Загадки. История появления загадок. Использование загадок для развития детей

Конспект занятия «История загадок»

Татьяна Ткачёва
Конспект занятия «История загадок»

Тема: «История загадок»

Цель: познакомить детей с историей возникновения загадок; дать характерис-

тику загадке как «замысловатом поэтическом описании какого –либо

предмета или явления, испытывающего сообразительность отгадывающее-

го»; развивать умение и желание сочинять загадки, интерес к жанрам ху-

дожественной литературе, словотворчеству.

Словарная работа: загадка — малое литературное произведение, жанр х/л, старина.

Материал: иллюстрации с изображением жизни людей в старину, свеча, подбор

Загадок, листы бумаги и цветных карандашей по количеству детей.

Давным-давно в старину люди начали создавать загадки. Чтобы составить загадки и разгадать их, людям требовалось много наблюдать за окружающим их миром (предметами и объектами, различными явлениями). Загадка развивала у людей наблюдательность, учила их мыслить.

В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли, чтобы уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот, орудия труда. К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных не известными вам словами, а загадками, т. е. замысловатым описанием, которое надо было расшифровать (отгадать). Это были народные загадки.

У некоторых народов в далёком прошлом бытовали «вечера загадок», которые обычно проводились осенью, по окончании сельскохозяйственных работ, т. е. уборки урожая). Садились люди вечерами целыми семьями, зажигали свечу и старшие загадывали младшим различные загадки: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечения усваивать знания, учили наблюдательности.

Содержание загадок отражало жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др. Устаревали и отживали загадки, отражающие прошлую жизнь человека:

Без рук, без ног, всё толк да скок.

Летом обута, зимой разута.

С развитием человека, изменилась его жизнь, она стала богаче и разнообразнее. Изменились и загадки, в них рассказывается о достижениях культуры человека, его быта.

Пыль увижу – заворчу,

Заворчу и проглочу.

Музыкант, певец, рассказчик,

А всего кружок да ящик.

Крыльев нет, но это птица

Полетит и прилунится.

Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете может быть несколько загадок. Например, в одной загадке говорится о внешнем виде зайца:

Зимой беленький, летом серенький.

в другой о том, что он легко прыгает:

Серый зверёк через кочки скок!

Лёгкие ножки и хвоста немножко.

Загадка, как жанр народного творчества, давно стала привлекать внимание детских писателей и поэтов. Продолжая народные традиции, писатели и поэты стали составлять загадки, описывающие окружающий нас мир, и загадка стала литературным жанром. Литературная загадка заметно отличается от народной. Народная сохранялась только в памяти народа, поэтому она была краткой, а автор литературной загадки мог дать подробное описание, используя при этом разнообразные художественные средства книжного стиля речи, поэтому литературные загадки нередко принимают форму стихотворения.

Читать еще:  Сломанное кольцо по соннику. Ломается кольцо

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

Так что же такое загадка?

Загадка – это малое по форме литературное произведение (жанр х/л, описывающее предметы или явления, заключающего в себе задачу или вопрос. Отгадать загадку, значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Народная м/п. игра «Сокол и лебёдушка» (физминутка)

«Вечер загадок» (при зажженной свече)

Всё окно разрисовал,

У реки погостил –

Во всю реку мост

В дом свой -улей –пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий-синий!

Ночью по небу гуляю,

Тускло небо освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

На шесте –дворец,

Во дворце –певец,

А зовут его… (Скворец)

Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Вместо хвостика — крючок,

Вместо носа – пятачок

А крючок вертлявый.

Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт?

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Д/и «Сочини загадку и нарисуй отгадку»

Итог занятия.

Творческо-исследовательский проект «Секрет загадки» Тема проекта: «Секрет загадки» Участники проекта: Владыкина Н. П. воспитатель 1 квалификационной категории, Шевченок Н. О. воспитатель,.

Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство познавательно-речевого развития (часть II) часть 1 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания об окружающей действительности,.

Загадки. История появления загадок. Использование загадок для развития детей

Мы расскажем вам историю появления загадок, а также где можно использовать загадки.

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.

У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:

да что растёт без коренья? (Камень);

да что цветёт без цветка? (Папоротник);

да что бежит без повода? (Вода).

В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.

Читать еще:  Как застегнуть детское кресло. Как крепится детское автокресло в машине (фото, видео)

Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.

Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие — попробуйте! Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечнеление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3—4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.

Загадки, предложенные на нашем сайте, подобраны по темам. Загадки можно использовать на уроках чтения, природоведения и ознакомления с окружающим миром. Конкурс на лучшего знатока загадок может стать частью КВНа, школьного праздника или экскурсии в природу. Загадки вносят в любое мероприятие весёлый дух соревнования, к тому же расширяют кругозор, развивают речь, любознательность, помогают стать наблюдательными, тренируют внимание и память. Мы предлагаем вам старинные русские загадки и те, которые придуманы известными детскими писателями совсем недавно.

«История возникновения загадок». Консультация для педагогов

Оксана Корнеева
«История возникновения загадок». Консультация для педагогов

История возникновения загадок.

Загадка — это замысловатый вопрос с неким намеком, требующий ответа. Все загадки составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность и выразительность определений. Чаще всего в загадках содержится перечень признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. Но самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых простых предметах их сходства и различия.

У первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника. Кроме этого он должен был проявить сообразительность в отгадывании загадок.

У древних греков и германцев люди, не отгадавшие загадку, расплачивались жизнью.

У славян тоже существует множество легенд о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:

да что растёт без коренья? (Камень);

да что цветёт без цветка? (Папоротник);

да что бежит без повода? (Вода).

В русских народных свадебных обычаях до XIX века загадывание загадок — это своеобразный ритуал. До сих пор на свадьбах существует «ВЫКУП НЕВЕСТЫ», где жениху и его дружке загадывают загадки, чтобы он мог пройти к невесте.

Читать еще:  Как выбрать часы. Предлагаем вам список вопросов, который поможет в принятии решения по выбору часов. О стеклах в часовом производстве

В русских народных сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.

Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая работа — это основной перечень того, о чем были загадки.

Загадки очень любят дети.

С ними можно играть в такие игры как:

1. Игра «Данетка»

Ведущий загадывает слово, а игроки должны разгадать это слово, задавая такие вопросы, на которые можно дать такие ответы,как: «да»; «нет»; «и да и нет».

В этой игре нет ограничений по возрасту!

2. Игра «Придумай загадку»

Эта игра для детей старшего возраста.

3. Игра «Угадай по описанию»

В более простом варианте — дети младших групп Д/С (ведущий — взрослый, усложненный вариант — старшие дети (ведущими могут быть сами дети).

4. Игра «Кто кем (чем) будет?»

НАПРИМЕР: Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей и т. д.)Эту игру очень любят дети 5-6 лет.

Это далеко не все игры.

Придумывайте загадки и играйте с детьми!

И вы увидите результат!

Среднесрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «История возникновения книги» Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Сургут муниципального района Сергиевский Самарской.

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе «История возникновения ПДД в России» Цели: 1. Закрепить знания детей о ПДД. 2. Знакомить детей с основными пунктами истории возникновения ПДД в России. 3. Воспитывать уважение.

Консультация для педагогов «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста» Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо входят в тот период.

Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий» Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению» «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают самих себя». В. А. Сухомлинский «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам.

Консультация «История возникновения загадок» Загадка – жанр народно-поэтического творчества у всех народов мира; замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления,.

Консультация-практикум для педагогов «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия» Цель: развитие творческого мышления у педагогов. Задачи: • Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок;.

Проект «Куклы Тильда. История возникновения кукол» Информационная карта Полное название: Куклы тильда. История возникновения кукол. Автор проекта: Побережная Лариса Рифовна Продолжительность.

Занятие для старшей группы «История возникновения нашего города» Тема занятия: История возникновения нашего города. Цель занятия: расширять и обогащать представления детей о городе в котором живем, расширять.

Занятие «История возникновения семьи» Тема: «История возникновения семьи» Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения семьи. Задачи: • дать представление о семье;.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/istorija-zagadok.html
http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-istorija-pojavlenija-zagadok-ispolzovanie-zagadok-dlja-razvitija-detei.html
http://www.maam.ru/detskijsad/-istorija-vozniknovenija-zagadok-konsultacija-dlja-pedagogov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector