Значение книжки тимур и его команда. Все проясняется. Друг не оставит в беде. Детские и юношеские годы

Гайдар «Тимур и его команда», какая главная мысль?

Повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» это самое лучшее произведение автора. Некоторые другие тоже читала, но вот именно эта книга более всего запомнилась. В тот момент строилось новое общество, старались вырастить поколение патриотов. Ребята организовали команду во главе с Тимуром, которые помогали жителям поселка, обычным людям и семьям военнослужащих.

Каждый может увидеть положительную сторону поведения тимуровцев. Считаю, что повесть Гайдара учит сплоченности людей, особенно младшее поколение, патриотизму, верности своим принципам, любви. Хорошо, если до сих пор детям, подросткам интересно это произведение. Это говорит о том, что наши дети лучшие!

Гайдар как всегда пытается показать зрителю положительные человеческие качества. Что собственно и показывает произведение «Тимур и его команда».

Главная мысль заключается в бескорыстии и благородстве главных героев. Автор показывает что не все в жизни измеряется деньгами. Именно это и должны понять молодые читатели. Даже главная героиня говорит Тимуру — «О людях ты всегда думал и они тебе отплатят тем же».

Если коротко, то главная мысль заключается в бескорыстии к людям и доброте.

Значение повести Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда» трудно переоценить. Повесть была написана автором в 1940 году, но не теряет своей актуальности и сейчас.

Произведение учит читателей многому.

Прежде всего, его основная цель воспитание справедливого, ответственного, доброго поколения молодых людей, которые делают добро и борются со злом в меру своих способностей.

Герой повести Тимур Гараев и его друзья стали примером для подражания для тысяч советских школьников. После выхода книги по всей стране появились тимуровцы, которые помогали семьям фронтовиков и не только.

Книга учит патриотизму, учит нас помнить и чтить память о тех, кто отдал свою жизнь за свободу и независимость нашей великой Родины, за наше будущее, учит выражать это не только словами, но и конкретными делами и поступками:

Читатели также учатся тому, что нельзя быть равнодушными и думать только о себе, нужно поддерживать тех, кто слабее, беззащитнее и нуждается в помощи. Ведь даже обычному школьнику под силу сделать много добрых дел. А в сплоченной команде можно сделать многое, чтобы изменить мир к лучшему.

Главная мысль произведения Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» состоит в том, чтобы показать, что во все поколения существуют люди, такие как главный герой данного произведения Тимур Гараева, которые способны повести за собой, бескорыстно помогающие нуждающимся в их помощи люди, стремящиеся быть полезными обществу, уважающие старших, защищающие слабых и беззащитных. Повести «Тимур и его команда» показывает как строить отношения в коллективе, как не оставаться равнодушным к чужой беде, воспринимая как свою собственную. Команда Тимура считалась образовали по тем поступкам и делам, которые ребята делали, совершали по собственному желанию, никто из не щаставоял. Ребята были так воспитаны, что не могли оставаться равнодушными к слабым и беззащитным. Патриоты своей Родины, совсем ещё юные парни и девушки были объединены одним делом, которое из сближало, они жили идеей быть полезными своей Родине, жителям поселка.

Повесть учит быть одним сплочённый коллективом, командой, которая сможет достичь больших результатов, чем по одиночке, а добрые дела всегда щаменят и оценят по достоинству. Ребята, стремящиеся быть полезными, делающие добрые дела, достойны уважения.

Аркадий Гайдар, «Тимур и его команда»: краткое содержание

Ещё каких-то двадцать лет назад не было школьника, не знавшего повесть, которую написал писатель Гайдар, «Тимур и его команда». Детвора взахлёб читала книгу и смотрела фильм, который был поставлен по произведению. В школах, во дворах и в пионерских лагерях создавались отряды тимуровцев. Думал ли о такой популярности своей нехитрой повести, когда писал Гайдар «Тимур и его команда»?

Зачем оглядываться в прошлое?

Сейчас, в век электронных игр и Интернета, многие дети не читают книг и не знакомы с этим литературным произведением. Многие школьники даже и не слышали о знаменитой еще 20 лет назад книге, которую написал Гайдар, – «Тимур и его команда». Краткое содержание повести поможет им познакомиться с замечательной книгой, которую читали и любили их родители, дедушки и бабушки. А старшему поколению статья напомнит о любимой книге и, возможно, вызовет желание достать её с полки и вновь встретиться с полюбившимися героями, вспомнить юность и свою тимуровскую деятельность, да и просто заново пережить вместе с персонажами книги их приключения.

Аркадий Гайдар «Тимур и его команда». С чего все начиналось

Героини повести – Ольга и Женя – получили от отца телеграмму и отправились на дачу, где тринадцатилетняя Женя случайно оказалась в чужом доме, и сторожевой пёс не давал ей уйти. В ожидании хозяев девочка заснула, а проснувшись, увидела, что бдительный четвероногий сторож исчез. Затем она нашла записку от неизвестного по имени Тимур.

Читать еще:  Какая у меня пенсия сейчас. Как узнать размер своей пенсии через интернет

Девочка нашла револьвер и, играя, разбила зеркало. В ужасе она убежала из того дома, напрочь позабыв про ключи и про то, что должна была отправить телеграмму отцу с местной почты. Женя пришла к сестре, ожидая, что её хорошенько отругают. Однако незнакомая девочка принесла ей ключи и квитанцию. Телеграмма отправлена. Ко всему этому прилагается очередная записка от таинственного Тимура.

Женя попыталась узнать у сестры, кто такой Тимур. На что получила странный ответ: «Ну. это царь был такой. Завоеватель. Старый и злой». Но Женя понимает, что речь идет совсем не о том Тимуре, и так и не находит ответа на интересующий её вопрос.

Знакомство

Заинтересовала повесть, которую написал Гайдар, «Тимур и его команда»? Краткое содержание поможет вникнуть в суть произведения. Дальнейшие события развивались так: в старом заброшенном сарае, скрытом в зарослях сада, Женя обнаруживает целый штаб. Она принимается крутить штурвал, играя в бравого капитана, не зная при этом, что при помощи штурвала подаётся специальный сигнал. На сигнал прибегает целый отряд мальчишек, которые настроены весьма воинственно. Однако за девочку вступается всё тот же Тимур. Так произошло их знакомство. Он же рассказывает Жене об их отряде. О том, что они шефствуют над домами, из которых кто-то ушёл на фронт. Дома эти отмечены красной звездой, нарисованной на заборе.

Робины Гуды 20-го столетия

Группа Тимура ведёт скрытую деятельность, предпочитая не афишировать свои добрые дела. Стараясь помочь другим, ребята не думают о благодарности или о популярности. Их цель – поддержать тех, кому тяжело, в нужный момент успеть подставить плечо нуждающемуся. Настоящее мужское благородство в мальчишках описал Гайдар. Тимур и его команда – настоящие герои своего времени.

Продолжение повести. Досадное недоразумение

В роли отрицательных героев, без которых не обходится ни одна история, выступают Мишка Квакин и его компания. Мальчишки бродяжничают по дачному посёлку, совершают налёты на сады и огороды и всячески безобразничают. По нелепой случайности старшая сестра Жени Ольга, очень серьёзная и строгая девушка, видит Тимура в момент выяснения отношений с Квакиным и приходит к выводу, что Тимур – такой же хулиган и разгильдяй, а значит, нужно оградить от общения с ним младшую сестрёнку, попросту запретив ей дружить с Тимуром.

Как и многие, Ольга не знала о том, что Тимур с товарищами, не в пример группе Мишки Квакина, творят добрые дела.

О чем дальше рассказывает Гайдар? Тимур и его команда воюют с квакинскими помощниками. Они заперли дружков хулигана Мишки в будке на рыночной площади, а снаружи прикрепили плакат, глясящий, что внутри сидят ночные воришки, которые бродяжничают по садам, а ключи от будки висят позади плаката. Если кто решит выпустить воришек, пусть приглядится, нет ли среди них родни или знакомых лиц.

Ольга не верит сестре. Ссора

Находясь на даче, Ольга познакомилась с молодым человеком. Инженер Гараев приходится Тимуру дядей. Ольга гуляет с инженером Гараевым, он катает её на мотоцикле. О родственных связях её нового друга и соседа по даче с Тимуром Ольга не знает, а младшая сестра не может рассказать ей о деятельности Тимура и ребят. Это секрет. Она стала членом команды, а у них неписаное правило – тайну не разглашать.

Невзирая на запрет старшей сестры, дружба Жени с Тимуром и ребятами укрепляется. Всё становится явным, когда на празднике в парке инженер Гараев поёт, а Ольга аккомпанирует ему на аккордеоне. Тимур с Женей попадают в поле зрения сестры, и Ольга очень рассержена, что Женя ослушалась её и продолжает водиться с Тимуром. Она буквально обвиняет мальчика, что он дурно влияет на её младшую сестру и учит не слушаться старших. Гараев защищает племянника.

Все проясняется. Друг не оставит в беде

Рассердившись на инженера Гараева и сестрёнку, Ольга едет в город, где проводит время у подруги. Вернувшись в свою городскую квартиру, она находит телеграмму от отца, в которой сообщается, что он будет проездом в городе.

А Женя тем временем, повеселившись на танцах и вернувшись на дачу, вызывается посидеть с маленькой дочкой соседки. Сестра посылает на дачный адрес телеграмму, написав «срочно выезжай», но Женя видит ее только поздно вечером вместе с телеграммой папы.

На помощь в этой непростой ситуации приходит Тимур, который берет мотоцикл своего дяди, чтобы помочь Жене добраться до города. Присматривать за малышкой остаётся один из товарищей, Коля Колокольчиков – профессорский внук. Тимур рассказывает дедушке Коли об их команде, и дедушка, узнав правду, перестает сердиться на поздние вызовы внука из дома и сам приглашает его со словами: «Тебя зовёт твой товарищ». Тимур привозит Женю очень вовремя. Ей все-таки удаётся повидаться с отцом.

Момент встречи дочерей и отца очень проникновенно описал А. П. Гайдар. Тимур и его команда не бросили друга в беде, несмотря на трудности и препятствия.

Заключительный аккорд: «У него есть друзья!»

Дяде Тимура Георгию Гараеву пришла повестка из военкомата. Его тоже отправляют на фронт. В день проводов Женя из штаба подняла всех ребят по общему сигналу. Провожали Георгия с музыкой. Ольга играла на аккордеоне, а рядом шёл мальчишеский оркестр с трещотками, банками и прочими подручными «инструментами».

Читать еще:  Имена для котят из фильмов. Как назвать кота мальчика, самые интересные, оригинальные и крутые клички для котов

На станции Тимур, проводив дядю, грустит, но старается держаться молодцом. Тем не менее у мальчика проскальзывают слова о том, что он остался один. На что старшая сестра Жени, Ольга, отвечает ему, что он всегда думал о людях и люди об этом не забудут, подразумевая, что один он не останется. И Женя отвечает ему, что Тимур – не один, у него есть его друзья.

Вот такую повесть написал Гайдар. «Тимур и его команда», краткое изложение которой закончено, – яркий пример того, что благородство, мужество и дружба побеждают любые трудности.

Урок внеклассного чтения. «А.П. Гайдар. «Тимур и его команда»

Цели: Познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара; способствовать более прочному усвоению содержания повести «Тимур и его команда» через разгадывание кроссворда-логогрифа; учить добру, коллективизму, воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения; расширять кругозор учащихся, формировать устойчивый интерес к чтению.

Объявление темы и цели урока.

II. Вступительная беседа о писателе.

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904-1941) один из самых любимых и самых читаемых ребятами писатель, признанный классик детской литературы. Юные годы писателя прошли в г. Арзамас Нижегородской области. Этот период его жизни в художественной форме описан в автобиографической повести «Школа».

В 1919 году А.Гайдар после окончания курсов получил звание «красного командира», в 15 лет командовал ротой, а в 17 лет — полком. А.Гайдар сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 году по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.

Почти все произведения А.Гайдара предназначены для детей, от первой повести «Р.В.С.» 1926) до последних произведений: «Тимур и его команда» (1940) и «Горячий камень» (1941).

С самого начала Великой Отечественной войны А.Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В июле 1941 года А.Гайдар был послан на фронт корреспондентом «Комсомольской правды». Он остался на Украине, временно захваченной фашистами, сражался в партизанском отряде и погиб героической смертью в бою, спасая товарищей.

После войны прах писателя был перенесен в г. Канев и захоронен на берегу Днепра. На могиле Гайдара установлен памятник.

У: Вы все к уроку прочитали повесть А.П.Гайдара, которая называется :

Д: (хором) «Тимур и его команда».

III. Разгадывание кроссворда-логогрифа.

Начнем работу над повестью с заполнения кроссворда-логогрифа.

1. Фамилия Тимура? (Гараев.)

У: С кем жил Тимур на даче?

Д: Тимур жил на даче с дядей Георгием.

2. Знак, вышитый на темно-синей безрукавке Тимура? (Звезда.)

У: На какие дома ставили звезды ребята из команды Тимура?

Д: Если на воротах нарисована звезда, значит, из этого дома человек ушел в Красную Армию, и дом находится под охраной и защитой команды Тимура. А если лучи звезды обведены широкой черной каймой, значит красноармеец из этого дома погиб.

3. Командный пункт Тимура? (Чердак.)

У: Что обнаружила Женя на чердаке?

Д: Женя обнаружила, что чердак обитаем. На стене висели мотки веревок. Фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками. Тут же стоял перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел самодельный телефон.

4. Учреждение, которое искала Женя, когда сошла с поезда? (Почта.)

У: Зачем Женя искала почту?

Д: Ей нужно было отправить телеграмму папе.

5. Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов. (Квакин.)

У: Как проводила время шайка Михаила Квакина?

Д: Шайка Квакина совершала по ночам налеты на сады мирных жителей, а днем гуляла и играла в карты «на тычка», «на щелчка», «на оживи покойника».

6. Воинское звание Жениного папы? (Полковник.)

7. Договорите слово:

— Гром и стук раздался по площади. Шарахнулись и остановились идущие с поезда прохожие. Стук и вой повторился. Загорелись огни в окнах соседних дач. Кто — то включил свет над ларьком, и столпившиеся люди увидели над палаткой такой: (Плакат.)

У: Найдите в тексте и прочитайте содержание плаката.

Д: Прохожие, не жалей! Здесь сидят люди, которые трусливо по ночам обирают сады мирных жителей. Ключ от замка висит позади этого плаката, и тот, кто отопрёт этих арестантов, пусть сначала посмотрит, нет ли среди них его близких или знакомых.

8. Какое слово пропущено?

«Спрашивать позволения было не у кого, дядя ночевал в Москве. Тимур зажёг фонарь, взял топор, крикнул собаку Риту и вышел в сад. Он перевёл взгляд с топора на замок. Да! Он знал — так делать было нельзя, но другого : не было. (Выхода.)

— Кратко перескажите, что было дальше.

У: Какое слово было спрятано?

IV. Словарная работа

У: Объясните значение слова характер.

Выслушиваются ответы детей.

У: Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. О характере часто говорят: сильный, волевой, твердый, смирный.

— Где в повести встречается слово характер?

Д: В начале повести Женя, глядя на своё отражение в зеркале думала: «Хорошо! Пусть Ольга старше и пока её нужно слушаться. Но зато у неё, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.

:- Оля, — вставая, сказал отец, — я не знаю, я не верю, чтобы Женька могла попасть в плохую компанию, чтобы её испортили, чтобы ею командовали. Нет! Не такой у неё характер.(чтение всего диалога, где ещё идёт речь о характере Жени.)

Читать еще:  Пенсия работающим военным пенсионерам. Информация о дополнительных выплатах военным пенсионерам Как повысят военные пенсии в году

(Если дети обратят внимание на разговор о козе с характером, можно сказать, что и козы бывают с характером.)

У: На страницах повести встречается слово благородство. Как вы понимаете значение этого слова?

Д: Благородство — высокая нравственность, самоотверженность, честность.

У: Почему доктор Колокольчиков считал, что его внуку не хватает благородства?

Д: Он съел 4 порции мороженного и не поделился с младшей сестрой.

У: Какие слова часто говорил доктор Колокольчиков?

Д: Труд облагораживает человека.

У: Как Гайдар А.П. называет Гейку и Колю, которые принесли ультиматум Мишке Квакину и его компании?

У: Как поступила компания Мишки Квакина с парламентерами?

Д: Парламентеров заперли в часовне.

У: Объясните значение слова парламентер?

Д: Парламентер — официальное лицо посланное от одной из воюющих сторон для переговоров с неприятелем.

У: Знаете ли вы значение слова ультиматум?

Выслушиваются ответы детей.

У: Ультиматум — это решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа. А как объяснил значение этого слова Квакину бритоголовый Алёшка?

Д: «Ультиматум — это такое международное слово. Бить будут».

У: Найдите в повести и выразительно прочитайте содержание ультиматума?

Д: Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину и его гнусно прославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой, а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум.

Ввиду того, что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех, на которых стоит звезда с траурной каймою вам трусливым негодяям, мы приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусно подобной личности Фигуре явится на место, которое им гонцами будет показано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки.

А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий.

V. Вопросы для самых внимательных читателей.

У: Украли! А какая была коза!

Ну, ______, а не коза________!

— У _______ рогов не бывает.

— Какое слово я пропустила?

У: Кто и кому с обидой сказал слова: «Я тебе не грузовик, не конь и не трактор!» ?

Женя Оле, когда она послала ее за водой.

У: Кому принадлежат слова и по какому поводу они были сказаны? Взялся сделать — сделай хорошо!

Д: Так сказал Тимур Коле Колокольчикову, когда тот некрасиво нарисовал звезду, на доме молочницы под №25.

У: Что и когда сказал Коля Колокольчиков о солдатской службе?

Д: Когда Тимур поднял его ночью и послал к Жене охранять спящую девочку, Коля Колокольчиков сказал: «Эх, и тяжела ты, солдатская служба! Нет тебе покоя днем, нет и ночью!»)

У: Что говорится в повести об эхе?

Д: Письма и телеграммы были теплые и ласковые. Они звучали издалека, как лесное эхо, которое никуда путника не зовет, ничего не обещает и все же подбадривает и подсказывает ему, что люди близко и в темном лесу он не одинок.

VI. Вопросы и задания по тексту.

У: Почему Оля невзлюбила Тимура? С чьей легкой руки это произошло?

Д: Оля невзлюбила Тимура, так как видела его, когда он разговаривал с Квакиным, а молочница сказала, что эти мальчишки грабят сады:

У: Дядя сказал, что дела у Тимура темные, а чем же на самом деле занимался Тимур?

О добрых делах дети рассказывают по рисункам, где дети носят воду и наполняют бочку, мальчишки складывают дрова в поленницу, Женя играет с маленькой дочерью погибшего лейтенанта Павлова, возвращение домой пропавшей козы Маньки.

У: Ребята, чем вам понравилась повесть Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда»?

Д: Главные герои книги такие же дети как мы:

У: Какие слова сказала Оля Тимуру в конце повести?

Д: «Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».

У: Герой книги Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со сверстниками окружал большой заботой тех кого должны были оставить отцы и братья ушедшие в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, обаятельный мальчуган. Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только познакомились с повестью «Тимур и его команда». Мне очень хочется ребята, чтобы вы росли такими же добрыми и отзывчивыми как Тимур и его друзья.

Вскоре после выхода повести «Тимур и его команда» появилось новое слово тимуровцы. Оно осталось в языке нашего народа и хранится как пример чудесного выражения любви к Родине и деятельной заботе о ней молодых патриотов.

20 января 2005 года в нашем городе Старый Оскол состоялся V слёт активистов детского движения города и района. Проходил он под девизом «Твори добро» и было на нём принято решение: возродить тимуровское движение. В феврале 2005 года на заседании большого совета ДО «Содружество» нашей 19 школы было принято решение на базе штаба «Память» создать тимуровский отряд «Память», в состав которого вы можете войти, когда перейдёте в 5 класс.

В сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны четырнадцать действующих лиц повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда». Кто из вас найдёт больше персонажей?

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3017968-gajdar-timur-i-ego-komanda-kakaja-glavnaja-mysl.html
http://www.syl.ru/article/205892/new_arkadiy-gaydar-timur-i-ego-komanda-kratkoe-soderjanie
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/532660/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector