.

5-й тип. У ленивых вялых детей часто проявляется наследственность или имеется сопутствующее заболевание гормонального, невралгического или психического статуса.

Наибольшую опасность для себя и для окружающих представляют дети, условно соотнесенные нами с 4-м типом (истеричные, бурно проявляющие эмоции), которые в какой-то момент срываются (их «ломают» или дети сами переходят все грани терпения) и начинают (как в 3-м типе) проявлять агрессию, злобу и жестокость. Получается «гремучая смесь» — «агрессивного истерика». Такое разворачивание ситуации педагоги считают наиболее сложным в работе.

Как работать с такими детьми

1 тип. Один из самых действенных способов – групповые беседы с учащимися (на уроках, классных часах). Цель: заинтересовать «трудных» учащихся необходимой информацией, чтобы они начали ее осмысливать. Спустя какое-то время дети говорят, что, вскользь услышанная ими, мысль, полностью изменила их мнение о каких-либо ситуациях и способах реагирования на них.

2 тип. Вести себя с детьми таким образом, чтобы стиль взаимоотношений был полной противоположностью внутрисемейным. Т.е. если родители невежливо общаются с детьми, очень действенной проявила себя тактика демонстрации искреннего огорчения и сожаления по поводу поведения рассматриваемых учащихся. Цель: пробудить к себе у ребенка уважение и доверие. Спустя короткое время с ним будет в несколько раз легче общаться. Имеются многочисленные факты, когда ученик нагрубил учительнице, а уходя, посмотрел на ее огорченное выражение лица, всю ночь переживал, а на следующий день извинился. Это переломный момент. Здесь можно пойти в чем-либо навстречу учащемуся (например, помочь с решением задачи и поставить 3-ку двоечнику). Все, ребенок будет прислушиваться к такой учительнице и защищать ее. А вера в информацию, навязываемую случайными знакомыми, ослабнет.

3 тип. В классе можно поинтересоваться (в процессе беседы) мнением «трудного» учащегося о том или ином явлении, слове, поступке. Или спросить, что означает какое-либо слово или словосочетание (например, «забить стрелку» и т.п.). Ученики уважают учителей, которые не боятся говорить о том, что есть непонятные для них моменты, и уважают учащихся, ценя их мнение. Такие учителя вызывают уважение и желание поддерживать дисциплину на их уроках. Это первый шаг к процессу изменения осознания учащимся своего «разрушающего» поведения.

. Здесь уместно отметить, что следует отличать грубых, агрессивно настроенных школьников от патологически агрессивных, асоциальное поведение которых провоцируется психическими расстройствами. Мы говорим об особенностях общения с психически здоровыми, но «педагогически запущенными» в плане воспитания детьми.

4 тип. Эффективно подчеркивать положительное в таких детях. Не лицемерно, по факту: красивое оформление реферата, приятный голос при пении, грамотно выполненная работа, проявление лидерских качеств. Дети ждут этого и не находят в семье. Цель: повышение самооценки учащихся, пробуждение веры в себя и свои силы, развитие чувства уважения к педагогам, любовь к окружающему миру. Это и есть тот ресурс, который будет поддерживать ребенка и поможет научиться отстаивать свою точку зрения.

5 тип. Индивидуальный подход (дополнительные задания, частично домашнее обучение и др.). Не акцентирование внимания класса на их отсталости, не допущение высмеивания таких детей сверстниками. Цель: повышение грамотности учащегося, снижение вероятности появления с его стороны патологических мыслей и навязчивого желания отомстить сверстникам или учителям за свое унижение.

Работа с родителями

— Общаясь с родителями «трудных» детей главное дать понять, что при их непосредственном участии и своевременном следовании психолого-педагогическим рекомендациям, любую конфликтную ситуацию можно предупредить.

— В беседе начинать с маленького, но плюса (как бы сложно это не было). Подсознательно родители ждут этого и мечтают услышать хорошее о своих детях, но со временем отчаиваются и озлобляются. И если услышат позитивное, то ради такого учителя готовы на многие уступки, в том числе и на пересмотр своих неконструктивных стереотипных взглядов на воспитательный процесс.

— Вместо озвучивания проблемного факта, конкретного для класса, обратиться к родителям с отвлеченной просьбой, например: «поскольку сейчас заметна тенденция среди школьников грубить, резко реагировать и т.п. (в зависимости от обсуждаемой с родителями ситуации), поговорите со своим ребенком о том, чтобы он (она) поддержали своим поведением учительницу, помогли ей». При этом подходе акцент с конфликтного поведения конкретного учащегося переносится на существование такой проблемы в школах в целом, что поможет настроить родителей на конструктивное взаимодействие (вследствие отсутствия прямых упреков и обвинений в их адрес) и повысит степень возможного участия родителей в выполнении озвученной просьбы.

Источники:

http://mirznanii.com/a/280253/rabota-s-trudnymi-detmi-metodicheskie-rekomendatsii
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/03/23/organizatsiya-vospitatelnoy-raboty-s-trudnymi
http://www.b17.ru/article/28163/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector