Всенощная с толкованием благовещения пресвятой богородицы. В кафедральном богослужении К-поля VIII-XII вв. Благовещение в Страстную субботу

Богослужение на Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (в том числе – на примере текущего церковного года)

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке.

В древности Благовещание называлось днем Воплощения и праздновался как Господский праздник. Сейчас он воспринимается как чисто Богородичный праздник.

Богослужение сконцентрировано на диалоге арх.Гаврииила с пресвятой Богородицей (Лк.1.26-38). Наиболее ярко этот диалог присутствует в каноне (Творение свт.Феофана, мтп. Никейского 9в., однако в стихирах и др. случаях так же звучит эта тема.)

Каждый год служба на благовещение является неповторимой, т.к. праздник может попасть на любой день от четверга 3-й седмицы В.П. – до среды святой седмицы.

Для каждого случая праздник имеет особый вид, который подробно описан в Типиконе (см. Типикон на Благовещание 25 марта.)

Особенности богослужения. По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но так как часто совпадает с днями Великого поста, то имеет только один день предпразднства и один день попразднства или отдание праздника. Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы, в промежутке от четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно). Если Благовещение приходится на Лазареву субботу, то не имеет попразднства. А если Благовещение бывает в неделю Ваий или в Страстную или Светлую седмицы, то не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ иногда начинается великим повечерием (как в праздник Р.Х.), иногда великой вечерней, а иногда – сразу утреней.

1. Великим повечерием всенощное бдение праздника начинается тогда, когда в канун его (т.е. 24 марта) была совершена днем вечерня (со входом и паремиями) особо или в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (если праздник случается во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу св. Четыредесятницы и во вторник, среду и четверг Страстной седмицы) .

2. Великой вечерней всенощное бдение начинается, если Благовещение случится в Неделю (воскресения) и в понедельники Великого поста и во все дни Светлой седмицы.

3. Утреней начинается всенощное бдение, если Благовещение случится в Великий Пяток (вечерня была накануне, в четверг пред литургией св. Василия Великого) и в Великую Субботу (вечерня совершалась особо накануне, в Пятницу).

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4-й): «Днесь спасения нашего главизна …». На утрени: полиелей и величание: «Арангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою?» Евангелие (Лк. зач. 4-е). Канон праздника по обычаю читается двумя чтецами (до 9-й песни): один читает тропари Ангела, другой Богородицы. Тропари 9-й песни читаются одним чтецом с припевом, который поет хор. По 8-й песни канона «Честнейшую», как правило, не поется, а поется припев и ирмос 9-й песни или одного праздника Благовещения (до Недели Ваий), или вместе с припевом и ирмосом Триоди (начиная с Недели Ваий и в Пасхальную седмицу). Исключением здесь является празднование Благовещения в Недели (воскресения) 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, когда по 8-й песни поется «Честнейшую». Великое славословие, как правило, читается во все дни Великого поста, в которые случится Благовещение, за исключением суббот и воскресений, когда великое славословие не читается, а поется. На Пасхальной седмице, в день Благовещения, великое славословие не положено. Когда великое славословие читается, то в конце утрени бывает ектения «Помилуй» нас, Боже» и три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина (если они положены в эти дни Великого поста). ИСКЛЮЧЕНИЕ:

1) Если Благовещение случится в Пасху (так называемая Кириопасха), на светлой заутрени, пред великой ектенией, на «Слава» и затем на «И ныне» поется тропарь Благовещения. Полиелея и величания не бывает. Евангелие праздника Благовещения (Лк., зач. 4) на утрени читается после 6-й песни канона (пред этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном. На литургии после пасхального Евангелия читается Евангелие Благовещения (Лк., зач. 3).

2) Если Благовещение случится в Неделю Ваий, то на благословении хлебов поется тропарь Благовещения (дважды) и Недели Ваий (единожды), после полиелея – величание Благовещения. Прокимен и Евангелие Недели Ваий, «Воскресение Христово» не поем. «Слава: Днесь Христос входит во град Вифанию. », «И ныне» – то же. «Помилуй мя, Боже. ».

3) Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрени читаются 12 дневных («Страстных») Евангелий. После 7-го Евангелия бывает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны – 1-й антифон 4-го гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка.

Часы бывают или вседневные, когда Благовещение случится в субботу и Неделю (воскресение) Четыредесятницы, а также в Великий Четверг и Великую Субботу, или великопостные – в остальные дни Четыредесятницы и Страстной Седмицы. Поклоны на великопостных часах бывают только на 1-м часе и изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страстной седмице – на всех часах (тоже по 3 великих поклона).

Если Благовещение случится в Великий Пяток или на Пасхальной седмице, то часы совершаются те, которые положены в эти дни (т.е. соответственно Великие часы и Пасхальные).

В самый день Благовещения совершается вечерня. Она начинается литургийным возгласом и совершается пред литургией (непосредственно соединяясь с ней) в те дни, когда на Благовещение совершаются великопостные часы (понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу), а также в Четверг, Пятницу и Субботу Страстной седмицы. Вечерня совершается после литургии, в свое время – вечером, когда праздник бывает в субботу и воскресенье 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста и на Пасхальной седмице.

ЛИТУРГИЯ в праздник Благовещения всегда совершается по чинопоследованию св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого. Литургия Преждеосвященных Даров в этот день не совершается. Литургия св. Василия Великого совершается в том случае, когда праздник случится в Недели (воскресения) Четыредесятницы (кроме Недели Ваий), в Великий Четверг и Великую Субботу. Литургия св. Иоанна Златоуста бывает в остальные дни, в том числе и в Великий Пяток (вслед за вечерней). На литургии в праздник Благовещения вместо «Достойно» поется Задостойник праздника. Но если Благовещение случится в Великий Четверг или Великую Субботу, то на литургии св. Василия Великого поется Задостойник не праздника, а дня (в Великий Четверг – «Странствия Владычня», в Великую Субботу – «Не рыдай Мене, Мати»). Если же храм Благовещению, то поется Задостойник праздника.

Практическое отправление службы праздника. Следует отметить, что служба вечерни, которая находится в Типиконе под 25 марта, совершается не в самый день праздника, а 24 числа с литургией Преждеосвященных Даров (а среду и пятницу) или же без нее (в понедельник, вторник и четверг). И это потому, что вечерня в дни Великого поста отправляется накануне, но принадлежит она следующему дню. Кроме того, в Типиконе под 24 и 25 числами нет указания относительно отправления перед праздничной вечерней часов и изобразительных, тем не менее следует помнить, что весь суточный круг без часов немыслим. Во время молитвы 9-го часа священнослужители совершают входные молитвы. По окончании 9-го часа поются «Блаженны». Псалмы 102-й: «Благослови, душе моя, Господа. » и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа. » опускаются, и хор сразу поет «Во Царствии Твоем. ». Все остальные стихи поются с припевом: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Затем по прочтении «Честнейшую» священник выходит из алтаря на амвон и произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами, после чего чтец читает молитву: «Всесвятая Троице. ». По окончании ее священник произносит: «Премудрость». Хор: «Достойно есть» до середины. Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше. ». Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови». И бывает полный отпуст. Священник идет в алтарь и молится у престола: «Боже, милостив буди мне, грешному. Боже очисти грехи моя, и помилуй мя. Создавый мя Господи, помилуй. Без числа согреших Господи, прости мя». Затем священник произносит литургийный возглас: «Благословенно Царство. », начертывая крест Евангелием над антиминсом, и начинается вечерня, которая соединяется с литургией Преждеосвященных Даров. Но если литургия Преждеосвященных Даров не совершается, то переход от изобразительных к вечерне будет таков. Сразу после молитвы св. Ефрема Сирина начинается вечерня со слов: «Приидите, поклонимся. » и т.д. Если праздник случится в Великий пост, то кафизмы и поклоны на вечерне опускаются. На «Господи, воззвах» – стихиры на 10: Триоди – 2, подобны – 3 и праздника – 3 (2 из них повторяются), «Слава, и ныне» – праздника. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3): 1. Быт. гл. 28, 2. Иезек. гл. 43-44, 3. Притч. гл. 9. Затем «Да исправится молитва моя», великие поклоны (три) и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Но если литургия не совершается, то на «Господи, воззвах» – стихиры на 8: Триоди – 3 и праздника – 5, «Слава, и ныне» – праздника. Вход. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3). Но если Благовещение случится в одну из суббот поста, то читаются 7 паремий: 2 дневных и 5 праздника, а если праздник случится в воскресенье, то читаются 5 паремий: три, которые читаются на Рождество Богородицы, и две, которые принадлежат только службе Благовещения: 1) Исход, гл. 3 (о купине) и 2) Притчей, гл. 8 (о вечном бытии Сына Божия). Затем «Сподоби, Господи». На стиховне – самогласная стихира дня (дважды) и мученичен, «Слава, и ныне» – стихира праздника. По «Ныне отпущаеши» – тропарь праздника, ектения, три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина и отпуст. Всенощное бдение начинается по Уставу с великого повечерия. После прочтения славословия совершается лития. Поются стихиры праздника 3, гл. 1. (В субботу и Неделю – на «Слава» – «Да веселятся небеса»). «Стихиры на стиховне праздника, с их припевами, т.е. «Благословите день от дне спасение Бога нашего». На благословении хлебов – тропарь праздника (трижды). «Буди имя Господне» и Пс. 33. На утрени: на «Бог Господь» тропарь праздника (трижды). По кафизме – седальны праздника. Полиелей, седален праздника, степенны – 1-й антифон 4 гл. Прокимен гл. 4: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего», «Воспойте Господеви песнь нову». Евангелие от Луки, зач. 4. Затем «Слава: Молитвами Богородицы», на «И ныне» – то жеи «Помилуй мя, Боже». Стихира праздника. Канон – праздника, гл. 4, ирмосы по дважды, тропари на 12. Катавасия – праздника. Но в тех песнях канона, где совпадают трипеснцы, т.е. в понедельник 1,8,9 и т.д., то канон праздника с ирмосами на 6 и трипеснец на 8. Катавасия – ирмос триоди. По 3-й песни – седальны праздника. По 6-й песни – кондак «Взбранной Воеводе. » и икос. На 9-й песни – припев: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу» и ирмос: «Яко одушевленному. » Если есть трипеснец, то припев: «Слава тебе, Боже наш, слава Тебе», а затем ирмос Триоди. Светилен праздника «Ангельских сил. » (дважды). «Слава, и ныне» – «Еже от века днесь познавается».

Читать еще:  Умные высказывания о предательстве друзей. Мудрые высказывания и фразы про предательство

На хвалитех – стихиры на 4, «Слава, и ныне» – «Еже от века таинства». Если праздник случится в субботу или воскресенье, то поем великое славословие, если же в другие дни, то читается вседневное славословие. По прочтении великого славословия произносится ектения: «Исполним утреннюю молитву» Далее поются стихиры на стиховне и читается: «Благо есть. » (единожды). По «Отче наш. » – тропарь праздника, после которого сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже. ». Затем: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен. » Хор: «Аминь». Чтец – молитву: «Небесный Царю. », после которой произносится молитва св. Ефрема Сирина с тремя поклонами и сразу же читается 1-й час и отпуст. 1-й час с кафизмой, тропарь и кондак праздника. В конце часа, после возгласа: «Боже, ущедри ны. », три великих поклона и молитва «Христе, Свете истинный» и отпуст. Часы 3-й, 6-й и 9-й тоже с кафизмами, но без поклонов. На 6-м часе – паремии Триоди. Затем «Блаженны», но не с начала, т.е. «Благослови, душе моя, Господа. » (Пс. 102), а прямо «Во Царствии Твоем. » и т.д. (скоро, без пения и без поклонов), «Помяни нас, Господи. », «Лик небесный. », «Ослаби, остави. ». По «Отче наш. » – кондак праздника, «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую», возглас «Боже, ущедри. » и три великих поклона с молитвой св.Ефрема Сирина и молитва «Всесвятая Троице. ». Далее священник на амвоне: «Премудрость». Хор: «Достойно есть»; священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже. » Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови» и бывает полный отпуст, после которого священник молится у престола как обычно перед литургией: «Царю Небесный. ». Вечерня начинается возгласам: «Благословено Царство. » Следует отметить, что вечерня, которая предваряет литургию св. Иоанна Златоуста, помещена в Типиконе под 26 числом. Так как служба под 25 марта оканчивается часами с изобразительными. Вечерня. На «Господи, воззвах» – стихиры Триоди 2 и подобны Триоди 3, праздника 3 и архангела 3. В это время совершается проскомидия. Вход с Евангелием. «Свете тихий». Прокимен дня, 4 паремии: 2 дневных и праздника 2: 1) Исход, гл. 3 («Вниде Моисей. »); 2) Притчей, гл. 8 («Господь созда мя начало путей Своих. »). Затем ектения малая и возглас: «Яко свят еси. ». Поется «Святый Боже. ». Затем прокимен, гл. 4: «Благовестите день от дне. », Апостол к Евр., зач. 306. Евангелие от Луки, зач. 3, и прочее последование литургии св. Иоанна Златоуста. Задостойник: «Благовествуй, земле. », «Яко одушевленному. ». Причастен: «Избра Господь Сиона и изволи его в жилище Себе». ОТДАНИЕ праздника Благовещения (26 марта). В самый день праздника – вечером св. Четыредесятницы службу в седмичные дни (кроме субботних и воскресных дней – вечером, т.к. в эти дни служба начинается с вечерни, а затем малое повечерие и утреня) следует начинать с малого повечерия, на котором по прочтении «Честнейшую» произносится молитва св. Ефрема Сирина со всеми поклонами. Отпуст малый: «Христос истинный Бог. ».

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Благовещение Пресвятой Богородицы – праздник, посвященный воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки ( Лк. 1, 26–38 ).

У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии; и только в VII веке на Востоке и Западе ему было усвоено наименование Благовещения Пресвятой Богородицы.

Установление праздника принадлежит самой глубокой древности. Празднование Благовещения известно уже в III веке (См.: Слово святого Григория Чудотворца на Благовещение). В своих беседах святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин называют Благовещение древним и обычным церковным праздником. В течение V-VIII вв., вследствие появления ересей, уничижавших Лицо Богоматери, праздник особенно был возвеличен в Церкви. В VIII в. святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, которые и теперь поются Церковью.

Когда «оскуде князь от Иуды, время наста прочее (уже), в немже явится языков (народов) надежда – Христос» 68 . Тогда «послан бысть (Архангел) Гавриил к Деве Марии и возвести Ей неизглаголанную радость, яко безсеменно зачнет и не истлеет. Родиши бо Сына, Превечнаго Бога, да спасет люди Своя от грех их» 69 . Благовещением открывается «еже от века таинство» 70 , «Совет Превечный» 71 Пресвятой Троицы о Боговоплощении для спасения людей от грехов их 72 . Через Благовещение Ангела становится известным «Совет Вышняго», изначальный и истинный, таинство, прежде веков предопределенное Отцом, проводимое всеведущим Богом, предсказанное пророками, ныне же ставшее явным: Бог (Слово) вочеловечился, приняв плоть от Девы – «во утробу вселися Девичу предочищенную Духом» 73 .

Читать еще:  Как пришить погоны на пиджак. Как пришить шевроны фсин? Подготовка знаков отличия

Это великое таинство Боговоплощения в начале не было известно даже Ангелам и, будучи соблюдаемым прежде всех веков, было доверено одному Архангелу Гавриилу, служителю чуда воплощения, «великому воеводе Невещественных», и он, пришедши в Назарет, поведал об этом Чистой Деве Марии 74 .

Песнопения службы Благовещения указывают на непостижимость для человеческого разума образа воплощения и рождения во плоти Сына Божия.

Но когда угодно Богу, то и необычное и «преславное» удобно совершается 75 и побеждается порядок природы («естества чин») 76 . Бог воплощается неизреченным и непостижимым образом «паче слова и смысла», как Сам знает 77 . Ограниченному человеческому разуму и даже уму Ангельскому непостижимо то, что «Бог в человецех, Невместимый в ложеснах, Безлетный в лето: и еже преславнее, яко и зачатие безсеменно, и истощание несказанно, и таинство елико. Бог бо истощавается и воплощается, и зиждется, Ангелу к Чистей зачатие глаголавшу» 78 .

«О, таинства! Образ истощания неведом, богатство благости несказанно. Ангел служит чудеси: Девича утроба Сына приемлет: Дух Святый низпосылается: Отец свыше благоволит: и изменение общим творится советом» 79 .

Воплощенное домостроительство (слав. «смотрение») о спасении мира есть действие во всей полноте Единотройческого Божества: Отец благоволит, Дух Святой низпосылается и Сын воплощается, спасение («изменение» – воссоздание) «общим творится советом». И в Богородицу вся полнота Божества «вселися телесне, благоволением Отца Присносущного и содействием Всесвятаго Духа» 80 .

Как непостижимо было само воплощение Бога Слова и сверхъестественно (превыше законов природы) зачатие от Святого Духа, так неизреченно, непостижимо для человеческого ума и то, что по Рождестве Родившая осталась Девой, ибо Она «в рождестве матерскаго избежала еси тленнаго естества, и превыши сущи» 81 , «неискусомужно» и «без нетления» родив Сына, по рождестве пребыла Чистая Приснодева 82 .

В Боговоплощении была явлена высшая степень любви Божией к падшему человеку. Сын Божий воплотился, вочеловечился, чтобы воссоздать человека, исполнить его «всяческия славы», возвратить утерянное Богообщение.

Сын Божий «Отцу Соприсносущный, Собезначальный и Сопрестольный, щедротство прием и человеколюбную милость, Себе постави во истощание» 83 .

Ради этого милосердия и человеколюбивой милости к людям Сын Божий уничижил Себя (слав, «постави во истощание»), ради человека истощил внешние, свойственные Богу величие и славу, смирил Себя, чтобы приблизиться в вочеловечении к Своим падшим сынам: «Соприсносущное Слово Пребезначальнаго Отца, не разлучився горних, ныне предста дольним, ради крайняго благоутробия: милость прием, еже на ны поползновения, и Адамову нищету восприем, вообразися в чуждее» 84 .

Своим воплощением Бог показал, что любовь есть сущность Его Божественного Бытия, что Он есть любовь ( 1Ин. 4:8, 16 ). Только безграничная любовь могла побудить Бога сойти к человеку, облечься в «перстность» человеческого тела, воплощением соединиться с человеком, взять на себя грехи всего мира, спасти человека от смерти и соделать сыном Света, способным к бессмертной, вечной жизни в Богообщении ( Ин. 3:16 ; 1Ин. 4, 9–10 ; 2Кор 5,19 ; Рим. 5, 8 ).

«Се воззвание ныне явися нам: паче слова Бог человеком соединяется; Архангеловым гласом прелесть отгоняется: Дева бо приемлет радость, земная быша небо, мир разрешися первыя клятвы» 85 . «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу» 86 . «Да веселятся небеса, и радуется земля», – восклицает Церковь устами святого песнотворца Иоанна Дамаскина 87 . Поистине, это радость и небесных и земных, ибо с пришествием Христа на землю «нижняя с вышними совокупляются, Адам обновляется» и весь человеческий род, «сень нашего естества становится храмом Божиим, обожаясь Божеством» 88 .

«Еже от века таинство открывается днесь , и Сын Божий, Сын Человечь бывает, да худшее восприем (т.е. человеческое естество), подаст ми лучшее (т.е. спасение, обожение). Солгася (обманулся) древле Адам, и Бог вожделев быти не бысть: Человек бывает Бог (Бог становится человеком), да бога Адама соделает (да обожит Адама). Да веселится тварь, да ликовствует естество (природа), яко Архангел Деве со страхом предстоит и, еже «радуйся», приносит печали сопротивное (в противоположность бывшей печали). За милосердие (по сострадательной милости) вочеловечившийся Боже наш, слава Тебе» 89 .

Вместе с радостью об избавлении, обновлении, воссоздании 90 нашего тленного естества через Боговоплощение, в богослужебных песнопениях Благовещения много места уделяется и восхвалению Той, Которая послужила этой великой тайне – Приснодеве Марии. «Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою», – приветствует Церковь Богоматерь Архангельским приветствием. «Всяк земнородный, все люди да воспрянут в радости, просвещаемые Духом Божиим, а с ними да торжествуют и бесплотные Ангелы, преклоняясь перед священным торжеством Богоматери и восклицая: Радуйся, Всеблаженная Богородица, Чистая Приснодева» 91 . «Все (о, Богородице) изумилось Божественной славе Твоей; ибо Ты, не познавшая брака, имела во чреве Всевышнего Бога и родила Превечного Сына, даруя мир всем, прославляющим Тебя» 92 .

Через Боговоплощение совершается спасение, обожение человеческого естества. Послужила же сему таинству Пречистая Дева Мария, которая как совершеннейший и святейший Человек обрела благодать перед Богом – «Еяже никогдаже обрете другая» 93 – и сподобилась быть Материю воплотившегося Бога Слова, «благоволившего Ею избавити человеческое тленное существо» 94 . Спасение человека Бог содевает не без человека, не без его соучастия в спасении, как богочеловеческом деле. И в лице Богоматери, Которая показала величайшую святость, глубочайшее смирение перед Богом, перед тайной воплощения, как бы сама тварь добровольно принимает участие в богочеловеческом деле спасения.

Поэтому в богослужении Благовещения вместе с Архангельским «Радуйся», Церковь, обращаясь к Богоматери, послужившей тайне Боговоплощения, взывает: «Радуйся, Еюже радость возсияет: Радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание: Радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь: Радуйся, Невесто Неневестная» 95 .

В песнопениях службы Благовещению мы находим объяснение многих истин, касающихся тайны спасения людей через Боговоплощение. Но полного понимания христианских истин о Воплощении, Кресте и Воскресении Господа Иисуса Христа мы можем достичь, изучая другие двунадесятые праздники: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение Креста Господня, службы Пасхи и Страстной седмицы.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но поскольку часто попадает на дни Великого Поста, то имеет только один день предпразднства и один день попразднства, совпадающий с отданием праздника.

Праздник бывает в дни Великого Поста или Светлой седмицы, от четверга 3 седмицы Великого Поста до среды Светлой седмицы (включительно).

Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то оно не имеет попразднства. А если праздник Благовещения случится в Неделю Ваий, Страстную или Светлую седмицу, то он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день.

Особенности службы предпразднства см. в Типиконе под 24 марта, а для попразднства – под 26 марта.

СЛУЖБА ПРАЗДНИКА БЛАГОВЕЩЕНИЯ (см. Типикон под 25 марта)

Всенощное Бдение может начинаться великим повечерием (как праздник Рождества Христова), вечерней или утреней.

Великим повечерием всенощное бдение праздника Благовещения начинается тогда, когда накануне днем (т.е. 24 марта) была совершена вечерня (со входом и паремиями), отдельно или в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров (если праздник приходится на вторник, среду, четверг, пятницу или субботу Четыредесятницы, вторник, среду или четверг Страстной Седмицы).

Великой вечерней всенощное бдение начинается в том случае, если Благовещение случится в Недели и в понедельники Великого Поста, а также во все дни Светлой седмицы.

Утреней всенощное бдение начинается, если Благовещение случится в Великий Пяток (накануне, в четверг днем перед Литургией святого Василия Великого служится вечерня) и в Великую Субботу (накануне, в пятницу, вечерня совершается особо). Если Благовещение случится на Пасху (такое совпадение называется Кириопасха), то Пасхальная утреня имеет особенность: вместе с пасхальным каноном поется канон Благовещения, и после 6 песни полагается чтение Евангелия праздника Благовещения.

На благословении хлебов (на литии), на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4): «Днесь спасения нашего главизна (начало) и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

На утрене Благовещения всегда читается Евангелие, поются полиелей и величание. Исключением здесь являются:

Кириопасха – когда Благовещение случится в самый день Пасхи. На Светлой заутрене, перед великой ектенией на «Слава» и затем на «и ныне» поется тропарь Благовещения (2 раза). Полиелея и величания не бывает. Евангелие Благовещения читается на утрене после 6 песни канона (перед этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном.

Если Благовещение случится в Неделю Ваий, то после полиелея поется величание Благовещения, но прокимен – Недели Ваий, и Евангелие – Недели Ваий, а не Благовещения.

Читать еще:  Технологическая карта по рисованию на тему: «Клубочки для котят».во второй младшей группе. «Клубочки для котенка». Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе

Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрене читаются 12 дневных («страстных») Евангелий. После 7 дневного Евангелия бывает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны: первый антифон 4 гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка 96 .

Канон праздника, по обычаю, читается двумя чтецами (до 9 песни): один читает тропари «Ангела», другой – «Богородицы». Тропари 9 песни читаются одним чтецом с припевом, который поет хор.

По 8 песни канона «Честнейшую Херувим», как правило, не поем, а поется припев и ирмос 9 песни или одного праздника Благовещения (до Недели Ваий), или вместе с припевом и ирмосом Триоди (начиная с Недели Ваий и в Пасхальную седмицу). Исключением здесь является празднование Благовещения в Недели 3, 4 и 5 седмиц Великого Поста, когда по 8 песни поется «Честнейшую Херувим».

Великое славословие Великим Постом чаще всего читается, а не поется – вне зависимости от праздника Благовещения (кроме суббот и воскресений). В Пасхальную седмицу и на Благовещение Великого славословия не положено. Если великое славословие читается, то в конце утрени бывает ектения «Помилуй нас, Боже» и совершаются три великих поклона с молитвой Ефрема Сирина (если они положены в эти дни Великого Поста).

Часы служатся вседневные (если Благовещение случится в одну из суббот или Недель Четыредесятницы, в Великий Четверг или Великую Субботу) или великопостные (в прочие дни Четыредесятницы и Страстной седмицы). Поклоны на великопостных часах бывают только на Первом часе и Изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страстной седмице – на всех часах (также по 3 великих поклона).

Если Благовещение случится в Великий Пяток или Пасхальную седмицу, то часы совершаются те, которые положены в эти дни (т. е. соответственно Великие часы и пасхальные).

В самый день Благовещения совершается вечерня, которая соединяется с Литургией в те дни, когда на Благовещение совершаются великопостные часы, а также в четверг, пятницу и субботу Страстной Седмицы.

Если праздник Благовещения приходится на субботу или воскресенье 3, 4, 5 и 6 седмиц Великого Поста или на Пасхальную седмицу, то вечерня совершается после Литургии, в свое время (вечером).

Литургия в праздник Благовещения всегда совершается или святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого. Литургия Преждеосвященных Даров в день праздника Благовещения не совершается.

Литургия святого Василия Великого совершается в том случае, если праздник случится в дни, когда ее положено совершать, то есть в Недели Четыредесятницы (кроме Недели Ваий), в Великий Четверг и Великую Субботу. Литургия святого Иоанна Златоуста бывает в остальные дни, в том числе и в Великий Пяток (вслед за вечерней). На Литургии в праздник Благовещения вместо «Достойно» поется задостойник праздника (припев и ирмос 9 песни, которые заменяют «Честнейшую Херувим»). Но если Благовещение случится в Великий Четверг или Великую Субботу, то на Литургии святого Василия Великого поется задостойник не праздника, а дня (в Великий Четверг – «Странствия Владычня»; в Великую Субботу – «Не рыдай Мене, Мати»). Задостойник праздника («Яко одушевленному Божию кивоту») с припевом поется только в случае, если служба совершается в храме Благовещения.

Задостойник: припев «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию Славу!» и ирмос 9 песни: «Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных (непосвященных); устне же верных Богородице немолчно глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

Более подробные сведения о богослужении этого праздника в соединении с другими празднованиями определяются в специальном разделе Типикона, который называется «Марковы главы».

Благовещение в Великую субботу: особенности дня

В этом году Благовещение, которое традиционно отмечается 25 марта / 7 апреля, пришлось на Великую субботу. О том, какие богослужебные и иные особенности будут у этого дня, связанные с тем, что суббота Страстной седмицы совмещается с великим двунадесятым праздником, рассказывает выпускник Сретенской духовной семинарии чтец Серафим Алпатов.

Благовещение – двунадесятый праздник, то есть входит в число самых больших церковных праздников. Величие и значимость этого праздника удивительны не только с богословской и исторической точек зрения, но и с богослужебной стороны. Дата его празднования выпадает на период Великого поста, Страстной седмицы и Пасхи. Но, в отличие от других праздников, служба которых, если праздник приходится на период Страстной седмицы и Пасхи, переносится на другие дни, служба Благовещения совмещается со всеми этими службами, включая Пасху. Так, соединение праздников Пасхи и Благовещения называется Кириопасха (греч. Κύριο Πάσχα – Господня Пасха).

В нынешнем году Благовещение выпадает на Великую субботу – канун Пасхи. И, как было сказано выше, служба праздника не переносится, а совмещается со службами Великой пятницы и Великой субботы. Цвет облачений во время этих служб будет не черный (как это должно быть в последние дни Страстной седмицы) и не синий (как в праздники, посвященные Богородице), а фиолетовый.

День пятницы, 24 марта / 6 апреля

Празднование Благовещения начинается с вечерни, которая совершается днем в Великую пятницу. На этой службе поются стихиры, посвященные Распятию Иисуса Христа, и праздника Благовещения о возвещении Деве Марии от Ангела радостной вести о рождении Сына Божия. Во время службы читаются паремии (чтения из Священного Писания), в которых содержатся указания и пророчества о страданиях Иисуса Христа, а также пророчества о Божией Матери (праздника Благовещения). После паремий читаются также Апостольское и Евангельское чтения, но только те, которые положены в Великую пятницу, то есть о страдании, распятии и погребении Господа нашего Иисуса Христа.

В конце вечерни поется тропарь Благовещения «Днесь спасения нашего главизна», после которого при пении тропаря «Благообразный Иосиф» на середину храма выносится Святая Плащаница.

После этой вечерни полагается малое повечерие с каноном «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы» творения Симеона Логофета. На практике он читается сразу после выноса Плащаницы. По прочтении этого удивительного канона вечерня заканчивается и все расходятся, чтобы через некоторое время снова собраться в храме.

Вечер пятницы, 24 марта / 6 апреля

Вечером в этот день совершается утреня Великой субботы, песнопения которой также совмещаются с песнопениями Благовещения. После шестопсалмия поются тропари Великой субботы «Благообразный Иосиф», «Егда снизшел еси к смерти», «Мироносицам женам», а также тропарь Благовещения.

Затем духовенство и хор посередине храма перед Плащаницей исполняют Непорочны, то есть стихи 17-й кафизмы с особыми удивительными припевами о погребении Христа, Его сошествии в ад, приходе жен-мироносиц, а также о грядущем Воскресении. По исполнении Непорочных поются воскресные тропари «Ангельский собор».

После этого ради праздника Благовещения совершается полиелей (стихи специальных праздничных псалмов) и поется величание Благовещения «Архангельский глас», а также читается Евангелие праздника Богородицы («Воставше Мариам»).

В храмах будут исполняться два канона – Благовещения и Великой субботы

Неотъемлемой частью утрени является канон. В этот день в храмах будут исполняться два канона – Благовещения и Великой субботы. Особенностью первого канона является то, что по структуре он напоминает разговор Богородицы и Ангела. Второй канон наполнен глубочайшим богословским и догматическим содержанием о том, что происходило в момент возлежания Христа во гробе.

После великого славословия Плащаница обносится вокруг храма с пением «Святый Боже», а потом читается отрывок из книги пророка Иезекииля о воскрешении мертвых, а также Апостол и Евангелие Великой субботы.

Утро субботы, 25 марта / 7 апреля

Утром в Великую субботу служатся обычные часы, а после них вечерня с Литургией святителя Василия Великого. На вечерне поются стихиры воскресные, Великой субботы и Благовещения. После входа с Евангелием читаются 15 паремий Великой субботы, во время которых в древности совершалось крещение оглашенных, то есть тех, кто в течение некоторого времени готовился к принятию этого таинства. Апостольских чтений на этой службе два: Великой субботы и Благовещения. После них духовенство переоблачается в одеяния белого цвета.

После этого идут евангельские чтения. Одно из них повествует о явлении Ангела, а потом Воскресшего Христа женам-мироносицам, о подкупе стражи, стоявшей у гроба Господня и о завещании Христа ученикам идти проповедовать всем народам. Другое же рассказывает о благовещении Ангела Деве Марии в Назарете.

Затем продолжается Литургия святителя Василия Великого.

Устав о трапезе

Рыбу и елей (масло) вкушать не благословляется, разрешение дается только на вино ради праздника

Что же касается устава о трапезе, то рыбу и елей (масло) в этот день вкушать не благословляется, разрешение дается только на вино ради праздника.

Таким образом, мы с вами можем участвовать в замечательных службах, коими являются службы Страстной седмицы и особенно Великой пятницы и Великой субботы, однако в этом году эти службы еще более украшаются песнопениями праздника Благовещения.

Источники:

http://studopedia.ru/6_103014_bogosluzhenie-na-blagoveshchenie-presvyatoy-bogoroditsi—marta-v-tom-chisle—na-primere-tekushchego-tserkovnogo-goda.html
http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/4
http://pravoslavie.ru/112016.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector