Выявление и поддержка музыкально одаренных детей (из опыта работы). Работа с музыкально одаренными детьми в условиях школы

Особенности работы с одаренными детьми в Детской музыкальной школе

Московский район г. Казани

заместитель директора по УР,

высшая квалификационная категория

Особенности работы с одаренными детьми

в Детской музыкальной школе

Проблема развития талантливых и одаренных детей одна из самых актуальных и обсуждаемых тем в современном педагогическом сообществе. Большую роль в развитии детской одаренности играет дополнительное образование детей, которое является важнейшей составляющей образовательного пространства в Республике Татарстан, позволяющей развитию творческих способностей, личностного и профессионального самоопределения детей. Личностно — деятельный характер обучения помогает решать одну из основных задач дополнительного образования – развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.

Я отношусь к той категории педагогов, считающих, что все дети одарены в большей или меньшей степени. Доктор психологических наук, создатель оригинальных педагогических методик пишет: «Оптимизм нашей педагогики заключает: одарены все! Если считать, что все, но разными способностями, то это близко к истине (и еще надо добавить, что на момент испытания дар у многих настолько пассивен, что его как бы и нет).

Как известно, музыкальное исполнительское искусство требует ряда качеств, которые проявляются у каждого ученика по-разному, в различных соотношениях друг с другом, с различной акцентировкой того или другого. В музыкальной педагогике они определяются как качества художественные и технические. Художественные качества – это проникновенность, содержательность, артистичность, эмоциональность исполнения, богатство, благородство, тонкость его интонаций. К техническим качествам относят виртуозность преодоления любых трудностей; беглость пальцев, блеск пассажей, безупречную точность и чистоту игры. И к художественным, и к техническим качествам относят такие качества исполнения как тембровое богатство и красоту звучаний, тонкость и разнообразие нюансировки, которые можно определить как эстетические качества. Многим ученикам они даны от природы в разной степени и обычно нуждаются в развитии. Проявление музыкального таланта и одаренности определяется лишь в ходе обучения. Талантливости в музыкальном искусстве как особый компонент сопутствует талант к работе, так как занятия музыкой это, прежде всего, труд. К сожалению, музыкальная и пианистическая одаренность не всегда сопровождается талантом к работе. И наоборот, ученик может быть безмерно трудолюбивым, но отсутствие музыкального дарования не позволяет достичь ему высокого уровня в обучении. За годы работы с детьми, я пришла к выводу, что к способностям, которые поддаются развитию и воспитанию, можно отнести дисциплинированность, организованность, умение распределять время и внимание. Эти способности обеспечивают природному дарованию полное развитие. Трудности не отвращают, а привлекают творчески одаренного человека. Победа над трудностью приносит радость.

утверждал, как не важны дисциплина и усердие, все же работа окажется бесплодной, если не будет интереса и любви к ней. Это в большей степени зависит от преподавателя, обучающего юное дарование. Взаимодействие педагога с талантливым учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным. Ответственные задачи, стоящие перед педагогом, требуют от него систематической работы над собой, над повышением педагогического мастерства, интеллектуального самосовершенствования. Анализ педагогического процесса неразрывно связан с критическим отношением педагога к своей работе. Большое значение при этом имеет способность видеть отражение своей работы в исполнении учеников, во всем отношении их к себе, к искусству, к жизни. Такой педагог сможет по — настоящему оценить афоризм : «Многое мне дали мои учителя, большему я обязан самому себе, больше же всего меня научили мои ученики». Особое значение для музыкально одаренного ученика имеет значение встреча с опытным педагогом, понявшим своего ученика и пробудившим в нем любовь к музыке. Мой педагогический опыт показывает, что вера в возможности своего ученика, профессионализм педагога и поддержка родителей, (что тоже очень важно для развития музыкально одаренных детей), способны достичь высоких результатов.

Преподавателю необходимо формировать у обучающихся положительную мотивацию к обучению и творчеству. – музыкант, психолог, педагог выделил три вида мотиваций в работе с одаренными детьми: 1)потребность в самореализации и самоактуализации, 2)познавательная мотивация, 3) ориентация на результат, на успех. В последнее время мотив успешности стал занимать центральное место в психологии одаренности и практической деятельности как важнейший ее показатель. «Мотив достижений» включен в структуру одаренности и оценивается некоторыми психологами как самый высокий показатель успеха, нежели традиционно его составляющие – знания, интеллект, креативность. «Мотив успешности» является мощным стимулом творчества наряду с познавательной активностью. Успешность – это осознание собственного роста, признание социума, которое окрыляет, воодушевляет. Ситуация успеха достигается в процессе активного участия воспитанников моего класса в различного рода конкурсах, как исполнительских (Открытый всероссийский детский фестиваль – конкурс татарской фортепианной и камерно – инструментальной музыки «Энжеляр »; Городской конкурс татарской музыки «Кояшлы буләк»; Городской конкурс юных пианистов «Музыкальная мозаика»; Международный конкурс – фестиваль исполнителей инструментальной музыки «Содружество талантов», Международный конкурс детских, юношеских, взрослых и профессиональных творческих коллективов «Колорит Казани» в рамках международного проекта «Берега «Надежды»), так и интеллектуального направления (региональный конкурс детского творчества «On — line –Академия», Межрегиональная олимпиада школьников по фортепианному искусству и исполнительству ART OF PIANO).

Читать еще:  Как ощущаются тренировочные. Что это такое? Чем отличаются от настоящих

Всегда хочется оправдать доверие родителей, отдающих педагогу самое дорогое в жизни – своих детей. В моей практике была ученица, обладающая высоким потенциалом умственных способностей, всеми музыкальными качествами, трудолюбием. При первой встрече с ученицей и ее мамой, я поняла, что для нее очень важным было желание, что бы дочь получила музыкальное образование, поскольку сама она в свое время не доучилась в музыкальной школе. Мама также дала представление о здоровье своей девочки, рассказав о том, что в младенческом возрасте ребенок перенес операцию на сердце. Занимаясь с этой девочкой, я чувствовала ответственность не только за процесс учебы, но и за здоровье своей ученицы, так как именно здоровье – одна из важнейших человеческих ценностей. Особое дарование девочки проявилось не сразу. Заниматься поначалу было сложно, ученица была либо гиперактивна, либо очень быстро уставала и утомлялась. Процесс привыкания друг к другу проходил долго, программу исполняли облегченную. Постепенно шаг за шагом, стали появляться первые успехи, был налажен очень хороший, дружеский контакт с ученицей. В пьесах кантиленного характера появился красивый звук, чувствовался музыкальный интеллект. В средних классах девочка показала блестящую технику. Параллельно, обучаясь в гимназии, девочка не переставала успешно участвовать в различного рода олимпиадах. Подготовка и участие в конкурсах — это колоссальная психологическая нагрузка для детей, своего рода стрессообразующий фактор, а для меня, как для педагога было важным создать здоровьесберегающую среду. В работе с данной ученицей доминирующей являлась познавательная мотивация. Это была установка на процесс. А результат в данном конкретном случае – окончание музыкальной школы, так как при большой загруженности в гимназии, и слабом здоровье ученицы, сей факт мог оказаться неосуществимым. За весь мой педагогический опыт эта девочка оказалась самым одаренным ребенком. Я уверена, что в любой области ее ждет блестящая карьера, именно такие дети и представляют интеллектуальное будущее нашей страны, а наличие музыкального образования по классу фортепиано – одно из первых достижений в жизни этой девочки.

Завершая свою работу по одной из самых актуальных тем в современном образовании, хочется отметить следующее: преподавателям, работающим в системе дополнительного образования необходимо знать об особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми, уважать личность учеников, поощрять творческие особенности и воображения воспитанников, формировать их положительную самооценку, создавая ситуации успеха. Взаимодействие педагога и одаренного ученика должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, на создание положительной мотивации к обучению и творчеству. Преподавателям необходимо учитывать индивидуально – психологические и возрастные особенности талантливых детей, задача педагогов – понять своих воспитанников и направить все усилия на то, что бы передать им свой опыт и знания.

Работа с музыкально одаренными детьми в условиях школы

Главный постулат музыкальной педагогики в мире – учиться музыке не для того, чтобы быть музыкантом, а для того, чтобы везде, во всех сферах деятельности быть лучшим! Современная модернизация российского образования ставит перед собой главную задачу – воспитание саморазвивающейся творчески продуктивной одаренной личности ребенка.

Важной движущей силой для реализации данной задачи является школьное музыкальное образование. Разностороннее саморазвитие личности посредством музыки – одна из основных задач учителя Музыка не вручает готовые знания, она учит их добывать!

В ходе многолетнего наблюдения за детьми, обладающими прекрасными музыкальными данными и получившими дополнительное музыкальное образование в музыкальных школах и ли других сферах музыкальной деятельности, выявились следующие факты характера становления личности: творческая активность, производительная трудоспособность, организаторское мастерство, продвижение по служебной лестнице, уверенность в своих силах, трудолюбие и высокая ответственность, успешная саморазвивающаяся личность. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

Музыкально одаренный ребенок отличается в общем коллективе учащихся, находящемся в классе. Такие ребята очень эмоциональны и восприимчивы к музыке и не только. Одним из методов выявления одаренных детей на уроке музыки является наблюдение. Наблюдение может быть непрерывным, изо дня в день, а может быть и эпизодическим. При работе с музыкально одаренными детьми, этот метод ставит перед учителем музыки определенные задачи. Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную музыкальную атмосферу взаимопонимания. Все музыкальные технологии, применяемые на уроке, помогают ребятам формировать активное восприятие музыки, обогащать их знания и опыт.

Яркие моменты самовыражения ученика помогают проявить следующие методы :

Театрализация. Игра – соревнование. Эстрадный вокал. Музыкальная математика. Межпредметное интегрирование. Музыкальная терапия. Ритмика. Внеклассная кружковая деятельность. Исследовательская работа и др.

Если провести эксперимент и посадить в один класс детей музыкально – одаренных, мы увидим следующее зрелище. Шумный детский улей, где каждый ребенок требует к себе особого внимания, как будто он в классе один. Будут наблюдаться частые конфликтные ситуации. Поэтому необходим психологический подход к каждому ученику, в зависимости от его характера и музыкальных наклонностей.

Читать еще:  Летающие собаки в индии. Летучие собаки любят кушать фрукты

Нужно научить ребенка «ладить и дружить» с коллективом. Учитель музыки должен обладать не только высокими профессиональными и деловыми навыками работы с детьми, но и проявлять отличные психологические приемы работы с ними. Вот несколько правил, которых должен придерживаться учитель музыки: не сковывать, а освобождать; не сдерживать, а поддерживать; не сгибать, а выпрямлять. Еще один эксперимент с классом музыкально – эстетического направления. В классе ребята с разными музыкальными возможностями.

  1. Музыкально – одаренные дети.
  2. Учащиеся, принятые по заявлению родителей.
  3. Любопытство и интерес, как родителей, так и учащихся.

Работа учителя: групповая, индивидуальная, целенаправленная. Цель работы: выявить в каждом ученике максимальное количество творческих возможностей. Итог работы: целенаправленное развитие и использование полученных способностей.

При работе с одаренными детьми очень важно учитывать интерес и желание ребенка в его творческой деятельности. Учитывая специфику жанра, учитель помогает и подталкивает ученика к успешной концертной деятельности. Активная внеклассная работа, концертные выступления, конкурсы, и другие мероприятия, побуждают ученика к дальнейшей творческой, а возможно и профессиональной деятельности.

Важная заслуга учителя – видеть в каждом своем воспитаннике одаренную творческую личность, потому что нет детей не одаренных.

Выявление музыкально-одаренных детей на занятиях музыки и методы работы с ними

МЕТОДЫ РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

РАСПАЗНОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ, И МЕТОДЫ РАБОТЫ СНИМИ.

Выявление музыкально-одаренных детей на занятиях музыки и методы работы с ними.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Музыкальный руководитель приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

  • выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
  • подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
  • актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

ПОНЯТИЯ «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК» «ОДАРЕННОСТЬ»

Одаренный ребенок— это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность— это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он – нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный ». Но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они «намного лучше, чем о них думают». Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты. Одарённость состоит из различных способностей. Остановимся на музыкальных способностях ребёнка.

Музыкальные способности, в существующий общей психологической классификации, относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Музыкально — одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в группе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны.

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО — ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется метод педагогического наблюдения.

  1. Объект педагогического наблюдения — музыкальность дошкольников;
  2. Цель наблюдения — выявить детей с задатками музыкальности;
  3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):

Выраженное стремление к музыкальной деятельности

  1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано
  2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене
  3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

  1. Инициативность — безынициативность;
  2. Креативность, эвристичность — репродуктивность;
  3. Образность, эмоциональность — рациональность, понятийность;
  4. Спонтанность — аккуратизм;
  5. Воля, упорство — мягкотелость, нерешительность

Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

  1. Заинтересованность
  2. Инициативность
  3. Активность
  4. Творческость

Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики)

Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики)

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись.

Читать еще:  Примеры составления бизнес плана для чайников. Как самостоятельно составить грамотный бизнес план

Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Одним из методов успешной работы с музыкально-одаренными детьми для себя я выбрала кружковую и индивидуальную деятельность с детьми дошкольного возраста.

  • участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
  • подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в учреждении. Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

В нашем ЦДОД организована работа с музыкально одаренными детьми в пении и разработана программа по данному направлению.

Цель программы: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.

Задачи: Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и формировать их естественное звучание;

  • Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;
  • Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;
  • Формировать эмоционально — эстетическое восприятие окружающего мира через пение;
  • Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.

Структура занятий:

1 . Артикуляционная гимнастика.

Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы;

  1. Интонационно – фонетические упражнения.
  2. Упражнения на дыхание.

Цель:Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание;

  1. Основная часть — вокально-хоровая работа.

4.1. Распевание;

4.2. Пальчиковые и подвижные игры;

4.3. Работа над песней:

4.3.1. Знакомство с песней (1 – 2 занятия);

4.3.2. Прослушивание;

4.3.3. Беседа, разъяснение текста;

4.3.4. Повторное исполнение;

4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия):

4.4.1. Работа над звукообразованием;

4.4.2. Работа над звуковедением;

4.4.3. Работа над дыханием;

4.4.4. Работа над ансамблем;

4.4.5. Работа над дикцией;

4.5. Закрепление (1 – 2 занятия).

4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса малыша. Однако процесс этот – долгий и кропотливый, требующий от нас, педагогов, терпения и бережного отношения к каждому ребенку.

Из практики я точно знаю, что дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала: с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их вдохновляет сцена. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие стали одним из аспектов моей профессиональной деятельности. Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства, она обладает возможностью передавать смену настроения, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний.

Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную» программу.

1.М.С.Осеннева, Л.А.Безбородова «Методика музыкального воспитания школьников». Москва-2001г.

  1. Н.В.Савин. Педагогика // уч.пособие для пед.уч-щ. – М.: Просвещение
  2. П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. Методика музыкального воспитания, Музыка,1990г.
  3. Беликова В. Проблемы диагностики одарённых детей Салехард, 2012
  4. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., Изд-во Флинта, 1998
  5. Богоявленская Д. Психология творческих способностей Москва, 2002
  6. Гильбух Ю. Умственно одарённый ребёнок; Психология, диагностика, педагогика
  1. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты – 21 век, 2004

6.Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста. – М., 1994

  1. Старчук М. Психология одарённости детей и подростков. Музыкальная одарённость

Источники:

http://pandia.ru/text/78/415/66809.php
http://shkolamuzikant.ru/rabota-s-muzykalno-odarennymi-detmi-v-usloviyax-shkoly/
http://pedsovet.org/publikatsii/muzyka/vyyavlenie-muzykalno-odarennyh-detey-na-zanyatiyah-muzyki-i-metody-raboty-s-nimi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector