Все о детях 11 месяцев. Учимся жевать: количество молочных зубов. Эмоции и социальное развитие

Тема: «Период молочных зубов» (вскармливание детей)

Лекция №5

Период молочных зубов продолжается с 1 года до 7 лет.

Ребёнок после года продолжает интенсивно расти и развиваться, поэтому ему необходимо полноценное питание. Кроме того, дети начинают разжёвывать пищу, дифференцированно относиться к её виду и качеству, приучаются самостоятельно есть. Переваривающая способность желудочно-кишечного тракта возрастает. Питание детей после года изменяется по сравнению с питанием ребёнка грудного возраста. Это связано с развитием жевательного аппарата, увеличением объёма желудка, возросшими функциональными возможностями пищеварительного тракта. Однако во многом структура в функции органов пищеварения ещё несовершенны. Поэтому по-прежнему сохраняется необходимость щажения пищеварительных функций, строгий контроль качества продуктов и их кулинарной отработки.

Основные требования к питанию детей старше года:

— Пища должна обеспечивать возрастные потребности ребёнка в белках, жирах, углеводах. Соотношение Б : Ж : У = 1 : 1 : 4 у детей во всех возрастных периодах (за исключением первого года жизни);

— Избыток жиров не допустим;

— Не следует злоупотреблять рафинированными легкоусвояемыми углеводами: сахар, сласти, кулинарные изделия, выпечка, макаронные изделия и др.;

— Молоко так же, как и мясо должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене, продукт детского питания;

— Детям следует давать сырые овощи в целом виде (морковь, репа и др.), что способствует улучшению деятельности жевательного аппарата, укреплению зубов и дёсен, очищению их поверхности от остатков пищи;

— С 2-х лет обязательно к обеду давать черный хлеб, который содержит много балластных веществ и витаминов группы В;

— Пища должна быть вкусной и разнообразной;

— Внешний вид пищи должен возбуждать аппетит;

— Должен строго соблюдаться режим кормлений.

— Число приёма пищи для детей до 1,5 лет – 5 раз в сутки, после – 4 раза.

— Следует обучить детей культуре жевания;

— Пища должна содержать достаточное количество витаминов;

— Распределение суточного количества пищи должно быть следующим: в первую половину дня ребёнок получает 2/3 суточного объёма;

— Потребность в калориях:

1 — 3 года 100 ккал/кг массы тела

4 – 6 лет 90 ккал/кг массы тела

7 – 9 лет 80 ккал/кг массы тела

При организации питания детей важное значение приобретает качественный и количественный состав рациона. Суточный рацион пищи с возрастом постепенно повышается из расчёта: 1000+100n (мг), где n – число лет. Объём и калораж пищи в течении дня в разном возрасте изменяется и распределяется в зависимости от числа кормлений.

Детей до 1 ½ лет наиболее целесообразно кормить 5 раз, старше 1-4 лет – 4 раза.

Распределение энергетической ценности пищи (в %)

в зависимости от частоты кормлений

При составлении меню для детей нужно принимать во внимание следующие основные элементы:

Потребность ребёнка в пищевых ингредиентах, состав и значение для детского питания различных пищевых веществ, распределение питания в течение дня, способ приготовления и вкусовые качества пищи.

Некоторые продукты должны входить в питание ежедневно (молоко, мясо, масло, хлеб, сахар, соль), а также, как рыба, творог, яйца, — через 1-2 дня. Полноценный рацион предполагает обеспечение детей необходимым количеством белков животного происхождения: с 1г. до 3 лет – 75%, 4-6 лет – 65%, 7 лет и старше – 50% общего количества белков в пищевом рационе. Особое внимание следует обращать на достаточное обеспечение молоком (не менее 0,5 л в сутки) и творогом (40-50г), использование в питании кисломолочных продуктов по количеству молока можно косвенно судить об обеспечении детей солями кальция. В рационе используются мясные продукты из говядины, нежирной свинины, мяса кур, субпродуктов. Растительные масла должны составлять 10-15% от общего суточного количества жиров, часть его – без термической обработки. Рекомендуется включать в питание листовые овощи и корнеплоды, зелень, фрукты, ягоды и соки. Крупяные изделия и блюда из макарон необходимо давать не чаще 1 раза в день. Набор блюд с возрастом обогащается. С 15 лет в питание вводят черный хлеб, с 2-х лет немного сыра, селёдки, икры, колбас, квашеной капусты, солёных огурцов, помидор. Нежелательно давать баранину, жирные сорта свинины, мясо гусей, уток, острые блюда, копчености, натуральный кофе, какао, горчицу, уксус, маргарин. Следует ограничить сладости.

В течение суток продукты должны быть правильно распределены: мясные, рыбные, бобовые блюда в первую половину дня, на ужин – творожные, овощные, крупяные. Важно разнообразить блюда, особенно завтраки и гарниры ко вторым блюдам. Следует принять за правило: ежедневно ребёнок должен получать 2 овощных блюда и только 1 раз кашу. Блюда необходимо рационально сочетать и чередовать. Если требуют интересы ребёнка, следует индивидуализировать питание.

Кулинарная обработка продуктов с возрастом изменяется: до 1,5 лет готовят блюда кашеобразной консистенции (пюре, суфле, пудинги, паровые котлеты), с появлением коренных зубов дают пищу, требующую активного жевания – мясо, нарезанное кусочками, винегреты. Поджаренные котлеты, фрукты.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ПЕРИОДА «МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ»

1. Ребёнок должен есть в одно и то же время.

2. При кормлении он должен видеть одно и то же лицо, т.е. желательно, чтобы малыша кормил один и тот же человек, лучше всего мать. Её голос, улыбка, любящие руки создают тёплую атмосферу.

3. Садиться за стол ребёнок должен в спокойном настроении (нельзя внезапно прерывать игру).

4. Перед кормлением необходимо соблюдать определенный «ритуал»: подготовить место, помыть руки, надеть салфетку. После 1,5 лет целесообразно приучать ребёнка к сервировке стола.

5. Кормить необходимо в хорошо проветренной комнате, за маленьким столиком, чтобы малышу было удобно.

6. Обстановка во время кормления должна быть неизменной.

7. Во время кормления нельзя отвлекать ребёнка, никаких игрушек, сказок и т.д.

8. Сажать малыша за стол следует тогда, когда пища уже подана.

9. Выставлять на стол продукты поочерёдно, иначе ребёнок будет есть, что ему больше по вкусу.

10. Красиво поданная пища улучшает аппетит.

11. Повышает аппетит самостоятельность во время еды. Поэтому, когда малыш захочет самостоятельно есть, дать ему ложку, густую пищу.

12. При введении нового продукта следовать следующим правилам:

— вводить нужно постепенно;

— осуществлять это должна только мать, даже если обычно кормит другой человек;

— каждый раз вводить только одно новое блюдо;

— не давать новый продукт новой ложкой.

13. Между кормлениями не давать никакой еды.

14. Если ребёнок не захочет пить из чашки

— давать из бутылочки, а в промежутках дать пустую чашку. Он всё берёт в рот и постепенно к ней привыкнет. Не давать пить лекарство из чашки, иначе потом он будет отказываться из неё пить.

15. Стараться не завышать детскую порцию еды. Это снижает аппетит.

16. Если ребёнок не ест:

— убедиться, что малыш здоров;

— не показывать родителям, что это их волнует;

— никогда нельзя обсуждать проблему плохого аппетита ребёнка при нем;

— дать ребёнку поголодать (не ограничивая в воде). Заставить его почувствовать, что еда – это удовольствие, а не наказание;

— попробовать кормить ребёнка с другими малышами при условии, что у них одинаковая пища.

17. Введение нового продукта проводить тогда, когда ребёнок здоров;

18. Вводить новый продукт в то время, когда ребёнок особенно голоден;

19. Никогда не кормить ребёнка насильно. Насильное кормление вырабатывает стойкий отрицательный рефлекс на еду, к сожалению, трудно устранимый.

Помните: кормление – важный воспитательный акт и, от того, как правильно его проводить, во многом зависит формирование характера ребёнка.

Многие дети, находясь в периоде «Молочных зубов», посещают детские дошкольные учреждения, где организация питания должна находиться на должном уровне. Медицинская сестра детского дошкольного учреждения несёт большую ответственность за организацию питания детей, кроме постоянного контроля за санитарным состоянием пищеблока, соблюдением маркировки при использовании посуды и раздаточных приспособлений; медсестра участвует в составлении меню совместно с врачом, заведующим детским дошкольным учреждением и поваром.

Читать еще:  Инстинктивные формы поведения собак. Рефлексы и инстинкты собаки

Меню-раскладка – основной документ, который находится на пищеблоке и которым пользуется повар при закладке продуктов. В меню-раскладке указывается, сколько выписано продуктов каждого блюда в отдельности. Это даёт возможность повару точно соблюдать состав блюд, а медсестре дает возможность подсчитать рацион по химическому составу и энергетической ценности пищи. Для подсчёта рациона по химическому составу необходимо пользоваться специальными таблицами, в которых указываются, сколько белков, жиров, углеводов и калорий содержит тот или иной продукт.

Задача медсестры состоит в том, чтобы рассчитать и проконтролировать правильность составления меню по количеству БЖУ и калорий для одного ребёнка.

Все расчёты заносятся в специальные журналы.

Медсестрой детского дошкольного учреждения систематически ведётся журнал бракеража, строго и отдельно журнал бракеража готового продукта.

1-ый журнал включает в себя данные о дате получения продуктов, их количестве, качестве и сроке реализации.

2-ой журнал – это результат снятия пробы с готовой пищи. Он содержит название блюд, их количество, время их приготовления и разрешение на выдачу питания детям.

Медсестра должна исключать однообразие и монотонность в меню.

Начиная со второго года жизни, ребёнок должен приучаться к самостоятельности во всем и, в частности в еде.

На протяжении 3-его года необходимо воспитывать следующие умения и культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, пользоваться салфеткой, есть аккуратно. Правильно держать ложку, не выходить из-за стола, не окончив еды, не мешать другим детям, после еды без напоминания говорить «спасибо».

С 3-4 лет дети усваивают основные правила поведения за столом.

Когда ребёнку исполнилось 5 лет, его приучают пользоваться столовым ножом.

Пищевые продукты, используемые в питании детей старше года

Молоко – особенно ценный продукт в питании детей.

В состав молока входят высококачественные белки, жиры, углеводы, витамины. Молоко богато солями кальция и фосфора, которые легко усваиваются. Для приготовления вкусной и разнообразной пищи суточное количество вводимого молока должно быть: детям в возрасте от 1 года до 1 ½ лет – 600-700 мл, от 1 ½ лет и старше – 500 мл. Излишнее количество молока понижает аппетит, в связи с чем дети перестают есть пищу, нарушается работа желудочно-кишечного тракта (наклонность к запорам, метеоризму и т.д.). Молоко не должно использоваться для утоления жажды.

В суточную норму молока можно включить кефир, ряженку, ацидофилин, оказывающие благоприятное действие на пищеварение, очень полезны творог, сыр, богатые белками, солями кальция и фосфора.

Мясо и рыба благодаря большому содержанию в них полноценных белков и экстрактивных веществ являются ценными продуктами. В питании ребёнка раннего возраста не следует употреблять жирные сорта мяса (особенно свинину и баранину), птицу и некоторые сорта рыбы (осетровые и лососевые), в виду большого содержания в них трудноперевариваемых и плохоусвояемых жиров с высокой точкой плавления.

В детском питании следует использовать субпродукты (мозги, почки, печень), которые содержат фосфорные соединения, благоприятно влияющие на ЦНС.

Рыба по своим питательным свойствам равноценна мясу и является источником легкоусвояемых, полноценных белков. Жир рыбы обладает высокой биологической ценностью. Различные сорта рыб, особенно морских, включают богатый ассортимент микроэлементов (йод, фтор, медь и др.)

Яйца содержат полноценный комплекс незаменимых аминокислот, витаминов А, В1, В2, Д, Е. Жир яиц богат полиненасыщенными жирными кислотами, лецитином. Сырые яйца давать не следует, т.к. сырой белок плохо переваривается, а также вследствие пористости скорлупы яйца могут быть инфицированы.

Масло в питании детей используется преимущественно сливочное. Детям после 3 лет можно готовить пищу частично на топленном коровьем масле, растительное масло (подсолнечное и др.) должно вводиться детям с 1-го года жизни, составляя 10-15% общего количества необходимых жиров.

Свиное сало, говяжий жир в детском питании употреблять не рекомендуется, т.к. они наиболее тугоплавкие и плохо перевариваются и не содержат витаминов.

Овощи, зелень, картофель, фрукты, ягоды являются обязательными в рационально составленном меню. В овощах содержится большое количество солей, витаминов, а также балластных веществ, являющимися регуляторами моторной деятельности желудочно-кишечного тракта.

При отсутствии свежих овощей и фруктов, следует употреблять замороженные, консервированные, квашенные, сушенные.

Крупы в питании детей должны быть представлены в разнообразном ассортименте рациона, в котором сочетаются злаковые и бобовые продукты, обладают более высокой питательной ценностью, чем чисто злаковые или бобовые.

Сахар является почти чистый углевод, хорошо усвояемый организмом.

В последние годы наблюдается стремление уменьшить в рационе сахарозы, т.к. с одной стороны является одной из главных причин развития кариеса зубов, а с другой гликемия, которая развивается в организме после приема сахарозы, вызывает большую нагрузку на инкреторный аппарат поджелудочной железы, что способствует появлению сахарного диабета.

Хлеб является составной частью рациона. Для детей раннего возраста количество хлеба в среднем не должно превышать 100-150 г. в день. Начинают давать хлеб из высших сортов муки с постепенной заменой более низкими. С 2 лет детям обязательно дают к обеду черный хлеб, содержащий много балластных веществ и витаминов группы В.

Супы (мясные и овощные) как сильные возбудители желудочной секреции обоснованы в питании детей.

Необходимо учитывать, что при изменении режима питания меняется количество и активность пищеварительных соков. У детей, особенно раннего возраста, эти компенсаторные механизмы ограничены, поэтому значительные качественные и количественные изменения в пищевом режиме недопустимы.

149.154.154.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Развитие ребенка в 11 месяцев: что должен уметь делать ребенок

В 11 месяцев ребенок продолжает активно развиваться. Он быстро растет и набирает вес, становится умнее и гораздо эмоциональнее. В его поведения проявляются задатки настоящей личности. Главным в этом возрасте становятся повторение и улучшение всех навыков и умений, полученных ранее. Однако некоторые дети уходят далеко вперед и способны на одиннадцатом месяце произнести первое слово или сделать первый самостоятельный шаг.

Рост и вес в 11 месяцев

Малыш больше и больше времени проводит за активными физическими занятиями и играми, и это напрямую сказывается на развитии его организма.

Стоит отметить, что нет точных показателей роста и веса для всех детей в этом возрасте. Из-за особенностей разных организмов, наследственности и условии роста изменения роста и веса ребенка могут разниться от ребенка к ребенку и небольшие несовпадения со нормальными показателями не большая проблема.

Умения и навыки в 11 месяцев

  1. Опираясь на стены или мебель, малыш ненадолго привстаёт на коленки или на даже ножки. Малыш может сделать несколько шагов, толкая перед собой стул или другу небольшую опору, или использовать игрушку, чтобы не упасть. Таким образом ребенок развивает свой опорно-двигательный аппарат и готовиться к скорой ходьбе
  2. Ребенок может сесть не только из положения сидя, но и стоя.
  3. Активно перемещается ползком. Связи с этим необходимо позаботиться об максимальной безопасности его окружения: перенести все опасные предметы его зоны доступа, удостовериться, что он ничего не сможет уронить, следить за чистотой поверхностей.
  4. Развивается мелкая моторика. Ребенок способен быстро оценить размер предмета и схватить его целиком, используя всю ладонь.
  5. Некоторые дети учатся захватывать еду ложкой. Движения ещё не аккуратны, и он может запачкать едой всё вокруг. Свои же чашечки для питья дети в этом возрасте уверенно держат двумя руками.
  6. Развивает «пинцетный» хват. Ребенок учиться брать игрушки не только с помощью всей ладони, но и используя лишь большой и указательный пальцы. Умелое использование такого хвата является признаком хорошей развитости мелкой моторики ребенка и высоких темпов его умственного развития. Малыш будет постоянно трогать всё вокруг себя, пытаться свалить, сломать или порвать, поэтому необходимо проявлять осторожность. Также в это время малыш начнет использовать одну руку чаще чем другую. Не стоит пытаться его переучить, так как это может лишь навредить развитию ребенка.
  7. Ребенок продолжает стараться подражать действиям взрослых.
  8. Может самостоятельно спуститься с невысокого дивана или кровати.
  9. Часто играет со «сложными» игрушками, используя их по предназначению, например, катает игрушечную машинку по полу.

Появление первых зубов

Как правило, в 11 месяцев у ребенка появляются первые молочные зубы, а именно два нижних и два верхних центральных резца. У разных детей этот процесс может протекать по-разному. Некоторые дети не проявляют никаких внешних признаков роста зубов, и их появление может быть обнаружено лишь по белым следам на деснах малыша. Однако большая часть малышей при росте зубов переносит некоторые болезненные симптомы, среди которых обильное слюновыделение, покраснение и опухание десен, постоянное желание покусать предметы и почесать небо, а также продолжительное повышение температуры до 37-38 градусов.

Читать еще:  Муж постоянно критикует

Необходимо заблаговременно до начала появления первых зубов у малыша отучить от соски, так как она может стать причиной неправильного роста зубов.

Чтобы помочь ребенку перенести дискомфорт от прорезывания первых зубов можно проводить небольшой массаж десен. Делается он хорошо вымытым пальцем. Также эффективны будут специальные игрушки-прорезыватели из резины, геля или силикона. Хорошо боли в деснах снимают прохладные компрессы из хлопчатобумажной салфетки, смоченной водой.

Однако у некоторых детей в связи с их генетическими особенностями зубы начинают расти несколько позже, обычно в год. Если же в год не появились два верхних и два нижних центральных резца, то следует проконсультироваться с вашим педиатром.

Психико-эмоциональное развитие в 11 месяцев

  1. Ребенок постепенно понимает речь. Он может использовать простые общие фразы из двух-трех слогов для обозначения еды, воды или определенного своего желания. Также продолжает повторять простые короткие слова за родителями. Некоторые дети в этом возрасте уже способны произнести своё первое слово.
  2. Ребенок учиться управлять родителями. Он может специально заплакать или засмеяться, чтобы получить желаемое. К тому же он будет пробовать разное воздействие на разных взрослых. Нужно быть осторожным и не выполнять каждую прихоть малыша.
  3. Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки. Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.
  4. Ребенок продолжает осваивать юмор. Теперь для него важно не только смеяться самому, но и попытаться рассмешить или обрадовать родителей. Развитое чувство юмора может быть признаком высокого интеллекта.
  5. Занятие малыша становятся более осмысленными. В его играх появляются цели и персонажи. Играя с родителями, он может придумывать различные роли себе, взрослым и игрушкам.
  6. Ярко проявляет эмоции. Если пытаться ребенка рассмешить или похвалить его, то он будет искренне радоваться, если обидеть или наказать ребенка, то он разозлится.
  7. Довольно долго ребенок может играть в одиночестве. Ему очень просто увлечь себя определенным занятие и долго не отвлекаться. Более того, если взрослые отвлечет его на некоторое время, то освободившись ребенок вернется к своему занятию.

Проверка темпов развития в 11 месяцев

На одиннадцатом месяце малыш может совершить настоящий прорыв, сделав первый самостоятельный шажок или произнеся первое слово. Однако необходимо следить за его общим развитием и понимать, какие навыки он усвоил хорошо, а в чем ему требуется помощь. Чтобы удостоверится в необходимом уровне развития вашего малыша, можно провести ряд несложных наблюдений и тестов на общее физиологическое и интеллектуальное развитие.

  1. В десять месяцев малыш должен сам суметь сесть, привстать, опираясь за что-либо, уверенно ползать и использовать «пинцетный хват».
  2. Осознавать речь и понимать некоторые слова. В лексиконе малыша может быть от 6 до 9 простых слов. «Разговаривая» с родителями, ребенок должен проявлять эмоции и сменять интонации.
  3. Малыш может самостоятельно пить из своей кружечки и пытаться есть с помощью ложки. Также он должен пытаться копироваться движения взрослых, например, расчесывание.
  4. Ребенок должен уметь собирать небольшую башенку из кубиков (два-три кубика в высоту).
  5. Может определить объекты по описанию и указать на них.
  6. Ребенок должен активность использовать простое невербальное общение с помощью жестов. Уметь подозвать к себе, поприветствовать или попрощаться.

Постарайтесь обратить пристальное внимание на поведение ребенка. Проявление некоторых особенностей может означать небольшие отклонения в развитии. К там особенностям можно отнести следующее:

  • Не любит переворачиваться и не может самостоятельно сесть.
  • Активно не взаимодействует с новыми объектами окружения и игрушками.
  • Не отвечает не своё имя, а также медленно реагирует на раздражающие звуки или голоса близких родственников.
  • Стоя не способен выдержать свой вес.
  • Слишком спокойный.

Питание в 11 месяцев

В этом возрасте многие родители начинают подготавливать малыша к скорому прекращению грудного вскармливания, оставляя молоко лишь на последнюю трапезу перед сном. Если вы планируете отказаться от грудного вскармливание, когда малышу исполнится один год, то сокращения количества грудного молока лишь до одного ужина верное решение. Однако если вы хотите кормить ребенка грудным молоком ещё продолжительное время, то можно позволять ему пить молоко всякий раз, когда он захочет.

В целом, в 11 месяцев можно начать приучать малыша к общей повседневной пищи. Однако если малыш есть за общим столом, то вся еда должна либо вариться, либо тушиться, либо быть приготовлена на пару; в ней не должно быть приправ, соли и сахара. Пища должна быть разделена на мелкие порции, чтобы малышу было удобно жевать.

В этом возрасте ребенок также должен есть пять раз в день. Отличными вариантами для включения в рацион ребенку будут нежирные супы, разные злаковые каши и овощные пюре, кусочки вареного мяса и пшеничного хлеба. Кисломолочные продукты следует оставлять на вечер, особенно полезно будет кормить домашним творогом.

Если у ребенка появились первые зубы, то нужно стимулировать жевательные рефлексы, включая в обеды небольшие кусочки мягких и хорошо проваренных овощей и мягких фруктов. Также можно готовить каши и пюре не в блендере, а вилкой, позволяя ребенку прожевывать мелкие кусочки пищи.

Режим дня в 11 месяцев

В таком возрасте малыши спят по ночам гораздо тише и могут попросить поесть лишь один-два раза за всю ночь. Обычно ночной сон длится около одиннадцати часов. Днем также остаются два сна по полтора-два часа. Стоит помнить, что каждый ребенок в таком возрасте начинают настраивать свой собственный распорядок дня и сна в зависимости от индивидуальных особенностей. Кто-то начинает спать дольше днем, а ночью меньше, кто наоборот. Для родителей в этот период самое главное следить, чтобы малыш спал достаточно, так как недосыпы оказывают негативное влияние на весь растущий организм: от пищеварительной системы до головного мозга.

Развивающие игры в 11 месяцев

Несмотря на то, что малыш любит передвигаться по дому самостоятельно, а некоторые даже совершают первые шаги, как можно чаще гуляйте с ребенком на руках. Такие прогулки помогут ребенку преодолеть страх познания окружающего мира, а также создадут крепкую эмоциональную связь между малышом и родителем.

Особое внимание в 11 месяцев уделяйте развитию речи. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, описывайте окружающий мир, комментируйте свои действия, разговаривайте об играх. Не забывайте, что ребенок уже человек, не надо сюсюкаться, ваша речь должна быть четкой, эмоциональной и литературной, чтобы ребенок мог её повторить.

Хорошим вариантом развития речи являются речевые игры. Играя с малышом старайтесь использовать больше повседневных слов и давайте малышу возможность повторять за вами. Если ребенок произносит слово неправильно, произносите слово вновь.

На развитие речи благотворно влияет хорошо проработанная мелкая моторика. Чтобы развивать мелкую моторику можно сделать малышу небольшие мешочку с разными наполнителями. Хорошим выбор будет купить небольшие наборы для рисования и лепки. Ребенок может не сразу понять, что с ними делать, поэтому родителям необходимо на собственном примере показать, что делать с новыми «игрушками». Рисование и лепка помогут в развитии воображения, фантазии и внимания.

Полезно для ребенка будет чтение книг. Читать нужно медленно, четко и экспрессивно. Процесс чтения через определенные промежутки времени следует прерывать просмотром иллюстраций. Необходимо красочно описать изображенные на ней предметы и объекты.

Если ваш ребенок ещё не сказал первое слово или не сделал первый шаг, то не стоит волноваться. Отсутствие видимого прогресса ничего не означает. Многие дети начинают разговаривать несколько позже, но в их лексиконе гораздо больше слов. Также многие дети долгое время не хотят пытаться учиться ходить, так как умеют хорошо и быстро ползать. Не стоит заставлять ребенка вставать раньше времени, так как практика показывает, что дети, которые ползали дольше своих сверстников, имеют лучшую осанку.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Одиннадцатимесячный ребенок радует родителей самостоятельными шагами и простыми словами. Дети этого возраста активно развиваются и физически, и эмоционально, закрепляя приобретенные ранее навыки и осваивая новые умения. Давайте узнаем, как родителям определить, нормально ли развивается ребенок 11 месяцев и как стимулировать дальнейшее развитие малыша этого возраста.

Читать еще:  Новогодний праздник история. Когда же отмечать Новый год

Физиологические изменения

  • Мышечная система ребенка к 11 месяцам настолько окрепла, что позволяет малышу удерживать и перемещать тело в вертикальной позиции, то есть стоять без поддержки и ходить.
  • У большинства 11-месячных детей уже имеется четыре зуба. Однако у кого-то начали появляться следующие зубки (вторые резцы), а у кого-то не появилось еще даже первого зуба. Это варианты нормы и до годовалого возраста переживать не следует.

Физическое развитие

В течение одиннадцатого месяца жизни прибавка веса ребенка составляет в среднем 400 грамм, а роста – около 1,5 сантиметра. Увеличение окружностей грудной клетки и головы происходит примерно на 0,5 сантиметра.

Темпы роста разных детей, конечно же, отличаются, но для определения, нормально ли развивается кроха, существуют границы нормы и средние значения показателей физического развития. Основные из таких показателей вы найдете в такой таблице:

Показатель

Среднее значение в 11 месяцев

Мальчики в 11 месяцев

Девочки в 11 месяцев

Окружность грудной клетки

Для музыкального развития ребенка проводите занятия по методике «Цветоник» Лазарева М. Л.

Что малыш умеет?

  • Одиннадцатимесячный ребенок активно и очень много двигается. Новым умением карапуза является навык стоять без помощи взрослого или удерживания за опору. Кроме того, карапуз уже неплохо ходит, держась не за две маминых руки, а лишь за одну. Чтобы достать любимую игрушку с пола, ребенок уже не будет падать, а нагнется или присядет. Некоторые дети уже начали ходить без поддержки.
  • С игрушками 11-месячный ребенок манипулирует умело и очень ловко. Ухватывая предмет, малыш открывает руку с учетом размера этого предмета. Карапузу уже удается складывать кубики в небольшую башню, собирать пирамидку, открывать коробочки, брать двумя пальцами маленькие предметы с пола или со стола.
  • Ребенок любит музыку, поэтому ему по нраву разные музыкальные игрушки. Услышав ритмичную мелодию, малютка начнет пританцовывать в такт.
  • Кроха интересуется книжками и подолгу разглядывает в них иллюстрации.
  • По маминой просьбе ребенок умеет показывать части тела и выполнять множество действий и движений, которые выучил и видел ранее. К примеру, малыш качает куклу, машет рукой на прощание, делает «ладушки», снимает носочки, расстегивает молнию на курточке, находит спрятанную под одеялом или в коробке игрушку.
  • Речь малыша становится все более эмоциональной и разнообразной. В ней появляются слова, состоящие из 1-2 слогов.
  • Ребенок хорошо понимает, что ему говорит мама. Он бурно радуется, когда его хвалят, а также сразу же реагирует на строгий тон.
  • Малыш в 11 месяцев становится все более самостоятельным. Кроха постепенно обучается одеваться и умывать лицо, чистить зубки, есть ложкой. Если малышу что-то нужно, он уже не просто плачет, а показывает на предмет пальцем, качает головой (утвердительно или отрицательно), а также произносит простые слова.

Чтобы проверить, нормально ли развивается 11-месячный малыш, вам нужно:

  1. Оценить, хорошо ли ребенок сидит, ползает на четвереньках и стоит у опоры.
  2. Показать ребенку закрывающуюся коробку, в которой на глазах у крохи спрятать игрушку. Ребенок должен заметить, что предмет исчез и попытаться найти его.
  3. Проверить, умеет ли ребенок имитировать движения взрослых, которые ему ранее показывали. К примеру, малыш должен пытаться есть ложкой, расчесаться, умыть лицо.
  4. Предложить крохе сложить башню из кубиков. Малыш уже должен уметь положить друг на друга 2-3 кубика.

Занятия для развития

  • Стимулируйте и ползание, и ходьбу ребенка. Положите на пол ленточку и предложите малютке перешагнуть через нее (держите при этом ребенка за одну руку). Пусть малыш также ходит за коляской, за мячом, передвигается с игрушкой-каталкой.
  • Не упускайте возможности ходить с крохой по лестнице. Многим малышам подниматься по ступеням довольно легко, а вот спускаться у них пока может не получаться.
  • Уделяйте много внимания развитию моторики карапуза и занятиям для маленьких пальчиков. Пусть кроха пересыпает крупу из одной чашки в другую, набирая ее ложкой. Дайте ребенку порисовать на подносе с мукой, предложите надевать на ваши и свои пальцы кольца, а также собирать пирамидку.
  • Во время купания дайте карапузу ковшик либо сито и предложите ловить в воде плавающие небольшие игрушки.
  • Дайте ребенку игрушку, завернутую в бумажную салфетку или фольгу, а потом предложите развернуть ее. Также давайте крохе возможность открывать коробочки и банки с завинчивающимися крышками.
  • Играйте с ребенком в сюжетные игры, например, можно вместе кормить мишку, надевать на куклу распашонку или шапку. В таких играх можете показывать малютке разные ситуации, например, зайчик попросил у мишки кубик и мишка поделился игрушкой, кукла упала и плачет, ей больно.
  • Рисуйте и лепите с крохой. Давайте для этого ребенку тонкие карандаши, мелки или фломастеры, а также соленое тесто и безопасный мягкий пластилин.
  • Поддерживайте развитие речи малыша постоянным общением с ребенком. Называйте игрушки, которые даете или показываете крохе, показывайте карточки Домана, комментируйте собственные действия.
  • Каждый день выделяйте немного времени на совместное чтение. В идеале у малютки должна быть собственная полочка для книг, к которой кроха может дотянуться, чтобы выбрать книгу. Часто читайте ребенку вслух, а также рассказывайте истории по картинкам.
  • Если вы пошли с 11-месячным ребенком за покупками, показывайте малышу разные продукты, а также дайте возможность крохе самостоятельно положить в корзинку или тележку несколько предметов.
  • Не упускайте возможности пообщаться с другими детками. Выходите на прогулки на площадку, приглашайте семьи с детьми в гости, заводите новые знакомства.
  • Каждое утро 11-месячного карапуза начинается с умывания, чистки зубов, расчесывания.
  • Регулярно высаживайте кроху на горшок после сна, приучая его к такой привычке, но не настаивайте, если малыш игнорирует горшок или даже боится его.
  • После туалета обязательно подмывайте младенца.
  • По мере необходимости состригайте крохе волосы и ногти, очищайте ушки.
  • Купать ребенка в этом возрасте уже можно не каждый день, но ежедневное купание может служить важным элементом вечернего ритуала, тогда отказываться от него не стоит.
  • Для закаливания используйте проветривание комнаты перед сном, воздушные ванны, ежедневные прогулки, обтирания, купание, обливание и другие процедуры, с которыми кроха познакомился ранее.
  • Не отказывайтесь от проведения массажа и гимнастических упражнений. В 11 месяцев детки по-прежнему нуждаются в них каждый день.

В 11 месяцев дети испытывают потребность в 14-15 часах сна в сутки. Примерно 10 часов ребенок этого возраста спит ночью, а днем сохраняется два сна длительностью около 1-2 часов. Дважды в день с 11-месячным малышом выходят на прогулку, организовывая ее так, чтобы часть прогулки ребенок поспал на улице (хотя бы один дневной сон), а часть провел активно. Выходить гулять с малышом рекомендуют в 10-11 часов утром и в 16-17 часов после обеда.

В организации бодрствования ребенка такого возраста учитывают время суток. Утром проводят гимнастику, активные игры, развивающие занятия, а после обеда времяпровождение крохи должно быть более спокойным. Рекомендуется соблюдение ежевечернего ритуала укладывания, который облегчит засыпание карапуза. Такой ритуал может включать купание, чтение и другие действия, повторяющиеся ежедневно в одном и том же порядке.

Питание 11-месячного ребенка по-прежнему остается пятиразовым. Между приемами пищи обычно проходит от 3 до 4 часов, при этом следует стараться кормить кроху примерно в одинаковое время каждый день (допустимы отклонения до 30 минут) и не допускать перерывов больше 4,5 часов.

Для определения общего объема пищи, которую нужно давать в день ребенку этого возраста, массу тела крохи делят на 9. В среднем малыши 11 месяцев съедают в день от 1000 до 1200 мл пищи. Этот объем распределяют на число кормлений, получая среднюю порцию в 200-240 мл.

Меню деток на искусственном вскармливании и малышей, которых продолжают кормить грудью, в 11 месяцев практически совпадает, с тем лишь отличием, что в первое и последнее кормление малышу дают либо смесь, либо грудное молоко. Кроме того, грудничок, получающий материнское молоко, нередко в этом возрасте прикладывается к маминой груди ночью, а детки-искусственники обычно всю ночь спят без кормлений.

Грудное вскармливание в этом возрасте немного меняется в связи с увеличением объема употребляемого крохой прикорма. Карапуз прикладывается в течение дня к маминой груди на несколько минут, а также может запивать любую пищу грудным молоком. В ночное время ребенок активно сосет во сне под утро.

Про меню ребенка в 11 месяцев подробнее читайте в другой статье.

Источники:

http://studopedia.ru/17_102246_tema-period-molochnih-zubov-vskarmlivanie-detey.html
http://12mama.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-v-11-mesyatsev.html
http://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/11-mesyacev/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector