Вятская глиняная игрушка. Интересные факты о дымковской игрушке

Дымковская глиняная игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

История промысла

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

(Мезрина Анна Афанасьевна — мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Киров, музей «Дымковская игрушка: история и современность». История, особенности и интересные факты | ZdavNews.ru

Необыкновенная деревня Дымково

Считается, аюшки? дымковская игрушка родилась в XV-XVI веках в слободе Дымково, которая находилась неподалеку от города Вятки (Хлынова, Кирова). Почти в каждой семье этой уникальной слободы скупердяй мастерица, которая лепила из местной красной глины забавные фигурки людей и животных, а свое умение передавала по наследству дочке и внучке. Игрушки каждой семьи имели домашние особенности: они отличались по форме, колориту, орнаменту и позволяли правильно определять руку мастера. Так рождались традиции народного промысла дымковской проказа.

Читать еще:  В чем состоит третий закон ньютона. Первый закон ньютона

В то время они были востребованы бери городских ярмарках. Чаще всего в них играли дети — разноцветные свистульки черепа везли в подарок. Но покупались они и для украшения в родных местах.

От 30 до 50 семей в Дымково копали глину, размягчали ее, растирали мелок и красители, а закончив работы в полях, до весны лепили, сушили и обжигали фигурки. Малевать начинали ближе к ярмарке, особенно спешили к празднику Свистопляски.

Неурядица или Вятская свистунья

Есть в Вятском крае легенда, которая рассказывает о появлении дымковской проказа. В XIV-XV веках на город Хлынов напали инородцы и хотели штурмом скажем так его. Горожане позвали на помощь соседей из Великого Устюга. Тетечка откликнулись и бросились на подмогу. Но подошли они к городу под покровом ночи и с другой, неожиданной для вятичей, стороны. Приняв их следовать врага, осажденные бросились в бой. Случилось страшное братоубийственное потасовка.

Хотя документальных подтверждений этому факту нет, местные обитатели считали событие достоверным и в память о погибших той ночью каждый год устраивали день поминовения. Утром все собирались в памятной часовне к торжественной панихиды, а потом устраивали народные гуляния в знак победы жизни надо смертью. На празднике Свистопляски проводились кулачные бои, катали глиняные мошонка с высокого берега Вятки, пели, водили хороводы. Конечно, было (целый) воз угощений и лакомств. Но главными на празднике были глиняные проказа. Женские фигурки символизировали вдов, оплакивающих погибших мужей. А разнообразными свистульками запасались все на свете от мала до велика, и целый день ходили точно по улицам, устраивая пересвист. Описание праздника путешественниками появилось не менее в XIX веке, но корни его явно языческие.

Со временем устои Свистопляски изменились, исчезли кулачные бои и катание шаров. Остались веселые гуляния и баловливый пересвист по всему городу. Событие стало больше похожим в веселую ярмарку. Последний праздник состоялся в конце 20-х годов прошлого столетия. Вслед за этим традиция исчезла совсем.

Первые игрушки

Те же путешественники называли глиняные проказа, которые торговки везли на продажу, удивительными и неподражаемыми. Хоть волком вой было догадаться, что за животное изображает фигурка: медведя то есть (т. е.) козла, или вовсе что-то фантастическое. В Кировском музее дымковской проделка из самых ранних поделок хранятся изделия, сделанные в конце XIX века. Впредь до того никому в голову не приходило, что дешевые глиняные свистульки представляют лицом хоть какую-нибудь ценность. Когда в столице появилась привычка украшать дом фарфоровыми статуэтками, провинциальные вятичи стали становить на подоконники и на шкафы глиняные дымковские фигурки. Появился требование на нарядных барышень, расписных кавалеров и забавных животных.

Наряды барынь расписывались, в точном соответствии с последней модой, сие повышало их стоимость. Пышные юбки и воланы, шляпки с лентами и капоры с кружевами, зонтики и ридикюли – сии тщательно выполненные детали присутствуют на фигурках тех планирование.

Не игрушка, а сувенир

В 1882 году дымковские игрушки были представлены нате Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Посетители проявили задушевный интерес к необычным, забавным фигуркам.

Изделия вятских мастеров стали очищать (прилавок) в другие города России. А через восемь лет экспозиция занимала ранее не маленький уголок, а целый отдел. В 1890 году флорист А. Бенуа организовал Первую выставку игрушек, где Вятка стала лидером. Чисто тогда и появились коллекционеры, благодаря которым в Вятском музее глиняной проделка можно увидеть первые свистульки и фигурки.

Игрушки начала XX века

«Дымковский памятка» мастерицы в это время лепили точно так но, как их матери и бабушки — первые игрушки. Местную глину готовили к работе, мяли, делали эластичной. Руками лепили нонче уже сложные композиции, применяя для украшения различные начатки декора. Затем сушили изделие в течение нескольких дней. Дальше предстоял обжиг в русской печке. Фигурку готовили к росписи. Для того этого ее белили раствором мела на молоке. И всего потом расписывали красками, замешанными на яичном белке. Кисти были, да, самодельными. А для особой красоты наносились кусочки сусального золота.

Чисто видно в экспозиции музея, особенность истории дымковской игрушки состоит в преобразовании самих изделий, а малограмотный технологии их изготовления. Мастерство женщин слободы Дымково прогрессивно возрастало от простейших, смешных свистулек до сложных и замысловатых композиций. Нынче это были не просто барыни и кавалеры, уточки и коровки. Мастерицы лепили тутти, что видели вокруг себя.

Читать еще:  Сколько минут загорать в солярии первый раз. Поход в солярий первый раз: как правильно загорать? Подготовка к получению загара в солярии

Ценность дымковских игрушек в часть, что разглядывая их, можно буквально изучать детали слободского, провинциального быта, до тех пор точно они воспроизводились в изделиях. Вот стадо идет с пастбища, а бабье сословие с подойниками ждут коров. Нянька гуляет с детьми, а военный с усами ухаживает после кокетливой дамой.

Первая книга о дымковской игрушке вышла в сочельник революционных событий в России, в 1917 году. Благодаря Алексею Деньшину безвыгодный исчез этот промысел в сложные годы жизни страны, а был восстановлен с возрождением лучших традиций.

Советские мастера – золотые щупальцы «дымки»

Внимание государства и общественности к дымковскому промыслу ведь исчезало в годы лихолетья, то, благодаря энтузиазму и преданности делу, возрождалось вторично. Помимо А. Деньшина, художника-пейзажиста, подвижника и знатока дымковского ремесла, приложившего целый ряд сил для сохранения производства игрушки, известны имена мастериц, которые ни во веки веков не оставляли работу в промысле и передавали свои навыки дочкам и внучкам.

В музее дымковской глиняной проказа выставлены коллекции, выполненные целыми династиями известных мастериц. Сие семьи Мезриных, Кошкиных, Безденежных, Пенкиных. Изменялась жизнь в слободе Дымково, расширялась и тематика композиций. К примеру сказать, возник мотив колхоза с его фермой, полевыми работами, птичником. А кто такой-то разрабатывал тему сказок и былей.

Аж в годы Великой Отечественной войны производство игрушек было возобновлено еще с 1942 года. Позитивные, оптимистичные работы сравнивались с бодрой, воинственной песней. Истечении (года) войны были выделены средства на улучшение условий труда и подтягивание мастериц. Дымковская игрушка вновь стала участницей всевозможных выставок разного уровня. (на)столь(ко) ее узнали и за рубежом.

Работа В. Г. Харламова

Музей дымковской проделка Кирова встречает посетителей неожиданным произведением. Выполненная на всю стену расписание под названием «Дымковский промысел» показывает слободу, в которой родился ремесло, ее природу и исторический ландшафт. Кроме того, на полотне собраны портреты старейших мастериц и молодых учениц, женщин, чьими усилиями сейчас много веков живет дымковская игрушка.

В. Г. Харламов, местный баталист, написал свою картину в 1982 году, а к открытию музея восстановил ее и дополнил новыми лицами и событиями.

Новейший Музей дымковской игрушки Кирова

Открытие состоялось в марте 2011 возраст на средства, выделенные администрацией города в качестве гранта нате развитие промысла. В настоящее время музей владеет коллекцией, содержащей паче 700 экспонатов. Он является хранителем традиций народного промысла и способствует повышению интереса к творчеству мастеров, к развитию туризма Вятского края.

Ячейка Музея дымковской игрушки Кирова: ул. Свободы, 67. Некто находится в одном здании с Кировским отделением Союза художников России. Числительное позади существительного: часа два все мастера, работающие сегодня в промысле — члены Союза. Сфабрикованный музей помимо постоянно действующей экспозиции имеет возможность регулировать персональные выставки своих мастеров. В музее можно посмотреть документальные фильмы об истории развития народного промысла.

Свойство создания игрушки состоит в том, что за прошедшие века методика не претерпела каких-либо изменений. Используется та но красная местная глина, лепка изделия производится вручную, подобно как делает ее уникальной и неповторимой. Обжиг, проводимый ранее в русской печи, не откладывая делается в электрической при температуре 900 градусов. Расписывают проделка темперными красками.

Режим работы

Телефон Музея дымковской проделка в Кирове можно найти на официальном сайте музея. Вслед за этим же указано и время его работы: с 10:00 до 18:00, за исключением. Ant. с выходных.

Дымковский промысел – уникальное явление народного искусства. После 400 лет существования он не только не растратил, а обогатился новыми темами, сюжетами, идеями, что и демонстрирует Паноптикум дымковской игрушки Кирова.

Несмотря на высокую квалификацию художников, работающих на этом месте, вот уже 50 лет действует художественный совет, какой-никакой состоит только из самых опытных мастериц. Они оценивают каждую материал, следят за соблюдением традиций, поощряют творческий рост.

Близ мастерской и музее открыт магазин, где всегда можно поднять авторскую работу, порадовать себя и друзей настоящей дымковской игрушкой.

Коллекция Дымковских игрушек

Дымковская игрушка

Хочу познакомить вас с известным всему миру народным промыслом моей родины)

коллекция дымковских игрушек

коллекция дымковских игрушек

История Дымковской игрушки

Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.

Читать еще:  Как ухаживать за пятками в домашних условиях

В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша». В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.

Вот как описывает видевший этот праздник в 1811 году генерал Хитрово: «Жители города Вятки толпами собираются в сей день к небольшой деревянной часовне, где поют панихиды о упокоении душ своих соотечественников и родных, убиенных в тот день… Все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопримечательного дня — прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные красками и позолоченные. Сей праздник называется в сем крае «свистопляска».

Будучи очевидцем, вятский писатель В.В. Лебедев писал в «Вятских записках»: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…».

Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина так вспоминала свое детство: «…Все горожане шли на Свистунью с детьми — три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице — и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью бывало тоже продает свои глиняные игрушки — сунет нам денег на сласти — конфеты, пряники, а пряники были особенные — привозили их из Архангельска — больше из черного теста с белым сахаром, фигурные…». К сожалению, сейчас этот праздник, существовавший до 1920-х годов, утрачен, но представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ и в начале ХХI веков.

Известно, что дымковская игрушка, имеющая древние корни, упоминается в летописях в XV–XVI веках

. В конце XIX – начале XX века она представляла собой одиночные самостоятельные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы — представления людей о мире.

Хранители промысла

: Анна Мезрина и Алексей Деньшин

Именно тогда, сто лет назад встала серьезная угроза существованию старинного дымковского промысла. Изготовление дымковской игрушки шло постепенно на убыль, «не кормило», как раньше, и многие мастерицы из потомственных семей прекращали работать, уходили в поисках другого ремесла. В самой слободе Дымково в противовес глиняной игрушке расцветали мастерские по изготовлению гипсовых изделий, пользующихся большим спросом у местного населения и на ярмарках в других крупных городах. Часть мастериц подрабатывали «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853–1938), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.

Источники:

http://schci.ru/dymkovskaya_igrushka.html
http://zdavnews.ru/kirov-myzei-dymkovskaia-igryshka-istoriia-i-sovremennost-istoriia-osobennosti-i-interesnye-fakty-zdavnews-ru/
http://vilingstore.net/Kollekciya-Dymkovskih-igrushek-i14273

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector