Возростная психология, полный жизненный цикл развития человека. Возрастные кризисы в астрологии

Возрастные кризисы

Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения человека и перемена его статуса по отношению, как к обществу, так и к самому себе. Научится воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения — вот то, главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.

Кризис новорожденного Свой первый кризис связан с резким изменением условий жизни новорожденного. Ребенок из привычных условий попадает в новый мир. С первых дней жизни у младенца имеется система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они, например: «Когда я вырасту большой, буду сам чистить зубы».

В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Эти характеристики описал Л.С. Выготский. Он считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет. Основные признаки этого кризиса:

1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;

2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;

3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.

В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка. Становление внутренней жизни, жизни переживаний – очень важный момент, так как теперь ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на нее влияние.

Кризис семи лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Ребенку необходимо вступить в отношения с людьми, осуществляющими новую для него, обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Прежние социальные отношения (детский сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения. Но, несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению. Это показали наблюдения за первыми днями пребывания ребенка в стенах данного учреждения.

Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.

Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам можно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными. Он стремится освободиться от них, считая себя достаточно взрослым для того, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать так, как он считает нужным. Подросток находится в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, он действительно стал более взрослым, но, с другой стороны, в его психологии и поведении сохранились детские черты – он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно. Все это приводит к тому, что взрослые не могут воспринимать его как равного себе.

Однако взрослому необходимо изменить отношение к подростку, иначе с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию между взрослым и подростком и межличностному конфликту, а затем – к задержке личностного развития. У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения, утвердиться мнение, что взрослые не могут его понять и помочь. В результате в тот момент, когда подростку действительно понадобятся поддержка и помощь старших, произойдет его эмоциональное отторжение от взрослого, и последний утратит возможность оказывать влияние на ребенка и помогать ему.

Чтобы избежать подобных проблем, следует строить отношения с подростком на основе доверия, уважения, по-дружески. Созданию таких отношений способствует привлечение подростка к какой-нибудь серьезной работе.

Внутренние факторы отражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам.

В этом возрасте идет усиленный рост организма, что влечет за собой поведенческие изменения и эмоциональные вспышки: подросток начинает сильно нервничать, обвинять себя в несостоятельности, что ведет к внутреннему напряжению, с которым ему трудно справиться.

Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости.

В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе, которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе.

Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.

Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности. Это возрастной кризис в пору юности — примерно в 16-20 лет. Когда человек уже является формально и считается взрослым. Более того — взрослым он считает себя сам, и соответственно пытается это доказать себе же, и всему остальному миру. Кроме того, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, первая работа, университет, возможно первый брак. За спиной перестают стоять родители, начинается действительно самостоятельная жизнь, пропитанная многочисленными надеждами на будущее. Следующий возрастной кризис приходится примерно на тридцатилетие. Первый угар молодости уже позади, человек оценивает сделанное и уже гораздо более трезво смотрит в будущее. Ему начинает хотеться покоя, стабильности. Многие в этом возрасте начинают «делать карьеру», другие, наоборот, уделяют больше времени семье в надежде найти некий «смысл жизни», что-то, что всерьез заняло бы ум и сердце. Далее возрастной кризис выпадает на 40-45 лет. Человеку видится впереди старость, а за ней самое страшное — смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, одолевают болезни. Наступает время для первого боя со старостью, время, когда ударяются то в любовные приключения, то с головой уходят в работу, то начинают совершать экстремальные поступки вроде прыжков с парашютами или восхождений на Эверест. В этот период некоторые ищут спасения в религии, другие — в различных философиях, третьи же наоборот становятся циничней и злее. Следующий возрастной кризис приходится на 60-70 лет. Человек в эти годы как правило выходит на пенсию и совершенно не знает, чем себя занять. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то может быть, нет в живых, дети выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями. Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век — завершается. Он ощущает себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.

Читать еще:  Кто создает моду? Тенденция, тренд и must-have – кто диктует нам «модные условия»

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кому-то впору чуть ли не вешаться. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Оглавление

Раздел I. Проблемы психического развития 7

Глава 1. Жизнь и деятельность 8

§ 1. Появление психической формы жизни в филогенезе 8

§ 2. Жизнь как совокупная деятельность 12

§ 3. Структура деятельности 14

§ 4. Ведущая деятельность 22

§ 5. Общение как вид деятельности 24

Глава 2. Развитие психики в филогенезе и психика человека 29

§ 1. Уровень недифференцированной чувствительности 29

§ 2. Сенсорный уровень 33

§ 3. Перцептивный уровень 40

§ 4. Уровень психики высокоразвитых животных 47

§ 5. Уровень психики человека 59

Глава 3. Мотивация 70

§ 1. Мотив, мотивационная сфера и жизненный замысел 70

§ 2. Индивидуальность, личность, сущность 73

§ 3. Жизненный мир и центральный жизненный принцип 78

§ 4. Особенности онтогенеза жизненного мира 90

§ 5. Мотивация и типы характера 93

§ 6. Доминирующие мотивы и варианты линий онтогенеза 100

Глава 4. Возрастное развитие: факторы и закономерности 110

§ 1. Предмет и методы возрастной психологии 110

§ 2. Факторы и закономерности развития психики 120

Глава 5. Стадиальность психического развития 130

§ 1. Критерии периодизации возрастного развития 130

§ 2. Л.С. Выготский о стадиальности развития 132

§ 3. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину 135

§ 4. Стадии развития взрослого человека 137

Глава 6. Развитие личности 143

§ 1. Периодизация развития личности по 3. Фрейду. 143

§ 2. Периодизация развития личности по Э. Эриксону 145

§ 3. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу 151

§ 4. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому 154

Глава 7. Интеллектуальное развитие 156

§ 1. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже 156

§ 2. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру 166

Раздел П. Развитие в детстве и отрочестве 171

Глава 1. Младенчество (до 1 года) 172

§ 1. Новорожденность 172

§ 2. Младенческий возраст 175

§ 3. Кризис 1 года 181

§ 4. Жизненный мир младенца 184

Глава 2. Раннее детство (от 1 года до 3 лет) 188

§ 1. Развитие психических функций 188

§ 2. Эмоциональное развитие 194

§ 3. Кризис 3 лет 197

§ 4. Развитие жизненного мира 200

Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) 204

§ 1. Игра как ведущая деятельность 204

§ 2. Развитие психических функций 211

§ 3.Развитие эмоций, мотивов и самосознания 218

§ 4. Развитие жизненного мира 226

Глава 4. Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению 232

§ 1. Проблема обучения детей с 6 лет 233

§ 2. Психологическая готовность к школе и ее диагностика 237

§ 3. Варианты развития 245

Глава 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 251

§ 1. Кризис 7 лет 251

§ 2. Учебная деятельность 254

§ 3. Развитие психических функций 258

§ 4. Мотивация и самооценка 263

§ 5. Линии развития жизненного мира 272

Глава 6. Подростковый возраст (11—15 лет) 280

§ 1. Пубертатный кризис 281

§ 2. Развитие психических функций 284

§ 3. Развитие самосознания 287

§4. Подростковые реакции 294

§ 5. Личностная нестабильность и подростковые проблемы 303

§ 6. Линии развития жизненного мира 307

Глава 7. Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет) 315

§ 1. Переходный период 315

§ 2. Условия развития 317

§ 3. Стабилизация личности и самоопределение 321

§ 4. Линии развития жизненного мира 327

Приложение к разделу II. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению 336

Раздел III. Развитие зрелой личности 341

Глава 1. Юность (от 17 до 20—23 лет) 342

§ 1. Кризис 17 лет 342

§ 2. Условия развития 345

§ 3. Основные линии онтогенеза 354

Глава 2. Молодость (от 20 до 30 лет) 363

§ 1. Главные стороны жизни 364

§ 2. Основные линии онтогенеза 381

§ 3. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни 394

Глава 3. Зрелость (от 30 до 60—70 лет) 400

§ 1. Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность 401

§ 2. Отношения с детьми 407

§ 3. Зрелость и психологический возраст 415

§ 4. Основные линии онтогенеза 423

Глава 4. Поздняя зрелость (после 60—70 лет) 436

§ 1. Условия развития. Старение и психологический возраст 437

§ 2. Основные линии онтогенеза 443

§ 3. Конец жизни 455

Предисловие

Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в будущем, в параллельном времени. Порой он оказывается вообще вне времени. При этом, в каком бы времени он ни находился, в каждый момент времени в нем присутствуют (он присутствует?) все три цвета времени. Настоящее без примеси прошлого и будущего вызывает страх, ужас. Строго говоря, каждый момент человеческой жизни представляет собой элементарную, разумеется, виртуальную единицу вечности. Если бы это было не так, у человека никогда бы не возникло представления о вечности. Значит, человек все претерпеваемые, освоенные и преодоленные им виды времени, как, впрочем, и освоенные им виды пространства носит с собой. Их виртуальность не должна смущать. Они воспринимаются реальнее, чем сама реальность. Правда, вечность люди все же догадались подарить богам. О. Мандельштам когда-то говорил о пространства внутреннем избытке. Равным образом, в человеке присутствует и внутренний избыток времени, даже, возможно, в большей степени, чем пространства. Когда человек не умеет его укрощать, избыток превращается в дефицит времени. Но этот же избыток времени собирается в «мгновении — длении», в «вечном мгновении»; благодаря ему возникают «состояния абсолютной временной интенсивности» (Г.Г. Шпет), возникает «настоящее будущее поле» (Л.С. Выготский), или «мир чудовищной актуальности» (М.К. Мамардашвили), когда «меньше года длится век» (Б.Л. Пастернак). М.М. Бахтин такие состояния называл «вневременным зиянием между двумя моментами времени». Время имеет не только астрономическое, но и энергийное измерение: силы притяжения прошлого и будущего не равны. Есть «цепь, связывающая с прошлым, и луч — с будущим» (В.В. Кандинский). Бл. Августин говорил о том, что только через напряжение действия будущее может стать настоящим. Без напряжения действия будущее навсегда останется там, где оно есть. Августин, конечно, имел в виду потребное будущее: непотребное приходит само, становясь таким же настоящим.

Читать еще:  К чему снится золотое кольцо. К чему снится золотое кольцо: толкования сонников

Все сказанное позволяет поверить в идею В. Хлебникова о существовании «Государства Времен». Если это кому-то покажется слишком торжественным или невероятным, пусть попробует возразить Л. Керролу по поводу того, что «время — действующее лицо». Ведь лицо выше государства! А раз лицо, то с ним, как минимум, следует быть вежливым, что и делают авторы настоящей книги, посвященной возрастной психологии, т.е. развитию человека во времени. Вне категории развития психология как наука едва ли возможна, поскольку человек никогда не равен самому себе. Он либо больше, либо меньше самого себя. Ему непрерывно приходится преодолевать не только пространственные, социальные, но и «хронологические надолбы и рвы» (Г. Адамович), выбираться из «хронологической провинции» (С.С. Аверинцев).

В свете сказанного вся психология должна была бы быть возрастной, точнее, психологией развития. Этому мешает то, что мы весьма смутно представляем себе, что такое возраст, что такое возрастная норма и есть ли она вообще. «Норма развития», действительно, звучит странновато, так как норма родственна границе, пределу, стандарту, наконец. Но ведь то, на что способно человеческое тело, никто еще не определил, и никто не опроверг это давнее утверждение Спинозы. Значительно продуктивнее говорить о развитии как норме.

Мы, конечно, знаем, что есть время астрономическое, есть время содержательное, мерой которого являются наши мысли и действия, есть время психологическое, в котором присутствует весь человек со всем своим прошлым, настоящим и будущим, есть время духовное, доминантой которого являются представления человека о вечности, о смысле, о ценностях. Психологическое и духовное время перпендикулярны непрерывному астрономическому и дискретному событийному времени. На этой перпендикулярной оси (осях) строится высокий ли, низкий ли внутренний человек. Высота зависит от того, окажется ли человек на пересечении множества времен или запутается в их сетях. В первом случае он сможет сам выбрать осмысленный вектор своего дальнейшего движения, роста, развития, деятельности; но втором — окажется заложником, пленником внешних обстоятельств. Конечно, в развитии человека немалую роль играет случай, судьба, но еще большую собственное усилие Далеко не каждому выпадает оказаться в нужное время, в нужном месте. Мне уже приходилось извлекать полезные для психологии уроки из творчества О. Мандельштама. Приведу еще один из эссе поэта «Разговор о Данте»: «Дант никогда не вступает в единоборство с материей, не приготовив орган для ее уловления, не вооружившись измерителем для отсчета конкретного капающего или тающего времени. В поэзии, в которой все есть мера, и вращается вокруг нее и ради нее, измерители суть орудия особого свойства, несущие особую активную функцию. Здесь дрожащая компасная стрелка не только потакает магнитной буре, но и сама ее делает». Подобные орудия, функциональные органы, новообразования создает и человек. В этом, собственно, и состоит суть развития. О. Мандельштам, например, умел слышать время. Он описал его шум. Человек всегда находится в живом, жизненном времени, которое отличается от хронологического времени жизни. Жизненное время определяет и жизненное пространство, жизненный мир человека, которому в книге уделено большое внимание. Зависимость, разумеется, взаимная. Художник Р. Пуссет-Дарт назвал одну из своих композиций: «Время есть разум пространства. Пространство есть плоть времени». Вместе они составляют хронотоп (термин А.А. Ухтомского), являющийся результатом и условием развития сознательной и бессознательной жизни. Хронотоп, как и все живое, упорно сопротивляется концептуализации. Его образ дал С. Дали в своих растекшихся часах на картине «Упорство памяти». Он же его и прокомментировал: «. это не только фантастический образ мира; в этих текучих сырах заключена высшая формула пространства — времени. Этот образ родился вдруг, и, полагаю, именно тогда я вырвал у Иррационального одну из его главных тайн, один из его архетипов, ибо мои мягкие часы точнее всякого уравнения определяют жизнь: пространство-время сгущается, чтобы, застывая, растечься камамбером, обреченным протухнуть и взрастить шампиньоны духовных порывов — искорки, запускающие мотор мироздания».

Приведенные образы времени, пространства, хронотопа не так-то просто имплантировать в тело психологии, в том числе и в тело психологии развития. Развитие человека не линейно, не поступательно. О. Мандельштам писал, что «Прообразом исторического события — в природе служит гроза. Прообразом же отсутствия событий можно считать Движение часовой стрелки по циферблату». Это полностью относится и к развитию культуры, в которой, согласно Ю.М. Лотману, сочетаются постепенные и взрывные процессы. Это же относится и к развитию отдельного человека. Оно, если происходит, событийно, в нем имеются незапланированные грозовые события, взрывы, взлеты, падения, новые рождения, описанные авторами кризисы Сказанное столь же несомненно, сколь и трудно поддается изучению, поскольку траектория развития каждого человека уникальна, неповторима, непредсказуема В этом сложность и прелесть науки о развитии человека, она вопреки всему все же возможна, что хорошо демонстрирует книга, которую предстоит прочесть читателю. Наука о психическом развитии человека представлена в ней как итог (разумеется, не последний) усилий многих поколений ученых, которые понимали драматичность и трагичность человеческого развития, вынося это понимание за скобки изложения своих результатов. Авторы настоящей книги последовали их примеру. Трагедия и драма — это все же прерогатива искусства. Впрочем, читатель с ним встретится в книге. Но многое ему придется самому вчитывать в эпическое изложение хода развития, представленное в ней.

Это можно делать так, как это сделал я, в настоящих заметках Можно (и нужно) делать это по-своему. Полезно попробовать в описаниях авторов узнать самого себя. Со своей стороны скажу, что такое узнавание в психологии развития достигается легче, чем в академической общей психологии.

В книге представлены не только детство и юность В ней представлена и зрелость, что в нашей литературе встречается не часто При ее чтении следует помнить, что достижения каждого возраста обладают непреходящей ценностью Мой учитель — выдающийся детский психолог А В Запорожец заботился об амплификации детского развития и не советовал проявлять неразумную торопливость, ускорять переход ребенка с одной стадии развития на другую. Нужно помнить и завет П А Флоренского о том, что гений — это сохранение детства на всю жизнь, а талант — это сохранение юности на всю жизнь.

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО В. П. Зинченко

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Возрастные кризисы и планетарные циклы

Цикличность – основа существования и развития не только человека, но и любых живых организмов, явлений, процессов. Например, день сменяет ночь, а вслед за весной всегда приходит лето. Наиболее важными жизненными этапами для всех людей являются возрастные кризисы. Согласно астрологии, продолжительность и особенности возрастных кризисов в жизни человека напрямую зависят от планетарных циклов. Самыми значимыми считаются циклы высших планет. Они способны оказывать существенное влияние на судьбу людей.

Циклы планет и связанные с ними возрастные кризисы

Каждая планета расположена на определенном удалении от Солнца. Чем дальше она находится от указанной Звезды, тем медленнее вращается и тем более существенным является ее влияние на жизненный путь людей. Составляя натальную карту и определяя кризисы для человека, за отправную точку астрологи всегда берут дату его рождения. Она считается как бы мгновенным временным срезом, с которого начинается отсчет жизненного цикла.

Из планет, способных оказывать существенное воздействие на судьбу людей, специалисты выделяют планеты с наибольшими периодами обращения – это Сатурн и три высших планеты – Уран, Нептун и Плутон. Во время возрастных кризисов, связанных с обозначенными планетами, в жизни людей наблюдаются серьезные трансформации, революционные изменения, обновления в различных сферах (финансы, любовь, здоровье, карьера и прочее). Также перечисленные высшие планеты играют не последнюю роль в формировании и развитии кармы.

Читать еще:  Как снять коттедж на новый год. Комфорт и приоритеты. Формулируем требования к коттеджу

Обращается вокруг Солнца приблизительно за 29,5 лет. Соответственно, к своему первоначальному положению в натальной карте аспект квадратура (90º) транзитным Сатурном образуется примерно к 7,4 годам жизни, а оппозиция (180º) – 14,8 годам. Планета управляет всем, что связано с ограничениями. Возрастной кризис, вызванный Сатурном, нередко характеризуется испытаниями на прочность духа, тяжким трудом, обязательствами, навязанными ситуациями и обстоятельствами, долгами, препятствиями в достижении чего-либо.

Сатурн призывает человека к укреплению собственного духа через преодоление преград и различных трудностей, личностному саморазвитию путем осознания и принятия своих тайных стремлений, психологических комплексов и запретов, скрытых желаний и внутренней природы. Многие астрологи называют Сатурн «планетой духовных воинов». Ведь не проработав ее тщательно, невозможно обрести истинную свободу.

Астрологический символ Сатурна представляет собой две слитые воедино фигуры – Крест и Луну. Первая фигура, помимо того, что является христианским символом, еще олицетворяет внутреннюю гармонию и жизненное равновесие. А Луна управляет эмоциями, интуицией, чувствами, стремлениями к стабильности и безопасности. Поэтому так важно, чтобы в периоды сатурнианских возрастных кризисов, человек мог легко достигать гармонии между материальным и духовным мирами.

Планета независимости и стремления к свободе. Когда в действие вступают ее энергии, человеком движет желание изменить собственную жизнь, попробовать что-то новое, неизведанное. Уран огибает Солнце в течение 84 лет. Классическая квадратура составляет 21 год, вторая квадратура – 63 года, оппозиция – 42 года. Воздействие Урана на судьбу в части определенных сфер всегда стремительно и внезапно.

Для понимания можно привести такой пример: допустим, в натальной карте четко определяется наличие мажорного аспекта между Венерой и Ураном. В этом случае астролог предположит, что в возрасте 42 лет и 21 года в жизни человека возрастной кризис могут инициировать события, связанные с разрывом отношений, которыми он дорожит.

42 года – один из традиционных возрастных кризисов, который складывается из двух квадратур (по 21 году каждый). Поскольку Уран является оппозитором Солнца, в его особо сложные периоды транзитов у людей, страдающих патологиями сердца, могут наблюдаться характерные боли за грудиной и ухудшение самочувствия в целом.

Период обращения данной планеты вокруг главного небесного светила – Солнца – составляет 165 лет. Учитывая, что люди столько не живут, в течение всего жизненного пути человек имеет возможность столкнуться с нептунианским кризисным циклом один, максимум два раза. Как правило, этот возрастной кризис происходит в промежуток от 40 до 41 лет и 80-82 лет.

Основными проявлениями указанного периода можно считать:

  • хроническую усталость, как в физическом, так и в эмоциональном плане;
  • духовные терзания и поиски;
  • стремление к саморазвитию и укреплению силы духа;
  • страдания от утраты жизненных ориентиров;
  • желание находиться в одиночестве (иногда изоляция от общества происходит вынужденно, в связи с определенными обстоятельствами);
  • недовольство своим нынешним положением.

Перечисленные выше признаки наиболее ярко проявляются у представителей таких зодиакальных знаков, как Стрелец и Рыбы. Жизненные сферы, в отношении которых данные проявления будут иметь место, можно определить путем изучения натальной карты. При этом важно учесть расположение планеты во всех домах.

Это наиболее удаленная от Солнца планета, которая оборачивается вокруг него на протяжении 248 лет. По причине длительного периода обращения Плутона, можно точно сказать, что в жизни человек способен столкнуться с плутоническим кризисом не более двух раз. Как правило, большое значение специалисты придают возрастному кризису в 61-62 лет, вызванному образованием транзитным Плутоном квадратуры к своему натальному положению. Шансы человека пережить возрастной рубеж 122 лет, после которого начинает влиять оппозиция – второй кризисный аспект, ничтожно малы.

Возрастные кризисы, связанные с транзитом Плутона, способствуют возникновению у человека стремлений к трансформированию привычной реальности. Если человек не станет противиться этому внутреннему желанию, сможет легко предать забвению все, что является для него отжившим, ненужным, устаревшим. Планета считается трансформатором. Ее часто сравнивают с «ассенизатором», который призван освободить жизненное пространство для чего-либо нового.

Масштабность изменений в жизни во время кризиса будет зависеть от степени мощности влияния Плутона, расположенного в натальной карте.

Основные возрастные кризисы человека и их краткая характеристика

7-7,5 лет – важный период становления, постижения азов дисциплины и самоконтроля.

14-15 лет – мощный кризис, предполагающий осознание выхода из детского возраста.

20,5-22,5 года – молодежный кризис, в возрастной психологии его называют кризисом 21 года. Остро встает вопрос самореализации. Это довольно болезненный в эмоциональном плане период, характеризующийся осмыслением перспектив будущей взрослой жизни и того, что человек не успел усвоить за время предыдущего кризиса.

27-28 лет – поиски себя, своего главного жизненного предначертания. Противоречие стремлений: с одной стороны человек хочет оставить в прошлом все невзгоды, с другой – внутреннее этому сопротивляется.

29-30 лет – этот период, как и многие возрастные кризисы, протекающие на стыке десятилетий, в основном связан с социальными аспектами. Многие к 30 годам стремятся реализовать какие-то стратегические планы, создать надежный фундамент для процветания в будущем. А уже когда человеку исполняется 30 лет, он оглядываясь назад, как бы задает себе вопрос: «Чего я смог достичь?»

37-38 лет – осмысление целей и жизненных задач, которые человек поставил перед собой. Стремление достичь желаемого, воплотив в действительность все то, что было запланировано ранее.

42-45 лет – кризис среднего возраста и наличие всех связанных с ним внутренних переживаний. Человек может ощущать душевную пустоту, тревогу за будущее, болезненность собственного существования. У большинства людей происходит переоценка ценностей и коррекция жизненных ориентиров.

46-47 лет – важный период, когда людям предоставляется время на отдых от выполнения своих кармических целей и задач, а также выплаты долгов согласно сформированной карме.

56-58 лет – фаза испытаний, проверки, так сказать, на прочность. Жизнь может выстраивать преграды в виде неожиданных проблем и обстоятельств. Важно правильно на них реагировать, не впадать в панику и попытаться преодолеть их за счет благоразумия, терпения и решимости.

59-60 лет – период, связанный в основном с подведением итогов, осознанием, чего получилось добиться, а какие задачи выполнить не удалось.

63 года – первый кризис старости. Он может характеризоваться утратой интереса к работе, ухудшением здоровья, снижением уровня жизненных сил.

65 лет – переосмысление итогов выполнения кармических задач. Человек явственно ощущает, что жизнь больше не предоставит ему время на достижение указанных целей и выплаты долгов по карме.

74 года – тяжелый в моральном плане период, когда человек может чувствовать физическое несовершенство, усталость, недомогание, одиночество. У многих возникает чувство вины за то, что они сделать могли, но не сделали.

83-84 года – период, который может протекать по-разному. Кто-то впадает в уныние от нереализованных желаний и недостигнутых вовремя целей, к кому-то приходит смирение со своим настоящим жизненным положением, некоторые продолжают стремиться выполнить свои кармические задачи до конца.

88-89 лет – период, олицетворяющий прощание с миром живых. Человек как бы подводит черту, пересматривая всю прожитую им жизнь, анализирует то, что было достигнуто. Также этот кризис символизирует смирение с мыслями о неизбежности перехода из жизни в вечность.

Периоды возрастных кризисов, когда транзитными планетами в натальной карте выполняются тяжелые аспекты к самим себе, всегда сопровождаются трудностями в психологическом плане. Ситуация усугубляется и тем, что данные периоды являются, как правило, затяжными, поскольку планеты не только медленные, но и часто находятся в ретроградном движении.

Каждый человек переживает возрастные кризисы по-своему. У кого-то эти временные периоды протекают особенно остро, а некоторые люди практически не ощущают их влияния на собственные мысли, чувства, эмоции и жизнь в целом.

Источники:

http://www.b17.ru/article/4388/
http://childpsy.ru/lib/books/id/8085.php
http://astrofactor.ru/articles/astrologiya/vozrastnye-krizisy-cheloveka-i-cikly-planet

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector